varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра



В прошлой части я рассказал о колорите Кишинёва и о месте, где начинался город. Теперь расскажу о привокзальном районе: хотя вокзал давно уже не назвать "главными городскими воротами", он всё-таки интересен и сам по себе. От вокзала, изначально располагавшегося в пригородном селе Мунчешть, и начнём прогулку по центру, которая растянется на несколько постов.


Молдавия в целом - страна не железнодорожная, хотя паровозный гудок услышала одной из первых в бывшей Российской империи - в 1865 году, когда от станции Раздельная на магистрали Петербург-Одесса появилось ответвление к селу Кучурган. К 1867 году дорогу дотянули в Тирасполь, к 1871 - в Кишинёв, а к 1877 году железные дороги Российской империи сомкнулись с железными дорогами Румынии (начавшимися, в свою очередь, в 1869 году с линии от Бухареста к дунайскому порту Джурджу). Ныне общая протяжённость молдавских железных дорог целых 1328 километров, но во-первых в стране нет ни одной электрифицированной линии, а во-вторых поезда в Молдавии ходят недаекватно медленно - так, в Атаки из Кишинёва на автобусе можно доехать часа за 3, поезд же идёт около 8 часов, делая крюк через пограничные Унгены на Пруте. Тем не менее, сами поезда в довольно приличном состоянии, в фирменном поезде, которым я ехал в Киев, в каждом плацкарте висело собственное зеркало. И если в 2004 году (когда я ехал кишинёвским поездом из Москвы в опять же Киев) проводница, одна на вагон, ночью спала, а пассажиры сами открывали и закрывали дверь на станциях, сейчас на Calea Ferată din Moldova железный порядок.

1а.


Но о второстепенности железной дороги говорит хотя бы тот факт, что большинство кишинёвских маршруток, проезжающих мимо вокзала, пересекают привокзальную площадь по дальнему краю, и сколько раз проезжал мимо - даже не было желающих войти или выйти. По этой причине я в первый день проехал мимо вокзала и шёл пешком от соседней остановки... половина пути пролегает через блошиный рынок:

2.


Надо заметить, что такой вот стихиной торговли а ля "начало 1990-х" в молдавской столице не так уж и много - но почти вся она сконцентрирована именно вокруг вокзала:

3.


Краешек привокзальной площади. Обратите внимание на печную трубу, торчащую из стены дома. Прежде я видел такие картины в городах Казахстана, но там это реликты 1990-х, когда по всей стране было уничтожено ЖКХ и в противном случае был риск замёрзнуть. В Молдавии ЖКХ работает исправно, но очень дорогое - на кварплаты здесь уходит около 300$ в месяц, что примерно соответствует средней зарплате и далеко превосходит пенсию. Поэтому даже в больших городах нашлись те, кто перешёл на автономное отопление - хотя там, конечно, не печка-буржуйка, а газовый котёл с вытяжкой.

4.


Привокзальная площадь тиха и запущена, хотя когда-то из 4 трамвайных маршрутов 3 имели здесь конечную... но как уже говорилось, с 1961 года в Кишинёве нет и трамвая:

5.


Перед вокзалом стоит памятник жертвам репрессий, а вернее его "заготовка" - таких камней на месте (пока?) не поставленных памятников по Молдове немерено. С памятником мирно уживается бульвар Гагарина, пересекающий площадь на другой стороне:

6.


Когда был построен вокзал, так на глаз и не скажешь, по крайней мере я, впервые увидев его на фотографиях, подумал было - румынский:

7.


На самом деле - в 1948-49 годах, и пожалуй это лучший образец сталианса во всей Молдове. А всего-то - котелец и тройные арки! Удивительно, как легко сталинский стиль приспосабливался к любой местности.

8.


Изначальный вокзал (1871) выглядел так, и до войны простоял в почти первоначальном облике, однако в войну его разрушали дважды - Красная Армия при отступлении и американская авиация в 1944 (когда они совершили несколько мощных налётов на Румынию, в том числе выбив снабжавшие Германию нефтепромыслы Плоешти). Лучше американцев бомбить города ещё никто не научился, поэтому вокзал после войны можно было только построить заново.

8а.


Когда на фасаде советский герб был заменён молдавским, я не знаю - но выглядит так, будто бы "всегда так было":

9.


В 2003-2005 годах вокзал прошёл капитальную реконструкцию, а пассажиропоток здесь маленький - и потому это едва ли не самый цивильный из крупных вокзалов, что я видел. Интерьеры его, как и вся Молдавия, миниатюрны и камерны:

10.


Кассовый зал. Дальние поезда отсюда ходят в Москву, Петербург, Бухарест, Одессу и Окницу, пригородные - в Унгены, Бесабарябску и Бендеры. В общем, это не столько транспортный узел, сколько сервис-центр CFM.

11.


Но - это к вопросу о дисциплине на "железке" - никакой торговли и аренды. Вокзал тут - это на 100% вокзал, внутри даже ларёк-то всего один, а обменники все на привокзальной площади. Зато есть такой вот очаровательный макет в кассовом зале - рискну предположить, на случай если кто пришёл с детьми. Изображённая здесь железная дорога - явно на территории Румынии:

12.


Теперь выйдем на платформу. Не помню, когда я последний раз видел такую чистоту на вокзале:

13.


И вот тут-то становится видна главная фишка Gara din Chişinău - настоящий дебаркадер! Я был уверен, что все существующие в бывшем СССР декабркадеры находятся в Москве (Киевский, Казанский вокзалы), Питере (Витебский), Львове и Калининграде, но кто-то догадался оснастить таким и Кишинёв... причём не в советское время, а в 2003 году, во время уже упомняутой капитальной реконструкции:

14.


Дебаркадер здесь не очень высок и не слишком широк, накрывая всего два пути - но зато тянется на 300 метров, что немногим меньше, чем у Киевского вокзала в Москве. По вечерам на ярко освещённых платформах очень уютно.

15.


К слову, на платформах висят знаки, запрещающие курить, пить и сорить - но о запрете фотосъёмки ничего не сказано. Тем не менее, полицейские в чёрной форме патрулирует тут непрерывно, и при мне уволокли в отделение курильщика.

16.


Главный вход почему-то перманентно закрыт, а барельеф рядом с ним рассказывает вовсе не о революции и не об освобождении города от немецко-фашистских захватчиков, а о русско-турецкой войне за освобождение Болгарии - именно из Кишинёва выступила на Балканы наша армия, и памятников этому событию в городе несколько.

17.


У другой оконечности вокзала, отделённый от платформ забором (то есть формально к CFM не относящейся), внезапно снова обнаруживается блошиный рынок:

18.


19.


Заползающий на виадук:

20.


И смыкающийся с базаром за путями. За базаром - промзона вдоль железки и Бычка, в том числе крупнейший в Советском Союзе и вполне живой ныне табачный комбинат:

21.


На виадук я залез, само собой, чтобы оттуда поснимать. Вот такой вид открывается в противоположную вокзалу сторону. "Дом с ушами", одно из самых запоминающихся кишинёвских зданий - это ТЦ "Атриум", который начали строить ещё в 1980-е, лет 20 он простоял полузаброшенным, и лишь в этом году наконец был доведён до ума. Тем не менее, вид у него какой-то очень кишинёвский, и я уже видел путевые заметки, в которых он представлялся чуть ли не символом города. В эту же сторону, за поворотом, находится отдельный пригородный вокзал.

22.


Дебаркадер, одно из зданий вокзала, блошиный рынок и паровоз-памятник, поставленный всё в том же 2003 году:

23.


Общий вид дебаркадера. Вдалеке чернеет ещё один видаук, на который я также решил подняться:

24.


Пройти к нему можно по мрачноватой улочке с прижелезнодорожными учреждениями:

25.


Включая местный аналог ЛОВД:

26.


А видны с него дореволюционные постройки грузовой станции:

27.


И депо:

28.


Обратите внимание на оранжево-красный дизель Д1 - это типовая расцветка молдавского пригородного поезда, такие я видел в глубинке несколько раз. Есть тут теоретически и ещё кое-что - молдавский аналог "Сапсана", "Хундаев", "Тулпара", модернизированный в Румынии дизель-поезд ходит в Унгены, но мне на глаза не попадался:

29. Из румыноязычной википедии.


С другой стороны - собственно вокзал:

30.


Одна из самых красивых станций, что я только видел:

31.


От второго виадука (который расположен дальше от центра) недалеко до Троицкой церкви (1852), которую скрывает густая зелень - издалека только главка блестит. Изначально это был храм пригородного села Мунчешть, о котором теперь напоминает только параллельная железной дороге Мунчештская улица. Вокруг церкви большое кладбище, и говорят, до 1960-х годов там стоят румынский мемориал всем солдатам, погибшим в Первой Мировой войне.

32.


Ещё одно примечательное здание в привокзальном районе - это ДК Железнодорожников, построенный на рубеже 1970-80-х уже упоминавшимся в прошлом посте Семёном Шойхетом. А ведь можно подумать, что конструктивизм, причём не румынский, а скорее харьковский:

33.


Фонтан у ДК:

34.


Осмотрев вокзал, мы с присоединившимя Александром v_st направились в сторону центра. Напротив вокзала - вот такие вот сталинки:

35.


У подножья гостиницы "Космос", уже мелькавшей на заднем плане - памятник "бессарабскому разбойнику" Гришке Котовскому (1954), наверное самому популярном герою советского Кишинёва. Площадь ныне переименована в честь писателя начала 19 века Константина Негруцци, сам памятник периодически грозятся снести - но он безусловно очень удачен сам по себе:

36.


По короткому и крутому бульвару Негруцци, застроенному в основном многоэтажками, можно подняться на площадь, ныне отмеченную на карте как Объедённых Наций - хотя сомневаюсь, что хоть один человек в Кишинёве в обиходе называет её так. На площади - памятник освбодителям Кишинёва, в народе известный как "Мест нет!", так как на заднем плане стоит главная городская гостиница:

37.


С другой стороны - Молдавская академия наук, а впереди... Бульвар Негруцци, пересекая площадь, становится бульваром Штефана чел Маре (Стефана Великого) - главной улицей Кишинёва, которой я посвящую отдельный (следующий) пост:

38.


Но сначала пойдём налево, по Чуфлинской улице - почти на заднем дворе академии наук находится и Чуфлинская церковь (1854-58), одна из самых больших в Кишинёве:

39.


На самом деле она посвящена святому Феодору Тирону, но как и многие кишинёвские храмы (вроде уже показанной в прошлом посте Мазаракиевской церкви), имеет народное название по фундатору. Братья Анастасий и Феодор Чуфли были греческими купцами из Эпира, бежавшими в Россию во время Греческого восстания 1821-32 годов (ведь что в итоге Греция станет независимой, было совсем не очевидно!), и сделавшими карьеру уже в молодом Кишинёве. Феодор умер в 1854 году, а Анастасий в память о нём и построил Чуфлинскую церковь. Впрочем, в нынешнем виде церковь перестроена в 1870 году, а с 2002 года это и вовсе едва ли не единственный в Кишинёве женский монастырь (городских монастырей в Молдове вообще очень мало, в отличие от загородных):

40.


За Чуфлинской церковью вниз круто уходит изогнутая улица - на самом деле это улица 31 Августа, одна из главных в старом городе, но здесь её непарадная часть:

41.


По ней полкилометра до Польского кладбища - то есть, католического:

42.


Причём основную массу кишинёвских католиков составляли отнюдь не поляки (хотя в дальней части кладбища есть очень красивая часовня Огановичей-Демьяновичей, к которой мы не дошли), а армяне - ведь армяно-католическая церковь наряду с армяно-григорианской существует с 1152 года, являясь чуть ли не древнейшей формой униатства.

43.


Потому и примыкает к кладбищу не костёл, а Ново-Армянская церковь (1912-16), в 1940 году сильно повреждённая землетрясением (Кишинёв тогда вообще сильно тряхнуло), в послевоенное время принадлежавшая римо-католикам:

44.


Ныне церковь вновь армянская - одна из двух действующих в Кишинёве (старо-армянский собор я показывал в прошлой части), при ней же действуют армянские культурный центр и воскресная школа. Камень у ворот - могила некоего Бориса Багдасарова (1837-1912), со смертью которого, вероятно, и связано строительство этой церкви.

45.


Помимо двух храмов, "армянский след" в Кишинёве продолжает крупнейшее в городе и давно уже общеправославное Армянское кладбище, но к нему мы дойдём нескоро. Пока вернёмся на площадь у Академии Наук и пойдём по бульвару Штефана чел Маре. В следующей части.

46.


МОЛДАВИЯ-2012
Вступление. Самый солнечный ноябрь в моей жизни.
О Молдавии в общем.
Прошлое. История и архитектура.
Вечное. Молдавия сельская.
Настоящее. Люди и реалии.
Северная Молдова
Ворота Молдовы. Могилёв-Подольский (Украина) и Атаки.
Рудь. Село, монастырь, городище и объект ЮНЕСКО.
Сорока. Крепость и окрестности.
Сорока. Старый город.
Сорока. Цыганова гора.
Монастыри Днестра. Жабка.
Монастыри Днестра. Сахарна.
Кишинёв
Случайная столица. Городской портрет.
Вокзал и начало центра.
Бульвар Штефана чел Маре.
Нижний центр.
Верхний центр.
Два музея и ВДНХ.
Окраины.
Поездки из Кишинёва.
Кодры. Святой Георгий и Кондрица.
Кодры. Кэприяна.
Кодры. Ворничаны и Городиште.
Бельцы. Центр.
Бельцы. Предместья.
Старый Орхей. Поверху.
Старый Орхей. Понизу.
Старый Орхей. Бранешты.
Новый Орхей.
Чимишлия. Простой молдавский городок.
Гагаузия. Комрат.
Гагаузия. Бешалма.
Варницкий анклав.
Приднестровье
Варницкий анклав.
Приднестровская Молдавская республика. В общем.
Бендеры. Крепость.
Бендеры. Мемориалы.
Бендеры. Старый город.
Тирасполь. Столица непризнанной страны.
Рыбница.
Рашково.
Строенцы.
Кицканский монастырь.
.

Tags: Молдавия, дорожное, транспорт
Subscribe
promo varandej июнь 5, 10:19 29
Buy for 500 tokens
Между знойным и горячим Закавказьем, - весенним Азербайджаном (+Иран) и осенней Арменией (+Грузия и Турция), - самое время съездить на Север, охладиться там физически и морально. Через десять дней я отбываю в Мурманск, чтобы обойти Кольский полуостров на теплоходе "Клавдия Еланская",…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →