varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Бельцы. Часть 2: предместья



Продолжаю рассказ о Бельцах - "северной столице" Молдавии, заповеднике румынской архитектуры межвоенной поры и просто городе, очень богатом на сюрпризы. В прошлой части мы осмотрели центр, теперь я покажу район Бельцкого университета и два железнодорожных предместья с вокзалами - Пэмынтень и Слободзея.

...Чтобы закрыть уже тему бельцкого центра, для начала покажу университет, до которого от бульвара Стефана Великого полкилометра по улице Пушкина. Приближение университета выдаёт довольно своеобразная торговля:

2.


3.


А дальше начинаются монументального вида корпуса (1934-36) - о первоначальном назначении этих зданий я информации так и не нашёл, кроме одной картинки, где одно из них подписано как "liceul de fete", то есть "лицей для девочек". При этом для одного лицея в не самом большом городе комплекс явно великоват, так что возможно это было что-то вроде лицейского городка. Во всяком случае, образовательный характер этих зданий виден невооружённым глазом, но университет здесь был основан в 1945 году - всё же на год раньше, чем в Кишинёве (простите за допущенную там ошибку).

4.


Архитектура разнообразна - два корпуса напоминают сталинки, особенно 6-й с кадра выше (занят факультетом психологии), чуть в меньшей степени 2-й (занят физматом). Вдоль 6-го корпуса тоже стоило бы пройти (чего я не сделал) - там находится функционалистическое здание библиотеки, считающейся едва ли не лучшей в Молдове.

5.


Самый запоминающийся 1-й корпус тоже принадлежит физмату, и судя по старым фотографиям, после войны он был заметно перестроен - а изначально напоминал самый ранний советский конструктивизм:

6.


Бельцкий университет с 1992 года имени Алику Руссу - румынского поэта первой половины 19 века, знаменитого в том числе тем, что впервые записал "Миорицу", едва ли не ключевое произведение молдавского фольклора с очень характерным для здешней культуры сюжетом. Памятник ему - перед корпусом филфака:

7.


В кампусе кипит жизнь:

8.


Факультет иностранных языков, считающийся лучшим в Молдове (а насколько такая специальность здесь актуальна, догадаться нетрудно), мне запомнился в первую очередь архитектурой. Только посмотрите на эти балконы, похожие на скобы или ручки! На заднем плане слева общага, справа экономико-юридический факультет:

9.


Правее - слева задворки филфака (правда, на первых этажах какая-то мастерская), справа свежепостроенный новый корпус. В общем, бельцкий университет производит очень хорошее впечатление, хотя конечно о качестве его образования судить не берусь.

10.


Между новым корпусом и экономическим факультетом вклинился ещё и факультет теологии - видел подобное ещё в Черновцах, да и вообще, кажется, в западных районах постсоветского пространства этим уже никого не удивить. Ну а с другой стороны от теофака, на улице 31 Августа - самая крупная из бельцких церквей, собор Константина и Елены (1924-35):

11.


Вид очень впечатляющий, и разом вызывающий ассоциации с Румынией и Византией. Всё-таки не зря Молдавия - несостоявшийся Третий Рим:

12.


Во дворе несколько троиц и очень красивый колодец. Особенность и собора, и колодца - кручёные колонны. Всё-таки мне очень нравится румынская архитектура, особенно её "национальный" вариант. Это всегда цепляет: "как у нас, но по-другому".

13.


Факультет экономики и права с обратной стороны - здание тоже новое:

14.


По улице 31 Августа вернёмся на проспект Стефана Великого... и пойдём за него, мимо вон той высотки (подозреваю, в советское время её занимал какой-нибудь НИИ или КБ):

15.


А за проспектом, как уже говорилось в прошлой части, начинется промзона, тянущаяся до железной дороги:

16.


17.


Централен в ней масложиркомбинат, судя по запаху и названию выпускающий подсолнечное масло. Надо заметить, воняет премерзко - как оно пахнет, когда горелое, думаю, все знают, и вот тут такой запах стоит плотно и непрерывно:

18.


В закутке - небольшой ДК. А с обратной стороны улицы - заброшенные бетонные цеха завода "Реут", что-то делавшего для советской оборонки.

19.


Так я и вышел к Западному вокзалу, он же Бельцы-Город и Бельцы-Пэмынтень. Таких вот небольших румынских вокзальчиков в Молдавии очень много - даже не ясно, почему несмотря на отсутствие военных разрушений, они столь массово строились в 1920-30-е годы. Как бы то ни было, в Бельцах сейчас главная станция - Слободзея, а этот вокзал второстепенный.

20.


Здесь у меня приключился довольно неприятный эпизод. На почти безлюдной платформе ко мне подошёл милиционер, потребовал документы и потребовал пройти в свой кабинет. Наверное, надо было развернуться и молча уйти, или требовать консула, или ещё что-нибудь, но я малость впал в ступор. Дальше вполне уже традиционный разговор: "Кто дал вам право проводить фотосъёмки на железных дорогах республики? Вы понимаете, что так как вы не являетесь ни гражданином Молдовы, ни аккредитованным журналистом, это может быть классифицировано как шпионаж?". Я, конечно, старался сохранять спокойствие, но всё же потерять материалы ещё одного путешествия мне крайне не хотелось. Впрочем, вызывать кого-либо мент не спешил: "Как по-Вашему, что мне с Вами делать? Отпустить предлагаете? Вам придётся меня об этом очень красиво попросить!". В общем, на что он намекает, я понял уже к середине разговора, но предлагать взятку я бы не стал ни при каких обстоятельствах, а менту, видимо, было принципиально, чтобы я предложил именно я. В итоге сцена длилась минут 10, и наконец он нашёл подходящую формулировку: "Вы нарушили закон, поэтому предлагаю оформить штраф лейчиков на 200". Двухсот леев у меня не было, точнее были не в наружном кармане, но нашлось 500 рублей. На том и разошлись со словами "Не буду вас задерживать, протокол составлю сам". Наверное, повоевать, начав как минимум со звонков кишинёвским товарищам, можно было... но чёрт возьми, после истории в Казахстане у меня просто не было на это нервов. Да, закона я не нарушал, но ребята из СИБ, которых он мог бы вызвать, вполне могли бы нарушить его сами - только уже в отношении меня. И конечно таки да, я в курсе об опыте puerrtto, который любого ментам в любой стране мира быстро и красиво ставит на место, но я так не умею...
Ну а всем остальным мораль - полицейский произвол в Молдавии есть, причём замешанный не на паранойе, а на алчности... но (после Джунгарских ворот) "...ворюга мне милей, чем кровопийца". И ещё, на всякий случай - дело было около полудня в понедельник 5 ноября.

Вид в сторону Унгенов, вдалеке труба ТЭЦ, вполне возможно, что самая высокая в Молдове:

21.


Вид в сторону Слободзеи. Вон по тому мостику буду возвращаться. На заднем плане - уже упомянутый "Реут":

22.


Подсолнечный завод целиком:

23.


С обратной стороны - внушительного размера элеватор. Бельцы по молдавским меркам очень даже индустриальны:

24.


За вокзалом - район Пэмынтень, обыкновенная окраина:

25.


А на окраинах Бельц много вот таких вот сталинских малоэтажек, облицованных котельцом:

26.


Забрёл же я сюда отнюдь не случайно - в дальней части района, на улице Каля Ешилор, находится едва ли не самая интересная из румынских церквей в Бельцах - Параскевы Пятницы (1924-34):

27.


Настоящая "пьяная церковь"! Другая подобная есть в Черновцах, и считается там одной из главных достопримечательностей. "Пьяные церкви" - это уже чисто румынская, точнее даже валашская специфика - их общим предком был  Успенский епископский собор (1526) в древней столице Куртя-де-Арджеш, для Румынии играющий ту же роль, что разом собор Василия Блаженного и Успенский собор Московского кремля - для России. Как я понимаю, сделать барабаны "кручеными" не так-то просто, поэтому "пьяных церквей" немного и каждая из них - достопримечательность. До поездки в Бельцы я думал, что на постсоветском пространстве такая есть только в Черновцах, но бельцкая - едва ли не красивее.
UPD: как мне пояснил в комментариях serega2007us, в бельцких предместьях есть ещё одна такая церковь - в селе Реуцел, вплотную примыкающем к Бельцам по железной дороге в сторону Унген (то есть за ТЭЦ). Вполне возможно, что есть и четвёртая, и пятая, и не знаю какая ещё "пьяные церкви" в бывшем СССР.

28.


Но дело в том, что здесь с 1923 по 1935 годы служил епископом Хотинской епархии Виссарион (Пую), прежде два года бывший епископом Арджешским. Пую - личность в истории очень противоречивая: после Бельц он возглавлял Буковинскую епархию в Черновцах, и наконец в 1942-43 - митрополит Траснистрийский и Одесский: ведь румыны, заняв Траснистрию, ещё и запретили там деятельность других православных церквей. Уж не знаю, чем конкретно так провинился там Пую (вариантов было много), но в послевоенной Румынии его приговорили к смертной казни, однако он успел эмигрировать и до самой смерти в 1964 году служил в Румынской православной церкви За Границей в Париже. Тем не менее, в современной Молдове епископ Виссарион персонаж популярный, улицы его имени есть во многих городах... и если бы я прошёл пару сотен метров по улице Виссариона Пую от церкви - увидел бы ещё и очень красивое здание Хотинской епархии (1924-34), но я его каким-то образом упустил, поэтому фотография из википедии:

29.


В скверике напротив церкви я минут 20 сидел и приходил в себя после случая на вокзале. Ерунда, конечно, и можно было его приструнить. С другой стороны - а вдруг бы не справился? Прогнулся я в первую очередь чтобы не рисковать отснятыми фотографиями, поэтому если вам случившееся кажется предосудительным - бойкотируйте эту серию и забудьте всё увиденное в прошлых постах. Но вот что странно - с гопниками общаюсь прекрасно, располагаю их к себе без особого труда, по предотвращённым дракам я наверное уже чемпион России... а вот с ментами совершенно теряюсь. Так и звучит до сих пор в ушах голос одного коллеги-путешественника: "Не умеешь с ними разговаривать - езди в Европу!".

30.


По улицам Пэментени я направился обратно в центр. По дороге встретилось немало интересного. Вот скажем образец местного особняка - котелец и деревянные фрагменты в "понтовой архитектуре" Молдавии не такая уж редкость:

31.


Много здесь и частного сектора межвоенной эпохи:

32.


33.


Магазин, опять же явно построенный при румынах. Интересно, что в этом здании было изначально?

34.


Вбок от улицы Децебала отходят вот такие вот переулочки - гора очень пологая, и я сам не заметил, как оказался на такой высоте:

35.


Внизу пруд на Реуте и гребной канал, за которыми начинается Слободзея:

36.


На перемычке - Пищевой комбинат, выпускающий продукты от спирта и минералки до майонеза и горчицы:

37.


Чуть-чуть виден и центр, Никольский собор (1791-95), который в прошлой части я охарактеризовал как "самую интересную неподземную церковь Молдовы" - у него очень много интересных особенностей.

38.


Снова пересёк железную дорогу:

39.


И мимо цехов полузаброшенного "Реута" вернулся на проспект:

40.


41.


А с проспекта поехал на троллейбусе в Слободзею. Бельцы - вообще город очень троллейбусный, хотя машины в основном неновые (но и не "Шкоды" 1960-х годов):

42.


Из центра в Слободзею ведёт ответвляющиаяся от проспекта улица 1 Мая, на которой снят и верхний кадр, и вот этот образчик современного креатива, при виде которого я вспомнил понятие "вульгарная латынь":

43.


Пересекая Реут, улица меняет название, становясь Киевской - и прошивает Слободзею почти насквозь:

44.


Слободзея - это по-нашему Слободка. Бывшее пригородное село, ныне занимающее около 1/3 Бельц. В Слободзее есть и многоэтажки, но местами попадаются вполне сельские хатки:

45.


Столь же типична для сельской Молдовы и миниатюрная Успенская церковь (1884) на той же Киевской улице, единственная в Бельцах царской эпохи. В дальней части Слободзеи есть церковь Михаила Архангела (1934) в стиле средневековой Молдавии - но она уж совсем на выселках.

46.


В основном же Киевская выглядит так, и чем-то неуловимо напомнила мне окраины сибирских городов:

47.


47а.


Странная деревянная будка - вряд ли конечно, но вдруг 1930-х годов? Румынское гражданское деревянное зодчество - это для меня что-то новое!

48.


Очень красивая сталинка с местными мотивами:

49.


В конце площадь с памятником жертвам репрессий, а за площадью - вокзал Бельцы-Слободзея (он же Северный, он же Главный) 1970-х годов постройки.

50.


Интересно, что основная станция располагалась здесь изначально, с 1894 года, с типичным для железных дорог Российской империи вокзалом. Вообще же, лучшим "заповедником" этой архитектуры в Молдове считается Окница, расположенная неподалёку от приграничных Атак - только в направлении на Черновцы.

50а.


Здесь (хотя на меня тоже поглядывал мент) я всё-таки влез на виадук и сфоткал общий вид станции. Проходивший мимо человек, явно сотрудник железной дороги, резко спросил "Зачем вы фотографируете?", на что я спокойно ответил "На память!" и прибавил шагу. Спустя неделю я проезжал обе эти станции поездом по дороге в Киев, но благополучно их проспал.

51.



И в общем, для гостя с северо-востока Бельцы - претендент на звание "самого интересного города Молдовы": Кишинёв конечно большой, но после Одессы или Харькова не удивляющий; Сорока - древняя и сюрриалистичная, и интересна совсем по-другому. Программу-минимум по Молдове я бы представил так: Кишинёв - Орхей - Бельцы - Сорока.

Далее - 4 части о поездки в Кодры: монастыри, деревянные церкви и молдавская глубинка как есть.

МОЛДАВИЯ-2012
Вступление. Самый солнечный ноябрь в моей жизни.
О Молдавии в общем.
Прошлое. История и архитектура.
Вечное. Молдавия сельская.
Настоящее. Люди и реалии.
Северная Молдова
Ворота Молдовы. Могилёв-Подольский (Украина) и Атаки.
Рудь. Село, монастырь, городище и объект ЮНЕСКО.
Сорока. Крепость и окрестности.
Сорока. Старый город.
Сорока. Цыганова гора.
Монастыри Днестра. Жабка.
Монастыри Днестра. Сахарна.
Кишинёв
Случайная столица. Городской портрет.
Вокзал и начало центра.
Бульвар Штефана чел Маре.
Нижний центр.
Верхний центр.
Выше центра. Парки и кладбища.
Окраины.
Поездки из Кишинёва.
Кодры. Святой Георгий и Кондрица.
Кодры. Кэприяна.
Кодры. Ворничаны.
Кодры. Городиште и Страшены.
Бельцы. От автостанции к центру.
Бельцы. Университет и предместья.
Старый Орхей. Поверху.
Старый Орхей. Понизу.
Старый Орхей. Бранешты.
Новый Орхей.
Чимишлия. Простой молдавский городок.
Гагаузия. Комрат.
Гагаузия. Бешалма.
Варницкий анклав.
Приднестровье
Варницкий анклав.
Приднестровская Молдавская республика. В общем.
Бендеры. Крепость.
Бендеры. Мемориалы.
Бендеры. Старый город.
Тирасполь. Столица непризнанной страны.
Рыбница.
Рашково.
Строенцы.
Кицканский монастырь.
.
Tags: Молдавия, дорожное, транспорт
Subscribe
promo varandej июнь 5, 10:19 29
Buy for 500 tokens
Между знойным и горячим Закавказьем, - весенним Азербайджаном (+Иран) и осенней Арменией (+Грузия и Турция), - самое время съездить на Север, охладиться там физически и морально. Через десять дней я отбываю в Мурманск, чтобы обойти Кольский полуостров на теплоходе "Клавдия Еланская",…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →