varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Котлас, Печерская магистраль и пароход "Николай Гоголь"



Название "Котлас" слышали многие. Этот город, основанный между революциями 1917 года, является крупным железнодорожным узлом - здесь к Печерской магистрали (ЖД Коноша - Воркута) с юга подходит ветка, ведущая в Киров, то есть к Транссибу. Рядом расположены Сольвычегодск и Великий Устюг. Многие путешественники бывали в Котласе проездом, а я еще и поснимал немного. Итак, Котлас - типичный промышленный город Русского Севера:

Первая достопримечательность Котласа - конечно же, сама Печерская магистраль. Ветка длиной 1570 км на всем протяжении, от Коноши, где она отходит от магистрали Москва - Архангельск, неэлектрифицирована. Здесь царство "дизелей", глухих разъездов, депрессивных поселков, брошенных узкоколеек. Кое-что я сумел отснять из окна поезда по дороге к Котласу:

Например, брошенный остов тепловоза ТУ7 в каком-то поселке за час пути до Котласа. Если смотреть по карте, это Ломоватка, но могу и ошибаться. Вдоль путей "нормальной" ЖД тянется узкая колея, насквозь проржавевшая и заросшая.



Чуть дальше имеется участок совмещенной "узкой" и "широкой" колеи. "Узкий" рельс насквозь ржавый, в то время как широкие накатаны.

А вот - "пыхтелка" на станции Ядриха, откуда я ездил в Великий Устюг. Добирался я туда поездом Москва - Сыктывкар. Последний с марта-2008 сильно подорожал, и связано это с закупкой новых вагонов. Если раньше сыктывкарский поезд был весьма убогим, теперь он стал одним из самых комфортных "обычных" поездов. К тому же от воркутинских поездов его в лучшую сторону отличает контингент пассажиров. Словом, лишние 500 рублей по сравнению с воркутинскими поездами или тем, что было, себя окупают.



Заброшенная церковь на самых подъездах к Котласу. Угадывается устюжское барокко, которое из самого Устюга распространилось на северо-восток до Сысолы, а на юго-восток до Вятки, превратившись там в еще более необычное "вятское барокко". Но об устюжской архитектуре - в других постах.



Автобус (на котором я ехал уже из Устюга) выезжает на мост (построен в 2001 году) через Малую Северную Двину - так она называется между Устюгом и Котласом, выше слияния Сухоны и Юга, но ниже слияния с Вычегдой. В общем-то, логичнее считать, что Сухона сливается с Вычегдой, но тут дело скорее в истории.

Котлассий мелькомбинат стоит над Северной Двиной, как средневековый замок наз Западной,



Стережет устье Вычегды:



Берег Двины высок и живописен, а сама она по ширине как Волга у Нижнего Новгорода.



Сам же город длинный, серый и унылый. В основном - бетонные заборы, склады, какие-то небольшие предприятия, кирпичные пятиэтажки - все это сливается в общую серую массу. Я не видел даже хорошего сталианса. Котлас - город не маленький (60 тыс. жителей), но выглядит он весьма захолустно.

Центром же его служит, как и в Москве, площадь Трех Вокзалов. Железнодорожного, автобусного и речного.

Центр площади украшает паровоз-памятник:



Точно напротив которого стоит Ленин. Я бы назвал сию композицию "Памятник Перестройке", или "Железный конь прогресса, побеждающий режимы". Или "Ленин будет жить не смотря ни на что". Пусть каждый понимает, как хочет.



Железнодорожный вокзал Котлас-Южный - сердце города. Он стоит не на основной магистрали, а в "аппендиксе", отходящем к северу города. Но сюда заходят все проходящие поезда, кроме сыктывкарского - тот останавливается на Котласе-Узловом, до которого километров 10. Вокзал велик и мрачен, постоянно переполнен народом, но его внутренние помещения очень красиво украшены.



Здесь же находится гипотетический автовокзал, на деле представляющий собой ряд посадочных платформ - билеты продаются прямо в автобусах. Из Котласа почти каждый час ходят автобусы в Устюг, и три раза в день к переправе на Сольвычегодск. Также есть рейсы в Коряжму.

Площадь велика, и пересекается двумя улицами. На одной из них, слева, если стоять спиной к вокзалу, расположен собор Стефана Пермского. По виду он похож на памятник "устюжского барокко" 18 века, но был воссоздан в наше время. Со своим тезкой в Сыктывкаре - разительный и положительный контраст!





И деревянные дома довоенной постройки - "сталинское барАкко".





И, наконец, речной вокзал. Он стоит точно напротив ЖД-вокзала, но идти между нему по площади минут пять. Как и повсюду в России, по назначению он не используется, и занят всякой фигней - барами, кафе, фирмами, магазинами сувениров, гостиницей (где я и ночевал, одноместный номер без удобств - 600р., место в трехместном - 300р.).



А у речного вокзала стояла одна из самых интересных транспортных достопримечательной России - колесный пароход "Николай Гоголь".



Он был построен на Сормовских верфях в 1911 году, а недавно отремонтирован, переделан в теплоход, и оборудован под круизы (цены 15000 - 55000р.). Я подгадывал свой визит в Котлас так, чтобы увидеть его отправление, но не увидел - мой поезд уходил в 18:50, а "Гоголь", хотя и должен был уйти в 18:00, задержался на неопределенное время. У меня остался еще шанс "поймать" его в Архангельске, но поеду ли я туда этим летом - неизвестно. Вот пара видов "Николая Гоголь" с берега, но его главная фишка - гребные колеса - с берега не видны.





Вобще, посещение Котласа я назвал бы своей неудачей. Он так и остался для меня "перевалочным пунктом", как и для подавляющего большинства проезжавших его путешественников. Видимо, такова у этого города карма. А "Николая Гоголя" на ходу я еще увижу - только не знаю, когда.
Tags: "К студёным морям", Русский Север, дорожное, невольничье, транспорт
Subscribe
promo varandej july 22, 10:45 27
Buy for 500 tokens
Писать о враждующих странах нелегко: одну похвалишь - в другой наживёшь врагов. Поэтому раз уж сказал "А" - говори и другое "А": в мае посетив Азербайджан, в сентябре я собираюсь в Армению. Чтобы в итоге видеть целую картину обеих стран, да ещё и Карабах раздора. И только…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments