varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Киевская крепость и Печерск. Часть 4: от Косого капонира обратно к "Арсенальной"



Завершаем поход по Киевской крепости, что пронизывает Печерск. В первой части (где также карта и история) мы прошли от метро "Арсенальная" до Киево-Печерской лавры, во второй части осмотрели саму Лавру и большую часть её укреплений. В третьей части, мимо Арсенала, Нововведенского монастыря и Васильковского укрепления пришли в старый военный госпиталь, к которому примыкает то, что называют Киевской крепостью в обиходе - старое Госпитальное укрепление с царской политической тюрьмой в Косом капонире стало музеем "Киевская крепость" ещё в советское время... и благодаря своему отличному состоянию и незастроенности, это самая эффектная часть крепости. Ну а далее, мимо Индендантской башни и завода "Арсенал" вернёмся туда, откуда начали поход - к метро "Арсенальная".

Как и другие элементы Новой Печерской крепости, Госпитальное укрепление лучше всего смотрится сверху. Видно и то, что оно практически смыкается с Васильковским укреплением. Объекты 1, 2 и 3 мы осмотрели в прошлой части, а остановились в точке №4. Вводный кадр был снят с точки №5 налево. Расположено Госпитальное укрепление что надо - на вершине Черепановой горы (название с 1815 года, когда здесь устроил свою усадьбу гражданский губернатор Павел Черепанов), круто спускающейся к местному СК "Олимпийский" (1937, несколько раз перестраивался), где завершилось "Евро-2012". И в общем, даже на карте хорошо видна расчищенная и благоустроенная территория музея "Киевская крепость".

2.


Госпитальное укрепление, построенное в 1834-46 годах, прикрывало известный с 1755 года Военный госпиталь, и было самым мощным в Новой Печерской крепости. Один из его элементов - Косой капонир (цифра 7) до революции был известен как "Киевский Шлиссельбург" - то есть политическая тюрьма. После революции для таких объектов было две судьбы: или их равняли с землёй - или делали музеями революционной славы. К счастью, в Киеве сработал второй вариант, музей здесь с 1930 года, и эта часть крепости резко выделяется на окружающем фоне.
Вид на ворот с территории госпиталя:

3.


Входить через ворота я счёл нецелесообразным, и влез на вал. За воротами - едва ли не самое эффектное сооружение всей крепости, Северная полубашня, укреплённая казарма, в которой и разместилась музейная экспозиция, за 80 лет неоднократно менявшая формат.

4.


Восточный угол вала. За домами - бульвар Леси Украинки, крепость стоит как бы во дворе, и помню, что в 2004 году нам пришлось её ещё и поискать (а я тогда был и тут!).

5.


Вид на вал с западной стороны. Всё как полагается - постриженный газон, пушки на гребне... Вдали видно высочайшее здание Украины - жилой дом на Кловском спуске (162 метра):

6.


Вид с той же точки в противоположную сторону - на непосредственно Косой капонир, ворота которого оформлены частоколом:

7.


Гастарбайтеры на фоне стадиона. Насколько я знаю, на Украину в таком качестве активно ездят грузины.

8.


А вообще, с вала отличные виды на город. Хорошо видно, как за проходящей по дну ложбины Красноармейской улицей кварталы вновь взбираются на склон. Слева выглядывет верхушка Министерства транспорта и связи - самого высокого (120м) здания советской Украины (1975-86):

9.


Тут в кадре слева Киевская телебашня (1968-73, высота 385 метров - это уже высочайшее не здание, а сооружение Украины), в центре - Красный корпус Киевского университета (1837-43), а справа - купол Владимирского собора (1862-82, один из красивейших храмов города, ныне главный в непризнанном Киевском патриархате)

10.


Высокая этажность и бесконечные склоны создают эффект "каменных джунглей":

11.


Наконец, вид на юг. Тут обратите внимание на мемориальные доски и на капонир №2, через который можно войти.

12.


Он же поближе. Такой же, как непоказанный в прошлой части заброшенный капонир №4, только в почти идеальном состоянии. Интересно, что гаражи на заднем плане повторяют очертания бастиона:

13.


Ворота Второго капонира - опять же, такие же точно, как у Четвёртого в прошлой части, где я был обгавкан собаками:

14.


Здесь раскисшая грязь только у входа, а внутри всё вполне цивильно. Напоминает компьютерную игру "от первого лица":

15.


16.


17.


...Первыми узниками Косого капонира были участники Польского восстания 1863 года, но "звёздный час" тюрьмы настал в 1905 году и позже. В 1911 здесь ждал решения суда Дмитрия Богров, убийца Столыпина, позднее повешенный на Лысой горе (не ритуала ради - там к тому времени была основная крепость). Центральный элемент мемориала - "Расстрельная стенка": расстрелы бунтовщиков здесь проводились в 1907 году.

18.


Дальше видно административное здание музея, а за ним "польский" памятник:

19.


Сам Косой капонир плоский и зловещий:

20.


В общем, таким вот кружным путём мы вышли на полукрглую площадь перед воротами:

21.


Вид впечатляет!

22.


Была бы вся Киевская крепость в таком состоянии...

23.


Но уже капонир №3 (цифра "8" на карте, единственный обращён в сторону города) вот в таком состоянии. Обычный жилой двор, рядом пожилой киевлянин совершенно булгаковского вида выгуливал здоровенного ньюфаундленда. Вряд ли большинство обитателей этих домов догадываются, что это не советская подсобка, а полуторавековое укрепление:

24.


Снова вышли на бульвар Леси Украинки. Вид на северо-запад, впереди второй и третьей по высоте здания Украины соответственно: слева подальше - бизнес-центр "Континенталь" (146м, он же "Эспланада" и "Гулливер", 2003-2010), справа поближе - бизнес-центр "Парус" (136 метров, 2004-2007).

25.


Дальше наш путь лежал к Интендантской башне, до которой всего-то с полкилометра, но сказывался мудрёный киевский рельеф - даже знаток города nin_gen нашёл спуск не с первого раза. В итоге ещё немного прогулялись по Печерску, мимо метро "Кловская".

26.


Отсюда во всей красе виден Дом на Кловском спуске - в общем-то, довольно эффектный. "Самые высокие здания Украины" друг друга сменяют достаточно быстро... потому что по мировым меркам не такие уж они и высокие. В России Киев был бы третьим по высотности городом после Москвы (over 300 метров) и Екатеринбурга (188м).

27.


Завершает тему небоскрёбов памятник Жертвам Терроризма всё на той же площади: его заложил во время своего визита в Киев мэр Нью-Йорка, а открыл 11 сентября 2005 года Ющенко. Под памятником, как считается, зарыта капсула с пеплом, собранным в руинах ВТЦ, а на двух половинах - надписи "Не убий!" на 70 языках. У меня слово "терроризм" с Нью-Йорком вызывает далеко не первую ассоциацию, но "памятник" нашим жертвам терроризма - улица Дудаева во Львове.

28.


По улицам Печерска поднимаемся наверх. Печерск сохранил старую планировку, старую топонимику (все эти Цитадельная, Госпитальная, Арсенальная), но вот старую среду - не сохранил. Причём, насколько я понимаю, основные разрушения тут были даже не в Великую Отечественную, а в Гражданскую войну.

29а.


29.


30.


Индендантская башня, она же башня №5, стоит высоко. Самая крупная в крепости (по фасаду около 180 метров), она строилась целых 13 лет (1833-46) и отличается необычной формой. "Крылья" служили складами амуниции и провианта:

31.


Пол-башни сейчас занимают военные (поэтому "изнутри" к ней не подойти), другую половину - ночной клуб и вот эта чудесная организация. Музей частный, и говорят - очень неплохой.

32.


Второе крыло башни существенно длинее первого, и вероятно половина к нему пристроена позже:

33.


А впереди уже маячат мёртвые цеха завода "Арсенал", тянущегося почти на километр:

34.


Две высотки на Кловском спуске. Старая - 1953 года, скорее всего дом специалистов или начальства "Арсенала":

35.


Завод основан в 1764 году - изначально как мастерские при Арсенале у Лавры (см. прошлую часть): оружие там не только хранилось, но и ремонтировалось, и выпускалось. К концу 19 века объёмы производства выросли так, что завод переехал на новую площадку, поглотив две постройки Новой Печерской крепости - в глубине завода башня №6, похожая в плане на Интендатскую, а с края, выходя торцом в один из дворов Московской улицы - изогнутая казарма жандармского полка.

36.


К началу ХХ века на "Арсенале" трудилось около 4000 рабочих, это было крупнейшее предприятие Киева (поднявшегося, вообще-то, благодаря сахарным заводам) и конечно же - рассадник революционных идей. Бастовали тут и прежде, но сильнее всего полыхнуло в январе 1918 года - рабочие "Арсенала" взбунтовались против Центральной Рады, на несколько дней захватили город, на их сторону начали переходить войска... но подтянулись Симон Петлюра и белые под командованием Всеволода Петрова, которые подавили мятеж. Памятник тем событям - пушечка у "Арсенальской", которую я показывал в первой части.

37.


Как уже говорилось, в советское время "Арсенал" стал центром военного приборостроения - систем наведения и ориентирования, которые устанавливались в том числе на всех советских космических кораблях. Из гражданской продукции делал фотоаппараты и лампы. Закончилась история "Арсенала" уже в наше время - сейчас завод расформирован, площадка ожидает застройки. Но его мрачноватые цеха, надстроенные скорее всего после войны, не спутаешь ни с чем.

38.


Бывший заводской ДК - судя по виду, ещё дореволюционный:

39.


Дома близ "Арсенала", впереди "дом-самолёт" Каракиса:

40.


Главный корпус, впереди Никольские ворота. Круг почти замкнулся:

41.


На фасаде мемориальная доска и следы штурма 1918 года:

42.


...В общем, крепость в Киеве что надо. Сделаю, наверное, ещё и 5 часть конкретно с обзором фортификационных построек, без Печерска и Лавры. Сколь мне известно, подобное в бывшем СССР есть ещё только в Кёнигсберге и Владивостоке. Но впечатляет и то, что это даже не вся Киевская крепость - ещё есть Зверинецкое укрепление и Лысогорская крепость проекта Тотлебена - чуть ли крупнейшая в Европе. Когда-нибудь, надеюсь, доберусь и до неё.
Tags: "Молох", ВКЛ, Киев, Центральная Украина, дорожное, замки-крепости
Subscribe
promo varandej june 5, 10:19 29
Buy for 500 tokens
Между знойным и горячим Закавказьем, - весенним Азербайджаном (+Иран) и осенней Арменией (+Грузия и Турция), - самое время съездить на Север, охладиться там физически и морально. Через десять дней я отбываю в Мурманск, чтобы обойти Кольский полуостров на теплоходе "Клавдия Еланская",…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments