varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Калининград. Часть 15: музей Мирового океана



Прошлые 14 постов мы всё гуляли по Кёнигсбергу, но кое-чем может похвастаться и Калининград. Я говорю про Музей Мирового океана, что с 1994 года обитает на Преголе чуть ниже Кафедрального собора, где при немцах стояли фахверковые склады Ластадии. Вообще, дух моря в Калининграде очень ощутим - и крики чаек в холодном небе, и свинцовость туч, и тот особый влажный и солоноватый воздух Балтики. И один из лучших морских музеев континентальной Европы стал хотя бы частичной компенсацией за утраченный ганзейский город.
Музей активно развивается, его директора Светлану Сивкову в Калининграде боготворят, но уже сейчас здесь вполне можно провести целый день. "Гвоздь программы" - конечно же, "Витязь", такое же судно-легенда, как мурманский "Ленин".

Отличные виды на Музей открываются с Эстакадного моста над бывшим Кнайпхофом - за моей спиной Биржа и Кафедральный собор. Частично я показывал этот район в постах о Ломзе, Фортштадте и Ластадии, а стоящую напротив музея Янтарную мануфактуру - в посте про прусский янтарь. Здесь протоки Преголи соединяются, а до её устья - около 10 километров. На месте шпайхеров теперь многоэтажки. Открывает музейный двор памятник то ли "пионерам океанского лова", то ли "погибшим морякам-рыболовам" (1978) со скульптурой Николая Чудотворца, покровителя моряков (2009). Вдали видны железнодорожные мосты через Преголю, показанные в посте об укреплениях, и порт с Красным элеватором, издалека показанный в посте про Ратхоф. Как видите, Музей Мирового океана находится в самом сердце города.

2.


Суда поближе - всего их тут четыре. Спереди - типовой средний рыболовный траулер №129 (1950-е годы); за ним дизельная подлодка Б-413 (1967), дальше - "Витязь", с которым сливается такой же белый и более крупный "Космонавт Виктор Пацаев", последнее уцелевшее судно космической флотилии СССР. За траулером видно основное здание музея, красная будка кассы и морское вооружение на набережной:

3.


"Витязь" с противоположного берега. Судно-легенда выглядит довольно скромно (хотя он и немаленький - длина 109 метров):

4.


"Пацаев" тут самый большой (122 метра в длину), опоры моста не дают его снять иначе как строго поперёк, а в кадр он так не влезает, поэтому - вид издалека. Что же до моста (1869), соединявшего некогда Восточный и Пиллаусский вокзалы (упразднены в 1929 году), то он давно уже не работает, но является как бы одним из музейных экспонатов:

5.


Вид на "Пацаева" с обратной стороны, от Двухъярусного моста (1916-26), на фоне Кафедрального собора. Храм и судно космической связи - прекрасное сочетание!

6.


За судами - набережная, на которой разложены десятки, если не сотни, различных экспонатов. Более того, проход по ней ещё и бесплатный, поэтому здесь постоянно гуляет народ. В начале набережной, напротив подводной лодки - в основном бортовые орудия и боеприпасы:

7.


Посещение музея имеет гибкую тарификацию: всего он включает 5 объектов - 3 судна (траулер, подлодка и "Витязь"), пакгауз и основное здание с аквариумом. Каждый из них можно оплатить отдельно, а комплексный билет даёт право на посещение 4 объектов из 5 в течение двух суток с момента приобритения. На "Пацаева" экскурсии водят отдельно, к Кашалоту билет также отдельный, и в общем полный осмотр музея обойдётся где-то в 500 рублей. Периодически проводятся акции с бесплатным посещением одного из объектов, причём по какому-нибудь забавному и постоянно меняющемуся принципу - например, "рыбам" по гороскоп или обладательницам имени Татьяна.
Около одного из судов постоянно играет музыка, причём как я понял, "звучит" каждый день разное судно. Когда я приходил сюда первый раз - от подлодки пелись военные песни, второй раз - музыкальное сопровождение было у траулера.
Часть набережной огорожена и закрывается на ночь, но проход всё равно бесплатный. Уличная экспозиция как будто бы соответствует ближайшему судну, в данном случае подлодке: на переднем плане - станционарная гидроакустическая станция, дальше надстройка от другой подводной лодки и коллекция морских мин.

8.


За оградой плавно начинаются владения "Витязя". Коллекция якорей разных типов, стран и эпох и фок-мачта менее известеного океанографического судна "Николай Зубов" (1964-95), построенного на Щецинской верфи.

9.


Целая россыпь морских девайсов у главного корпуса (увенчанного, к слову, маяком): Разноцветные штуковины на заднем плане - морские буи для обозначения фарватеров и разных океанографических приборов, которые должны находиться под водой длительное время. Левее - трал и драга для сбора донных пород. Стенд для объектов на переднем плане я сфотографировать забыл, но наиболее интересны тут два батискафа - изначально советский "Тетис" (левее, 1972) и  "Пайсис" (1972), закупленный СССР обходными путями у Канады и бывший предшественником знаменитых "Миров". Кадр снят с борта "Витязя":

10.


Вообще, честно скажу, я упустил где-то около 1/3 музея. В главный корпус, однако, сходил - там кассы (в том числе отдельная касса экскурсий на "Пацаева"), небольшое кафе и аквариум - не огромный, но очень интересный: например, там я впервые в жизни увидел илистого прыгуна - единственню в своём роде земноводную рыбу. Кроме шуток - сидят себе рыбки на камне над водой и балдеют. Акулы и скаты тоже хороши. Жалко, камчатского краба там нет...

11.


А белый домик - это павильон "Кашалот", где находится скелет оного и экспозиция, посвящённая глубоководному гигантизму:

12.


И китобойному промыслу. Калининград, вместе с Одессой и Владивостоком, был одним из трёх советских портов, где базировались китобойные флотилии, на которые в совокупности 1947-75 годах приходилось 43% мировой добычи китов  (ещё примерно столько же добывала Япония). Калининградская флотилия, образованная в 1959 году, называлась "Юрий Долгорукий", и до 1975 года провела 15 экспедиций в Антарктику (действительно, долгорукий)...

13.


Набережная от "Витязя" до "Пацаева". Справа налево - ДОТ времён войны, новодельный сувенирный магазин (на обратной стороне - "загадка 7 мостов"), уцелевшие пакгаузы 1860-х годов и - уже вне музейной площадки - дирекция Калининградского порта:

14.


В пакгаузах ныне своя экспозиция "Морской Кёнигсберг", куда я также не пошёл, потому что не успел. А зря - там находится отреставрированное судно 19 века, найденное в карьерах Янтарного. Вид с борта "Пацаева", в обратную сторон перспективу замыкает собор:

15.


Рядом с "Пацаевым" - закрытые на зиму, и явно действующие катера и лодки. Прогулочные?

16.


Ну а дальше - об отдельных судах. Первым делом я пошёл, конечно же, на "Витязя", вокруг которого этот музей и существует:

17.


...История "Витязя" началась также в Германии: он был спущен на воду в 1939 году как грузопассажирское судно "Марс" на верфях "Шихау" в Бремменхафене. Стоит сказать, что "Шихау" владела верфями по всей Германии, в том числе в Данциге и здесь, в Кёнигсберге... но всё же появился этот теплоход на Северном море и предназначался для рейсов в Испанию. В войну он стал транспортом, и из Пруссии вывез более 20 000 беженцев, а после войны по репарациям был передан Англии и переименован в "Эмпайр Форт" ("Вперёд, империя!")... впрочем, вперёд Британской империи двигаться было уже не суждено, и видимо по закону "как вы лодку назовёте..." судно попало в Советский Союз и под названием "Экватор" вошло в состав торгового флота на Балтике. Наконец, в 1947 году теплоход глянулся Институту океанологии, был переоборудован в научное судно и переименован сначала в "Адмирала Макарова", а затем - в "Витязя", в память об одноимённых парусно-винтовых корветах 19 века, на которых соответственно ходил в Гвинею Миклухо-Маклай и вокруг света тогда ещё не адмирал, а лишь капитан Макаров. После первого экспериментального рейса в Чёрное море "Витязь" был переведён во Владивосток, и так, в 1949 году, началась целая эпоха. За последующие 30 лет "Витязь" соовершил 65 рейсов, прошёл в совокупности 800 тысяч морских миль, и одних только животных и растений открыл 1176 видов (!), а его вклад в изучение рельефа окенаского дна и морской геологии был ещё большим. "Витязь" был и символом - например, после моего пересказа этой экскурсии мой отец вспомнил, что увлёкся гидробиологией именно под впечатлением славы "Витязя"...  отслужил своё "Витязь" к 1979 году, с Дальнего Востока вновь переместился на Балтику, встал в акватории завода "Янтарь", а ему на смену пришёл новый "Витязь"... но повторить успех предшественника ему было не суждено. Старый "Витязь" же тихо ржавел, пока в 1992 году его не передали формирующемуся Музею Мирового океана. Выглядел он тогда изнутри примерно так:

18.


О "Витязе", по совести, стоило бы сделать отдельный пост, но я покажу его совсем кратко, тезисно. По судну можно ходить свободно, как по музею, большинство помещений убраны за стекло, как витрины. Пышные интерьеры напоминают старомодные лайнеры, лестница украшена носовой фигурой с корвета "Витязь" (1882):

19.


Помещения можно условно разделить на 3 категории. В одних воссозданы интерьеры - каюты, камбуз, кают-компания, медсанчасть, хозяйственные помещения, огромное машинное отделение... "Витязяне" среди учёных были элитой, держались обособленно, а комфорт на судне был вполне достойн круизных лайнеров. Впрочем, оно и немудрено - ведь тут жили по несколько месяцев.

20.


21.


22.


23.


24.


Флаг ВНИРО - выкладываю фотографию специально для папы, который мой журнал тоже читает :) У ВНИРО есть (был?) свой флот, в том числе первое советское научное судно "Персей" (1916-41), построенный как зверобойное судно в порту Онеги.

25.


Вторая категория помещений, частично пересекающаяся с первой - лаборатории и экспозиции, посвящённые исследования и открытиям "Витязя":

26.


27.


Наконец, третья категория - исторические экспозиции под общим названием "Россия открывает океан":

28.


Не будем забывать, что русские открыли целый континент - Антарктиду... поправочка: русские (Лазарев) и остзейские немцы (Беллинсгаузен). А вот скажем балок советских полярников в Арктике:

29.


Здесь же - о двух "Витязях"-предшественниках. Простая и безыскусная матросская каюта 19 века:

30.


Лаборатория морского натуралиста той же эпохи. Море всё-таки интернационально, и тут сразу в памяти всплывают романы Жюля Верна:

31.


Каюты адмирала Макарова с аутентичной мебелью (кадр не удался, увы!!!) и Миклухо-Маклая:

32.


32а.


Кульминация - посещение капитанского мостика:

33.


С которого можно выйти на верхнюю палубу. Сейчас с неё виден Калининград... но с неё были видны Сингапур и Кейптаун, пингвины на антарктических айсбергах и чернокожие рыбаки на фелюгах, американские эсминцы и синие киты, вулканы Индонезии и бескрайний океан под лазурным тропическим небом... Романтика!

34.


Шлюпка. На заднем плане другие посетители - на "Витязе" ныне людно:

35.


Весь стыд за державу, наваливающийся на руинах Кёнигсберга, здесь как рукой снимает. Даже наоборот - чувство гордости зашкаливает.

36.


Впереди - подводная лодка, траулер, эсткадный мост, Кафедральный собор и Рыбная деревня:

37.


Дизельная подлодка Б-413 была построена в 1967 году в Ленинграде, и относилась к "проекту 641", в котором было построено 75 подлодок. Проект был удачным - 17 из них отправлены на экспорт, а последняя ещё несёт службу в военно-морских силах Украины. В музеях таких аж 7 штук - здесь, в Вытегре (это городок в Вологодской области на Волго-Балте - к вопросу о мореходных традициях Русского Севера!) и... в Лос-Анджелесе, Сан-Диего, Бельгии, Англии и Индии, куда попали уже после списания. Ну а конкретно Б-413 несла службу в Баренцевом, Норвежском и Средиземном морях, посещала Кубу и африканскую Гвинею, в последние годы базировалась в Лиепае и Кронштадте, и наконец в 1999 была списана, а в 2000 установлена в музее.
Внутрь подлодки я опять же не успел, но субмарин-музеев в России немало:

38.


А вот музейное рыболовное судно у нас только одно, поэтому я предпочёл СРТ-129:

39.


Суда типа СРТ массово строились в Восточной Германии в 1940-50-е годы по заказу Советского Союза, и наклепали их, наверное, несколько сотен. СРТ имели низкую автономность (в пределах 5-7 дней, для сравнения суда, на которых работал мой отец, в морях находились по 2-3 месяца) и в экспедиции ходили флотилиями вокруг судна-"матки". Срок годности у них был также небольшой, а затем они утилизировались. При этом сам тип судна отличался универсальностью, и траулеры легко переделывались в суда самых разных назначений - грузовые, спасательные, научные... Флотилия, в которую ходил СРТ-129, ходила на Фаррерские острова добывать селёдку, затем траулер передади военным, а в 1996 году он был установлен в Калининградском порту как памятник. Наконец, в 2007 из порта его отбуксировали в музей, год спустя траулер едва не сгорел, а когда открылся для публики - точно даже не знаю.
После "Витязя" тут всё выглядит простым и маленьким:

40.


Капитанская рубка:

41.


Кают-компания:

42.


Штурвал:

42а.


А в трюме - целая экспозиция об истории селёдочного промысла. В Калининграде селёдка - это примерно как в Питере корюшка.

43.


Последним судном, которое я посетил, стал "Космонавт Виктор Пацаев", и дошёл до него я буквально через неделю. Дело в том, что "Пацаев" - действующее судно, на борту которого просто находится небольшой музей, поэтому экскурсии туда водят отдельно. Если группа от 5 человек - 90 рублей с каждого, если меньше - 300 рублей за всех. Честно говоря, я думал, что покажут само судно, а не только экспонаты, поэтому заплатил 300 рублей... на самом деле то, что покажут, этих денег не стоит, самое интересное у "Пацаева" снаружи.

44.


Самый крупный в музее (водоизмещение более 9180 тонн), "Пацаев", как и "Витязь", не был научным судном изначально: в 1968 году в Ленинграде его спустили на воду как лесовоз "Семён Косинов", коим он и оставался следующие 10 лет, а затем был переоборудован и вошёл в Космическую флотилию СССР.  Космическая флотилия - это отнюдь не "подводная группировка спутников" - в те времена технологии связи были гораздо примитивнее, и управление орбитальными космическими кораблями нужно было осуществлять с разных точек земного шара, а со своей территории покрывать всю орбиту СССР не мог. Выход нашли простой: разместили пункты управления на судах, постоянно дежуривших в морях и океанах. Три судна базировались в Одессе - флагман "Космонавт Юрий Гагарин", а также "Академик Сергей Королёв" и "Космонавт Владимир Комаров", ещё 8 - в Ленинграде ("Боровичи", "Кегостров", "Моржовец", "Невель", "космонавты..." "...Владислав Волков", "Павел Беляев", "Георгий Добровольский" и "Виктор Пацаев", все "персональные" получили название посмертно: Гагарин разбился как лётчик, Королёв и Беляев умерли "на земле", а остальные - между землёй и космосом.  В 1990-е годы канула в небытие и сама флотилия, уцелел один "Пацаев", в 2001 году превращённый в стационарный пункт связи.

45.


Рядом - спусковя капсула. Такие я уже видел в Казахстане, в его "космической гавани" между Аркалыком и Жезказганом. Но только здесь догадался заглянуть вовнутрь:

46.


А что "Пацаев" - действующее судно, ощущается сразу - даже просто по запаху и по напряжённой тишине. Для туристов открыто где-то его 10%, а пункты космической связи на палубах выше работают.

47.


Калинград дал Советскому Союзу 4 космонавтов из 115 - это Алексей Леонов, Виктор Пацаев, Юрий Романенко и Александр Викторенко. Пацаев был первым в истории астрономом, работавшим в космосе, но погиб в 1971 году возвращаясь из своего первого полёта к первой в мире обитальной станции "Салют-1" - экипаж её был 3 человека, а спусковая капсула была расчитана на двух, поэтому спускались без скафандров. В стратосфере случилась разгерметизация, и космонавты погибли от перепада давления - Пацаев, Волков и Добровольский. Показательно, кстати, что непосредственно в атмосфере и космосе космонавтов погибло 4, а астронавтов - 14 (экипажи шаттлов "Челленджера" и "Колумбии").... впрочем, это я уже в сторону. Экспозиций на "Пацаеве" по сути две - мемориальная (2 зала) и техническая (3 зала). Из помещений - только каюта, как и на "Витязе", за стеклом:

48.


Китель и рабочая одежда Леонова. Рубашка, между прочим, в космосе побывала! Как и вот этот лист - писан карандашом, потому что шариковая ручка в условиях невесомости бесполезна.

49.


Почивший "Юрий Гагарин" - макет и картина Леонова. Леонов не только первым вышел в открытый космос, не только самый публичный космонавт, но ещё и художник!

50.


Его же, Леонова, кепка с афтографами:

50а.


Есть тут и обо всех судах морской флотилии, и о "Морском старте", и о полётах на Луну, и о станции "Мир". Интересно, насколько разными путями пошли в космосе две сверхдержавы: США в итоге сделали упор на дальние полёты и исследования других планет, СССР - на долговременную жизнь на орбите и её обеспечение. Вопреки стереотипам, американцы себя показали больше романтиками, а Советы - практиками. Знаю, что космонавты и астронавты друг друга всегда очень уважали и были выше Холодной войны. Экипаж "Аполлона-15" даже поставил на поверхности Луны импровизированный "памятник" погибшим при покорении космоса с обеих сторон.

51.


Последний взгляд на судно и на Калининград:

52.


...пока что это была самая длинная в истории моего журнала непрерывная серия об одном городе - да, у меня ещё о Львове 19 постов, но за первый приезд я сделал только 14 из них. Наверное, столько же или больше у меня бы заняли рассказы об Одессе, Нижнем Новгороде, Риге, точно и существенно больше - о Киеве, Питере и Москве. Калининград -  один из интереснейших городов России, а Кёнигсберг в нём на глазах поднимается из пепла. Мне кажется, рано или поздно должны воссоздать:
- Кёнигсбергский замок.
- Кирхи в пределах Внутреннего кольца.
- Жёлтую башню, Голубую башню, утраченные ещё при немцках Зелёные ворота и Старую биржу.
- корпуса Альбертины.
- Ансамбль Альтштадтского рынка и площади Кайзера-Вильгельма со всеми памятниками.
- Ратуши Альштадта, Кнайпхофа и Лёбенихта.
- набережные Преголи, включая склады Ластадии.
Но как бы там ни было, не сомневаюсь, что через 10-20 лет этот город будет гораздо интереснее, чем сейчас, равно как и сейчас он гораздо интереснее, чем был 10 лет назад.

Дальше я возьму на несколько дней паузу, а затем перейду к рассказу про область, где тоже немало интересного.
И начну с Самбии - исторической области на её северо-западе, к которой относится и сам Калининград, и курорты Янтарного берега, и "косички" - Куршская и Балтийская.

ДАЛЬНИЙ ЗАПАД-2013
Вступление. Зарисовки, благодарности, дисклеймер.
Литовский транзит.
Восточная Пруссия
Бальга. Форпост крестоносцев.
Ода немецкой архитектуре.
Немецкая инфраструктура.
Янтарный край.
Заграничная Россия. Современный колорит.
Калининград/Кёнигсберг.
Город, который есть.
Призраки Кёнигсберга. Кафедральный собор.
Призраки Кёнигсберга. Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф.
Призраки Кёнигсберга. Ломзе, Форштадт, Ластадия.
Призраки Кёнигсберга. Трагхайм и Росгартен..
Площадь Победы, или просто Площадь.
Внутреннее кольцо. От Фридландских ворот до моста.
Внутреннее кольцо. От Фридрихсбургской крепости до Площади.
Внутреннее кольцо. Башня Врангеля - Литовский вал - Преголя.
Внешнее кольцо и аэродром Девау.
Хуфен и Марауниенхоф.
Город-сад Амалиенау.
Ратхоф и Юдиттен.
Понарт.
Музей Мирового океана.
Самбия, или Земландия.
Куршская коса.
Янтарный берег. Зеленоградск (Кранц).
Янтарный берег. Светлогорск (Раушен).
Янтарный берег. Янтарный (Палмникен).
Балтийск. Город.
Балтийск. Гавань.
Балтийск. Западные ворота России.
Балтийская коса.
Натангия, Вармия, Бартия.
Багратионовск (Прёйсиш-Эйлау).
Дорога через Правдинск (Фридланд)
Железнодорожный (Гердауэн).
Вдоль Мазурского канала.
Надровия, или Малая Литва.
.
Tags: "Балтийские ветры", "Немецкая мелодия", Космос, Пруссия, дорожное, транспорт
Subscribe
promo varandej september 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 79 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →