varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Янтарный берег. Часть 2: Светлогорск (Раушен)



Светлогорск, бывший Раушен (11 тысяч жителей) - ещё один курортный городок примерно в 25 километрах от Зеленоградска и в 40 от Калининграда. Между ними вклинился ещё и Пионерский (Нойкурен), куда я уже не попал, хотя там тоже есть на что посмотреть. Дело в том, что в Зеленоградск и на Куршскую косу я ездил в один день из Калининграда, а в Светлогорск и Янтарный - в другой день из Балтийска. И как видно по вступительным кадрам, между этими поездками на побережье успела обрушиться метель, совершенно изменив весь пейзаж. Однако даже под толстым снега видно, что именно Светлогорск/Раушен - столица Янтарного берега, и сейчас, и при немцах.

По преданию, Раушен вырос из прусского селения Рузе-Мотер (в переводе - "место погребов"), где в 1258 году на Кошачьем ручье тевтонцы устроили водяную мельницу. Называть селение "Раушен" ("Шелестящий") они стали просто по созвучию, и в орденские времена здесь работала крупнейшая мельница во всей Земландии. Светлогорск отличает очень интересный рельеф: он стоит на высокой (более 40 метров) лесистой дюне, круто обрывающейся в море с одной стороны и к Мельничному пруду - с другой, и возможно именно поэтому здесь возник второй (1820, после Кранца) восточно-прусский курорт. Красивый рельеф, открытое море, удалённость от бедствовавшей Куршской косы - Раушен с самого начала развивался быстрее своего соседа. В 1840 году его посетил после коронации Фридрих Вильгельм IV, а лучшую рекламу для курорта представить в те времена было сложно. Впоследствии тут отдыхали Александр Гумбольдт (уж он-то толк в красивых местах безусловно знал), Томас Манн, Кете Кольвиц и огромное количество всяких богатых людей из Пруссии, Швеции, России... В советское время основным курортным районом Балтики стало литовское взморье, но Светлогорску повезло: на гигантской военной базе, которую представляла собой Калининградская область, появился Светлогорский Центральный Военный Санаторий Министерства Обороны, удержавший старый курорт на плаву.

...Из-за сложного рельефа в городке две станции: сквозная Раушен-Орт (т.е. по-нашему Раушен-Город, 1900) в нижней части и тупиковая Раушен-Дюна (1906) в верхней, ныне соответственно Светлогорск-1 и Светлогорск-2. И так как я ехал сюда из Балтийска и высадился в Верхнем городе, пойдём от Светлогорска-2 и Светлогорску-1.

2.


О том, что Светлогорск-2 - это вокзал, догадаться можно только с одной стороны. Здание вокзала уже третье на этом месте - предыдущий был 1970-х годов, а этот построен в 2006. Справа - турникеты, слева - вход в вокзал. Там, в светлом и тёплом зале, я ждал рассвета. Зимняя Балтика потрясающе меланхолична: сидишь, смотришь как за окном в мокрых сумерках падает снег, и кажется, что сумерки никогда не кончатся, и снег будет падать до скончания века...

3.


Достопримечательность Светлогорска - как бы я их назвал, Три Нагие Девы, то есть скульптуры в разных частях города. Две из них авторства Германа Брахерта, третья - современная (автор Олег Мелехов): сидящая напротив вокзала Царевна-Лягушка, по авторскому замыслу запечатлённая в момент превращения:

4.


А от вокзала начинается центр, занимающий вершину дюны. Отличия от Зеленоградска видны сразу: во-первых, если Кранц сто лет назад был всё-таки городком, Раушен представлял собой уже курорт в чистом виде. Здесь не найти двух домов, стоящих вплотную, а весь центр засажен старыми соснами, под сенью которых уживаются немецкие виллы, советские санатории и новые отели:

5.


Второе отличие - Светлогорск куда как менее "старосветский". В принципе это в любом путеводителе пишут - если хотите покоя, отдыхайте в Зеленоградске, а если движухи-веселухи - в Светлогорске. Кстати, сколь мне известно, при немцах было скорее наоборот.

6.


Но тут всё как-то заметно цивильнее. Гораздо больше кафе (в том числе круглогодичных), на каждом шагу янтарные магазины, а вот среди немецких домов вдруг вылезает японская беседка, под которой летом явно обитает ресторан:

7.


Как уже говорилось, большинство зданий тут стоят на приличном удалении друг от друга, разделённые деревьями. Где-то на 3/4 Верхний Раушен всё ещё немецкий, причём бросается в глаза обилие такого явления, как "хольц-югендстиль" (по аналогии с деревянным модерном).

8.


9.


10.


Центр всей этой системы - водолечебница (1906) с высокой водонапорной башней:

11.


В солнечный день, наверное, очень красивое здание, но зимой мрачновата, а учитывая, что владеет ей всё ещё военный санаторий - вид у неё слегка оборонный:

12.


На башне - часы со знаками зодиака:

13.


А в парке напротив - вторая из Трёх Нагих Дев, на этот раз "Несущая воду", самое известное творение Германа Брахерта. Последний в Калининградской области известен куда больше, чем Кете Кольвиц, хотя родился и выучился он в Штутгарте, а в Кёнигсберг приехал в 1919 году преподавать в художественной академии. При нацистах впал в опалу и поселился близ Раушена, в нынешнем Отрадном, где даже есть его музей... куда я совершенно по-дурацки не попал. В войну Брахерт эвакуировался и вернулся в Штутгарт, где и жил до смерти в 1972 году. Большинство его творений погибли в войну, но и сохранилось их достаточно много, в одном только Светлогорске - два. Правда, эта "Несщая воду" - лишь копия, оригинал хранится в музее, подальше от ветров, дождей и вандалов. И "лягушку", и "несущую" я расчищал от снега своими руками под озадаченные взгляды прохожих.

14.


Есть тут и другие скульптуры - например, Рыбак, украшающий дом на улице Гагарина, 8:

15.


Советской архитектуры в Светлогорске немного. Несколько корпусов Военного санатория да его же ДК на главной площади (его, кстати, украшает четвёртая Нагая Дева, но ближе я её не заснял из-за метели):

16.


Да кинотеатр "Прибой" на горе над пляжем:

17.


А вот новостроечки тут встречются очень симпатичные и выдержанные в старонемецком духе:

18.


19.


По краям курортного района, под сенью сосен - уже современные виллы:

20.


20а.


Среди которых затеряны две церкви. Подальше от моря - бывшая кирха (1907), ныне церковь Серафима Саровского. Как обычно, выдаёт последнее только восьмиконечный крест вместо флюгера.

21.


А сама кирха очень симпатична. Неоготика - но всё же не типовая:

22.


Вторая церковь Всех Скорбящих Радости (1994) уже безусловно православная... но достаточно необычная. В её ассиметричном облике есть какой-то надрыв, и он совсем не случаен:

23.


Это храм-памятник, поставленный в честь жутчайшей авиакатастрофы 16 мая 1972 года, когда военно-транспортный самолёт Ан-24 в густом тумане задел крылом дерево и упал прямиком на детский садик. Погибло 34 человек, в том числе 8 членов экипажа и 23 ребёнка. Из находившихся в здании выжили двое.

24.


.......................................................

25.


Ещё тут есть бывшая католическая каппела Марии, Звезды Морей (ныне Органный зал, Курортная, 3), причём фахверковая, но о ней я узнал лишь по возвращении. Так что вернёмся в центр, пойдём на променад мимо деревянных гостевых домов, ряд которых начинается напротив ДК Военного санатория - судя по всем, гостиницы для небогатых постояльцев:

26.


27.


За домом с балконами - местный курхауз, занятый рестораном "Корвет", более крупный, но менее вычурный, чем в Зеленоградске. Расчистив руками камень у таблички по центру, я обнаружил там памятный знак Томасу Манну:

28.


А дальше дюна резко обрывается в Балтику, и это для организаторов курорта долгое время была головная боль: как сделать спуск на променад максимально комфортным? По себе могу сказать, что на Южном берегу Крыма я бы отдыхать не стал именно из-за того, что от дома до пляжа приходилось бы каждый раз преодолевать сотню метров по склонам и лестницам... то же и тут, только перепад "всего" 40 метров.

29.


Немцы ещё в 1912 году построили фуникулёр, переживший войну и до конца 1960-х принадлежавший Военному санаторию. В 1973 году тот же санаторий соорудил более прогрессивную систему - лифт с двумя кабинками, рассчитанными на 12 человек каждый, при общей высоте башни 40 метров. И хотелось бы на нём прокатиться... но лифт не работает с 2010 года, и для Светлогорского курорта это огромный шаг назад - больше механических средств доставки туристов из центра на променад и обратно тут нет, впервые за почти столетие.

30.


Извилистая дорожка приводит к третьей Нагой Деве - "Нимфе" (1938) всё того же Германа Брахерта, причём как я понял, ещё и подлинной, но - в советской мозаичной оправе.

31.


У променада - ещё одной "прогулочной палубы", соорженной в 1908 году, плескалась серая и угрюмая Балтика. Снег летел с огромной скоростью, мгновенно залепляя объектив - и всё-таки тут можно оценить, как устроен Светлогорский курорт:

32.


Лавочки:

33.


И думаю, вы уже заметили по предыдущим кадрам почти полное отсутствие пляжа. Говорят, несколько лет назад кто-то догадался разобрать старые немецкие волноломы или они сами развалились за ветхостью. Как бы то ни было, во время сильного шторма 12-15 января 2012 года море просто "съело" городской пляж. Как это скажется на будущем Светлогорска - не берусь предполагать.

34.


В конце прогулочной палубы - солнечные часы (1974) с очень красивой мозаикой... которую увидеть под снегом мне не повезло. Поднимался я по вот этой лестнице - в ней то ли 253, то ли 265 ступеней.

35.


Теперь спустимся с дюны в другую сторону, мимо деревянной лавки бытовой химии и парфюмерии (!), очень хочется надеяться, что немецкой постройки:

36.


Улица Гагарина в какой-то момент начинает резко идти под уклон, причём эта её часть пешеходная, веъзд перекрыт цветочными кадками:

37.


Несколько зигзагов вывели меня к старой немецкой бензоколонке, ныне занятой магазином:

38.


Мимо неё проходит оживлённый Калининградский проспект - транзитная дорога, часть Приморского кольца, связующего Калининград, Зеленоградск, Светлогорск и Балтийск. По совместительству проспект служит набережной Тихого озера:

39.


Которое представляет собой ни что иное, как Большой Мельничный пруд, заполненный в середине 13 века. Как уже говорилось, в Средние века тут работала крупнейшая водяная мельница Восточной Пруссии, неоднократно возобновлявшаяся и перестраивавшаяся, и остановленная только в 1920-е годы. Осталась плотина, судя по виду, начала ХХ века - но ведь существует на этом месте она уже семь с половиной веков!

40.


Рядом - 500-летние липы:

41.


И собственно постройки бывшей мельницы:

42.


43.


За Тихим озером раскинулся большой (около 1,5 километров в ширину) и довольно живописный парк, который параллельно Калининградскому проспекту пересекает Богатырская аллея:

44.


Получившее такое прозвище вот от этих лавочек:

45.


А выводит она к железной дороге, также пересекающей парк и Калининградский проспект. Близ перекрёстка - вокзал Светлогорск-1:

46.


Здорово похож на деревянные вокзалы России, будь  то дачные станции близ столиц или полустанки Транссиба:

47.


Тут тоже есть какие-то домики и виллы, но я к тому моменту уже подустал. Мрачноватое здание напротив вокзала - если я не ошибаюсь, бывшая баптистская капелла:

48.


Дальше я вышел на Калининградский проспект и напротив этих домов (кажется, уже позднесоветской постройки) стал ждать автобус в Отрадное. Если на Куршскую косу автобусы ходят из Светлогорска, то в Балтийск или Янтарный - из Зеленоградска. А вот стоящий между двух основных куротов и чуть менее известный Пионерск я так и не посетил - а там есть свой курортный ансамбль, набережная с моллами, прусское городище "Гора Великанов" и знаменитая некогда на весь Третий Рейх школа Люфтваффе (в первую очередь своим выпускником Эрихом Хартманном, сбившим за время войны 352 самолёта)... но может быть в следующий раз.

49.


Про Отрадное, а для меня Обидное (так как я не попал там в музей Брахерта) и колоритнейший шахтёрский Янтарный - в следующей части.

ДАЛЬНИЙ ЗАПАД-2013
Вступление. Зарисовки, благодарности, дисклеймер.
Литовский транзит.
Восточная Пруссия
Бальга. Форпост крестоносцев.
Ода немецкой архитектуре.
Немецкая инфраструктура.
Янтарный край.
Заграничная Россия. Современный колорит.
Калининград/Кёнигсберг.
Город, который есть.
Призраки Кёнигсберга. Кафедральный собор.
Призраки Кёнигсберга. Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф.
Призраки Кёнигсберга. Ломзе, Форштадт, Ластадия.
Призраки Кёнигсберга. Трагхайм и Росгартен..
Площадь Победы, или просто Площадь.
Внутреннее кольцо. От Фридландских ворот до моста.
Внутреннее кольцо. От Фридрихсбургской крепости до Площади.
Внутреннее кольцо. Башня Врангеля - Литовский вал - Преголя.
Внешнее кольцо и аэродром Девау.
Хуфен и Марауниенхоф.
Город-сад Амалиенау.
Ратхоф и Юдиттен.
Понарт.
Музей Мирового океана.
Самбия, или Земландия.
Янтарный берег. Зеленоградск (Кранц).
Куршская коса.
Янтарный берег. Светлогорск (Раушен).
Янтарный берег. Янтарный (Палмникен).
Балтийск (Пиллау). Город.
Балтийск (Пиллау). Гавань у Русской набережной.
Западные ворота России. На Балтийскую косу и обратно.
Натангия, Вармия, Бартия.
Багратионовск (Прёйсиш-Эйлау).
Дорога через Правдинск (Фридланд)
Железнодорожный (Гердауэн).
Вдоль Мазурского канала.
Надровия, или Малая Литва.
.
Tags: "Балтийские ветры", Калининградская область, Пруссия, деревянное, дорожное, железнодорожное, курортное, немецкое, транспорт
Subscribe

  • Благодарное

    Друзья! Огромное всем спасибо за поздравления с уже почти неделю как прошедшим. Увы, из-за отсутствия у ЖЖ мобильной версии я в поездке просто не…

  • 38

    Спасибо всем, кто меня вчера поздравил! Приятно. Скучную дату в 38 лет я отмечаю в прозаичном Сочи по пути в Абхазию ( вопросы по которой по-прежнему…

  • Тбилиси. Часть 20: Ваке и Сабуртало

    Тбилиси - столь интересный город, что даже о его окраинах не рассказать за один раз. Тем более окраина окраине рознь: если в прошлой части,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Благодарное

    Друзья! Огромное всем спасибо за поздравления с уже почти неделю как прошедшим. Увы, из-за отсутствия у ЖЖ мобильной версии я в поездке просто не…

  • 38

    Спасибо всем, кто меня вчера поздравил! Приятно. Скучную дату в 38 лет я отмечаю в прозаичном Сочи по пути в Абхазию ( вопросы по которой по-прежнему…

  • Тбилиси. Часть 20: Ваке и Сабуртало

    Тбилиси - столь интересный город, что даже о его окраинах не рассказать за один раз. Тем более окраина окраине рознь: если в прошлой части,…