varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Волгоград

 

А теперь - о собственно Волгограде. То есть о нынешем Городе-на-Волге, каким увидел его я. В этом посте пройдемся по центру - одному из самых цельных и гармоничных ансамблей сталинского стиля, и прокатимся на метротрамвае. Не могу сказать точно о "красоте", но могу сказать бесспорно: Волгоград - один из самых необычных и колоритных городов России, не похожий ни на один другой город.

Город начинается, как известно, с вокзала. Волгоград-1 по своему масштабу сопоставим с высотками:



И чрезвычайно красиво украшен:





Особенно хорошо его внутренне убранство, на которой мне не хватило кадров - понимаешь, откуда взялся термин "вокзал-дворец". От вокзала улица, показанная на вводном кадре, ведет к площади Павших борцов - официальному центру Волгограда. 







Волгоград традиционно принято считать шедевром "высокого сталинса", однако следует оговориться: шедевром высокого сталианса в России. Лично мне сталинская архитектура Минска показалась намного мощнее. Оно и понятно - Минск строился как столица, а Волгоград как областной центр, но все-таки я испытал даже некоторое разочарование. К тому же Сталинграду сильно навредил Хрущев - город был олицетворением триумфа его противника, и при Хрущеве развернувшееся в Волгограде строительство было приостановлено. Словом, в центре Волгограда не покидает ощущение какой-то незавершенности, нехватки чего-то, что должно быть... 

От площади Павших борцов к Волге ведет Аллея Героев, и весь путь от вокзала до набережной занимает не более десяти минут. Аллея засажена тополями, и на ней расположены один за другим памятники:

Обелиск на братской могиле:



Тополь, переживший Сталинградскую битву:



Стелы с именами Героев Советского Союза - на одной стороне Аллеи имена героев Сталинградской битвы, на другой - имена героев-уроженцев Сталинграда.



Аллея Героев выводит к Волге:



Которая у Волгограда, в своем естественном русле, оказывается совсем не так широка, как кажется после Казани, Самары или Саратова. Набережная имени 62-й армии по изначальному замыслу должна была стать главным сталинским ансамблем, "фасадом" города, но этот ансамбль не был завершен (опять же, спасибо Хрущеву!). Набережная сильна отдельными элементами, такими как Парадная лестница:





Или стоящий неподалеку ресторан "Маяк":



А вот Речной вокзал, крупнейший в Европе, строился уже при Брежневе - но тут, справедливости ради, надо заметить, что брежневские постройки в Волгограде сделаны не без вкуса.



Вообще, если центр Минска - это "сталинский Петербург", где ничего уже не добавить и не убавить, то в центре Волгограда остался довольно большой потенциал для роста, который частично реализовали в 70-80-е годы, частично реализуется сейчас.

Здание по 20-30 этажей в Волгограде не редкость, хотя вот этот жилой комплекс строится далеко от центра.



Но в то же время и "историчность" в Волгограде выше, чем в Минске. Если в столице Беларуси новый ансамбль погреб под собой военную историю, в Волгограде во многом он ее подчеркивает. Скажем, беседка на кадре выше - не просто беседка, а памятник стоявшей на ее месте зенитной батарее.



А вот - просто застройка вдоль набережной.







И просто здания в разных частях центра:









Отдельные постройки достойны минских - но такого цельного и красивого ансамбля не складывается.









Самое красивое, на мой взгляд, здание в Волгограде - построенный в 1952-54 годах Планетарий. Он был подарен городу ГДР, однако изначальный конструктивистский проект был полностью переделан.



А на крыше поставлена скульптура "Мир" работы Веры Мухиной:



К основному зданию Планетария примыкает небольшая ротонда, назначение которой я так и не установил:



Однако мне Планетарий показался интересен в первую очередь своим принципом - ведь, наверное, именно так бы выглядели церкви сталинской эпохи, если бы в СССР вообще строились церкви.

Есть в центре Волгограда и брежневские здания, и современные небоскребы. с улиц они не заметны, а если и заметны, то глаз не режут, а вот издалека силуэт центра определяют именно эти постройки - центр Волгограда напоминает американские или азиатские "даунтауны".



Словом, исторический Волгоград оставляет весьма противоречивые чувства. Город красив, это верно - но видно, что он не завершен, да и ждешь от сталинской архитектуры в Волгограде большего. Но гулять здесь очень приятно, особенно летом, на рассвете, когда еще не начало припекать Солнце. Кроме того, стоит сказать, что центр очень чист и ухожен, трава и листва тут всегда зеленые и влажные из-за установленных повсюду поливалок, асфальт почти не замусорен... И все же для меня волгоградский центр - лишь оболочка для памятников Сталинграда.

Напоследок - о еще одной достопримечательности, без которой рассказ о Волгограде нельзя считать полным: метротрамвае. 



Такой транспорт, как "скоростной трамвай" в бывшем СССР не редкость - обычно он соединяет город с отдаленной промзоной, и развивает значительные скорости за счет "выделенной линии", по которой идет. Однако в Волгограде "скоростной трамвай" стал метротрамваем, так как часть пути идет под землей. У него аналог лишь один - в Кривом Роге, но Кривой Рог не относится к тем городам, которые хочется посетить. А вот в Волгограде на метротрамвае из центра удобнее всего ехать на Мамаев Курган.



Большая часть линии метротрамвая все же наземная, но есть 2 подземных и одна крытая станция. Раньше, говорят, билеты на эти станции покупали в кассе, а на входе компостировали, однако теперь оплата проезда как в обычном трамвае (то есть у кондуктора) - что и не удивительно, так как на надземных станциях вход свободный.

Станция "Пионерская" - вторая на линии. Он не подземная, но крытая. Как видите, есть переход через пути - но видимо, он временный - ведь метротрамвай строился так, чтобы в перспективе его можно было переделать в метро.



По тоннелю трамвай несется с жутким шумом, сильно раскачивается, в салоне гораздо темнее, чем в метрополитеновских вагона. Вторая станция - "Комсомольская", и кадры на подземных станциях весьма психоделичны. До расцвета цифровой фотографии о скоростном трамвае за пределами Волгограда знали очень мало, и когда подобные кадры появлялись в сети, обычно автору просто не верили, и принимали за гения "Фотошопа".



А вот как оно на самом деле. Станция "Площадь Ленина":



Типичный метрополитеновский вестибюль с указателями станция и выхода в город и счетчиком времени, а под потолком контактные провода, и обычный старенький трамвай стоит на путях у платформы... Действительно, крыша у неподготовленного человека от такого слегка едет.



Метротрамвай в Волгограде появился из-за советских формальностей: метрополитен полагался только городам-миллионерам, а в Волгограде еще в 70-80-е остро встала проблема городского транспорта. Ведь город вытянут вдоль Волги на 90 километров при ширине всего около 4 километров, и чем-то другим, кроме выделенной рельсовой линии решить проблему было нельзя. Однако метротрамвай протянулся лишь на север, к Тракторному заводу, и метрополитеном так и не стал. А вот на юг ходит только электричка, и о 70-километровм броске к Волго-Дону и старой Сарепте пойдет речь в следующей, заключительной части рассказа о Волгограде. 
Tags: "Воля вольная", Поволжье, дорожное
Subscribe
promo varandej ноябрь 29, 13:19 45
Buy for 500 tokens
Армения. Здесь мы провели 40 дней, и я прекрасно понимаю, почему Мандельштам назвал её "орущих камней государством"... Грузия, где мы были краешком и в основном отдыхали в Батуми. Действительно не в меру душевна... Турция, в этой своей части некогда бывшая Арменией, Грузией и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments