varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Киев, Подол. На берегу Днепра.



Киев - один из тех городов, чью судьбу определила Река. В прошлой части мы гуляли по улочкам старого Подола, ну а теперь выйдем к днепровскому берегу.

Значение Днепровского порта в истории Киева многие (в особенности составители школьных программ по истории) склонны недооценивать - былое могущество этого города как-то больше ассоциируется с княжьей властью да православными святынями. Впрочем, я например о Киеве впервые узнал из былин - а в порту Илья Муромец с Добрыней Никитичем не очень-то замечены. И тем не менее именно порт, южные ворота "пути из варяг в греки", окно в Византию - самое могущественное государство тогдашнего мира - и сделали Киев столицей древней Руси и городом её святынь. Вдобавок, совсем рядом с Киевом устье Десны, то есть развилка в Западную (Днепр) и Восточную (Десна) Русь. И я как географ часто думал о том, что Киев подкосили не половецкие набеги и даже не княжьи разборки - а упадок Византии, в 1204-61 годах вообще исчезавшей с лица Земли. Единственной альтернативой Пути из варяг в греки стал для Руси "путь из латин в басурмане" - Волга, в бассейн которой и переместился её центр. Днепр же так и не вернул себе былое значение, а Киев возродили железные дороги и промышленность.
Портовым районом Киева испокон веков был Подол, где жило к началу 19 века 2/3 населения города. Вот так он выглядит из Крещатого парка, от Арки Дружбы Народов. Слева - Владимирская горка, за ней просматривается улица Петра Сагайдачного, Рождественская церковь (1807-14) и мельница Бродского (1906) на Почтовой площади.

2.


Дома на набережной, из-за которых торчат трубы двух старейших киевских электростанций - поближе Центральная электростанция №1 (1909-10, ныне Институт угольных энерготехнологий), вдалеке ТЭЦ-2 1930-х годов:

3.


Правее видна непосредственно гавань, которую отмечают мельницы, элеваторы и... церкви. Слева направо - Николы Набережного (1770-е), Ильи Пророка (1692) и Николы-на-Воде (2003-04). Обилие Никольских церквей (всего их на Подоле было три - Притиско-Никольская, Николы Набережного и снесённая Николы Доброго, которую и сменила Николы на Воде) опять же говорит о его портовой сущности. Но самая интересная из припортовых церквей - Ильинская, позже расскажу, почему.

4.


Непосредственно гавань - узкий и разветвлённый залив, более всего похожий на затон, образовавшийся с постройкой ГЭС. Но как видно из старых карт, он уже был в середине 19 века, то есть скорее всего этот залив естественный. Половина Подола выходит на залив, половина - на "открытый" Днепр. На заднем плане - Оболонь, которую pan_sapunov довольно метко сравнил с Астаной:

5.


А обилие мостов пусть не удивляет - здесь идёт капитальная реконструкция. До недавнего времени единственным мостом был вантовый Рыбальский (475 метров, высота пилонов 65 метров) 1960-х годов в створе улицы Верхнего и Нижнего Вала, но с 2009 года он закрыт на реконструкцию. Тогда же открылся Гаванский мост непосредственно у входа в залив, а параллельно Рыбальскому мосту, как видите, строится дублёр.

Наконец, через сам Днепр строится Подольский мостовой переход - ведь река в Киеве содержит несколько островов, поэтому единого моста тут не будет... однако проходить по этому переходу будут автодорога и линия метрополитена с промежуточной станцией. Строящийся мост доминирует в пейзаже этой части Киева.

6.


Кадр выше, как видите, снят уже с другой точки - от Андреевской церкви. На заднем плане Петровский мост (1916-17, восстанавливался после в 1929 и 1945), по которому ходят грузовые поезда и городская электричка, а совсем вдалеке Троещина - для Киева это как для Москвы Бирюлёво, а для Питера Купчино, и вдобавок при населении порядка 300 тысяч человек (более 10% города!) к ней до сих пор не подведено метро.

Ну а мосты ведут на Труханов остров - самый большой в Киеве, тянущийся на 11 километров за черту города к устью Десны. Ныне, как и другие острова, он занят парком, причём куда более тихим, чем Гидропарк - но именно здесь в начале ХХ века открылся первый в Киеве пляж. За тысячу лет тут не раз возникали селения - от древнерусских Ольжищ до существовавшей в 1907-1943 слободки с примерно 4 тысячами жителей, ликвидированной фашистами как потенциальный пладцарм для наступашей Красной Армии. Ныне киевские острова необитаемы - и в самом центре мегаполиса это прекрасно!

7.


Вид на Подол с метромоста. Посредине - Пешеходный мост (1957, длина 429 метров) опять же на Труханов остров:

8.


А в гавани заметно движение. Честно говоря, не знаю, как в Киеве с навигацией - точно есть прогулочные трамвайчики. может быть дачные "речные автобусы", может быть какая-нибудь скоростная навигация (по крайней мере лет 7-10 назад "Метеор" в Канев ещё ходил).

9.


Ходят и грузовые суда. На заднем плане Московский мост (1976) с 119-метровым пилоном - самый северный из киевских мостов.

10.


За гаванью - ещё и верфь "Ленинская кузница", основанная в 1862 году инженером Федором Донато, сменившая много названий (нынешнее с 1955 года) и специализаций, и построившая за свою историю более 1000 судов. Как на ней сейчас идут дела - не знаю, но вряд ли хорошо.

11.


Кстати, ноябрьские кадры сняты от верхней станции фуникулёра. Всё же благодаря новым вертикалям Киев чрезвычайно фотогеничен:

12.


Ну а теперь спустимся на набережную, сначала - к церквям, выходящим на Почайнинскую улицу. Церковь Николы Набережного (1772-75) - ещё одно творение Григоровича-Барского. По легенде, её основали в 1092 году после чуда - в Днепре утонул ребёнок, а через несколько часов внезапно обнаружился живым в Софийском соборе. Достоверно след этой церкви прослеживается с 1552 года, и как обычно бывает, это её здание не первое.

13.


Тёплую церковь с шатровой колокольней пристроили в 1869 году:

14.


В момент моей прогулки сентябрьским вечером 2012 года здесь снимали кино. Киев олицетворял Ташкент 1940-х годов::

15.


Что же до Ильинской церкви (1692), то на самом деле это ни больше ни меньше первая христианская церковь Руси, известная с 945 года, то есть почти за полвека до Крещения. Это был храм на византийском подворье, хотя по легенде церковь основали принявшие крещение Аскольд и Дир (подробнее об этой легенде я рассказывал здесь). Среди её прихожан была княгиня Ольга, а по одной из версий, именно близ неё совершилось Крещение Руси. О том, как выглядела Ильинская церковь 10 века, не осталось ни малейших сведений - на что могло быть похоже византийское деревянное зодчнство? В камне же её отстроили лишь в конце 17 века.

16.


Рядышком шатровая колоколенка - ровесница здания церкви, построенная московским мастером. В таком месте это очень символично:

17.


За церквями - Набережно-Крещатицкая улица, берег гавани с мельницами и элеваторами:

18.


Где-то здесь князь Владимир крестил русских людей:

19.


И рыбу здесь ловили испокон веков:

20.


С Гаванского моста открывается прекрасная панорама великой реки:

21.


Вдалеке Арка Дружбы Народов (1982), которую один из этих народов прозвал Ярмо, и Колонна Магдебургского права (1802-08), старейший памятник Киева, к которому ешё дойдём.

22.


У подножья Владимирской горки - Речной вокзал (1953-57) и почтовая станция на Почтовой площади (1865), а из-за горы выглядывают здания Европейской площади и Майдана Незалежности:

23.


У берега храм Николы-на-Воде и насосная станция ЦЭС-1 (1910), на горе трасса фуникулёра, Михайловский просто донельзя Златоверхий собор и здание МИД (1938) - творение Лангбарда.

24.


С другой стороны моста виды на гавань. Рыбальский мост:

25.


ТЭЦ-2 полностью, включая отдельно стоящую трубу:

26.


Вон та вышка венчает гору Щекавица, которую покажу в следующей части:

27.


Извините, что много повторяющих кадров, но всё-таки в интернетах этот район представлен не так, как Андреевский спуск или Контрактовая площадь. Выходящие на набережную мельница (явно 19 века) и советский элеватор, а главное соединяющая их галерея - тоже очень живописны. Дальше в ту сторону я не сходил, о чём теперь жалею - но как я понимаю, в основном припортовая промзона советская.

28.


Ильинская церковь, Греческая церковь, Андреевская церковь и хорошо заметная застройка Андреевского спуска по склону. Киевский торт:

29.


Местами далеко-далеко просматривается Покровский монастырь (1896-1911) с самым большим храмом Киева. В следующей части дойдём и до него:

30.


А пока отправимся по Набережно-Крещатицкой улице в сторону Крещатика. Мимо мест, где крестилась Русь, куда приставали византийские галеры и варяжские ладьи, и где тонули пытавшиеся пересечь эту реку армии. Все объекты в общем уже знакомы по панорамам:

31.


32.


33.


34.


35.


36.


37.


Вот и колонна Магдебургского права у подножья Крещатика. Как уже говорилось в одной из прошлых частей, Киев получил Магдебургию довольно поздно - в 1492 году, когда ей уже обладали ни то что Луцк, Львов или Каменец-Подольский, а неприметные Житомир и Летичев. Однако Киев примечателен тем, что последним в русских и австрийских землях бывшей Речи Посполитой это право потерял: и Россия, и Австрия упразднили Магдебургию, заменив её своими законами, ещё в 1780-е годы... однако в 1802 году Александр I торжественно вернул Магдебургское право Киеву, и в числе прочих мероприятий, посвященных этому знаковому событию, стала установка памятника на берегу Днепра. Где-то слышал, что эта "последняя Магдебургия" охватывала не весь город, а только Подол, но в имеющихся под рукой источниках упоминаний об этом нет. Окончательно с Киева снял Магдебургское право уже Николай I в 1834 году. Колонна же так и стояла бесхозной до появления памятника князю Владимиру - после этого её официально переименовали в Нижний памятник Владимиру и отреставрировали.

38.


За памятником - хоррорного вида лестница, построенная в 1915 году. Ходить по ней, оказывается, запрещено из-за аварийного состояния, но написано об этом только сверху:

39.


По ней я вышел на Владимирский спуск, к водопроводной станции "Палестина" (1887), где располагался фильтр.

40.


Напоследок - знаменитый памятник князю Владимиру (1853) на Владимирской горке - здесь князь наблюдает за Крещением Руси. Меня поражают эти образы: "железная леди" и утончённая садистка Ольга, развратник и изувер Владимир - но именно они указали путь к Спасению души миллионам людей и за это были названы святыми.

41.


В следующей части сходим на гору Щекавицу и далее к Покровскому монастырю.

Над Подолом.
Подол. От Контрактовой до Почтовой.
Подол. Дома и улицы.
Подол. Берег Днепра.
Гора Щекавица и Покровский монастырь.
Tags: "Молох", ВКЛ, Киев, Центральная Украина, дорожное, древнерусское, транспорт
Subscribe
promo varandej march 27, 01:24 38
Buy for 500 tokens
В этом году я часто пишу о планах. Потому что в этом году они меняются часто и непредсказуемо, как не менялись уже давно. Вот например этой самой ночью я должен был ехать на юг, в Краснодар, Армавир, Ростов-на-Дону и на Апшеронскую узкоколейку. Даже слоган для поездки сочинил: "От Апшерона…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments