varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Category:

Киев. У Бабьего Яра...



О Бабьем Яре я впервые прочитал давным-давно, ещё в раннем детстве, и не знал ещё, что он находится в Киеве, но знал, что это было место чудовищных злодеяний, учинённых фашистами. Наверное, сам я сюда бы никогда пошёл - но в сентябре я приезжал в Киев не один, и инициатива этой прогулки также была не моя. Мы сюда попали аккурат в годовщину тех событий, и у Меноры встретили уцелевших киевских евреев, а потом отправились к древней Кирилловской церкви, которую также покажу здесь.

Прямо у Бабьего Яра с 2000 года действует станция метро "Дорогожичи", над которой нависает Киевская телебашня - построенная в 1968-73 годах без использования строительных кранов уникальным методом "сверху вниз" (то есть во время строительства башня медленно росла над городом, как дерево), это вторая по высоте телебашня бывшего СССР, 9-я в мире и высочайшая в мире решётчатая конструкция (385м). Телебашня видна со всего Киева, но глядя на неё издалека, я не задумывался о том, что она отмечает Бабий Яр.

2.


Так и не разобрался, как соотносятся между собой исторические районы, в которых он находился - Дорогожичи, Сырец и Куренёвка. Но это едва ли не самое высокое место Киева с многочисленными оврагами, что-то вроде московского Тёплого Стана, и сам Бабий Яр до трагедии был известен как просто крупнейший в Киеве овраг. Главная в этом районе улица Елены Тилиги ведёт на север, к Кирилловской церкви - туда мы и пошли. С одной стороны пятиэтажки, с другой парк, и мы даже не сразу догадались, что это и есть Бабий Яр:

3.


Честно говоря, я не хочу рассказывать о том, что здесь творилось - в интернетах можно без проблем найти и подробные описания того, как уничтожали людей, и бесстрастные исторические справки... Не найти только точных цифр, потому что их никто не знает - только в самом начале здесь было расстреляно более 30 тысяч человек за 3 дня, но позже фашисты проводили здесь массовые расстрелы не раз, трупы сжигали и размалывали, и в общем оценка масштабов трагедии - от 70 до 200 тысяч человек. Спастись удалось лишь 29 людям - в основном тем, кто успел прыгнуть в яму с трупами до своей очереди, спрятаться среди этих трупов, и ночью уползти. Четверо из этих 29 ещё живы - трое в США, одна в Киеве. До середины 1960-х о Бабьем Яре старались не вспоминать - сейчас говорят, что по причине антисемитизма, но ведь и Дня Победы до 1965 года не праздновали... скорее вспоминать о кошмарах войны просто не хотели. На месте концлагеря, захоронений, недостроенного человекоперерабатывающего завода (ну, где мыло и крахмал из трупов делали) устроили парк, сам овраг превратили в промышленный отстойник (чем это обернулось - ещё расскажу), и лишь в 1976 году открыли первый мемориал. С тех пор тут появился десяток памятников. Почти у входа в метро - памятник уничтоженным здесь детям (1997 или 2001).

4.


Ещё тут есть памятники православным священникам, призывавшим к борьбе с фашизмом и само собой тоже казнённым; душевнобольным, с расстрела которых (752 человека) 27 сентября 1941 года и начался здешний конвейер смерти, памятник остарбайтерам, пленным немцам (???), а вот уже в южной части парка - крест в память расстрелянных 21 февраля 1942 года украинских националистов из ОУН (621 человек), среди которых была та самая Елена Тилига - поэтесса-эмигрантка, жившая в Польше и Чехии, в 1930-е полагавшая фашистов освободителями от ненавистной "красной заразы" и вернувшаяся вместе с ними (хотя и нелегально) в Киев.

5.


И наконец мы вышли к главному мемориалу, поставленному в 1976 году - этот участок парка находится южнее "Дорогожичей", за улицей Мельникова:

6.


Композиция предельно ясна - ров, в который падают обречённые:

7.


Один из мрачнейших памятников, что я видел. Говорят, после его установки зарубежные евреи сильно возмущались, что здесь никак не отражена национальность большинства убитых. А в то же время, так ли это важно? Здесь убивали ЛЮДЕЙ, и памятник - людям.

8.


9.


10.


Рядом ещё два памятника - "Миру, искалеченному нацизмом" и еврейке-подпольщице Татьяне Маркус, которая под видом грузинки Маркусидзе, дочери расстрелянного большевиками князя, тайком уничтожила несколько десятков фашистских офицеров (например, работая в столовой и подбрасывая в еду отраву или ещё на военном параде кинув гранату, спрятанную в букете цветов). Вычислить её не могли очень долго, и по легенде, рядом с одним из убитых она сама оставила "автограф" - а может, не легенда, а такое странное самоубийство... Красный забор на заднем плане - ограда старинного Лукьяновского кладбища, где похоронены в том числе жертвы советских расстрелов 1930-х годов.

11.


Дальше мы снова пошли на север, расчитывая через парк выйти к Кирилловской церкви, и набрели на Менору - второй (1991) памятник Бабьего Яра, у которого было неожиданно людно:

12.


Оказалось, что меня угораздило приехать в Киев в годовщину первых расстрелов, чему и был посвящён проходивший здесь митинг под флагами Украины и Израиля. Люди со сцены говорили речи - кто-то по-украински, кто-то по-русски:

13.


А среди собравшихся не менее половины были те самые киевские евреи - кто-то из оставшихся здесь (ведь окончательно Киев утратил еврейское начало лишь в 1990-е), кто-то наверняка приехал и из Штатов, Израиля, Германии... Иудеи (евреи и хазары) жили в этом городе больше тысячи лет.

14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.


Потом на трибуну вышел очередной оратор, и если все остальные говорили тихо и сдержано, этот начал реально ОРАТЬ, примерно как тот дед, который бродит по московскому метро и орёт, заглушая поезда, об "иудах, продавших Россию". Орал он, разумеется, о преступлениях большевизма, которые "тоже не стоит забывать" (мне вот интересно - а на митингах, посвящённых жертвам большевизма, преступления нацизма не забывать - призывают?), и о том, что "украинцев убивали за то, что они украинцы! За то, что говорили по-украински! За то, что носили вышиванку!" (про себя думаю: "а русских убивали за то, что они русские, говорили по-русски и носили ушанку!"). В общем, у нас (а моя попутчица была вообще-то из другого украинского города) от такого повяли уши и мы ушли в глубину парка. Позже от знакомой киевлянки узнали, что этот же оратор - поэт и в советское время "писал стихи про Ленина в толстые журналы".

24.


В "шатровый храм" я заглянул и даже сделал кадр, хотя он вышел и нерезким, а задублировать уже не дали:

24а.


Дальше мы углубились в парк, исполосованный оврагами. Так же примерно выглядели и те самые овраги до расстрелов.

25.


Но расстрелы были не последней трагедией Бабьего Яра. Как уже говорилось, после войны в овраге (откуда трупы к тому времени извлекли) устроили промышленный отстойник, куда кирпичные заводы сливали пульпу. Проект спустили из Москвы, и он подразумевал перекрытие оврага бетонной дамбой; в Киеве решили сэкономить и после "доработок" дамбу построили уже земляную. 13 марта 1961 года, во время таяния снегов, её прорвало - причём не сверху, а снизу, и вниз по улице Телиги на Куренёвку сошёл натуральный сель высотой до 14 метров. По официальным данным погибло 147 человек - чуть меньше, чем в Крымске; по неофициальным - 1,5-2 тысячи, но последним я не очень-то верю. За рассказом о Куренёвской трагедии обычно следует обличение советской системы, допустившей техногенную катастрофу, но давайте не будем забывать про Бхопал-1984, Лондон-1952 или Техас-Сити-1947 - техногенные катастрофы были всегда и везде, потому что всегда и везде находятся воры, бездари и разгильдяи.
По одной из городских легенд, плотину разъел человеческий жир, пропитавший в период расстрелов дно оврага. В общем, Бабий Яр - проклятое место. Пойдём лучше в Кирилловскую церковь:

26.


Эту церковь, посвящённую Кириллу и Афанасию Александрийским, довольно далеко от города построил в 1139 году занявший киевский престол великий князь Всеволод Ольгович из Чернигова как усыпальницу Ольговичей. При церкви вплоть до Екатерининской эпохи действовал монастырь. В 1730-40-е церковь была перестроена в стиле украинского барокко Григоровичем-Барским - типичная судьба для древнекиевских храмов.

27.



Заснять её адекватно достаточно сложно:

28.



Колоколенка снесена в советское время, новая - в архитектурном стиле "сделай сам":

29.


А вот детали очень хороши:

30.


Особенно двери, в одну из которых мы и вошли:

31.


Главной достопримечательностью Кирилловской церкви считаются её росписи: в 1880-84 годах здесь были обнаружены и расчищены уцелевшие фрагменты домонгольских фресок. Пространство между фрагментами решили записать новыми фресками, над комплексом которых работало около 30 художников, в том числе никому тогда ещё неизвестный студент Михаил Врубель, впрочем, оцененный по достоинству и создавший важнейшие фрески. Таким образом, Кирилловская церковь соединила в себе все три эпохи киевских расцветов - Древнюю Русь, Гетманскую Малороссию и рывок конца 19 века к будущей столичности.

32.


Ныне церковь в общем пользовании музея (с 1929 года) и Московского патриархата, и фотографировать внутри запрещает именно музей - как и в принадлежащем ему же Софийском соборе. Тем не менее, темнота помещений и немногочисленность смотрителей способствует нелегальной съёмке. Скажу честно - это было через 2 недели после провала в Казахстане, и мне хотелось хоть как-то отыграться:

33.


Да и просто тут очень красиво! Причём модерновые фрески совершенно затмевают древние:

34.


35.


Люблю русский модерн, но всё же недобрый он какой-то, пугающий, тревожный. Его посыл - "Что-то приближается!".

36.


Древности, как часто бывает, лучше всего сохранилась в алтаре:

37.


А после этого кадра меня таки заметила смотрительница, и мы ушли. На улице хлынул холодный ливень, а у меня сдали нервы - то ли от напоминания о казахстанском провале, то ли от чёрной ауры Бабьего Яра.

38.


P.S.
Надеюсь, все понимают, что попытки разжигания, оскорбления в адрес любой национальности, оправдания нацизма и прочее я буду пресекать без предупреждения?

КИЕВ-2012
Киевский метрополитен.
Верхний город.
Виды с соборных колоколен.
Ярославов город с Михайловский Златоверхий собор.
Софийский собор.
Владимиров город, Пейзажная аллея и Андреевский спуск.
Химеры Верхнего города. Киев эпохи модерна.
Подол.
Контрактовая и Почтовая площади.
Улицы и церкви.
Берег Днепра.
Гора Щекавица и окрестности.
Печерск.
От "Арсенальной" до Лавры
Закоулки и укрепления Лавры.
От Лавры до Госпиталя.
От Косого капонира обратно к "Арсенальной".
Новое Строение. Костёлы, синагога Бродского, Бессарабка.
Окраины.
ВДНХ (Экспоцентр Украины)
Китаевская пустынь.
Бабий Яр и Кирилловская церковь.
Парк "Киев в миниатюре".
....далее ещё.

Tags: "Зона заражения", "Черта оседлости", ВКЛ, Киев, Центральная Украина, дорожное, древнерусское, событийное, этнография
Subscribe
promo varandej март 27, 01:24 38
Buy for 500 tokens
В этом году я часто пишу о планах. Потому что в этом году они меняются часто и непредсказуемо, как не менялись уже давно. Вот например этой самой ночью я должен был ехать на юг, в Краснодар, Армавир, Ростов-на-Дону и на Апшеронскую узкоколейку. Даже слоган для поездки сочинил: "От Апшерона…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 82 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →