По дороге из Москвы в Литву на автомобиле мы несколько раз пересекали неуклонно отступавшую на запад границу Великого княжества Литовского: Верховские княжества, Смоленщина, Белая Русь, Чёрная Русь и наконец сама Литва. Пространство от Москвы до Вильнюса - это пояс борьбы двух империй, одна из которых в итоге была целиком поглощена другой, и автомобиль, в отличие от поезда, даёт прекрасную возможность это прочувствовать. Дорога Москва - Смоляны - Лепель - Бегомль - Будслав - Вилейка - Сморгонь - Крево - Медининкай - Вильнюс заняла полтора дня, и тремя постами о ней я начинаю рассказ о своём путешествии в Литву и Латгалию.
В первой части - Смоленская и Витебская области, в том числе село Смоляны - едва ли не самое интересное в Восточной Беларуси.
Автопутешествия - для меня формат абсолютно непривычный, прежде я так ездил лишь один раз (Новороссия-2011) и в том же составе. Я привык, что дорога начинается на вокзале, пейзажи за окном и вагонные разговоры служат прелюдией, и до прибытия я могу даже ни разу не расчехлить фотоаппарат. На автомобиле же "активная фаза" наступает с первых минут, ну по крайней мере с выезда за МКАД: вот в Ближнем Подмосковье развилка Минского шоссе и Старой Смоленской дороги... надо заметить, Минка сильно улучшила моё представление о российских дорогах - отличный асфальт, удобные развязки, на большей части протяжённости до самой границы 2-3 полосы с физическим разделением. С одной остановкой на заправку и с учётом пробки на МКАДе мы достигли Беларуси примерно за 5-6 часов.
2.
А ещё эти западные шоссе - настоящий мемориал Отечественным войнам, памятники стоят почти что один за другим. Первые километров 70 - ещё полноправная Московская Русь, которой Литва не владели никогда, кроме Смутного времени. Но вдумайтесь - от столицы до границы было менее 100 километров, и в общем на тот момент силы Москвы и Литвы были абсолютно не сопоставимы, и ожидать от тогдашней прото-России превращения в сверхдержаву через несколько веков - как сейчас ожидать того же от какой-нибудь Малайзии или Аргентины.
3.
Первая из исторических границ - Верховские княжества, осколки дальних владений Чернигова. Вернее, сами Верховские княжества южнее, в верховьях Оки, их исторический центр Перемышль мы проезжали в 2011 году так же, на машине. Но отчасти к ним тяготеет Вязьма, которой ВКЛ владело без десяти сто лет - в 1403-93 годах. Отвоевание Вязьмы и Верховских княжеств стало первой крупной победой Москвы над Литвой, и вернуть их Литве более не удавалось.
4.
Следующая граница - где-то в середине Смоленской области. Тут всё уже сложнее: Смоленская земля была Великим княжеством в 1127-1387 годах, между Москвой и Литвой переходила дважды, и окончательно стала российской в 1654 году. Тут граница уже заметнее, пейзаж очень плавно, но всё-таки меняется: лес становится более тёплым и широколиственным, на смену избам приходят так похожие на них, но чуточку другие бревенчатые хаты... Да и сам Смоленск, который я подробно показывал в 2010 году (раз, два, три, четыре, пять), в своём пейзаже имеет что-то неуловимо иное, западное.
В этот раз мы миновали Смоленск по объездной, и вскоре въехали в Беларусь. Российско-белорусская граница визуально напоминает въезд на платную автостраду, и на нас при её пересечении никто даже и не посмотрел. Впрочем, километров за 40 (!) от границы начинается бесконечная торговля "зелёными картами" - от такого обилия страховочных пунктов мы начали офигевать довольно быстро.
5.
В Беларуси я последний раз был зимой с 2010 на 2011-й, по очереди в Чёрной Руси и Белой Руси. В то время Беларусь была на пике своего благополучия, и восторженные посты о ней френд-лента приносила мне каждый день. Потом случился кризис, и я не знал, кому верить: одни говорили, что "белорусскому чуду" пришёл конец и белорусы массово едут в Россию дворниками; другие говорили, что там всё прекраснее, чем было, и нечего верить НТВ и CNN. Судя по всему, истина посредине: за два года Беларусь как будто полиняла. За российский рубль теперь дают не 90, как раньше, а 240 белорусских, но самое заметное изменение - дороги, качество которых за прошедшие два года ощутимо ухудшилось. Особенно заметно это было на обратном пути через Полоцк и Витебск. То есть. дороги тут всё ещё получше российских, но такого контраста, как раньше, сейчас не ощущается. И в целом, у меня видение Беларуси несколько отличается от преобладающего в рунете, мне она всегда казалось довольно грустной страной.
6.
В Беларуси мы свернули на дорогу Орша-Лепель: мелкие дороги на юге Витебской и севере Минской областей образуют куда более короткий путь из Москвы в Вильнюс, чем по шоссе через Минск. Первая остановка, через 6 часов после выезда из дома - старое магнатское местечко, а ныне село Смоляны.
7.
Здесь есть впечатляющие руины костёла, одна из лучших в Беларуси деревянная церковь и самый восточный сохранившийся замок Речи Посполитой. Сейчас здесь живёт около 600 человек, а сто лет назад жило более 2500. О былом напоминает костёл Девы Марии (1670-е, перестроен в 18 веке в стиле "виленского барокко") доминиканского монастыря.
8.
Как и древний собор в Перемышле, он совершенно заброшен. Сквозь провалившуюся крышу в зал недобро смотрит Небо:
9.
Жилой корпус 18 века в 1937 году переделан в то ли склад, то ли мастерскую, то ли гараж колхоза "Новая Жизнь":
10.
Очень непривычный вид для Беларуси - чего-чего, а заброшек в этой стране мало!
11.
В таком же состоянии и Алексеевская церковь (1864), к руинам которой мы даже не пошли, хотя рядом с ней есть разорённая усыпальница того же возраста.
12.
От костёла мимо характерных для Беларуси деревянных хатнедалеко до деревянной Преображенской церкви:
13.
И замка Белый Ковель:
14.
Католиков тут не осталось, каменную церковь восстанавливать, видимо, дорого - поэтому в лучшем состоянии здесь именно деревянная церовь, одна из самых старых (1710), больших и сложных в Беларуси. Вообще, это довольно странно, но лесистая Беларусь очень бедная деревянным зодчеством - построек вроде и много, но все невзрачные, особенно по контрасту с деревянным зодчеством полустепной Украины. Эта церковь, на мой взгляд - самая примечательная их сохранившихся в стране.
15.
Кроме того, в Восточной Беларуси в 17-18 веках складывалась своя школа православной архитектуры, местный аналог украинского барокко, от которой сохранились буквально единичные памятники - в камне это Николаевский монастырь в Могилёве, а в дереве - как раз вот эта церковь. А обшивка вертикальными досками, крашенными в лазурный цвет - натуральная "визитная карточка" деревянных церквей Беларуси.
16.
Очень удачно повстречали молодого общительного батюшку. Он провёл нам по храму целую экскурсию, в том числе показал дореволюционную ведомость:
17.
В куполе сохранились росписи:
18.
Церковь на этом месте существует с 16 века, и с тех пор в ней сохранился подвал. По словам батюшки, для чего он использовался изначально, так и не установлено, ну а ныне в нём ещё один храм:
19.
Типичный сюжет для всего ВКЛ - вид на костёл с крыльца православной церкви:
20.
Дальше по лугам и болотцу мы направились к замку:
21.
Смоляны известны с 1484 года как вотчина Бельских - под такой фамилией было целых три рода, русский с Ярославщины, литовский от Гедемина и польский, и какой именно был здесь - даже не знаю. Потом Смоляны получил наш "перводиссидент" Курбский, основной резиденцией которого был волынский Ковель. Отсюда и название смолянского замка: Белый Ковель, Ковель-в-Белоруссии. Последнее здание замка построили в начале 17 века уже следующие владельцы - князья Сангушко.
22.
Уцелела от него, как видите, всего одна башня - остальное разрушили русско-польская и Северная войны, а скорее просто время. При этом на башне остался красивейший оконный портал:
23.
Самый восточный и ближайший к Москве уцелевший замок Речи Посполитой... И в каком-то смысле аллегория Великого княжества Литовского. Одинокая башня среди бурьяна и забвения.
24.
Особенно если посмотреть из замка на соседство церкви и костёла:
25.
Но в целом смотрится здорово, и с каждой точки по-своему:
26.
В основном же Смоляны - обыкновенное село. На многих домах резные наличники, вполне достойные России:
27.
Когда-то здесь была ещё и большая еврейская община, уничтоженная фашистами, и сейчас представить в смолянском пейзаже евреев невозможно. А само село живое и светлое:
28.
От Смолян по прямой и ровной дороге примерно час ехали до Лепеля, куда завернули поменять денег и заправиться. Лепель - городок с богатой историей: известен с 1439 года, в 1563 стал городом во владении Юрия Зеновича, а с 1586 - Льва Сапеги, создателя Литовского статута (такой прототип конституции). Сапега перенес город на нынешнее места с острова на озере... Но мы в итоге в Лепеле почти ничего не увидели, даже самого озера, так и покрутившись на окраинах, поэтому отсылаю к Дарриуссу.
29.
Хотя в принципе ничего выдающегося тут не сохранилось - ну, немного рядовой застройки, пара церковок... Самый, пожалуй, интересный объект - тупиковая станция Лепель с руинами депо. Открыли её, вроде как, в 1925 году, но построили скорее всего накануне Первой Мировой. В 1797-1913 годах Лепель был центром системы каналов, устаревшей и законсервированной, которую видимо и сменила эта ветка. Люблю малодеятельные станции:
30.
Ещё с Лепелем связаны две чёрные страницы в истории Великой Отечественной: 6-10 июля 1941 года Красная Армия попыталась нанести здесь контрудар, в итоге захлебнувшийся и имевший катастрофические последствия - потерянные части были нужнее в обороне. А в 1943 году сюда перебрались войска, командование и часть жителей "Локотской республики" - созданного Третьим Рейхом в порядке эксперимента русского фашистского квазигосударства на нынешней Брянщине. Тут ещё одно личное совпадение: в Локоть мы заезжали два года назад, в прошлом автопутешествии.
31.
Покинув Лепель с полным баком и некоторым количество белорублей, мы взяли курс на Бегомль через Березинский заповедник. Сейчас жалею, что в последнем мы не притормозили и не поснимали - особенно запомнились тамошние болота. Следующей остановкой стала деревенька Бабцы чуть-чуть недоезжая Бегомля.
32а.
В принципе деревня как деревня, от силы десяток домов да придорожной магазин. От магазина за поле к опушке соснового бора уходит накатанная дорожка, а за ней...
32.
На опушке леса, по соседству с обычным сельским кладбищем сохранилось огромное кладбище донельзя древнерусского вида. Причём как я понял из интернета, оно было открыто только в 2011 году! По одним данным - поэтом Рыгором Барадулиным, по другим - создателем "Глобуса Беларуси" Андреем Дыбовским.
33.
Лес над крестами и камнями сведён - вероятно, для раскопок. Каменные кресты для Беларуси вообще характерные, причём нередко они ещё и "растут" из земли, подобно деревьям - на самом деле просто выдавливаются почвой, как это происходит ежегодно с обыкновенным камнями. Такой крестик я видел в Турове - сердце Полесья. Весьма вероятно, что это кладбище лишь недавно начало "всплывать". Ни когда оно было создано, ни кто здесь погребён - никому не известно (поправьте, если всё-таки известно!). Внешность таких надгробий бывает очень обманчива - им вполне может быть и лет сто... Но как хочется верить, что это памятники Древней Руси!
34.
35.
36.
Самый большой крест выше человеческого роста:
37.
А вот просто валуны, так же точно "рожденные" полем:
38.
В следующей части - следующая граница Белой и Чёрной Руси: из Бегомля партизанскими тропами в Будслав и Вилейку.
ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Литва. Прошлое и настоящее.
Вильнюс.
Дзукия (Дайнава).
Каунас.
Малая Литва (Мемельланд).
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Аукштайтия (Верхняя земля).
Латгалия в Латвии.
Дорога домой.
.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →