
Продолжаю рассказ о пути из Москвы в Вильнюс на автомобиле, через исторические границы Литвы, век за веком отступавшие на запад. В прошлой части через Смоляны, Лепель и деревеньку Бабцы с древним каменным кладбищем мы доехали в самое сердце Белоруссии. Теперь из Белой Руси проследуем партизанскими тропами в Чёрную Русь - бывшее Городенское княжество, вместе с собственно Литвой слагавшее ядро Великого княжества Литовского. Бегомль, глухие деревни в лесах, Будслав, Кривичи и немного Вилейки.
От Бабцев буквально несколько километров до посёлка Бегомль (2,7 тыс. жителей), выросшего из известной с 1583 года деревни с довольно заурядной историей. Однако перед въездом сюда лес расступается, открывая широкое поле, а в центре стоит самолёт-памятник
2.

В целом же Бегомль довольно невзрачен, самые выдающиеся здания - мелкие сталинки, образующие подобие соцгорода:
3.

Его центр - завод "Ветразь" (конденсаторы, инкубаторы и прочая подобная техника) полумёртвого облика, хотя в принципе точное машиностроение в ПГТ - весьма неожиданно:
4.

Ближе к выезду - постройки старинного (1870-е) спиртзавода:
5.

Стела-памятник партизанскому аэродрому:
6.

И "исторический центр" Бегомля - село с заброшенной церковью Всех Святых (1866-86):
7.

Дальше я настаивал на том, чтобы посетить Будслав, но так как здесь проходит граница областей, а таковые в бывшем СССР, как известно, видны из космоса, добраться туда можно было двумя путями - либо в объезд через Докшицы (крюк выходил километров 50), либо по просёлкам через деревни. На эти-то просёлки мы и свернули - и пожалуй что, такой Беларуси вы ещё не видели!
8.

Я в шутку назвал эти места "партизанщиной", и в этой глуши, ветхих деревнях, лабиринте грунтовок легко было представить, что на дворе 1943-й год... И в этой деревне нас приютят, спрячут у себя раненных и накормят последним, что есть, а в соседней - убоятся карателей и не пустят на порог. А ещё здесь тихо, поют птицы, пахнет соснами и скошенными лугами, а трактор встретить легче, чем автомобиль.
9.

10.

11.

12.

И вроде хочется назвать всё это "настоящей Беларусью", но это не Беларусь Настоящая, а Беларусь Уходящая, нынешняя же её натура - машиностроительные города типа Лиды и Орши.
13.

На самой границе пришлось ехать прямо по просеке, и два километра мы преодолевали минут 10. Первая деревня Минской области - Вардомичи с простенькой деревянной церковью Святого Георгия (спасибо "Глобусу Беларуси", знающему даже такие места!):
14.

И новая граница Белой и Чёрной Руси, к коей относится север Минской области, снова видна невооружённым глазом. Резко выросла концентрация церквей, причём в основном костёлов; восьмиконечные кресты у дорог сменились четырёхконечными; кладбища стали пышнее... Да и в межвоенное время этим краем владела Польша. Чёрная Русь и Дайнава (Дзукия) образовали первое "ядро" Великого княжества Литовского - подробнее я рассказывал эту историю в давнем посте про Новогрудок. Исторически земли, куда мы въехали, входили в Виленское воеводство и Велинское губернию. А за лесом хорошо видна наша первая цель - Будслав:
15.

Бернардинский монастырь на этом месте основан в 1502 году с разрешения великого князя Александра Ягеллона, а его первая деревянная церковь была освящена в честь Посещения Марией Елизаветы: на самом деле важный эпизод Евангелие, так как святая Елизавета была матерью Иоанна Крестителя и первой рассказала Марии о её грядущей судьбе. В 1598 году сюда наведалась Ян Пац - с этой фамилией, почти не отметившейся в Беларуси, мы не раз встретимся в Вильнюсе и Каунасе: Пацы были фундаторами похлеще Сапег и Потоцких. Вот и будславским монахам магнат подарил чудотворную икону, которую в свою очередь получил в Риме от папы Климента Восьмого. В монастырь потянулись паломники, он разбогател (хотя оставался очень маленьким - здесь жило всего несколько монахов) и в 1767-83 годах отстроил внушительных размеров Вознесенский костёл:
16.

Один из красивейших храмов Беларуси, одна из кажется двух в стране "малая базилика" (титул особо чтимых католических церквей) - но вынужден констатировать, что после Литвы впечатление о нём как-то затёрлось. За костёлом огромное плоское поле, видимо для уличных богослужений:
17.

Но вечером буднего дня тут было тихо и пусто, и даже монашки (а ныне монастырь женский) куда-то уехали:
18.

В дверь можно заглянуть. Больше всего впечатляет, что добрая половина интерьера - скульптуры, рельефы и даже колонны - на самом деле просто нарисованы. Но нарисованные украшения местами выглядят объёмнее настоящих!
19.

А жилой корпус (1750) действительно непропорционально мал:
20.

Напротив костёла - сквер. Тёплым вечером здесь людно и хорошо:
21.

22.

23.

По статусу Будслав - агрогородок, такая специфически белорусская единица, подразумевающее село с инфраструктурой небольшого городка. Поэтому при всей своей благоустроенности, Будслав очень маленький:
24.

Поспрашивав местных на предмет ночлега и убедившись в его отсутствии, мы взяли курс на Вилейку:
25.

По дороге заехали в ПГТ Кривичи, который оказался в несколько раз крупнее Будслава.
26.

А городским атрибутами обзавёлся ещё на рубеже 1940-50-х:
27.

28.

Ещё тут есть Троицкая церковь (1887):
29.

И костёл Андрея Первозванного (1796):
30.

Пока я бегал фотографировать, отец у машины попытался расспросить о возможных местах ночлега припарковавшегося рядом мотоциклиста. Мотоциклист оказался нетрезв, но дружелюбен и улыбчив, и сам поинтересовался, нет ли там по дороге "гаёвых" (звучало как "хаёвых"). В Кривичах тоже людно. Вот - белорусы как они есть:
31.

Ещё тут где-то есть деревянная школа 1930-х годов (то есть польской постройки), а на выезде - кладбище с часовней в стиле "развитого социализма". А вот переночевать опять же негде...
32.

По дороге в Вилейку попались ещё два храма. Костёл Непорочного Зачатия Девы Марии в Костеневичах (1763) с деревянной звонницей за кустами:
33.

И православная церковь-"муравьёвка" (1870-е) в селе Куренец, которое в 15-17 веках называлось Королевским Куренцом и было центром огромного владения:
34.

На закате мы въехали в Вилейку (28 тыс. жителей). Это уже полноценный Виленский край - ведь даже стоит она на реке Вилия, как Вильнюс и Каунас - в Литве эта река известа как Нярис. Известная с 1460 года деревня в подчинении Королевского Куренца, городом Вилейка стала под Россией в 1795 году, причём с 1843 года Вилейский уезд входил опять же в Виленскую губернию. В 1939 году Советы даже создали Вилейскую область, однако после войны областной центр перенсли в Молодечно, остававшийся токовым до ликвидации области в 1960 году. Вилейка же известна своим заводом, наряду с подмосковным Красногорском выпускавшим легендарные советские фотоаппараты "Зенит".
35.

Вилейка производит очень приятное впечатление - оживлённый, опрятный, живописный даже в хрущобных кварталах городок при этом без агроренессансной аляповатости. Мы её осмотрели совсем пунктиром, большинство кадров я снял из окна машины, поэтому за подробным рассказом опять же отсылаю к Дарриуссу.
36.

37.

На главной площади такой белорусский сюжет - Ленин, костёл и церковь:
38.

Церковь Марии Египетской (1865) неожиданно симпатична для "муравьёвки", да ещё и с часами на колокольне:
39.

Да и Крестовоздвиженский костёл (1913) - очень неплохой образец неоготики:
40.

Про этот дом при костёле ничего не нашёл ни у Дарриусса, ни на "Глобусе Беларуси" - вероятно, новодел?
41.

Здесь же исполком, дом быта и... гостиница! Как раз то что надо, когда проехал за один день 970 километров, а утром был ещё в Москве. В принципе на Вильнюс есть и более прямая дорога через Полоцк, на на ней я всё. что хотел посмотреть, уже видел...
42.

В следующей части - последняя граница. Белорусские Сморгонь и Крево и литовский Медининкай.
ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Литва. Прошлое и настоящее.
История и архитектура.
Колорит и особенности.
Люди и реалии.
Вильнюс.
О городе в целом.
Виды сверху.
Виленские замки.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Виленский университет.
Улочки и церкви Старого города.
Вдоль Вильни. Три костёла, церковь и Ужупис.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Антакальнис (Антоколь)
Бельмонтас и Пушечная фабрика.
Виленская кальвария.
Панеряй.
Дзукия (Дайнава).
Тракай.
Аукштадварис и Чёртова яма.
Румшишкес. Литовский скансен.
Кедайняй (хотя он уже не в Дзукии).
Каунас.
Малая Литва (Мемельланд).
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Аукштайтия (Верхняя земля).
Латгалия в Латвии.
Дорога домой через Любавичи.
Journal information