varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Category:

Тракай. Часть 1: город и караимы



Расположенный в 27 километрах от Вильнюса Тракай (Троки) - маленький городок (5,6 тыс. жителей) и классический пример местного "суздаля", где можно быть туристом, но нельзя быть путешественником. Тем не менее, всё-таки расскажу и о нём, причём в двух частях. Главную тракайскую достопримечательность - озёра и готические замки, я оставлю на вторую часть, а первой - остатки третьего замка Старый Тракай, центр города и рассказ о караимах, одном из самых необычных народов Земли с фотографиями из нескольких других городов.

Более всего Тракай известен тем, что зародившись где-то на рубеже 13-14 веков, при Гедимине он был столицей Литвы, второй по счёту после Кернаве (куда я так и не успел). С двумя оговорками: во-первых, официально Тракай был столицей неполных шесть лет (1316-1323), и скорее всего Гедимин сделал его лишь "плацдармом" для (слава богу, дипломатического!) покорения Вильнюса; а во-вторых столицей был и не сам Тракай - на своё нынешнее место он перенесён лишь в 1337 году, настоящая же "вторая столицы Литвы" - в Старом Тракае, небольшом селе в 4км от собственно Тракая, дорогу к которому украшают вот такие деревянные скульптуры - есть среди них и Витовт, и Гедемин, и караимы на ослике:

2.


После смерти Гедемина княжество перешло сначала его сыну Евнуту, который, впрочем, у власти удержался недолго - другие сыновья, Ольгерд и Кейстут, свергли его и разделили страну поровну: первому достались Вильно, Чёрная Русь и Аукштайтия, второму - земли от Жемайтии до Белостока, а также соответственно восточное и западное направления литовской политики. И если Ольгерд больше завоёвывал земли, для Кейстута было актуальнее - как бы самого не завоевали, поэтому в 1360-е годы он и перенёс замок в более удобное место. То есть, Тракай всё-таки был столицей ВКЛ - но лишь одной из двух в период великокняжеского "тандема". Старый Тракай же оставался небольшим вспомогательным замком, в 1390 году был разрушен крестоносцами и с тех пор стал обычным селом:

3.


Но окружённое рвом городище Старо-Тракайского замка хорошо заметно. С 1405 года, когда Витовт счёл восстановления замка нецелесообразным, здесь обитает бенедиктинский монастырь, в конце 19 века построивший неоготический костёл:

4.


Каплички и скульптура жрицы Бируте - жены Кейстута и матери Витовта, который родился на этом городище где-то в середине 14 века:

5.


Неоготический фасад костёла:

6.


Монастырский корпус "с иголочки", и - ни души:

7.


А на краю городища круглая роща с очагом посредине. Ведь так вполне могло выглядеть великокняжеское капище:

8.


До Нового Тракая отсюда несколько километров и одна остановка электрички, но навигатор почему-то повёл нас через трассу. Первая достопримечательность Тракая - его расположение: городок со всех сторон окружают озёра. Слева и справа соответственно Татарское и Лукас, а на севере - озеро Гальве, на одном из островов которого хорошо виден замок:

9.


Тракай начал превращаться в туристический заповедник в 1960-е годы - тогда был по сути воссоздан Островной замок, построены базы отдыха и гостиницы и даже подведена к началу полуострова железнодорожная электрифицированная ветка, отходившая от линии Вильнюс - Гродно - Белосток как раз-таки в Старом Тракае. У новотракайского вокзала мы и сдеелали первую остановку. Почему-то очень люблю тупиковые станции:

10.


Это уже образец "литовского стиля" в советской архитектуре, фасад же глядит на гладь озера Лукас. Сюда несколько раз в день ходит электричка из Вильнюса, а ещё можно добраться с другой стороны через станцию Лентварис на линии Вильнюс-Каунас:

11.


Кварталом далее и автовокзал, от которого до центра ещё пара километров... Мы их проехали на машине, поэтому ничего толком не заснял, но там попадаются очень неплохие образцы советской архитектуры - тут я опять отсылаю к Дарриуссу. Только вот церковь Рождества Богородицы 1860-х годов кое-как сфоткал:

12.


Понемногу начинается центр. Хотя в 16-17 веках Тракай пришёл в глубокий упадок, всё же "под Россией" он был уездным городом, а вырос с тех пор всего в полтора раза. Но на практике от уездных Троков осталось буквально несколько зданий:

13.


Над которыми нависает Фара Витовта, или костёл Девы Марии (1717). Фарным в ВКЛ назывался главный в городе приходской (т.е. не монастырский) костёл, а "фарами Витовта" называли несколько храмов, построенных князем после крещения в разных городах - Каунасе, Троках, Гродно и Новогрудке. Гродненская фара была снесена в 1970-е годы, Каунасская сохранилась в первоначальном виде, а вот в Троках и Новогрудке костёлы были перестроены в начале 18 века в стиле "сарматского барокко" - сарматизмом называлась идеология польской шляхты, возводившей свою (но не простолюдинскую!) родословную к древним сарматам, и в 18 веке, в период умирания Речи Посполитой, здесь часто строили такие вот строгие храмы, напоминавшие об архитектуре ушедшего её расцвета. Об интерьерах костёла с остатками фресок 15 века и поисках среди них портрета Витовта есть пост vyrud.

14.


Фара стоит не на главной улице, а в переулке среди деревянных домов, но зато на холме и потому видна издалека.  Внушительных размеров здание дальше по главной - скорее всего тоже 1960-х годов (стиль тот же, что и у вокзала), при поляках тут было захолустье.

15.


На бывший рыночной площади тихо и пусто. За деревьями блестит вода озёр, мимо только машины проносятся. Колонна на переднем плане - часовня Яна Непомука 18 века, а синий домик с крыльцом - бывшая почта:

16.


За которой явно реконструированные корпуса Доминиканского монастыря (1668), занятые краеведческим музеем:

17.


По сути это часть Полуостровного замка - не отреставрированного, как Островной, но более крупного и старого. О нём я тоже расскажу в следующей части, с главной улицы же хорошо видны его древние башни за домами:

18.


В историческом центре целая полоса размечена под парковки. Нет, мне положительно нравится этот подход - легализовать нарушение и брать за него деньги!

19.


Старые дома в Троках на 9/10 деревянные, каменных зданий узедного времени тут меньше, чем средневековых. Интересно, деревянная каланча - польская?

20.


А вот озёр за домами с главной улицы обычно не видно - город стоит на возвышении:

21.


Понемногу мы дошли в самое интересное место Тракая наряду с замками - Караимскую слободу:

22.


Караимы - на самом деле один из самых необычных и загадочных народов не то что бывшего Европы или бывшего СССР, а - всей Земли. Во-первых, их осталось очень мало - я видел цифры от 600 до 2000 человек, и тракайская община караимов, дающая этому городку основание считаться их столицей - 61 человек. Их язык относится к тюркскими, как татарский или турецкий. Известно, что они пришли сюда из Крыма в 14 веке вместе с татарами как купцы, служилые люди и даже личные гвардейцы Витовта, но вот как они оказались в Крыму, теперь уже нет ответа.

23. В музее Островного замка - татары (слева) и караимы (справа)


Главная особенность караимов - это их собственная религия, причём не какое-нибудь древнее язычеством, а одна из религий Спасения. Её не исповедует более ни один народ и потому она так и называется - "караизм". Храмы караимов - кенассы, до революции были известны как "караимские синагоги" из-за внешнего сходства караизма с иудейством. Духовный лидер караимов - гехам (гахан), но это должность возникла в 1830-е годы в Крыму и в 1860-е в Литве. Священнослужитель - газзан (хазан), но при этом у караимов не было духовенства - газзаном мог быть любой, кто достаточно знает в религии и чист перед нравственностью, равно как и гаханами становились светские люди - купцы, учёные, лишь иногда богословы. Атрибутом газзана (справа) на время службы была белая накидка-таллет, а в наше время - и сам по себе национальный костюм:

24.


Караизм, как и иудейство, христианство и ислам, относится к авраамическим религиям, то есть базируется на Ветхом Завете. Вот только у иудеев к последнему добавялется Устный Закон (включающий Талмуд), у христиан - Новый Завет, а у караимов - ничего, и свою веру они поэтому считали самой "чистой". Евреи считали караизм иудейской сектой, караимы же от евреев дистанцировались только в 1930-е годы под угрозой Холокоста, ну а все власти, при которых они жили, хотя и путали кенассу и синагогой, относились к ним как к разным народам.

25. Кенасса в Вильнюсе (1911-23).


Откуда караимы взялись, как уже говорилось, никто теперь не знает. Самый очевидный ответ - это потомки хазар, которые также были "неправильными" иудеями, но во-первых у них и "неправильность" была разная, и слишком заметен разрыв в истории - в преданиях средневековых караимов о хазарах или чём-то похожем на них ни слова; однако эта концепция всё же популярна, в том числе у светских лидеров караимского народа. По другой версии, это потомки половцев, осевшие в Крыму и принявшие не ислам (как крымские татары), а иудейство от местных евреев  - причём ведь помимо караимов были и крымчаки, исповедовавшие уже классическое иудейство, но уничтоженные нацистами почти поголовно; эта версия менее эффектна, но выглядит самой научной. Сами караимы до конца 19 века, пока не начались их исследования, считали себя отколовшимися потомками евреев, этакими "иудо-протестантами" (тем более варианты "протестантства" в иудействе возникали много раз - хоть то же хасидство), очистивишими веру от наслоений. У евреев же бытовала легенда, что секта караимов возникла в результате политической борьбы внутри еврейской общины Багдада. Еврейский экзиларх был бездетным, но имел двух племянников - Анана и Хананью. Когда экзиларх умер, Анан, как старший по возрасту, должен был наследовать ему. Но лидеры еврейской общины сомневались в его личных и религиозных качествах и отдали пост экзиларха Хананье. Возмущённый Анан перешёл к нелегальной борьбе, вскоре был брошен в тюрьму и осуждён на смерть. Друг подсказал ему, что единственный способ спастись - это убедить халифа, что он является не противником иудаизма (тогда евреи имели бы право просить о его казни), а лидером совсем иной религии. Анан последовал совету, так возникла секта караимов. Сами караимы, как уже говорилось выше, считают сектой скорее иудеев, а эту легенду - клеветой.

26. Кенасса в Харькове (1893).


Как бы то ни было, всё же родина караимов - Крым, где находится и большинство памятников их культуры. Это, например, две кенассы и библиотека в Евпатории, или Чуфут-Кале, бывшее их столицей, или не пережившие ХХ века кенассы Старого Крыма, или построенные на рубеже 19-20 веков кенассы Севастополя и Симферополя. Во времена Османской империи крупным центром караимов сделался Стамбул, где также есть кенасса и кладбище и живёт около 100 караимов. Но как уже говорилось, судьба связалась их с Великим княжеством Литовским - ведь евреев сюда пустили лишь при Речи Посполитой, своё купечество было слабым, а кто-то же должен был торговать? Эту роль то ли Ольгерд, то ли Витовт отвели как раз караимам и татарам. Первые общины осели в Троках, Луцке и Галиче.

27. Убранство кенассы, почти идентичное убранству синагоги. Центральный элемент тут назывался гехал.


Луцкая кенасса сгорела в 1972 году... а между тем она была мало того что старейшей сохранившейся вне Крыма (1789), так ещё и деревянной, и очень сильно дополняла религиозную мозаику Старого Луцка.

28.


Сколько-то караимов обосновались и в Галиче, на землях Коронной Польши - с тех пор их язык разделился на три диалекта: крымский, литовский и галицкий. Последнее здание галичской кенассы построено в 1830 году, а снесёно аж в 1985 (!), при этом её алтарь ныне в кенассе Евпатории, а остальное убранство - в Вильнюсе.

28а.


После караимы расселелись по многим городам - известны кенассы в Бердянске (фото №17), Николаеве, Вроцлаве, Москве... даже не знаю, какие из них сохранились. Примерно на порядок больше караимских кладбищ, а кроме того уже в ХХ веке появились кенассы в Харбине, городах США и Израиля. Самая крупная из уцелевших старинных кенасс - в Киеве, на Ярославовом Валу, построена в 1898-1902 годах знаменитым Владиславом Городецким (его же Дом-с-химерами, костёл на Новом Строении и т.д.), где караимская община в тот момент насчитывала 800 человек.

29. Кстати, в постах о Киеве я про эту кенассу ещё не писал!


В советское время она утратила купол, который можно видеть на макете в музее "Киев в миниатюре":

30.


А вот мавританский декор всё так же великолепен. Кенассу то ли занимал, то ли ещё занимает Дом актёра:

31.


32.


Наконец, вернёмся в Тракай, где тоже есть небольшая кенасса... небольшая, да старая (1794, по другим данным 1894-1901), и что ещё важнее - никогда не закрывавшаяся. Долгое время это была единственная действующая кенасса Европы:

33.


В переполненном туристами Тракае караимы держатся особняком, оберегая свою общину от глобализации и игры на публику. Кенасса обычно закрыта, экскурсии туда бывают редко и по договорённости. Однако нам несказанно повезло - я увидел открытую дверь:

34.


И зашёл внутрь. Газзан был облачён именно так, как на музейной витрине, и пока я был один - разрешил всё-таки постоять в привторе и посмотреть; когда пришли папа с Еленой (у которой на шее был внушительных размеров фотоаппарат) - довольно грубо показал нам на дверь. Тем не менее, тайком (поэтому ракурс не самый удачный) я сделал один кадр с золочёным гехалом - ведь это был моей единственный вход в действующую кенассу:

35.


Рядом улочка с караимскими домиками в три окна - по народному поверью, "одно для Бога, одно для князя, одно для себя". Вид у неё очень колоритный, но в скольких из этих домов живут ещё караимы?

36.


Есть тут и небольшой караимский музей из трёх комнат, где нас встретила базарного вида тётка, русским владевшая куда лучше, чем английским (но также не в совершенстве), очень доброжелательная и коммуникабельная, но увы, толком не сумевшая нам ничего объяснить. Большую часть музейной экспозиции составляет личная коллекция Сергея Шапшала - филолога, этнографа и гехама ХХ века, который изучал не только караимов - поэтом в музее есть и самурайские доспехи, и персидская посуда. Вообще же, небольшой караимский народ дал не так уж мало выдающихся людей от учёнх до воинов. Шапшал же был не только учёный, но и идеолог, и даже титул гехам пытался переименовать в гахан ("каган"). Музей в 1940 году открыт в его собственном доме, но как уже говорилось - коллекция невелика, куда больше можно узнать в Виртуальном музее (где представлены и многие экспонаты отсюда).

37.


Помимо кенассы и музея, в Тракае есть и несколько кафе караимской кухни, в одном из которых мы и пообедали. Караимская кухня - безусловно тюркская и с литовской не имеет почти ничего общего. Блюд в Тракае представлено много, все названия я даже не запомнил, особенно понравился суп типа шурпы, но очень мягкого вкуса. А тут я запечатлел три самых известных караимских блюда - бастурма (и так ясно), кибины (пирожки с разными начинками; популярны, кстати, по всей Литве - тут они занимают нишу чебуреков) и катлама (творожный пирог):

38.


А это уже не караимский, а вполне литовский дом в дальней части Тракая. Были тут и татарская, и еврейская общины, но от них заметных следов не осталась. Третья литовская кенасса в Паневежисе разрушена в 1970 году.

39.


В следующей части всё же воздам дань уважения Тракайским замкам.

40.


ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь).
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
Живая земля. Природа и деревня.
Литовский стиль. Искусство и архитектура.
Люди и реалии.
Окрестности двух столиц
Тракай. От Старого Тракая до Караимской слободы.
Тракай. Озёра и замки.
Румшишкес. Литовский скансен.
Румшишкес - Аукштадварис. Местечко, юрта и Чёртова яма.
Кедайняй.
Каунас.
Костёл Воскрешения и городской колорит.
Замок и Ратушная площадь.
Старый город.
Новый город.
Рамибес, вокзал, Шанцы.
Алексотас и Пажайслисс.
Ковенская крепость.
Малая Литва (Мемельланд).
Дорога замков Немана. Из Каунаса в Мемельланд.
Панемуне и Русне.
Клайпеда. Новый город.
Клайпеда. Старый город.
Клайпеда. Смилтине и Копгалис.
Куршская коса.
Нида - столица косы.
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Паланга.
Кретинга.
Жемайтия, Жмудь, Самогития... Национальный парк и Варняй.
Жемайтская Кальвария.
Тельшяй. Столица Жемайтии.
Гора Крестов.
Шяуляй.
Аукштайтия (Верхняя земля).
Аникщяй.
Аукштайтский национальный парк.
Зарасай и Стельмуже.
Домой через Латгалию.
Даугавпилс. Старый город.
Даугавпилс. Гаёк и Новострое строение.
Даугавпилс. Динабургская крепость.
Латгальская глубинка.
Аглона.
Краслава.
В Москву через Люббавичи.
Tags: "Балтийские ветры", "Другая сторона", "Тюркский след", ВКЛ, Киев, Литва, деревянное, дорожное, транспорт, этнография
Subscribe
promo varandej march 27, 01:24 38
Buy for 500 tokens
В этом году я часто пишу о планах. Потому что в этом году они меняются часто и непредсказуемо, как не менялись уже давно. Вот например этой самой ночью я должен был ехать на юг, в Краснодар, Армавир, Ростов-на-Дону и на Апшеронскую узкоколейку. Даже слоган для поездки сочинил: "От Апшерона…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →