varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Category:

Палуше, Индрица, Стельмуже. Деревянные церкви Озёрного края.



В последнем (на эту поездку) посте из Литвы покажу три деревянные церкви в сёлах Палуше, Индрица и Стельмуже. Первая считается старейшей в Литве, вторая - старейшей в Латвии, а третья старше их обеих, построена латышами, но находится в Литве. Со Стельмуже, как и с показанным в прошлой части Зарасаем, связаны и кое-какие личные воспоминания.

Палуше - село буквально в нескольких километрах от Игналины, в Аукштайтском национальном парке (о котором у меня есть отдельный пост) на берегу длинного озера Лущяй. И на мой взгляд, это самое живописное место в округе:

2.


И, видимо из-за близости к Игналине - едва ли не самое туристическое. Я бы в таком месте отдохнуть не отказался, тем более реки и озёра всегда находил привлекательнее морей.

3.


Даже интересно - старый дом или стилизация? Но явно не дача так гестхаус:

4.


Костёл Святого Иосифа (1757) стоит в центре села на холме. Традиционно он считается старейшим сохранившимся литовским деревянным храмом... но простое сопоставление дат показывает, что церкви сёл Бержорас и Плателяй в Жемайтии на несколько лет, но всё-таки старше. Впрочем, деревянная церковь - вообще такой объект, которому точный возраст высчитать трудно, поэтому можно говорить, что старейшие сохранившиеся литовские деревянные церкви построены в середине 18 века. Ну а в Аукштайтии этот костёл - действительно патриарх:

5.


Да и внешне он порядком отличается от других церквей. Чего стоит хоть одна многогранная ярусная звонница, для Литвы совершенно не типичная:

6.


Распятия у входа:

7.


Простоватый по литовским меркам интерьер с резными алтарями и группой пожилых туристов:

8.


Вообще, красивая церковь. Конечно, шедевров в деревянном зодчества Прибалтики вообще нет - но у этого костёла, пожалуй, самые приятные глазу пропорции.

9.


Зато в церковных "малых формах" Литвы каждая вторая - шедевр. У палушского костёла их целая компания:

10.


За оградой выше по склону - кажется, братская могила:

11.


И даже не знаю, кому этот памятник за дорогой:

12.


Теперь из Литвы перенесёмся в Латвию... Две страны оказались удивительно непохожи, и в следующей части о дороге домой я расскажу об этом подробнее. Сейчас же наш путь лежит в деревеньку Большая Индрица на берегу Западной Двины, в 20 километрах на восток от городка Краслава и в 7 - от трассы. Надо заметить, самой деревни мы как будто и не увидели - это конгломерат хуторов и ферм, растянутый на несколько километров вдоль просёлки. Латвийская глубинка немногим отличается от нашего Нечерноземья:

13.


Индрица с 16 века входила во владение Плятеров - остзейского дворянского рода, чьим "головным офисом" и была Краслава... но последнюю Плятер купил лишь в 1725 году у Чапских. В 1893-1910 годах Плятер пригласил сюда литовских крестьян, и в церкви Иоанна Крестителя проповеди читались как по-латгальски, так и по-литовски. Однако вид её куда как характернее для Латвии, начиная с кладки ограды:

14.


Дат её постройки в интернете я так и не нашёл, но "315" на фасаде указывает, что скорее всего церковь освятили в 1698 - то есть она на полвека старшей любой из сохранившихся литовских церквей. Как это получилось? Думаю, обычная удача. Стиль её иногда классифицируют как "деревянный проторенессанс".

15.


Здесь нет резных крестов, к которым вы наверное за полсотни постов успели привыкнуть. Кресты на могилах - кованные. Внизу струится Даугава, у нас известная как Западная Двина - на ней стоят Полоцк и Витебск, а в её устье Рига:

16.


Звонница с валунным низом выглядит неожиданно прогрессивно - я бы подумал, что межвоенка, но вроде бы это ровесница церкви. Если так - ещё интереснее:

17.


В церкви сохранилось резное убранство, но дверь была заперта, а вокруг ни души. Не считая муравьёв, построивших свой город прямо на заднем дворе:

18.


Вообще же история Индрицы началась с замка Нидериц, впервые упомянутого под 1471 годом в связи со встречей комтура Динабургского и воеводы Полоцкого по каким-то торговым делам. Этим замком и владели Плятеры, но от него осталось лишь городище, которое мы даже не стали искать - подробнее читайте у Ренаты Римша. Близ церкви - старое кладбище, опять же совсем не литовское:

19.


В Латвии я посетил в ту поездку ещё Даугавпилс, Краславу, Аглону и несколько латгальских сёл... но через несколько дней я еду туда снова, уже не в Латгалию, а в Видземе, Ригу, Курляндию, и подробнее о ней расскажу, когда вернусь. Пока же Индрица стала первым латвийским населённым пунктом в моём журнале.

19а.


А совсем рядом течёт быстрая Западная Двина в диких лесных берегах. На том берегу ещё Латвия, но буквально за излучиной начинается Беларусь (а "этот" берег латвийский ещё километров 30):

20.


Ну а дальше, по схеме "теза + антитеза = синтез" вернёмся в Литву. Здесь, на самой границе в тупике дороги в 12 километрах от Зарасая находится село, через которое срослись две прибалтийские страны. Стельмуже - само название содержит чуть видоизменённое "мыза", характерное для Отсзейских земель (в Литве использовалось слово "дварос" - "дворец"). От Зарасая туда ведёт узкая и потрясающе извилистая дорога, на которой меня даже укачало, ну а каждый поворот нас троих заставлял ощутимо напрячься. Стельмуже оказалась очень маленькой, но добротной деревенькой, густо заросшей лесом:

21.


Стельской мызой владели в основном остзейские бароны, "под Россией" в 1795-1890 - Валуевы, в том числе Пётр Александрович - министр внутренних дел в эпоху Великих реформ. От усадьбы на берегу Стельмужского озера сохранилась  Невольничья башня - по легенде, в её подвалах запирали и наказывали провинившихся крепостных крестьян. О её возрасте ничего сказать не могу, думаю - середина 19 века.

22.


Церковь - на другом берегу пруда, среди чрезвычайно замшелых деревьев:

23.


А перед церковью грандиозный Стельмужский дуб, известный далеко за пределами Литвы. Его возраст оценивают от 750 до 1500 лет, то есть даже по самым скромным подсчётам он старше Великого княжества Литовского, а может быть и Руси. Он рос тут, когда балтийские берега ещё не знали поступи крестоносца, и может быть под ним отдыхал какой-нибудь викинг... Высота дуба 23 метра, диаметр около 4 метров, обхват в самом широком месте (3 метра от земли) - 13,5 метров.
Первую "реставрацию" (!) дуб прошёл в 1916 году, тогда же вероятно получив "контрфорсы".

24.


А за дубом - собственно, церковь Креста Господня (1650), с большим отрывом старейшая в Литве и Латвии и чуть-чуть уступающая деревянной церкви на острове Рухну в Эстонии. Но здесь Литва и Латвия сплелились уж совсем неразрывно: построенная латышами как кальвинистский храм, впоследствии ставшая литовским костёлом. Облик совсем уж нетипичен ни для Литвы, ни для Латвии:

25.


Пожалуй, самая строгая и лаконичная церковь, что я видел. Особенно впечатляет колонный портик - какая-то совершенно неизвестная у нас архитектура. "Дерево под камень" - но с отсылкой к ренессансу.

26.


Какого времени звонница, так и не нашёл:

27.


Немало интересного и в окружающей церковь роще:

28.


Ещё в Первую Мировую немцы устроили здесь лазарет, о чём напоминают несколько могил характерного облика:

29.


Внизу, напротив Невольничьей башни через пруд - другой остаток Валуевской усадьбы, усыпальница:

30.


В советское время, конечно же, разгромленная и осквернённая. Памятная плита установлена недавно:

31.


Уже когда мы собрались уходить, на стоянку вдруг приехала машина, а из неё вышел мужчина-водитель и девушка с бейджиком, и сразу обратилась к нам по-русски (с сильным акцентом) - "Вы в церковь?". Дело в том, что между службами храм служит "музеем церковного искусства", и видимо мы просто попали на обеденный перерыв или кто-то из местных поглядывает за поляной и при необходимости вызывает смотрительницу. Но в церковь обязательно стоит попасть - Литва вновь смогла удивить меня интерьером своих храмов:

32.


Дело в том, что в Стельмуже 17-18 веков сложилась неофициальная школа церковных резчиков, они же оформляли интерьер Индрицкого костёла. Это тоже были латыши... но в Латгалии интерьеры в основном куда беднее.

33.


Особенно хорошо оформление кафедры:

34.


Киоты явно более молодых икон:

35.


В подвале ещё одна усыпальница. Увы, забыл чья... но с обратной стороны в нишах кирпичной стены лежат кости:

36.


Папа бывал в Стельмуже и в юности, хорошо помнил дуб - но даже не знал, что это длинное здание за ним церковь, да при том с таким убранством, да при том старейшая в Прибалтике. Напоследок - два кадра со связью времён. Вот - где-то на рубеже 1970-80-х, слева направо сестра моего отца Катя, сам папа (хаер носил не хуже моего!), дедушка Илья Наумович, бабушка Ольга Анатольевна и девушка dana из Зарасая.

37.


И треть века спустя, уже в другой стране, но на тех же пеньках у того же дуба - мы с отцом:

38.


В следующей части - дорога домой. Кратко о Латвии и подробно о селе Люббавичи в Смоленской области.

ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь).
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
Живая земля. Природа и деревня.
Литовский стиль. Искусство и архитектура.
Деревянный Идишланд.
Люди и реалии.
Окрестности двух столиц
Тракай. Город и караимы.
Тракай. Озёра и замки.
Румшишкес. Литовский скансен.
Румшишкес - Аукштадварис. Местечко, юрта и Чёртова яма.
Кедайняй.
Каунас.
Костёл Воскрешения и виды города.
Люди и черти.
Замок и Ратушная площадь.
Старый город.
Новый город.
Предместья. Рамибес, вокзал, Зелёная гора.
Предместья. Алексотас, Шанцы и Пажайслисс.
Ковенская крепость.
Малая Литва (Мемельланд) и балтийское взморье.
Дорога замков Немана. Из Каунаса в Мемельланд.
Панемуне. Самый маленький город бывшего СССР.
Шилуте и Русне. Глубинка Мемельланда.
Закат в Паланге. Выход к морю.
Паланга и Кретинга. Города и усадьбы.
Клайпеда. Новый город.
Клайпеда. Старый город.
Клайпеда. Смилтине и Копгалис.
Куршская коса. Неринга.
Куршская коса. Нида - столица косы.
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Жемайтия, Жмудь, Самогития... Национальный парк и Варняй.
Тельшяй. Столица Жемайтии.
Жемайтская Кальвария.
Гора Крестов.
Шяуляй.
Аукштайтия (Верхняя земля). Озёрный край.
Аникщяй.
Аукштайтский национальный парк.
Зарасай.
Палуше, Стельмуже, Индрица. Старейшие деревянные церкви Прибалтики.
Дорога к дому. Латгалия, Беларусь, Люббавичи.
Tags: "Балтийские ветры", ВКЛ, Латвия, Литва, деревянное, природа, этнография
Subscribe
promo varandej june 5, 10:19 29
Buy for 500 tokens
Между знойным и горячим Закавказьем, - весенним Азербайджаном (+Иран) и осенней Арменией (+Грузия и Турция), - самое время съездить на Север, охладиться там физически и морально. Через десять дней я отбываю в Мурманск, чтобы обойти Кольский полуостров на теплоходе "Клавдия Еланская",…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments