
Большое и чистое озеро Алаколь являет собой потрясающий контраст с жутковатыми Джунгарскими воротами (кто не заглядывал в мой журнал давно - прошлая часть не про крах, а про сами Ворота). Там - ветер, жгучее Солнце, напряжённая тишина границы, подозрительные люди. Здесь - почти морской воздух, потрясающее умиротворение и гостеприимные аулы у берега. Говорят, сюда отправляли на реабилитацию вернувшихся с орбиты космонавтов. Расположенное в сердце континента, озеро Алаколь заменяет море многим людям от Алма-Аты до Томска. В ауле Коктума на его берегу я ночевал и год назад перед своим провальным броском на Джунгарские ворота, и в этот раз - но уже благополучно покинув Ворота. О природе, закатах-рассветах и аульном быте - в этом посте.
На карте хорошо видна цепочка озёр, образующих северную, по совместительству нижнюю границу Семиречья - огромный и длинный Балхаш, который после узкой перемычки словно продолжают Сассыколь, Уяалы, Алаколь и Жаланаш - последний уже в Джунгарских воротах. Эти четыре солёных озера, соединённых протоками, образуют что-то вроде агломерации, но именно Алаколь является её ядром из-за своей глубины - до 45 метров. И уж не знаю, в чём тут дело - в составе озёрных солей, в близости гор, в постоянном ветре или ещё в чём-нибудь, но даже на Балхаше воздух совсем не тот, что на Алаколе: наверное, во всём Казахстане, за исключением разве что Алтая, не найти места, где бы дышалось так легко, как здесь. В последние годы Алаколь превратился в курортное место, съездить сюда искупаться мечтает едва ли не каждый алматинец, и по дороге на Джунгарские ворота поезд проходит два приозёрных аула: Акши с более цивильными домами отдыха и Коктума, напоминающая старые добрые "дикие" курорты Причерноморья. Коктума, вдобавок, стоит ближе к Джунгарским воротам, в более красивом месте, поэтому оба раза мой выбор падал на неё. Вот так она выглядит из окна поезда на рассвете:
2.

Вернее, фактически Коктума - это два селения: собственно аул и пристанционный посёлок, между ними несколько километров степи. Станция Коктума расположена заметно дальше от озера и её я заснял лишь утром через грязное вагонное окно:
3.

4.

Наша же остановка - Коктума-совхоз или Коктума-село, не имеющий даже официального названия остановочный пункт без вокзала, расположенная чуть-чуть западнее (то есть ближе к Учаралу и дальше от Ворот). Отсюда я уезжал рано утром год назад, чтобы потерять весь отснятый за десять дней материал и покой на последующий год. Сюда я возвращался вечером несколько дней назад, взяв у Джунгарских ворот долгожданный реванш.
5.

6.

Алаколь - третье по величине озеро Казахстана, после Балхаша и уцелевшего фрагмента Аральского моря. Его размеры - примерно 50 на 100 километров, а панораму организует остров Улькен-Аралтобе, или просто Большой. Он сам в поперечнике 8 километров, а отсюда до него - около 40. Между тем, деревья на берегу скрывают аул, куда я и направился.
7.

Коктума - аул достаточно крупный, около 1,7 тыс. жителей, и в последние годы здесь каждый второй дом сдаёт койки и квартиры. Более всего это напомнило мне один украинский городок на Азовском море, где я отдыхал в 1998 году. Так как сейчас уже не сезон, свободные места непременно должны были найтись, и я предполагал, что поинтересуюсь, куда стучаться, где-нибудь в центре.
8.

На входе в аул со стороны железной дороги - новенькое здание поликлиники. И проходя мимо, я вдруг услышал, как меня окликнули по-русски. Оглянувшись, я узнал хозяйку дома, где ночевал год назад. Тогда я попал к этим людям особенно удачно - на выезде из Учарала меня подобрал водитель по имени Камал, который как раз возвращался в Коктуму с работы. Жену, которая мне представлялась Катей (на самом деле у неё казахское имя, которое я так и не запомнил), он забрал от этой же поликлиники - она работает там медсестрой. Условия у них довольно простые - комната с кроватью, хозяйская кухня, удобства "деревенского" типа, но атмосфера там очень уютная, и вдобавок Катя отлично готовит. Ночлег и еда, в зависимости от количества последней, стоит 2500-4000 тенге в сутки. И ещё когда я ехал на Ворота за реваншем, у меня была мысль снова постучаться к Камалу, тем более у меня был даже его телефон... но я боялся, что тот чекист, что изъял у меня флешки, вполне мог наведаться и сюда (недалеко же, и всяко веселее испортить жизнь кому-нибудь, чем в Достыке штаны просиживать!). В общем, я так и не решился, хотя и чувствовал, что ноги сами выведут меня к дому Камала. И первый вопрос, который я задал Кате год спустя: "Вас после моего визита не тряхнули?" - но оказалось, что всё хорошо.
9.

Рабочий день у Кати ещё не закончился, поэтому не дожидаясь её, я направился к озеру. Год назад я проехал Коктуму без остановок на машине Камала, сейчас же имел возможность рассмотреть и сам аул. Всё как у людей - вот в центре небольшой акимат, за ним купол мечети:
10.

Новенькие сельские мечети очень характерны именно для Южного Казахстана, на севере и западе же попадаются крайне редко. При этом почти везде они очень маленькие. Здесь - явная стилизация под Бухару и Самарканд:
11.

Дальше несколько магазинов, стоянка таксистов. Летом с этой площадки отправляется "курортный" ночной автобус в Алма-Ату. Более-менее регулярно же Коктуму с внешними миром связывает, помимо поезда Актогай-Достык, такси, по заказу собирающее по утрам народ в Учарал (по 800 тенге) и в обед уходящее обратно.
12.

Чуть дальше - большая кирпичная школа, а перед ней информационные стенды, рассказывающие об алакольской природе. Реликтовая чайка - на самом деле не совсем эндемик, они есть и в Монголии, и в Забайкалье, но везде очень мало. Их характерная особенность - колонии именно на озёрных островах.
13.

И вот я снова, как год назад, стою на берегу Алаколя, и его мягкий сырой воздух ласкает измученное степной пылью горло. Впереди - начало Джунгарских ворот, справа неприступная стена Джунгарского Алатау (хребет Жабык, 2919м), слева едва просматривается Бирлыктау в Китае.
14.

У Алаколя очень странный берег - отвесная глиняная стена метров 5-10 высотой, а под ней полоса чёрного песка, как на вулканических пляжах Камчатки:
15.

Поэтому спусков к воде немного:
16.

17.

Откровенно говоря, потерянные фотографии были интереснее нынешних - ведь Алаколь не зря переводится как "Пёстрое озеро": если в этот раз вода имела заурядный синий цвет, то год назад я застал Алаколь даже не бирюзовым (как Балхаш), а изумрудно-зелёным. Это смотрелось потрясающе, и я думал, что здесь всегда так. Нет, просто мне тогда повезло. Как и год назад, я направился к тем косам на фоне Бирлыктау, его высшей точки горы Тайтене (3242).
18..

В этом году, впрочем, гораздо красивее горы - снег на их вершинах, по словам Кати, выпал 30 августа, год назад же вершины были голыми. Вообще, то лето было аномально жарким, а это - аномально дождливым. Тем не менее, турбизнес в Коктуме развивается ударными темпами - все эти домики год назад строились. Увы, мусора на берегу прибавилось пропорционально...
19.

А вот вдруг из бурьяна показался всадник и так же быстро скрылся из виду - с ним мы ещё встретимся в конце поста:
20.

21.

По очередному глиняному распадку, как год назад, я спустился к воде. Интересно, сами эти распадки естественные - или их кто-то выкопал?
22.

Солнце клонится к горе Кайуан (2385), отделённой от нависающего над Коктумой хребта Жабык долиной речки Жаманты.
23.

Этот странный чёрный песок... Год назад я шёл здесь босиком, так как было жарко, а позади остался бросок от Талды-Кургана. Сейчас же разуваться не хотелось - во-первых, я уже искупался в Жаланаше, а во-вторых, под вечер стало довольно промозгло. К слову, сама эта коса год назад была островом, и к ней можно было пройти лишь вброд.
24.

И тогда я купался в прозрачных зелёных волнах, сейчас же просто бродил по тихому берегу:
25.

Далёкий Улькен-Арал. На самом деле он лишь на сотню метров выше озёрной поверхности, а огромное расстояние до него не укладывается в голове. Там находится колония этих самых реликтовых чаек. А чуть правее, на северо-восточном берегу - ещё один аул Кабанбай, также ставший курортом. На переднем плане, как видите, преспокойно плавают чомги (поганки) - здесь это совершенно обычная птица. Птиц на Алаколе вообще много - прямо в ауле, скажем, едва ли не из под ног спугнул удода.
26.

В тихих заводях за косами - тростники:
27.

Потрясающе уютное и умиротворённое место! То, что надо после бесчеловечных Джунгарских ворот...
28.

Солнце, между тем, погасло за горами, оставив напоследок радугу:
29.

А над Китаем всходит Луна:
30.

Уходя с берега, я вспомнил, как год назад в это же время по железной дороге прошёл поезд, а в аул из степи тянулась отара. И тут же услышал стук колёс с одной стороны и топот копыт - с другой:
31.

Добрый чабан узнал меня. Год назад мы так же столкнулись у озера, и он так же позволил себя сфотографировать, а потом спешился и усадил меня в своё седло... надо заметить, к верховой езде я не приучен и залезал очень неуклюже. В этот раз я шёл рядом. Год назад он больше расспрашивал меня, в этот раз я больше расспрашивал его.
32.

День на за днём, из года в год на рассвете он со своей отарой уходит в степь, а на закате возвращается в аул. В этом есть Вечность. Не зря в любой культуре пастух - одна из самых благородных профессий.
33.

...Камал и его жена за год неплохо отстроились, соорудив баню и некое подобие кафе для своих постояльцев. Народ сюда приезжает разный, бывают даже европейцы, любимые Катины постояльцы - компания из Томска. Тут вообще интересно: если Боровое популярно у омичей, на Баянаул частенько ездят из Барнаула, ну а на Алаколь русских туристов поставляет в первую очередь Томск. Впрочем, всё равно в основном сюда едут из Алма-Аты.
Камал в этот раз не было; Кате на кухне помогали две очаровательные дочки школьного возраста... есть ещё и третья, но та уехала в город в мединститут. Год назад Катя готовила жаренный лагман, а к чаю было потрясающе вкусное земляничное варенье без той характерной горчинки. В этот раз варенье было яблочным, а на горячее Катя приготовила не что-нибудь, а мясо горной козы. Это было очень вкусно - мясо чёрное, грубое, но не жёсткое, и с каким-то особым благородным привкусом дичи. Хотя здесь ещё Алматинская область, яблоки в Коктуме маленькие и кислые, но зато во многих домах торгуют мёдом. Катя рассказывала, что Коктума возникла как русское село, превратившись в казахский аул лишь в ХХ веке, и что ещё одна чисто русская деревенька по сей день затеряна в этих горах, причём в отрыве от мира русские живут там как встарь, собирая лучший на Алаколе мёд. На утро Катя договорилась с уже упомянутым таксистом, который должен был забрать меня в 8 часов... однако я проснулся раньше и ещё раз сходил к озеру на рассвете.
34.

В степь как раз уходил табун лошадей:
35.

Прощальные виды Джунгарии:
36.

37.

Тот самый дом. Ещё одна его особенность - старый туранг во дворе. Катя рассказывала, что в Коктуме нет ни одного врождённого аллергика или человека с хроническими болезнями лёгких - и ей как старшей медсестре местной поликлиники я верю.Алаколь - одно из немногих мест, где я мог бы задержаться наподольше.
38.

На следующий день я доехал аж до самой Алма-Аты. Про почти 700-километровый бросок через всё Семиречье - в следующей части.
КАЗАХСТАН-2013
Путь через пустыню. Вступление.
Крах на Джунгарских воротах (2012). Предыстория.
Дорога в Туркестан
Орск купеческий и индустриальный.
Актюбинск. Старый город и центральная площадь.
Актюбинск. Центр и Жилгородок.
Лирическое отступление №1: КТЖ.
Ташкентская магистраль. Саксаульская - Кызылорда.
Ташкентская магистраль. Кызылорда - Туркестан.
Аральское море. То, что от него осталось.
Кызылорда. Город на Сырдарье.
Южный Казахстан
Лирическое отступление №2: Восточные базары.
Туркестан. Хазрет-Султан.
Туркестан. Повседневный город.
Чимкент. Вавилон Средней Азии.
Чимкент. Старый город.
Чимкент. Гильвет Кендебеая Карабдалова.
Сайрам. Гнездо Святых.
Как я не попал на Казыгурт.
Дорога в Тараз через Айша-биби.
Тараз древний.
Тараз. Аулие-Ата и Джамбул.
Лирическое отступление №3: О трёх казахских жузах.
Вылазка в Киргизию
Дорога в Талас.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо.
Алма-Ата
Зарисовки по горячим следам.
Столица Турксиба. Алма-Ата железнодорожная.
...и ещё несколько постов на старом и новом материале.
Большое Алматинское ущелье.
Семиречье
Немного Турксиба. Капчагай - Уштобе.
Джунгарские ворота.
Озеро Алаколь.
Дорога через всё Семиречье.
Талды-Курган.
P.S.
Друзья! Огромное спасибо всем, кто меня поздравил - в комментариях, в личке, вконтакте и мысленно. Для меня это очень важно, и здорово придаёт сил и энтузиазма. Простите, что не успеваю ответить каждому отдельно (не забывайте, что я в Казахстане, где ЖЖ работает только через прокси, то есть негладко), но каждое поздравление я прочёл и порадовался. СПАСИБО! - каждому.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →