varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Русские люди Казахстана



Судьба русской общины Казахстана - и до, и после его независимости - пожалуй, самая необычная и самая неразрешимая во всех 14 странах Ближнего Зарубежья.

Чтобы понять, почему - достаточно обратиться к истории. Присоединив Средний и Младший жузы, русские увидели их примерно такими:

2.


Здесь не было древних городов и высоких цивилизаций, как в "глубокой" Средней Азии или Закавказье, а то что было когда-то - к тому моменту представляло собой лишь кучи глины среди пустого пространства и в лучшем случае - редкие мавзолеи. У казахов не было даже деревень - это были настоящие кочевники, которые свои деревни возили с собой. Сейчас юрта в казахской степи - редчайшее зрелище, мне попадались всего несколько раз, но когда русские пришли сюда - Казахстан представлял собой страну пусть и со своим укладом, элитой, купечеством - но почти без населённых пунктов.

3.


Русские начали селиться здесь задолго до вхождения степных племён в состав России - напротив, они сюда от неё бежали. Первым поселенцами Казахстана стали казаки, в 16 веке расселившиеся по течению Яика (после Пугачёвского восстания - Урал-реки). Их "столица" - Яицкий городок (1584), а ныне район Курени города Уральска на стрелке Яика и Чагана, неплохо сохранился. Старейший русский памятник в Казахстане - Михаило-Архангельский войсковый собор (1741-51), в камне отстроенный почти сразу после вхождения Младего жуза в состав России.

4.


Яицкие (уральские) казаки живут тут и по сей день, и на мой взгляд, степного в них больше, чем славянского. А вот среди обычных жилых домов изба Емельки Пугачёва, вернее его жены Устиньи Кузнецовой.

5.


Благодаря тем же яицким казакам в 1640 году в устье Яика был заложен Гурьев (ныне Атырау) - крепость и рыболовная база, городом, впрочем, ставшая лишь в конце 19 века. Более серьёзная русская экспансия началась в 18 веке, со строительством крепостей, цепочка которых тянулась по краю Великой Степи от Алтая до Каспийского моря. Первая "линия" прошла в 1718-20 годах по Иртышу, включала нынешние Павлодар (Ямышевская крепость), Семипалатинск и Усть-Каменногорск. Всё, что осталось от этих крепостей - Ямышевские ворота (1772) в Семипалатинске на бывшем форштадте - службу в этих крепостях несли казаки Сибирского войска.

6.


Семипалатинск, получивший статус города в 1782 году, стал вторым русским городом Казахстана. Третьим же, в 1807, таковым сделался Петропавловск, выросший из заложенной в 1752 году крепости Святого Петера. Самая старая его часть - Подгора, деревянный район у Ишима, над которым господствует Петропавловский собор (1803-10) в стиле "сибирского барокко":

7.


В том Казахстане 19 века, известном как Киргиз-Койсацкая или просто Киргизская степь. не было по сути ничего - лишь казачьи крепости и станицы посреди пустынных кочевий. Казахи порой совершали набеги - без всякой политики, просто степняк испокон веков считал оседлого жителя своей законной добычей. Бывали, конечно, и крупные восстания - Махамбета и Исатая в Младшем жузе, Кенесары-хана - в Среднем, но в целом казахскую степь до поры до времени не беспокоили, рассматривая как плацдарм для покорения Туркестана, а может быть - Китая и Индии. Однако, во дворце наказного атамана в Уральске (1825) успели побывать Пушкин, Жуковский, Даль, Толстой и будущие императоры (а тогда цесаревичи) Александр II и Николай II.

8.


А в Семипалатинске отбыл четырёхлетнюю ссылку после Омской каторги Достоевский, которого тут навещали различные путешественники - Григорий Потанин, Пётр Семёнов-Тян-Шаньский и Чокан Валиханов - казахский географ и исследователь, который будучи настоящим чингизидом проник под видом купца в запретную для европейцев страну Кашгарию. Памятник у дома, где Фёдор Михайлович жил в ссылке, изображает его как раз за разговором с Чоканом.

9.


Наконец, в 1860-е годы был покорён Туркестан и присоединён Старший жуз, к Сибирскому войску добавилось отдельное Семиреченское, расселившееся в предгорьях Тянь-Шаня и Джунгарского Алатау, и был основан Верный - впоследствии Алма-Ата.

10. У "новых" семиреченских казаков в Алматинской станице.


Но главное - казахская степь теперь оказалсь в тылу, и её начали массово осваивать переселенцы. Из 26 городов, бывших на территории Казахстана до революции, лишь 6 появились раньше середины 19 века (русские Уральск, Семипалатинск и Петропавловск, древние Туркестан, Чимкент и Аулие-Ата/Тараз), а все остальные были если не основаны "с нуля", так наделены городским статусом (из крепостей и станиц) в 1860-80-е годы. Помимо городов, на степном чернозёме в огромных количествах стали возникать и деревни, причём немалую роль тут сыграли украинцы - степь от Урала до Алтая также известна как Серый Клин, и в отдельных её районах малороссы составляли более половины населения. Сюда же потянулись и немцы - фермеры и фабриканты. Сто лет назад эти места в шутку называли "мужицкий рай", и это было похоже на освоение Дикого Запада в США. Вот например переселенческая контора в Кустанае - "столице" Серого Клина:

11.


О русской колонизации Средней Азии и жизни там в старые времена, есть интереснейший журнал rus_turk - кто заинитересовался этой темой, прошу к нему, я же тут ограничусь лишь несколькими фотографиями русского наследия.

12. Улочка Каркаралинска - крошечного городка в карагандиской степи, прекрасно сохранившего уездный центр.


13. Деревянный терем главного лесничьего в его же окрестностях:


14. Сейсмоустойчивая церковь в характерном "семиреченском стиле" в Жаркенте на китайской границе.


Старый элеватор в Актюбинске, за ним Оренбургско-Ташкентская магистраль с красивейшими вокзалами (за отсутствием отдельного поста о ней см. пока историю железных дорог Казахстана - одного из главных памятников русского господства).

15.


Татарская мечеть в Павлодаре - татары, тюрки-мусульмане и прекрасные купцы, были для русских в Средней Азии незаменимым союзником, а их слободы прекрасно сохранились во многих городах (Семипалатинск, Уральск).

16.


Более того, татары по сути и принесли сюда настоящий ислам: если в Старшем жузе казахи были более-менее верующими из-за близости древних мусульманских святынь, в Среднем и Младшем жузах они причислялись к мусульманам лишь формально, а были по сути язычниками, мечетей не строили (в лучшем случае выкладывали их контуры на земле и молились в них, пока не приходило время откочёвывать дальше), мусульманские обычаи не чтили, и первые мечети в этих краях, построенные по указу Екатерины II, приходилось ещё и оборонять от казахских набегов. Вот одна из первых собственно казахских мечетей - в Семипалатинске, вернее на противоположном старому городу берегу Иртыша, где вырос торговый аул (купечество у казахов вполне себе было):

17.


В общем, сто лет назад будущий Казахстан выглядел примерно так - города и сёла с пришлым (земледельческим, торговым, рабочим) населением посреди дикой степи, мало изменившейся со времён Средневековья. Со средневековой жестокостью по степи прошлась и Гражданская война, начавшаяся по сути в 1916 году с Великого Туркестанского восстания, а закончившаяся лишь к концу 1920-х, когда большевики добили последних моджахедов ("басмачей"). Непосредственно в Гражданскую же главным противником советской власти были, конечно же, казаки, и например Семиреченской войско было уничтожено на 60%, а выжившие в основном ушли в Китай. Казахстан поначалу был создан как автономия в составе РСФСР, и назначенный в 1925 году руководитель Филипп Голощёкин сразу же обнаружил, что советский власти тут по сути и нет, провозгласил "Малый Октябрь", устроил радикальную коллективизацию, согнав кочевничьи стада в колхозы... в общем, в первую зиму умер скот, а в следующую зиму - люди: Ашаршылык, здешний аналог Голодомора, примерно уполовинил казахскую нацию, став крупнейшей катастрофой в её истории. Конечно, голод задел и русских, и украинцев (на Украине отдельные товарищи вообще доказывают, что и в Казахстане это делалось против украинцев конкретно), и татар с немцами, но в силу специфики Малого Октября, земеледльцы от него пострадали куда меньше, чем скотоводы - и при этом казахам хватает ума не называть Ашаршылык целенаправленным геноцидом, они вообще не любят его вспоминать.

Но в целом, за мрачными 1920-ми пришла индустриализация 1930-х, культурная и техническая эвакуация времён войны и многое другое - в 1930-60-е, наверное, ни одна ССР не развивалась с такой скоростью, как Казахская.

18.


Степь оказалась потрясающе богата полезными ископаемыми, Казахстан называли "Вторая Сибирь", и на бывших кочевьях возникли сотни рудников разного размера и рентабельности, а железнодорожная сеть только за 1950-е годы удвоила протяжённость:

19. бокситовые рудники Аркалыка.


И хотя в авангарде индустриализации стоял "казахский Ломоносов" геолог Каныш Сатпаев, нашедший крупнейшие месторождения, всё же именно так появились упоминавшиеся в прошлом посте шалакахази - основу инженеров, учёных, проектировщиков и прочих составляли всё же русские, русским был и язык межнационального общения - так и возникла русскоязычная казахская интеллигенция.

20. ГРЭС-2 в Экибастузе с самой высокой в мире трубой (420м).


Да и хрущовская Целина, кто бы что ни говорил, оказалась отнюдь не бесполезным проектом - при всех допущенных тогда ошибках, поднятые энтузиастами-целинниками поля возделываются и поныне, превратив никогда кочевую страну в одного из крупнейших производителей зерна.

21.


Конечно, советская власть тут сделала и много зла - и первыми освоителями диких степей были отнюдь не энтузиасты, а зеки:

22. Жезказган, Долинка, Спасск, АЛЖИр.


Пересохшее Аральское море, изрытая ядерными взрывами семипалатинская степь, жертвы радиации, аральских пестицидов, байконурского гептила, тяжёлых металлов и нефтяных канцерогенов с месторождений...

23.


И всё же сами казахи не отрицают того, что русские в 19-20 веках вытащили их из Средневековья, и даже на уровне официальной историографии за это нам благодарны.

24.


Что представлял собой Казахстан в середине ХХ века? Пожалуй, что-то вроде Республики Коми или Якутии - малолюдная страна рудников, вчерашних лагерей, русскоязычных городов и "национальной" глубинки. Переселенческий бум начала ХХ века, депортации народов времён войны, новый переселенческий бум на целине и промышленных "стройках века" привели к тому, что на 1959 год казахи составляли здесь всего 30% населения, русские - 42%, а фактически 52% (с украинцами и белорусами, которые с русскими вдали от исторической родины сливаются очень быстро), ещё 7% - немцы, 2% - татары, 1,5% - чеченцы. В общем, в здешних городах сложилась своя среда, более европейская, чем азиатская, и по воспоминаниям старожилов, казахами ("бабаями") тут пугали детей. Бабай, впрочем, слово ещё более-менее доброе, а было и совсем презрительное прозвище - кальбиты ("бьющие вшей"), за которое казах и посейчас может убить.
"Русские" же в Казахстане - это все представители той городской среды, включая ни то что украинцев, а даже немцев и татар.

25. Михаило-Архангельская церковь, построенная в 1950-е годы на окраине Караганды.


Наверное, если бы Казахстан не был отдельной ССР, он бы так и остался в составе России, став чем-нибудь вроде Башкирии и Татарстана (а может, кстати - наоборот, спровоцировал бы и их отделение). Лишь при Динмухаммеде Кунаеве, к которому тут отношение как к предыдущему "отцу нации", кончились переселенческие волны, и имея большую рождаемость, казахи постепенно вновь стали большинством, но лишь в 1980-е их стало в КазССР больше, чем русских, и даже в 1991 году их было меньше половины. В областных центрах русские преобладали численно даже в Южном Казахстане, а в городах Северного Казахстана на прохожего казаха оглядывались. В Караганде казахов даже в 1989 году было меньше, чем украинцев и немцев (примерно по 10%).

26.


И потому для местных русских распад СССР был шоком. По воспоминаниям, было страшно - враз оказаться в чужой стране, где теперь свои законы, где ты был хозяин - а теперь незванный гость. В первые же годы после распада Союза из Казахстана уехало около 2 миллионов человек, ещё 2-3 миллиона - постепенно в последующие годы. Как происходил исход русских из Казахстана - мнения рознятся, и очень крепки слухи о том, что казахи то ли готовили, то ли даже устроили русским массовую резню с головами на заборах... но 99,9%, что это только слухи, никаких документальных подтверждений им найти я до сих пор не смог. Другие слухи - что резни не было, но непременно была бы: "Даём 24 часа. Чемодан-вокзал-Россия!". Скорее, русские уезжали от надвигавшейся нищеты, неопределённости и просто опасений - ведь перед глазами были залитые кровью Таджикистан и Закавказье. Наконец, сами казахи сейчас в большинстве своём искренне не понимают, чего это русские на них обиделись и ушли. Судя по всему, на почве нищеты и беспорядка националистический угар в начале 1990-х таки был - но всё же без расправ и погромов. Многие казахи сейчас об исходе русских открыто сожалеют - оказалось спустя годы, что русский человек им ближе и понятнее, чем казах из аула или другого жуза, и уж тем более - чем узбек, киргиз или дунганин.

27.


Что было точно - это маргинализация: в первые годы русских погнали с престижных должностей, заменив их часто куда как менее компетентными руководителями "правильной" национальности. А как следствие (хотя та причина была, конечно, не единственной) - чудовищный экономический коллапс, в России что-то подобное пережил разве что Крайний Север. Позакрывались рудники, в городах пропали отопление, водоснабжение и транспорт, а ведь тут и вода в дефиците, и зимы лютые, -30 с ветром - в порядке вещей. По словам местных, даже в крупных городах типа Чимкента целые районы годами стояли без отопления. Наследство той поры - многочисленные города-призраки, по которым можно подумать, что отделение Казахстана сопровождалось войной.

28.


Другое мрачное наследие тех времён ещё осталось кое-где в глубинке - печные трубы, прошивающие многоэтажные дома, как какой-то паразит. Печки-буржуйки в городских квартирах - реалии 1990-х и в Казахстане, и на нашем Крайнем Севере. К счастью, в последнее время это уходит в прошлое.

29.


В нынешнем Казахстане казахов 65%, русских, даже вместе с украинцами, татарами и немцами - порядка 25%. Самые "русские" (с учётом близких национальностей) города Казахстана - Петропавловск и Усть-Каменногорск (примерно по 70%), Кустанай, Караганда и Павлодар (60%), Алма-Ата (33%), а даже в Уральске, Семипалатинске или Актюбинске казахов уже более 60%. В глубинке русские были вытеснены почти везде, кроме Рудного Алтая и посёлков вокруг Караганды. Но в целом прямого угнетения нет: уехавшие русские главными претензиями к Назарбаеву имеют "заставили учить казахский язык в школе" и "уничтожили нашу топонимику" (скажем, переименование Гурьев в Атырау и требуют называть Алма-Ату "Алматы", а Семипалатинск - "Семей"), оставшиеся - напротив, понимают, что Назарбаев не даёт развернуться националистам и радикальным исламистами, а что те устроят после "часа Х" - боятся загадывать.

30. Новые собор и мечеть в Актюбинске, сопоставимые по размерам.


На практике для русских сильно ограничены возможности во власти, бизнесе и силовых структурах - например, увидеть тут полицейского неказахской внешности почти нереально, даже на Севере - один из сотни. Скорее всего, ситуация отличается в разных городах, по крайней мере в Уральске и Атырау в 2009 у меня осталось ощущение целенаправленной маргинализации русских, а в Алма-Ате в 2012-13 - нисколечко. Мне описывали ситуацию примерно так:
-Тут можно, конечно, услышать и "Чемодан-вокзал-Россия!", и "Да вы без нас бы в юртах вшей давили!", но ни то, ни другое у большинства людей понимания не находит.
В общем, по крайней мере сейчас между русскими и казахами есть некое равновесие. В Казахстане не редкость конфилкты казахов с другими народами - чеченцами, турками, уйгурами, но вот русско-казахских столкновений вроде не было. Даже реальное двуязычие тут выдержано - по крайней мере у меня даже на Юге ни разу не возникало языковых барьеров.

31. Караганда. Три вывески на русском ("Эко-мебель", "Кофейня", "Спасём детей!"), одна на казахском (в переводе "Дом мебели"), одна двуязычная.


Вообще, если русским языком владеет порядка 90% казахов ("на глаз" всё же скорее 70-80), то казахским - лишь 6% русских. В большинстве городов и райцентров есть отдельно казахская и русская (по языку обучения) школы, последних в республике по официальным данным 30% (хотя ещё 10 лет назад было 45%). В общем, без знания русского простому смертному в Казахстане придётся труднее, чем без знания казахского (хотя если делать карьеру - то наоборот), а если русский вдруг заговорит по-казахски - казахов это повергает в восторг.

32. Караганда. Дублированная вывеска.


В принципе, наверное действительно план-максимум властей Казахстана - сделать его национальным государством, но Назарбаев всё-таки мудрый хан и понимает, что любое действие рождает противодействие, и коренизацию казахи проводят очень аккуратно, без характерных для сами-знаете-каких-стран истерик, оскорблений и махания флагами. Казахам, впрочем, проще из-за положительной рождаемости: время здесь работает против русских.

33. Чимкент, официальная вывеска по-русски без перевода на казахский.


В принципе чаще всего непереведённые вывески встречаются в Чимкенте и Кызылорде, где русских почти нет. А вот в Туркестане русский язык снова в ходу - город примерно поровну населяют казахи и узбеки, то есть он тут служит языком межнационального общения. Русских здесь около 1%, и хорошо видно, что для тех, кто делал эти вывески, русский язык не родной.

34.


В конце концов в Казахстане полно других народов - чеченцы, узбеки и киргизы (причём как живущие здесь издавна, так и гастрбайтеры, а о том, как "любят" друг друга азиатские народы, можно писать отдельный пост), уйгуры и татары ("они тут вместо евреев" на Юге и Севере соответственно), дунгане, корейцы - все они по-своему заметны. Сказываются и хорошие отношения Казахстана с Россией - ведь Россия от Казахстана на западе, а не на востоке, стало быть дружба с нами для казахов всегда значила "европейский выбор".

35. Русскоязычные вывески на многонациональном базаре в Таразе:


И в общем, всё вышесказанное привело к двум парадоксам. Первый - и казахи, и русские эту землю привыкли считать своей.
Правда казаха: Это наша Степь, здесь наши предки кочевали тысячи лет, и вы конечно были званными гостями, но злоупотребляли нашим гостеприимством, считали себя хозяевами, а нас - людьми второго сорта!
Правда русского: Мы построили этот город, мы вспахали эту землю, вы ездите по построенными нами железным дорогами и греетесь теплом построенных нами ТЭЦ, мы вытащили вас из Средневековья!
Для казаха русские - пришельцы в Великой Степи, для русского казахи - пришельцы в Алма-Ате, Павлодаре или Усть-Каменногорске. Удивительно, но казахи это всё же понимают, и потому не склонны клеймить русских оккупантами, Россию - Мордором, а 19-20-й века - "самой чёрной страницей истории" (в отличие от не будем говорить кого). Русские же в Казахстане держатся за эту землю крепче, чем в других азиатских республиках, по доле русского населения Казахстан уступает только Латвии и Эстонии, а по абсолютной численности (3,7 миллиона человек) - только Украине, превосходя США (правда, в Нью-Йорке русских всё-таки побольше, чем в Алма-Ате - 500 тыс. про 450).

36.


Но самое главное - казахстанцы в принципе другие. Это полноценный субэтнос, по самобытности не уступающий сибирскому или северорусскому. У казахстанского русского обычно узкое лицо с тонкими резкими чертами, светлые кожа, волосы и глаза, высокий рост. У них правильная речь, лишённая деревенских словечек - ведь даже на Целину люди ехали в основном из городов и имея некоторое образование. У них обычно громкий голос и резкие интонации, будто бы постоянная готовность к обороне. Вообще, казахстанские русские, как мне показалось, сами по себе гораздо более жёсткие, чем в России - то ли такими и были, то ли жизнь в эпоху независимости приучила. Суровые лица со следами пережитого - даже у молодых.

37.


Если знать эту породу, в России казахстанский эмигрант опознаётся с первого же разговора.
Процент интеллигентных людей среди казахстанских русских явно выше, чем в России или на Украине, но если уж гопник - то такой, что страшно смотреть, не то что снимать (на фото не тот случай).

38.



А в принципе, все казахстанские русские - эмигранты, хоть в России, хоть в Казахстане, и неизвестно даже, где в большй степени: ведь по сути у них было своё государство, вернее автономия КазССР, не в России - но и не под другим народом. Отсюда - столь характерное для эмигрантов мышление: уехавшие в Россию часто живут ненавистью к казахам и лично Назарбаеву, а многие оставшиеся в Казахстане страшно гордятся своей страной и считают, что в России сплошь бардак, криминал и вообще убьют, только выйди на улицу! А здесь, - с гордостью говорят они, - здесь люди добрее, такого беспредела как у вас, не было даже в 1990-х. Другие, наоборот, независимый Казахстан не приняли, страшно жалеют, что не уехали в Россию в 1990-х и изо всех сил стараются держать с ней связь.

39.


У многих, впрочем, на Россию осталась глубокая обида за то, что не пришла в трудные годы на помощь.Мне очень запомнился эпизод из трэвелога десятилетий давности: у касс Московского кремля пожилому интеллигентному человеку, приехавшему показать Москву сыну, говорят, что так как он гражданин Казахстана - изволь заплатить за билет по иностранному тарифу 300 рублей... в ответ на что человек разражается тирадой о том, что он - отставной советский офицер, всю жизнь служил России, а Россия его и других предала. Это было, конечно, давно и началось при другой власти - но память об этом осталась, а время ушло. Казахстанцы просто привыкли не надеяться на историческую родину, а "работать с тем, что есть".

40.


Многие, конечно, всё равно уезжают - как в интернетах пишут, в основном не в Россию (типа, чего менять шило на мыло), а в Германию, Израиль и США. С Германией, впрочем, всё вполне понятно - на 1989 год здесь немцев жило более миллиона, и почти все уехали. И тем не менее Казахстан даже сейчас на первом месте по иммиграции в Россию на ПМЖ. И когда Навальный предлагает ввести визовый режим с Казахстаном - для местных русских это как пощёчина, причём не конкретно от оппозиционного лидера, а от России в целом.

41.


Но вообще, русские вполне приспособились жить в независимом Казахстане, и как мне кажется, значительная их часть, хотя бы пара миллионов, уже никуда не уедет, и с годами их община будет всё более и более обособляться.

42.


Очень милая интернациональная (но русскоязычная!) компания молодёжи в Жезказгане - на самом деле случай не такой уж и частый. Обычно казахи и русские всё-таки держатся по отдельности - вряд ли от неприязни, просто слишком уж они разные, слишком велико несовпадение ценностей и образа мышления. Если компании интернациональными ещё бывают, то например парочки - почти никогда:

43.


Неформал - явление в Казахстане очень редкое, мне попадались буквально считанные разы, из которых больше половины - в Алма-Ате. Стоит ли говорить, что неферов-казахов я не видел, а вот русские неферы, в силу уже описанных выше жёсткости и урбанистичности тут словно прямиком из 1980-х (не внеше, а по настроению).

44.


Вообще же, русские тут остались не только в больших городах. Вот скажем в посёлке Жезды, в Музее горного и плавильного дела (который создал вполне себе казах Макен Торегильдин в 1980-е годы) сотрудница музея проводит мне экскурсию. Наверное, бывшая учительница. Очень похожая на неё женщина приглядывает за музеем Каныша Сатпаева в соседнем Карсакпае.

45.


А вот бывший полковой, а ныне городской священник Приозёрска отец Олег с воспитанниками на берегу Балхаша. Православие в Казахстане - тема отдельная: мне очень нравятся здешние церкви, маленькие островки русского мира посреди чуждой стихии. В здешних церквях всё так, как должно быть - все люди как братья. Просто есть понимание, что мы один народ и быть человечеными друг к другу - наш долг.

46.


При большинстве церквей есть детские приюты, воскресные школы и просто тихие тенистые дворики, где можно найти покой и забыть о Степи. Вот ещё табличка из собора в Кустанае - это вместо более привычного "Писать имена иноверцев, некрёщнных и самоубийц СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО!!! Крещения вне православной церкви - НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫ!!!". Разница примерно как между "Выхода нет!" и "Выход с другой стороны!".

46а.


Напоследок - заброшенное православное кладбище на окраине Чимкента. Чимкент - это настоящий Вавилон Средней Азии, кипучий и растущий с огромной скоростью город базаров, строек и мечетей. На эту окраину я попал проездом, и решил забраться на горку посмотреть на Чимкентский свинцовый завод. Кладбище одиноко расположилось на вершине бугра, и к нему даже нету тропы, через отделяющий его от ближайших домов глубокий овраг - ни единого мостика. Но здесь понимаешь, сколь не чужда нам эта земля. Даже Чимкент, в котором у православных могил растёт верблюжья колючка.

47.


48.


49.


50.


Стоит ли говорить, что и завод тоже мёртв? А в одном из домов у подножья живут люди из аула, держат кобыл и готовят очень вкусный кумыс. Самые неразрешимые противоречия - те, в которых сталкиваются две правды. Я русский человек, но я здесь гость - и не хочу никого ненавидеть.

51.


В общем, тут получился уже второй парадокс: Россия от них отвернулась, Казахстан с их присутствием смирился - а как результат, казахстанцы от исторической родины отстыковались и зажили по-своему. Культурных и личных связей между русскими России и Казахстана несравнимо меньше, чем между русскими России и Украины или Прибалтики. Живут себе и живут, тут кто-то мне в комментах писал - "забыли про нас". Хуже - мы "забыли про них". И первые путешествия в Казахстан были для меня откровением - что там осталось так много русских людей. Наших людей. Мы ведь один народ?

-------------

На этом пока прерву "восточную" серию и продолжу "западную" - в ближайшую пару недель буду показывать Ригу.

КАЗАХСТАН-2013
Путь через пустыню. Вступление.
Крах на Джунгарских воротах (2012). Предыстория.
Общее о Казахстане.
КТЖ - Казахстанские железные дороги.
О трёх казахских жузах.
Восточные базары.
Русские люди в Великой Степи.
Дорога в Туркестан
Актюбинск. Старый город и центральная площадь.
Актюбинск. Центр и Жилгородок.
Ташкентская магистраль. Саксаульская - Аральское море.
Аральское море. То, что от него осталось.
Ташкентская магистраль. Аральск - Туркестан.
Кызылорда. Город на Сырдарье.
Южный Казахстан
Туркестан. Хазрет-Султан.
Туркестан. Повседневный город.
Сауран. Крепость в пустыне.
Отрар (Арыстан-баб). В засохшем оазисе.
Чимкент. Вавилон Средней Азии.
Чимкент. Старый город.
Чимкент. Гильвет Кендебая Карабдалова.
Сайрам. Гнездо Святых.
Как я не попал на Казыгурт.
Дорога в Тараз через Айша-биби.
Тараз древний.
Тараз. Аулие-Ата и Джамбул.
Вылазка в Киргизию
Дорога в Талас.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо.
Семиречье
Немного Турксиба. Капчагай - Уштобе.
Джунгарские ворота.
Озеро Алаколь.
Дорога через всё Семиречье.
Талды-Курган.
Алма-Ата
Зарисовки по горячим следам.
Флешбек. Осколки города Верного.
Арыки, инсталляции, детали.
Вверх по Алма-Ате. Нижняя часть и Тастак.
Вверх по Алма-Ате. Центр ниже дома.
Вверх по Алма-Ате. Центр выше дома.
Вверх по Алма-Ате. Выше центра.
Вверх по Алма-Ате. Горные посёлки.
Большое Алматинское ущелье.
Продолжение в Киргизии.



К чему тут эта кнопка?

Tags: "Тюркский след", Алма-Ата и Семиречье, Казахстан, дорожное, злободневное, казаки, татары, этнография
Subscribe
promo varandej ноябрь 18, 10:35 110
Buy for 500 tokens
Думая о планах на 2018-й год, лишь один пункт я пока ощущаю константой, своеобразным ДОЛГОМ - это Байконур. После того, как я побывал на Семипалатинском ядерном полигоне, он остаётся моим последним крупным пробелом в Казахстане. Я уже не помню, какая по счёту это будет попытка. Кажется,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 119 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →