varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Черкассы. Часть 2: Крещатик, собор и вокзал.



Продолжаю рассказ о Черкассах - родине казачества и богатом на сюрпризы городе. В прошлой части были "морские" пейзажи Днепра, село на дамбе Панское и буддийский монастырь. Вторая часть, конечно, чуть попроще: местный Крещатик, крупнейший на Украине собор, шуховская башня и вокзал.

В прошлой части я уже показывал небольшую карту дореволюционных Черкасс - крупного уездного города Киевской губернии. Он состоял из множества перпендикулярных Днепру и четырёх параллельных берегу улиц, причём очень длинных (по 6,5 километров) - сверху вниз Ильина, Благовестная, Гоголя и Шевченко. Как пояснил haidamac, такой план разработал в 1813 году петербургский шотландец Вильям Гесте, никогда здесь не побывавший, поэтому он не учитывал многие особенности рельефа - горожанам пришлось засыпать овраги и срывать бугры... зато город был построен на холмах, поэтому почти не пострадал от затопления. Однако, на четвёрке главных улиц старины сохранилось немного, да и та не слишком впечатляет. Главная улица уездных Черкасс - проходящий чуть ниже и куда более короткий Крещатик, ставший этакой городской лоджией над Днепром. История его "киевского" названия интересна: до революции это было неофициальное название самой пышной части Николаевской улицы; затем её переименовали в улицу Урицкого (который здесь родился), а народное название вернулось уже как официальное в 1990-е годы.
В прошлой части я уже показывал, как мы с first_affair сошли с киевской маршрутке на бульваре Шевченко, спустились в микрорайон Мытница и пройдя с километр понизу, по очередной лестнице вышли к самому началу Крещатика:

2.


Здание в начале улицы, больше похожее на театр - это бывший дом предпринимателя (сахарозаводчика?) Щербины (1892), по машинам у ворот видно, что здесь обитает ЗАГС.

3.


А вот казалось бы обычный "образцовый дом" середины 19 века напротив - это уже как раз театр, причём кукольный:

4.


Вообще, тут очень странный перекрёсток - параллельно Днепру уходит Крещатик, вверх от Днепра под прямым углом - улица Ленина, а вниз наискось - лестница: такой в Черкассах рельеф. Улица Ленина здесь, что интересно, совсем рядовая и загибается где-то в привокзальной промзоне, а на вокзал ведёт следующая Смелянская улица.
Но нам по Крещатику. Мозаика на кукольном театре:

5.


Далее пара "ободранных сталинок" - с одной стороны художественный музей, с другой школа №17. Черкассам не повезло - областным центром они стали в 1954 году, а в таких городах старую архитектуру обычно успевали уже раскурочить, а красивый сталианс - ещё не успевали построить. Тем более в тех краях, по которым прокатилась война - больше двух старых домов подряд в Черкассах встречается редко:

6.


К обычной школе примыкает художественная, причём тоже детская. Из окна весьма бестактно кажут античную задницу:

7.


На перекрёстке с той самой Смелянской - бывший Коммерческий банк (1914), за которым белая коробка... нет, не обкома, а налоговой службы - на Украине эти здания 1970-80-х годов почти всегда грандиозны:

8.


Хотя изящный модерн бывшего банка его полностью затмевает:

9.


Напротив - скверик и филармония (1955):

10.


Фасад которой - дореволюционное здание гостиницы. Есть всё-таки нечто в подобных "домах-франкенштейнах":

11.


У коробки налоговой - весьма неплохие детали:

12.


А за ней - натурально Гостиный двор... только современный и называется Крещатик-Сити:

13.


Дальше - гостиница "Славянская" всё того же Щербины (вернее, он был заказчиком дома, который сдавал в аренду, а гостиницу в нём открыл уже некий Скорина, как гласит табличка). В той же табличке сказано, что архитектором был сам Владимир Городецкий, создатель киевских "Дома с химерами", караимской кенассы или костёла на Красноармейской, но это только гипотеза и его авторство тут много чему приписывают:

14.


Вообще, уездные Черкассы представляются типичной "купеческой республикой", как где-нибудь в Поволжье или Сибири: вычурные домики рубежа 19-20 веков, одна-две купеческих фамилии на каждом углу, а в поле зрения - большой торговый путь. Как и везде в Малороссии, тут была крупная еврейская община (около 1/3 населения), но сколько-нибудь значительного её следа я не приметил. Наверное, где-то уцелела пара бывших синагог, но всё же заправляли тут купцы славянского происхождения.

15.


Вот и обком, вид сзади - фасадом он обращён на бульвар Шевченко, однако с этой стороны смотрится куда интереснее. Размером раза в два меньше налоговой, зато с "поющим" фонтаном. И, кажется, единственная черкасская сталинка, которую успели построить без "борьбы с излишествами".

16.


Справа - дом Цыбульских, между прочим едва ли не старейшее сохранившесся здание в Черкассах (1852), для своего времени смотревшееся тут как Манхэттан. В 1859 у Цыбульских гостил Шевченко (который на Черкасщине, как известно, и родился, и упокоился), и ныне здесь музей книги "Кобзарь". А вот слева... хотелось бы, конечно, верить, что это настоящий конструктивизм, но скорее позднесоветское подражание:

17.


Закончили поход по Крещатику мы на площади Славы - вдалеке виден Холм Славы, который вместе с видами Днепра я показывал в прошлой части. Дальше вроде бы ничего выдающегося нет. На площадь глядит Троицкая церковь (1991):

18.


Всё-таки мне нравится эта "безвременная" архитектура церквей времён Перестройки, есть в ней что-то очень искреннее: традиции того, как надо строить, прерваны и забыты, но вера - осталась, и потому построим как умеем:

19.


За церковь - синагога Скловского, последняя уцелевшая из двух десятков, некогда бывших в Черкассах. Впрочем, сейчас это жилой дом, вдобавок надстроенный в 1930-е годы, что-то заподозрить можно лишь по форме кровли:

20.


А за бывшей синагогой внушительных размеров краеведческий музей (1985), основанный в 1918 году. Размер здания и его небанальный облик даже заставила меня немного поколебаться, а не зайти ли вовнутрь, но в итоге решили идти дальше. Может быть, зря - говорят, экспозиция довольно обширная.

21.


Понравились медальоны на стенах с вехами черкасской истории. Более всего озадачил тут "1935. Движение пятисотенниц" - но как пояснил privalovsky, это было социалистическое соревнование колхозниц за выращивание 500 центнеров сахарной свёклы на гектар, зачинательница которого Мария Демченко была родом из Черкасс. Такая вот колоритная деталь отвергнутого прошлого:

22


А у входа - не "каменные бабы", а жернова. Пожалуй, именно "каменные бабы" у музеев и маркируют историческую границу Юго-Восточной Украины (то есть Новороссии и Слобожанщины) с Центральной (то есть исторической Малороссией). Есть ли они в Кировограде, Полтаве?

23.


Где-то здесь первоначально стояла и Троицкая церковь. Она известна с 1672 года как храм местных казаков, хорошо видимый с Днепра, в камне остроилась в 1863 и простояла до хрущовской борьбы с религией - в 1961 её закрыли и отдали под спортзал, а через несколько лет снесли для строительства мемориала.

23а.


Похожая история была и у Никольского собора, стоявшего выше Крещатика, среди лавок и торговых рядов. Он известен с 1693 года, а на этом месте и в камне построен в 1864 - однако, по образцу предшественника, с каменным основанием и деревянными куполами. Во время войны собор был разрушен прямым попаданием снаряда, а его руины доломали в 1945-м.

24.


Теперь на этом месте тот самый обком с кадра №16 - но площадь у его фасада на бульваре Шевченко называется Соборной. Ещё на этой площади есть невзрачный позднесоветский драмтеатр, который я не заснял - мы здесь только проезжали.

25.


От Холма Славы, как уже говорилось в прошлой части, мы спустились в приречные парки, а наверх вышли мимо буддийского "Белого Лотоса" к университету. Там поймали маршрутку и уехали практически на другой конец центра. Здание Дворца Пионеров на той самой Смелянское, которое я бы принял за сталинку - на самом деле настоящая работа Городецкого, было женской гимназией. Многолюдье перед указывает на близость базара рынка:

26.


А с автобуса мы сошли чуть дальше, у табачной фабрики, судя по всему бывшей. Флаг на трубе у меня вызывает, извините, не очень хорошие ассоциации ("Страна вылетает в трубу!"), но в принципе идея интересная:

27.


А с другой стороны, за колоннадами у входа в парк - ещё одна необычная достопримечательность Черкасс - Михайловский собор:

28.


И чем он, спрашивается, необычен? Ну хотя бы тем, что это крупнейший храм во всей Украине - высота до креста на главном куполе 72 метра, зал вмещает более 12000 человек. Построен в 1994-2002 годах по проекту местного архиепископа Софрония (причём это не единственный храм, им спроектированный).
Памятник перед собором - я подумал было, что жертвам Голодомора - такие же журавли на соответствующем мемориале в Киеве. Но как оказалось, это Чернобыль, и под иконой можно различить Звезду Полынь:

29.


Часовня у ворот Соборного двора - на самом деле тоже памятник, и судя по всему "с иголочки" - внутрь ещё идёт отделка:

30.


Памятник Разрушенным Храмам - по-моему очень достойная идея. Произведения искусства (архитектуры) - это точно такие же жертвы репрессий, как люди.

31.


Ну а вот и сам собор. Действительно, огромен:

32.


Как часто бывает при таком размере - оригинальностью не блещет, но и откровенно уродливым я бы его не назвал. Издалека смотрится лучше благодаря пластике крыши и главок (см. вводный кадр), вблизи же они слишком высоко.

33.


Епархиальное здание по соседству гораздо оригинальнее и почему-то напоминает "брынковянский стиль" межвоенной Румынии:

34.


Как водится, образованные украинцы этот храм недолюбливают - всё ж таки Московскому патриархату принадлежит (хотя сопоставимые по размеру соборы в, например, Ровно или Тернополе строятся и более рукопожатными конфессиями). В комментариях на Doroga.ua народ почему-то страшно возмущает эта автоматическая дверь - но как ни странно, прежде мне такие в храмах видеть не доводилось.

35.


Изнутри черкасский собор намного зрелищнее, чем снаружи и в целом неплохо передаёт ощущение Древней Руси:

36.


Вообще же Черкассы оказались одним из тех немногих городов, где при Советах снесли все культовые постройки - среди областных центров, где я был, подобное припоминаю лишь в Ульяновске и Луганске. Вроде бы одна старообрядческая церковь 1905 года постройки сохранилась на Благовестной, но мы её не видели. А самый интересный храм Черкасс - опять же современная церковь Всех Святых (1994) с высокой башней в предместье Хутора за химическим заводом.

От собора мы пошли в мрачноватый пыльный район за железной дорогой:

37.


Где, тем не менее, находится последний из "черкасских сюрпризов" в моём рассказе (но, смею надеяться, не вообще) - одна из немногих уцелевших Шуховская башня *(1913-14), в данном случае водонапорка. Владимир Шухов своими "гиперболоидными конструкциями" опередил своё время лет на сто - эти ажурные каркасы чрезвычайно прочные исключительно за счёт своей формы, и Шухов успел построить около 200 таких башен, из которых сохранилось полтора десятка - самая большая и известная Шаболовская радиовышка в Москве, самая первая (1896) - водонапорка в Полибино, а есть ещё в Краснодаре, Петушках, Нижнем Новгороде (две или три), Бухаре... На Украине я знаю о шуховских башнях в Кировоградской области, в Николаеве, Фастове (но там её, вроде бы, недавно снесли), а самый интересный образец - Аджигольские маяки в устье Днепра.
После Шухова эта технология была на несколько десятилетий практически забыта (кроме единичных примеров вроде телебашен Кобе или Сиднея или мачт военных кораблей американского флота) - видимо, просто слишком мало было в мире людей, у которых мозги работали подобающим образом, чтобы всё это рассчитать. Сейчас гиперболоиды возвращаются - например, в виде 600-метровой телебашни в Гуанчжоу.
Такой вот памятник прыжку сквозь века.

38.


Поплутав в завокзалье, кое-как нашли проход к путепроводу, запрятанный в неприметных дворах. Точно не знаю, когда в Черкассы пришла железная дорога - на дореволюционных картах она есть, а дореволюционные постройки (коих совсем не видно) могли просто не пережить войну. В перспективе станции - собор:

39.


Довольно невзрачный вокзал, видимо, 1960-х годов, у которого стоит "венгродизель" Д1 - колоритная машина, спроектированная в 1960-е, у меня как-то больше ассоциируется с Западной Украиной - но в принципе они и здесь водятся, и даже кое-где в России остались. Этот вот как раз тарахтел так, что невозможно было разговаривать, а потом ушёл куда-то в стороны Смелы:

40.


Со стороны площади вокзал ещё невзрачнее. А на заднем плане автовокзал - за маленьким и тесным зданием, где не то что сесть, а встать толком некуда - огромная площадка с десятком перронов. Я был удивлён, обнаружив, что автобусы на Канев мало того что ходят раза в пару часов, так ещё и идут 3 часа. Но делать было нечего, и мы взяли билет на то что есть... однако про Канев я уже рассказал. В Черкассах же самый интересный вокзал в архитектурном плане - Речной, но от центра он довольно далеко, а навигация осталась только круизно-прогулочная.

41.


Смоленск, Могилёв, Киев, Черкассы, Днепропетровск, Запорожье, Херсон - я был теперь во всех областных центрах на Днепре, а прежде так же "замкнул" Волгу и Днестр. Черкассы - середина Днепра и место, где он особенно широк. Может и не самый красивый город, но - особенный.

Та же августовская поездка вышла у меня "Временем Чер" - Черкассы, Чернигов и Чернобыль.

ОКРЕСТНОСТИ КИЕВА. Август-2013.
В степь по Днепру.
Любеч.
Васильков.
Канев.
Черкассы. Днепр.
Черкассы. Город.
Чернобыльская зона отчуждения.
Общее.
Чернобыльская АЭС.
Чернобыль.
Припять.
Сёла и самосёлы.
Славутич.
Tags: ВКЛ, Центральная Украина, дорожное, казаки, транспорт
Subscribe
promo varandej september 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →