varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Горная Башкирия. Часть 1: Кагарман и башкирские села



А теперь - самое интересное: рассказ о Горной Башкирии. Это будет как бы "серия в серии", состоящая из четырех частей, и первые две ее части будут посвящены населенным пунктам Уральских гор. Сейчас речь пойдет о башкирских селах, которые я посетил: Кагарман и Старосубхангулово.

Кагарман

В старых источниках село называют на русский манер - Кагарманово, однако будем придерживаться башкирской традиции. Село располагается в Белорецком районе, немного не доезжая Каги, то есть примерно на полпути из Белорецка в Старосубхангулово. Исторически это был центр одного из 7 башкирских племен - тамъян.

В последние 100 лет Кагарман сильно "сдал", уступив даже относительно небольшой Каге. И все же мне он показался самым живописным и светлым из виденных мной башкирских селений. Пейзажи здешние легче всего описать словом "пастораль": зеленые холмы и пологие горы, яркое солнце, чистейший воздух, кони и коровы на вольном выгуле, исконного вида башкирские бабушки... Вводный кадр был снят именно здесь. 

Большая часть застройки села - традиционные башкирские усадьбы, а жили башкиры в избах:

Вообще, деревянное зодчество у башкир довольно развито, и на самом деле Башкортостану бы не помешал собственный архитектурно-этнографический музей. В центре Кагармана, на холме, стоит небольшая деревянная мечеть.

Свои деревянные мечети башкиры строят по типу татарских, но все же, снова я убеждаюсь, у каждого народа есть свой узнаваемый "почерк", и "почерки" башкир и татар при кажущемся единстве стиля различны.

Чуть ниже мечети - рощица, в которой находится кагарманское кладбище. Кладбище как кладбище, если бы не одно "но": здесь похоронен Шагали Шакман.



Если Салават Юлаев - это "башкирский Мазепа", то Шагали Шакман - "башкирский Богдан Хмельницкий": именно он в 1570-е годы обратился к русскому царю с просьбой принять башкирские племена в подданство. Причины на то у него были: во-первых, и в Золотой Орде, и в Казанском ханстве татары башкир считали "недочеловеками" (и даже сейчас, если верить рассказам, смотрят на башкир свысока), а с востока на башкир нападали ногайцы. Когда Иван Грозный уничтожил татарские государства, башкиры во-первых были ему за это благодарны, а во-вторых, им нужна была защита. Собственно, союз России с башкирами изначально был просто взаимовыгодным сотрудничеством - когда ногайская угроза была ликвидирована, начались башкирские восстания.

Что же касается Шагали Шакмана, правителя рода тамъян, то в башкирской историографии он и в советское время, и сейчас был в тени Салавата Юлаева. И только кирпичное надгробие для него сделали относительно недавно: Муртаза, боясь потерять власть, теперь ведет линию "Навеки с Россией!".



Старосубхангулово (Бурзян)

Старосубхангулово, или Субхангол - районный центр в самой глуши Уральских гор. Отсюда 30 километров до Шульган-Таша, а единственная дорога ведет в Белорецк (правда, есть еще загадочные рейсы в Сибай). По глуши и удаленности с Бурзянским районом, центром которого Субхангол является, мог бы поспорить разве что Зилаирский - но там я уже не был.



Старосубхангулово - столица племени бурзян, и бурзяне, пожалуй, самый обособленный из башкирских субэтносов. Стопроцентные монголоиды (я бы даже сказал, их внешность не "монголоидная", а "монгольская"), они к тому же отличались и по своему ведению хозяйства: традиционно бурзяне были бортниками, и даже пчела, живущая здесь, называется "бурзянской". Название башкир - "башкорты" - здесь переводят не как "главные люди", а как "голова пчелы", согласно древней легенде о том, что пришедшим сюда людям дала жизнь именно пчела в благодарность за то, что они спасли ее улей от медведя. И какие-то пережитки бурзянской культуры, говорят, живы тут и поныне.

Старосубхангулово - село большое, около 4 тысяч жителей. А стоит оно в глубокой межгорной котловине, со всех сторон окруженной скалами:



Село не производит впечатления глуши - есть в нем даже городские постройки:



Преобладают кирпичные дома, но много и деревянных усадеб, по конструкции чуть-чуть отличных от кагармановских:



А вот деревянная мечеть - практически такая же:



Однако наиболее примечательное место в селе - опять же кладбище, расположенное на выезде в сторону Шульган-Таша. Заходить туда и фотографировать не советую - местные жители не поймут, но все неплохо видно и со склона горы на другой стороне дороги. А именно: здесь сохранились традиционные башкирские деревянные надгробия:





Говорят, из дерева надгробия делают специально - потому, что оно гниет. В их понимании мы "пришли из ни откуда, уйдем в никуда", и могилы должны истлеть так же, как и те, кто в них похоронен.

Чтобы не заканчивать рассказ кладбищем, дам еще одну фотографию:

Вот эта женщина из рода тамъян встретилась мне на турбазе в Каге. Она занимается тем, что шьет одежду по старинным выкройкам и из традиционных материалов, то есть шьет национальные костюмы. Что-то она продает туристам, но, как видите, и сама она облачена в народный костюм.



В следующей части - о Каге, русском селе в башкирских горах.

Tags: "Воля вольная", Великая Степь, Золотая Орда, Урал, дорожное, природа, этнография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments