varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Архив путешественника. Чебоксары (Шупашкар) - столица Чувашии. Август 2007.



Если смотреть на карту России, Чувашия на ней почти не видна. А между тем населяет ее один из самых необычных российских народов. Мало того, что чуваши - 4-я по величине этническая группа (после русских, татар и украинцев), которых 1,7 миллиона человек, они еще и относятся к уникальной болгарской ветви тюркской языковой группы - то есть по языку наиболее близки к волжским болгарам. Чувашия лидирует среди регионов России по плотности населения (90 человек на километр - больше только в Подмосковье), а кроме того, здесь уже много веков варят и пьют пиво ("сара"), по производству которого Чувашия занимает 6-е место в мире. Словом, регион может быть и не самый интересный, но очень и очень странный.

И столица у Чувашии соответствующая - город Чебоксары, или, по-местному, Шупашкар.

Самый известный факт о Чебоксарах - что в 2002 году они были признаны самым чистым и благоустроенным городом России. Это звучит довольно странно - ведь Чувашия является одним из беднейших регионов (дороги тут хуже, чем в Кировской области), но это так. Центр города - Залив - выглядит как декорация.



Чебоксарские окраины я видел только из окна автобуса, и все-таки все чистая правда - город невероятно ухожен. А в 1990-е, говорят, Шупашкар считался чуть ли не позором всего Поволжья.

Чтобы осмотреть город, много времени не потребуется: большая часть его центра располагается вокруг этого самого Залива. Отдельно расположены только 2 ансамбля. Первый - музей-заповедник Чапаева (включает музей, дом-музей и памятник - все образцы брежневской архитектуры, нечто вроде Ленинского мемориала в Ульяновске). Памятник Чапаеву хорошо виден от вокзала:



Легендарный герой анекдотов родился в селе Будайки на окраине нынешних Чебоксар, и был этническим чувашом. Фамилия Чапаев у чувашей вообще весьма распространена.

Музейный комплекс, созданный в 1974 году включает здание музея (построенное по проекту Ф. Суслова), выполненное в форме развернутого знамени и украшенного барельефами и фресками, воссозданный дом Чапаева (представляет интерес еще и как чувашское жилище конца 19 века), и узнаваемый с первого взгляда памятник – архитектурный символ советских Чебоксар. Экспозиция музея рассказывает о В.И. Чапаеве, его соратниках, представителях военной династии, дивизии им. Чапаева, наследниках боевых традиций, о создании образа Чапаева в искусстве.

Второй изолированный от центр ансамбль - Владимирскую горку с тремя церквями - я видел только издалека, и подойти ближе уже не успел. Все остальное же располагается по берегам Залива, куда от центра ходит по прямой улице Ленина троллейбус №1.



И сложно поверить, что на самом деле этот залив скрывает в себе большую часть старого города: ведь это устье речки Чебоксарки, подпертое Чебоксарским водохранилищем. Шупашкар был уездным городом, и большая часть его центра оказалась затоплена и погибла безвозвратно - особенно важна утрата нескольких каменных палат начала 18 века. Произошло это относительно недавно - в 1980-е годы.

Залив представляет собой круг, пересеченный дамбой и мостом, и по его берегам располагается пешеходная зона. Один берег залива - высокий - занят бывшим кремлем.





Из которого открываются красиые виды на противоположный берег, примечательный образцами сталинской и современной архитектуры:



Башня в центре - главный корпус Сельскохозяйственной академии, а на переднем плане виден Чувашский драмтеатр.



Хай-течная башня - администрация Чувашии.

Прямо посреди залива из воды бьет фонтан, и стоит огромная скульптура Матери-Покровительницы - аллегория Чувашии.



А вдоль берега - очень красивые решетки с национальными узорами. Говорят, в спокойную погоду вода залива настолько прозрачно, что в ней можно увидеть рыб - а от города не осталось и следа.

Мать-Покровительница поближе:



От Волги Залива отделяет дамба, ведущая к Успенской церкви (1763) - очень характерном образце здешней архитектуры 18 века.



В прошлом церковь была двухэтажной, но с постройкой водохранилища нижний этаж засыпали землей, и церковь оказалась на островке. С постройой дамбы она вновь вернулась на "большую землю"



За церковью видно здание Речного порта (здесь его называют "Манхэттен") - считатеся, что это самый современный речной порт и речной вокзал на Волге. Только вот зачем было его строить, когда судоходство на великой русской реке умирает - загадка. Разве что для обслуживания круизников.



А раньше пристанью был простой дебаркадер. Стоял он на противоположной стороне устья Чебоксарки, около Успенской церкви и самого известного исторического ансамбля Чебоксар, который часто называют по ошибке "Кремль" - Троицкого монастыря.

Окруженный невыосокой стеной, монастырь выстроен в очень узнаваемом, и включает 3 церкви:

Толгская церковь (1719)



В ней хранится главная православная святыни Чувашии - древняя деревянная скульптура Николая Угодника. Скульптура плоская, но все же более рельефная, чем тябловая икона, и смотрится она поразительно. Это предмет именно чувашской культуры, именно чувашского наследия - своеобразный "православный идол".

Троицкий собор (1749 год) - главный храм монастыря:



И небольшая церковь Федора Стратилата (1759) - в прошлом надвратная.



От монастыря - кремля мнимого - в гору ведет улица им. К. Иванова (чувашского поэта), уже на территорию, где когда-то стоял кремль настоящий. Тут сохранилась очень красивая дореволюционная застройка:



И церковь Михаила Архангела, построенная в 1702 году - а ведь это формы даже не конца, а середины 17 века!



Быший кремль - ныне элитный район. Тут имеются и особняки "новых чувашских", и две палаты начала 18 века, воссозданные в последние годы.

Дом Соловцова чуть ниже по склону:





И дом Зелейщикова (также воссозданный) чуть выше:



Редчайший памятник: соединение палатной архитектуры и барокко



Однако поразительно иное (к чему, собственно, и упоминались рядом палаты и новорусские особняки) - ныне дом Зелейщикова в частной собственности!



А отсюда недалеко и до самого интересного архитектурного памятника Чебоксар - Введенского собора.



Построенный в 1655-57 годах, ставший главным храмом Чувашии, собор поражает своей тяжеловесностью: в ширину он больше, чем в высоту, а главки непропорционально малы. Но в этой тяжеловесности - вся его притягательность:



Еще сильнее собор впечатляет внутри: огромный и очень темный зал, богатейшее позолоченное убранство, а главное - почти полное отсутствиее внешнего света: и окна, и световые барабаны так малы (а шеи соборных главок тоньше внутренних столпов), что освещается собора преимущественно свечами. И этот грандиозный черно-золотой зал - зрелище очень сильное.



От собора уходишь потрясенный. В районе кремля есть и много других интересных мест - музей с этнографической экспозицией (особенно чувашские женские костюмы с вплетенными в одежду монетами), или кафе "Панорама" у берега залива, где есть блюда национальной кухни (на смом деле чувашская кухня похожа на тюркскую вообще - лагман, шурпа и т.д.). Обойдя залив по кругу, остается только снова отправиться на вокзал.

Чебоксары оставляют двойственное впечатление. Город похож на декорацию, за которой трудно не разглядеть жуткой бедности. Но это декорация, которрой хочется любоваться, а местные архитектурные памятники, по-моему, заслуживают посещения.

P.S. Простите за не очень хорошее качество фотографий. Во-первых, тогда я и фотографировал хуже, а во-вторых, по городу я гулял с температурой под 38 - заболел в день отъезда, а сдавать билеты не хотелось...
Tags: "Воля вольная", Поволжье, дорожное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments