varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Астрахань. Часть 2: город народов



Хотя в Астрахани есть ярко выраженное деление на исторические районы, расходящиеся от показанного в прошлой части кремля, рассказывать о ней интереснее не по районам, а по аспектам, как бы расплетая сложнейший клубок исторических нитей. И важнейшая его часть - народы, оставившие в Астрахани свой след, коих здесь так много, что их пришлось раскидать по двум постам. В первом (то есть вот этом) - про армян, персов и индийцев, которым принадлежат уникальные для России торговые подворья в квартале от кремля; про казаков, составлявших первые сто лет основу русской Астрахани, и про калмыков, чья управа оказалась близ подворий. На следующую часть оставим татар, ногайцев, казахов, немцев и прочих европейцев, евреев, староверов и самую новую астраханскую общность - кавказцев. Что же до районов, эти два поста дополняют мой старый (2009 года), но неплохой по тем временам пост о южных слободах, которые в губернской Астрахани красноречиво называли Махалля (см., например, здесь) в противоположность северным слободам - Селению.

Сложное устройство Астрахани я попытался обрисовать на этой карте, и скорее всего что-то упустил. Астрахань стоит на двух берегах Волги - в её нижнем и среднем течении таким может похвастаться только Ульяновск, но центр - как и у всех губернских городов с женскими именами - на левом берегу. При этом Астрахань стоит в дельте, потому протоки и каналы изрезают её ничуть не хуже Петербурга - благо, волжская дельта раз в сто крупнее невской.

2.


Немного про каждый район:
1. Белый город - изначально русский посад к югу от кремля, но ныне так называют относительно цивильную и в основном каменную часть губернского центра. Близ Братского сада - те самые подворья.
2. Коса - намыта в 19 веке, подозреваю из-за прокладки Варвациева канала. Сверху прекрасно виден старый подкремлёвский берег - ныне это Адмиралтейская улица. Продолжает косу Эллинг - как ясно из названия, район старых верфей у затона.
3. Большие Исады - словом "исад" в Астрахани называли торговую пристань или баржу, со временем это слово стало обозначать просто "базар", и в обиходе его даже не произносят - Большие, Селенские, Новые и т.д. Вокруг Больших Исад, как мне показалось, сложилась ныне Кавказская слобода. Но рядом с ней - итальянский костёл 18 века.
4. Селение - в основном русские предместья от Кутума (это местная Фонтанка) до вокзала... открытого, кстати, аж в 1909 году - наверное, Астрахань была последним стотысячником Российской империи без железной дороги.
5. Махалля - как уже говорилось, район в основном мусульманских слобод за каналом. Но там же и армяне, и немцы, и даже Безродная слобода, где селились всякие беглецы и бродяги. При этом чётких границ между слободами нет, да и архитектура их почти одинокова.
6. Нобилевский городок - это старый нефтеналивной порт для перевалки бакинской нефти (которую добывали, как известно, братья Нобели) с Каспия в Волгу, основанный в 1881 году за рекой из-за соображений пожароопасности. Это был город в городе, оснащённый по последнему слову техники и населённый вахтовиками.
7. Атаманская станица (до 1893 года - Городофорпостинская) - официальный центр Астраханского казачьего войска, чьи станицы стояли через 20-30 километров на правом берегу. В город вошла лишь в советское время. Кроме того, существенно восточнее края карты была ещё и станица Казачебугорская.
8. Калмыцкий базар - не там, где отмечен, а несколькими километрами севернее за краем карты, был неофициальным центром Калмыцкой степи. Есть на правобережье и другие бывшие сёла, в том числе татарский Кучурган, а севернее Астрахани на левом берегу - ногайская Растопуловка.

Но пока выйдем на Советскую улицу - главная в Белом городе, прямая и ориентированная на портал Соборной колокольни, между домом губернатора и губернскими (ныне областными) учреждениями она пересекает главный астраханский узел народов - Квартал Трёх Подворий:

3.


Как уже не раз говорилось, Астрахань была воротами на Средней Восток, в первую очередь к Персии и Индии, что определило её сущность. Русское купечество здесь стало сколько-нибудь заметным лишь в 1660-е годы, через сто лет после присоединения к России, но где-то до 19 века бал правили три купеческих общины - армяне, персы и индийцы. Они не были конкурентами, так как занимали разные ниши, активно взаимодействовали (скажем, заказчиком их строительства/последней реконструкции был купец-перс Аджи Усейнов) и образовывали под названием "Татары Трёх Дворов" некое подобие европейских гильдий. Облик подворий в общем схож. С фасадов - обыкновенный русский классицизм:

4.


Но если заглянуть в их подворотни...

5.


Собственно, на двух прошлых кадрах - Армянское подворье, не самое крупное, но ближайшее к кремлю. Впрочем, оно и самое молодое: прежде тут стоял дом купца Фёдорова, часть которого сдавалась армянам под лавки, а в 1850-е его купил и перестроил тот самый Аджи Усейнов. Со средних веков армяне были непревзойдёнными в христианском мире мастерами восточной торговли, армянская церковь 19 века есть даже в Сингапуре, средневековый армянский монастырь стоял по легенде на озере Иссык-Куль, а среди европейских городов на армянской общине здорово поднялся Львов. Поэтому и Астрахань армяне оседлали практически сразу после присоединения к России (а может быть и ещё в татарские времена), и к началу 19 века составляли здесь 15% населения, окоо 5000 человек - крупнейшая община России и крупнейшее меньшинство города.

6.


Армян в Астрахани хватает и сейчас, но расцвет их давно позади, а подворье с советских времён жилой дом (как и другие два). Пройти внутрь не так-то просто - дверь на кодовом замке. Я просто завалился в ближайший магазин, обрисовал ситуацию, и - о чудо! - мне подсказали код, который впрочем я успел забыть. Войдя в подворотню, я сразу же поднялся на галерею второго этажа, представляющую собой теперь обычную лестничную клетку:

7.


Как я понимаю, на первом этаже располагались магазины, на втором - гостиницы и квартиры для армянскихх купцов, а площадку занимали лавки:

8.


В угловой арке я встретил запечатлённого на вводном кадре старика, который в этом дворе прожил всю жизнь и вдобавок помогал когда-то местному маститому краеведу. Он мне поведал много интересного, периодически правда начиная ругать правительство, и утверждал, что это на самом деле не армянское, а индийское подворье, о чём он знает из архивов и от как-то зашедших сюда англичан - один из них был давним потомком астраханских индийцев. Подтвердить или опровергнуть это я не могу, а возможно подворья когда-то менялись ролями...

9.


Армяне были наиболее обособлены и организованы, имели (не знаю, до каких годов) даже собственный судебный орган, называвшийся почему-то Ратхауз. Через улицу от подворья - бывшее Армянское училище (1910) купца Никогаеса Агабабова (Агабабяна):

10.


Тот же Агабабян построил в 1906 Армянскую богадельню - одно из красивейших зданий Варвациева канала:

11.


А вот и его собственный дом по соседству:

12.


В глубине слободы за каналом по улице Мечникова - больница Красного Креста (или что тут сейчас?), а в 1853-84 годах это было Армянское епархиальное училище:

13.


В дореволюционное время в Астрахани было 5 армянских храмов, в том числе два собора. Довольно неказистый Успенский (1705) являлся наверное старейшей в России армянской церковью:

14.


А вот двухбашенный Петропавловский (1771) - пожалуй, один из красивейших храмов Астрахани... увы, утраченных:

15.


Место бывшей слободы за каналом (хотя она располагалась с обеих сторон, или правильнее сказать - канал был прорыт сквозь неё) ныне отмечает скромная новодельная церковь Сурб-Рипсиме:

16.


Лаконичное армянское убранство:

17.


И старая икона из Петропавловского собора - всё, что уцелело от тех 5 храмов: незадолго до сноса кто-то успел передать её в одну из русских церквей. Не покидает ощущение, что такой тотальный снос - сведение счётов между армянами и кем-то из тюрок, получивших у советской власти более мощное лобби.

18.


А в конце Советской, рядом с русским Благовещенским монастырём и памятником казахскому музыканту Курмангазы - небольшой сад "Армения" с хачкаром (2008) - эти стелы (в переводе "крест-камень") армяне ставили по самым разным поводам, чаще всего в память или в знак просьбы о чём-то.

19.


Грузины в Астрахани, кстати, тоже отметились. Про двух царей, умерших тут в 18 веке в изгнании и похороненных в кремлёвском Успенском соборе, я уже писал в прошлой части. А вот Губернаторский дом с характерным вогнутым фасадом в 1797-1802 годах построил грузинский купец Мина Дилянчеев (Дилянчава? Дилянчадзе?). Однако богатый купец разорился - в один год его сухопутный караван в Хиву был разграблен, а морской в Персию потоплен штормом, пытаясь спасти свои дела Дилянчеев набрал долгов, но подняться не смог, и дом за долги отошёл в губернскую собственность. Стоит как раз между Братским садом и подворьями:

20.


Ещё из южных христиан своё слово сказали тут греки, или вернее единственный грек Иван Варваций (Ион Варвакис), богатейший человек города на рубеже 18-19 веков, активно спонсировавший борьбу греков с Османской империей. В Астрахани он построил прошлую Соборную колокольню (простояла до конца 19 века), но главное - Варвациев канал, в советское время ставший каналом 1 мая. Вид со стороны Махалли, дом на той стороне же принадлежал купцу с также весьма показательной фамилией Курдов:

21.


Персы с армянами соперничали исправно, их козырём была близость исторической родины, и Персидское подворье (1852-60) стоит практически напротив Армянского, но раза в два крупнее него - видимо, потому что строил его Усейнов для своих соотечественников:

22.


Главный вход туда, при этом, не с Советской, а с параллельной улицы Чернышевского, проходящей ниже по склону, и с неё 4-этажное подворье выглядит совсем уж грандиозно. В этом мезонине первоначально находилась шиитская мечеть:

23.


Устройство похожее - но гораздо просторнее и масштабнее. Внутри, как видите, есть даже детская площадка. Интересно, что за башенка слева?

24.


Галереи:

25.


26.


27.


Как верно заметил yapet (у которого есть свой отличный пост о подворьях), "это все равно что в Москве проживать в ГУМе":

28.


А с другой стороны... причесать, отреставрировать, расселить, сделать музей, гостиницу и бутики и будет... будет уже что-то совершенно не то. Без ветхости и разгильдяйства Астрахань потеряла бы значительную часть своей атмосферы:

29.


Жили персы и за Варвациевым каналом, с одной стороны соседствуя с немцами и армянами, а с другой - с татарми и ногайцами. Во дворе на улице Кирова, 40 скрывается бывшая Персидская мечеть (1859) в стиле классицизма:

30а.


Увы, ныне вид её жалок, и из 7 астраханских мечетей так не повезло только ей.

30.


Нынешние астраханские шииты молятся в Бакинской мечети (1901-06) на одноимённой улице в дальней части южных слобод (этот район называется Криуша, соответственно и мечеть была Криушинская), и думаю, несложно догадаться, что основные её прихожане в наше время - азербайджанцы. В 2009-м внутрь не заходил (успев увидеть, как имам сел в машину и уехал), а в 2014-м же и вовсе не дошёл в этот район. Впрочем, снаружи ничего специфического в архитектуре обеих шиитских мечетей, единственных исторических в России, нет.

31.


Вообще, "персы" - понятие растяжимое, ведь Иран всегда был многонациональной страной, и азербайджанцев там живёт в несколько раз больше, чем в самом Азербайджане. Какие именно иранские народы были представлены в Астрахани - предполагать не берусь. Вот ещё один памятник их присутствия - старое (начала 19 века) Персидское консульство в дальней части Варвациева канала (№150).

32.


Вообще, отношения России с Персией всегда были гораздо ближе и сложнее, чем можно подумать. На прикаспийские города Ирана не раз нападали казаки. В 1723 году Пётр I завоевал не только Дербент и Баку, но Гилян, Мазендеран и Астрабад - южный берег Каспийского моря, однако в 1732-35 годах всё это было возвращено, чтобы вместе дружить против турок. К началу ХХ века Иран был разделён на сферы влияния между Россией и Британией, но шах больше равнялся на соседей через Каспий, в 1879 году даже учредив собственных казаков, обучали которых инструкторы из российской военной миссии. Консульство с классицистическим фасадом и восточными верандами ныне занимает детский сад с очень странной планировкой двора. Новое консульство же, предельно унылое внешне, стоит на Лебедином пруду в прямой видимости кремля.

33.


Третьим народом "трёх дворов" были индийцы, и самое маленькое из трёх Индийское подворье стоит чуть в стороне от двух других на улице Володарского. По Волге пролегал давний путь в Индию, коим хаживал Афанасий Никитин и который в 17 веке пытались освоить немцы по договору с Россией. Индийские купцы известны в Астрахани также с 17 века, в основном это были выходцы из Пенджаба, в народе их называли агрыжане - от Агры. Была у них и своя кумирня - то есть единственный когда-либо построенный в России (по крайней мере до 1991 года) и первый в Европе индуистский храм. С казаками у индусов почему-то не заладилось, периодически их громили (особенно активно, конечно же, Стенька Разин), зато с татарами они ладили прекрасно, скрывались в махаллях во время погромов, и произвели в итоге целый народ "агрыжанских татар" от брака индийца и татарки. Кое-какие агрыжанские имена и звания приводил в своём посте yapet: «староста Индийского подворья Лачирам Гулабриев», «Лажарам Биндрабанов, сын Нарынов» или «брамин Балибу Мингаралиев».

34.


Но индийская община как-то рассосалась в 19 веке - скорее всего, это было связано с британской колонизацией Индии. Так что и подворье сейчас самое невзрачное и без аркадного дворика. Вроде бы, в основе оно 17-го, а перестроено последний раз в 1809 году, когда золотые времена астраханских индийцев были давно поздали. Сохранилась ли та его часть, где была кумирня?

35.


К подворьям примыкает ещё один, куда менее известный памятник - Калмыцкая управа (1837) на углу Володарского (бывшей Индийской улицы) и Ленина. Это уже не торговое подворье, а обиталище царских чиновников:

36.


Помимо традиционных уездов, Астраханская губерния имела целых две национальных автономии, более всего похожих на советские автономные округа - Калмыцкую степь и Внутреннюю Киргизскую орду по разные стороны Волги. "Киргизы" - это в данном случае конечно казахи, и о нхи я расскажу в следующей части. Что же до калмыков, то про них будет несколько отдельных постов, поэтому здесь предельно кратко: часть ойратов, то есть западных монголов, они пришли на Волгу в начале 17 века, разбили ногайцев - последний осколок Золотой Орды, довольно быстро сдружились с русскими и зажили параллельно Джунгарскому ханству, созданному ойратами на исторической родине. Вопреки расхожему мнению, Калмыкия не была колонией Джунгарии - они жили своей жизнью, регулярно ходили друг к другу через степь, в том числе насовсем: там - князя обидят, и он со своим племенем уйдёт, тут - китайцы вторгаются... С Россией же калмыки почти два века сохраняли автономию, ханская ставка располагалась близ нынешнего Энгельса напротив Саратова. Наконец, после очередного династического конфликта в 1777 году хан Убаши ушёл в Джунгарию и увёл за собой 2/3 калмыцкого народа с волжского правобережья, после чего ханство упразднили, заменив Калмыцкой степью из 9 улусов, каждым из которых руководил тандем из князя (тайши) и русского чиновника. Городов и даже крупных сёл в Калмыцкой степи не было, поэтому её управа находилась прямо в губернском городе.

37.


За Волгой же, чуть выше города, находился Калмыцкий Базар - видимо, постоянно действующий стан из кибиток (юрт), куда калмыки пригоняли скот на продажу. Русские построили две калмыцкие школы - миссионерскую (1890) и народную (1906), но не знаю, сохранились ли они: в Приволжье (именно так называется Калмыцкий Базар ныне, с 1927 года он стал ПГТ Кануковск, а в 1943 вошёл в состав Астрахани) я доехать не успел. Был там и свой деревянный хурул - то есть буддийский храм, а в отрыве от Монголии и Тибета здесь сформировалась необычная архитектура под русским влиянием. "Часовня" на переднем плане, скажем - это ступа, или по-калмыцки - цаца:

37а.


Но главным на астраханском правобережье были казаки. Астраханское казачье войско было небольшим и не столь известным, как донское, терское или яицкое, но история его была весьма драматичной. Официально оно было учреждено в два этапа в 1737 (как казачья бригада) и 1750-м (как полноценное войско) годах, но фактически за плечами здешних казаков остался весь 17-й век, и первые сто лет после присоединения они составляли основу русского населения Астрахани. Как я понимаю, изначально тут несли службу донские казаки, а по окрестными плавнями орудовали казаки волгские - речные пираты, из которых вышел например Ермак, которому Строгановы "заказали" докучавших им сибирских татар. В итоге здесь сложилась какая-то совершенно особая, бунтарская общность, которой вскоре нашёлся и лидер - Стенька Разин: о двух его вхождениях в город я рассказывал в прошлой части. Казаки трижды - в 1606, 1670-72 и 1706-09 годах полностью уничтожали царских чиновников и создавали в Астрахани вольную республику, управлявшуюся Казачьим Кругом и выборными атаманами - что-то вроде днепровских "сечей". Но в конечном счёте запал прошёл, властям удалось приручить и их. Основной задачей астраханцев стала не охрана границ, а контроль за "домашними" кочевниками - калмыками, ногайцами и казахами Младшего жуза. Первым официальным центром войска был Казачий Бугор, с 1750 года - станица Казачебугорская на протоке Болда (северо-восточная окраина Астрахани), где до 1939 года стояла Донская церковь (в смысле Донской иконы Богоматери), в камне построенная в 1811-16 годах.

38а.


Однако "становым хребтом" Астраханского войска была цепочка станиц на правом берегу, в том числе основанная в 1719 году Городофорпостинская напротив Астрахани. Через реку хорошо видна Спасо-Преображенская Казачья церковь (1882-85), ставшая новым Войсковым собором, в честь чего в 1892 году станица была переименована в Атаманскую:

38.


Ныне здесь подворье Николо-Угрешского монастыря, но при этом Астраханское войско никогда не было исключительно православным - в нём служили также татары и ногайцы (калмыки же входили в Донское):

39.


Атаманская станица вошла в состав города в 1921-м, Казачебугорская - в 1934-м, но кое-что было и непосредственно в губернском центре. Скажем, рядом с губернаторском дворцом - резиденция наказного атамана (1885-87) и войсковое правление (1905-06), ныне частично занятые музеем боевой славы.

40.


А на улице Челабьяна недоходя Больших Исад - Казачий офицерский клуб (1906-08):

41.


продолжение следует....

ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
Обзор и оглавление.
Сарай-Бату и село Селитренное.
Астрахань.
Астраханский кремль.
Город Народов. Три двора, казаки и калмыки.
Город Народов. От немцев до дагестанцев.
Волга и её дары.
Советская улица.
Улочками старой Астрахани.
Вокруг центра по набережным.
Коса. Между кремлём и Волгой.
Махалля. Южные слободы.
Селение. Северные слободы.
Правобережье.
Калмыкия.
Ставрополь.
Кавказские Минеральные Воды.
Tags: "Тюркский след", Поволжье, дорожное, казаки, этнография
Subscribe
promo varandej сентябрь 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments