varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Астрахань. Часть 3: город народов (продолжение)



Продолжаю рассказ о народах, оставивших свой след в Астрахани. В прошлой части - об "инородцах трёх подворий" (армяне, персы, индийцы), казаках и калмыках. В этой - о татарах, бухарцах, ногайцах, казахах, немцах, итальянцах и кавказцах. А также - о некоторых утраченных памятниках архитектуры. Как и прошлый, этот пост дополняется моим давним (2009) рассказом о мусульманских слободах Махалля. Ну а на вводном кадре пример здешних парадоксов - русская женщина несёт вербы вдоль ограды костёла на улице, населённый в основном людьми с Кавказа.

Как ни крути, а астраханский народ №2 - это татары. Всё ж таки сам город они основали основали сам этот город где-то в 14 веке (хотя первоначально и на другом берегу) и сделали столицей небольшого ханства в 16-м. Астраханских татар одни выделяют в отдельный субэтнос, других вместе с казанскими называют "поволжскими" или "волго-уральскими". В 17-18 веках татар со второго места потеснили армяне, но и сто лет назад, и сейчас татарское меньшинство - самое крупное в Астрахани, 7-10% населения. У них было собственно торговое подворье напротив кремля (угол Чернышевского и Тредиаковского), сохранившийся его корпус (облик - 1879, в основе - 17 век) был известен как Тёмный ряд (уж не знаю, что на нём продавали):

2.


Татары всегда составляли основу астраханских мусульман - всего в городе было как минимум 8 мечетей (включая две показанные в прошлой части шиитские), из которых татарам принадлежало как минимум 4. Три старых мечети стоят за Варвациевым каналом примерно на линии Астраханского кремля. Старейшая в городе Белая мечеть (1810), построенная на месте деревянной предшественницы - впечатляющий синтез восточного зодчества с русским классицизмом:

3.


На другом конце слободы - Красная мечеть (1898). Вернее, изначально она называлась Вагап-мечетью, а изначальную "красную" я ещё покажу в конце поста - ныне она называется Кавказской. Также её называли Казанской, а как заметил в комментах q_tactics, купеческая община татар из Казани тут жила своей жизнью, практически не смешиваясь с коренными астраханцами - возможно, они и были основными прихожанами Вагап-мечети.  Абдул Вагапов (аль-Ваххаби) же - купец-фундатор, но почему её так не называют в наше время - думаю, догадаться нетрудно.

4.


А между двумя татарскими - бухарская Чёрная мечеть, вторая по счёту в городе (1816). Надо заметить, соседство "казанских" (то есть подчинённых духовному управлению в Уфе) и "бухарских" (то есть, управлявшихся духовенством Туркестана) мечетей для России вообще не редкость. Бухарские купцы торговали по всей стране, особенно прочные связи у них были, конечно, с татарами, то есть существование бухарского двора в Астрахани как раз не уникально. Ну а преемниками бухарцев можно считать узбеков и таджиков, ещё более не уникальных в современной России. Скорее, наоборот - в астраханском интернационале они откровенно теряются.

5.


Четвёртая мечеть в этом районе - Ногайская (1830), маленькая и деревянная, но с очень красивым убранством, сфотографировать которое, впрочем, в 2009-м я не решился под угрюмым взглядом смотрителя, так непохожим на радушие людей в татарских мечетях. Но в каком-то смысле она даже интереснее трёх других...

6.


Ногайский народ (104 тыс. человек) ныне невелик и незаметен, но слышал о них хотя бы из школьной программы, наверное, каждый. Собственно, всё пространства от Кубани до Эмбы - это историческая Ногайская степь, и ногайцы живут на всём этом огромном пространстве. Их ареал напоминает какой-нибудь полинезийский архипелаг - множество одиноких сёл и несколько районов (самый крупный - Ногайский в равнинной части Дагестана, где живёт 40% этого народа). Ногайский улус Золотой Орды располагался в нынешнем Буджаке (юго-запад Одесской области) и назван был в честь ордынского полководца Ногая, который его и завоевал. Ногайскую Орду же основало племя мангытов, выделившееся в 1440 году из умиравшей Золотой Орды, и почему они назвали себя "ногаями", учёные спорят по сей день. Их национальным героем и предком правящей династии был Едигей - темник (полководец), противник Тохтамыша, не хан, но фактический правитель Золотой Орды на рубеже 14-15 веков, с которым был связан последний подъём её мощи - Едигей осаждал (но так и не взял) Москву в 1410-м, а в 1399 разбил войск литовского князя Витовта. Окончательный закат Орды начался ещё при жизни Едигея, но среди мангытов память о нём была так крепка, что о нём сложили эпос "Эдиге".

7а.


В основном Ногайская Орда занимала правобережье Волги до самого Мангышлака, её столицей был Сарайчик на Яике, в 30км от нынешнего Атырау. После покорения Астрахани ногайцы приняли вассалитет от России, и орда раскололась на Большую и Малую - непожелавшие принять русского господства ушли в Причерноморье и стали союзниками Крымского ханства, перемешались с крымскими татарами и турками, после падения Крыма ушли в Османскую империю и там растворились. Большую Ногайскую Орду же уничтожили в 1634 году не русские, а калмыки, просто поселившиеся на её месте, но есть версия, что именно ногайские племена, попав под влиянием более сильных казахов, стали основной Младшего жуза, который действительно почти совпадает с Ногайской Ордой. В общем, по сути от ногайцев остались небольшие общины, кочевавшие между двумя их ордами, разделённые на небольшие субэтносы-племена из общетюркской системы (канглы, карагаши, юртовцы и др., в том числе едисаны - "возвращенцы" из Малых Ногаев на Волгу). Своё ногайское село есть и под Астраханью (Растопуловка), и под Минеральными Водами (Канглы).

7. из музея в Ставрополе.


Ногайцы оказали, судя по всему, влияние на донских и терских казаков - к ним возводят бешмет (этот казачий "кафтан"), башлык, барык (меховую шапку), плётки-нагайки - конечно, только по одной из версий, но в общем одежду же определяет климат, а казаки как раз на их месте и селились. Оседлых сёл и городов ногайцы в дорусское время не строили, а помимо большой разборной юрты "тирме" использовали ещё и неразборную юрту "отау" (видимо, ставя её на повозку). Как у казахов, их национальным музыкальным инструментом был кобыз (см. например здесь). Но эта мечеть - наверное, единственный собственно ногайский архитектурный памятник.

8.


Её ещё называют Зелёной мечетью, но исторически так называлась мечеть вытянутой вдоль Приволжского затона (то есть ещё южнее этих слобод) Царёвской слободы. Я на момент поездки ничего о ней не знал, и не знаю, сохранилось ли её старое здание. Какая-то мечеть по тому же адресу (угол нынешних Менжинского и Вологодской) правда есть, но старая или новодел - не знаю:

8а.


Впрочем, если принять гипотезу о ногайском происхождении Младшего жуза, то потомки ногайцев в Астрахани по сей день народ №3 - это казахи. В составе Астраханской губернии русские уезды тянулись вдоль поймы и дельты, в степях же было две "национальных автономии" типа советских АО - на правобережье Калмыцкая степь (см. прошлую часть), на левобережье - Внутренняя Киргизская орда с центром в селе Ханская Ставка (или Урда). Основную её часть занимали те самые Рын-пески, куда "татары" (то есть казахи) уволокли Очарованного странника. Её основал Букей - претендент на власть в подчинённом России Младшему жузе, он проиграл борьбу и пошёл на нестандартное решение - обратился к российским властям с просьбой предоставить ему место под собственное ханство! Власти сочли предложение взаимовыгодным, и в 1801 году в Рын-песках образовалась Букеевская орда, остававшаяся вассальным ханством аж до 1876 года, когда об автономии трёх жузов уже и речи не шло. В советское время Букей-орду выделили в отдельную губернию, а затем она вошла в Казахскую ССР. До Урды я так и не добирался - она стоит в глухой приграничной степи в 350 километрах от Уральска.

9. типичный казахский некрополь в Астраханской области.


Жили ли казахи в самой Астрахани и была ли у них мечеть - не знаю, но в области - жили вполне серьёзно. В селе Малый Арал (56% населения - ногайцы, 33% - татары, 11% - казахи) сохранились мавзолеи - каменный самого Букей-хана (1815) и деревянный (!) местного святого и целителя Сеид-баба (1812), рядом с которым, по легенде, хан завещал себя похоронить, чтоб его самого не забыли - это место считается ныне важнейшей ногайской святыней, но и казахами чтимо. Впрочем, главный центр казахской культуры в области - село Алтынжар, родина Курмангазы Сагырбаева, величайшего казахского музыканта 19 века. В Астрахани, в конце улицы Советской, между парком "Армения" и русским монастырём, глядя на кремлёвскую колокольню в перспективе, стоит памятник - наверное, единственный в своём роде конный памятник музыканту:

10.


А если бы советская власть догдалась отдать Астраханскую область Казахской ССР, стоял бы сейчас на главной площади... В нынешней Астраханщине казахи очень заметны - в городе их 5,5% населения, а в правобережной глубинке, такое ощущение, местами даже большинство. Здесь много и русских экс-казахстанцев, которые видимо просто привыкли к жизни в степном климате. Для казахов у астраханцев есть даже специфическое словечко "корсак" - и говорят, в соседних казахстанских областях за него и убить могут, а вот в Карагандинской области или Алма-Ате казахи этого слова не знают.
Но одна из самых известных особенностей Астрахани - казахами в ней являтся значительная часть милиции (хотя и не сказал бы, что подавляющее большинство). Особенно хорошо смотрятся ГАИшники, чья синяя форма отдалённо напоминает форму казахстанских копов.

11.


И наверное, у вас уже сложилось впечатление тотальной Азии? Азия, конечно, да не совсем... Вот перспектива Варвациева канала в сторону Больших Исад - без подписи легко подумать, что это Беларусь, Литва или хотя бы Правобероежная Украина:

12.


Среди мечетей и деревянных трущоб потрясающе смотрится Успенский костёл - старейший из построенных в России (более старые есть в ксенополисах типа Себежа, на упоминание которого непримернно прибегут возмущённые моей прошлогодней серией литовцы), лет на десять старше петербургского собрата. Астрахань была воротами на Средний Восток не только для России - европейские купцы тут известны с 1630-х годов, к которым и относится появление католического прихода. Ну а первой европейкой тут была, наверное, и вовсе полячка Марина Мнишек...

13.


Основную католическую общину в Астрахани 17-18 веков составляли итальянцы. Я не знаю, была ли тут связь, но как ни вспомнить генуэзские фактории в Золотой Орде (самые известыне из которых Судак, Феодосия и Белгород-Днестровский)! Генуэзская и венецианская гильдии были и в Сарае, в общем итальянским купцам Нижняя Волга была не чужда... В 1719 году с разрешения Петра I в Астрахани поселились капуцины - довольно редкий в бывшем СССР (то есть на востоке бывшей Речи Посполитой) монашеский орден, известный своей яркой внешностью и "шутовскими проповедями"-капуциниадами. По их инициативе костёл и был остроен в камне, но впрочем главный вклад в историю Астрахани внесли итальянские архитекторы Карл Депендри и Александр Дигби, авторы многих выдающих построек вроде губернаторского дома (который я показывал в прошлой части в грузинском контексте).

14.


Не отставали от итальянцев и немцы. Первыми были голштинцы - несмотря на выход к Северному морю, кто-то в Гольштейне догадался использовать для восточной торговли Волгу. Голштинцы договорились с царём Михаилом Фёдоровичем, построили в Нижнем Новгороде парусную галеру "Фредерик" (впервые в России!), спустились через Астрахань по Волге и бесславно потеряли корабль в каспийском шторме - лишившись всех мачт, выбросились на мель под Дербентом. Впрочем, думаю, масштабное проникновение немцев в Астрахань началось в конце 18 века, когда совсем рядом с подачи Екатерины II образовалось Немецкое Поволжье. На северной точке Астраханской губернии находилась знаменитая Сарепта (ныне в черте Волгограда) - самая хорошо сохранившаяся из немецких колоний. Славилась последняя не только горчицей к императорскому столу и тканью-сарпинкой, но и "сарептинскими пряниками", делавшимися из "арбузного мёда" нардека (на самом деле, конечно, это не мёд, а скорее сироп). В самой же Астрахани немецкий квартал вклинивался прямо в армянскую слободу за Варвациевым каналом:

15.


На переднем плане - армянский Петропавловский собор (1771), а за ними сложно не признать кирху (1888), типичную для зодчества русских немцев. Вот то же место теперь - армянский собор снесён до основания и заменён жилым домом, а кирха обрублена и переделана до неузнаваемости:

16.


Рядом очень красивые пасторские дома - каменный и деревянный. Последнему, видать, тоже недолго осталось:

17.


Жилая кирха:

18.


Улица Челюскинцев, где они стоят, даже на фоне прочих трущоб выделяется своей убогостью:

19.


А вот чем был расположенный по соседству (напротив армянского собора) мединститут - я не знаю, но внешне подозрительно похож на немецкие школы, коими так впечатлила меня в своё время бывшая Пруссия.

20.


В постсоветских медвузах учится, как известно, огромное количество студентов из Азии, Африки и Южной Америк, так что  в районе мединститута многонациональность подскакивает до особых высот:

21.


Что же до немцев, то самый известный их памятник в губернской Астрахани - даже не кирха, а кофейня Шарлау (1899-1901) на углу Кирова и Ленина. В своё время она шокировала полу-мусульманский город своими по одесским или галицким меркам очень сдержанными кариатидами, за которые по легенде даже пришлось оправдываться архитектору ("не виноватый я, это всё немец заставил!").

22.


Здесь я даже пообедал - кафетерий как кафетерий, без роскоши, хотя и под лепниной в "курящем" зале:

23.


Неподалёку, на улице Бабушкина, стоит синагога - маленькая и новодельная. Еврейская община тут, конечно, была, но на фоне всего остального совершенно незаметная. Зато с каким подтекстом, если вспомнить, что одним из предшественников Астрахани был Итиль - столица иудейской Хазарии.

24.


Как ни странно, не слишком заметны в Астрахани были и староверы. Однако, за ними - Покровская церковь (1845, главка и прошлая звонница - 1911) в Селении (то есть северных предместьях за Кутумом), ближайшаяя к вокзалу. А yapet в комментах пояснил с фотографией , что свой молельный дом был тут и у беспоповцев, во дворе за Кутумом напротив электростанции.

25.


А вот Вознесенский единоверческий храм (1895-99) до 1930 года стоял на Косе, ныне на его месте Октябрьская площадь, которую я показывал в посте про Астраханский кремль.

25а.


Апофеозом астраханской мозаики народов можно считать Безродную слободу, что расположена за Варвациевским каналом по соседству с татарской, в преддверии известного в городе Татар-базара. Здесь селились, как следует из названия, "люди без роду и племени" - в основном из числа беглых крепостных. Слободу, оформившуяся в 1744 году и к концу 18 века разросшуяся уже до нескольких сотен дворов, Варвациев канал отрезал от городских церквей (ближайшими храмами оказались 4 мечети из начала поста), и в 1819-26 годах в ней построили собственный храм Иоанна Златоуста с необычными скульптурами и рельефами на фасадах:

26.


27.


Внутри ещё и довольно необычное убранство, сфотографировать которое я забыл:

28.


Таким же образом Варвациев канал отрезал от остальных и кусок мусульманских слобод с рынком Большие Исады. Прямо в глубине этого рынка находится та самая "изначальная Красная", а ныне - Кавказская мечеть (1894-1904), вдобавок едва ли не самая крупная в городе:

29.


И едва ли не более заметное, чем татары и казахи астраханское меньшинство - это всякого рода выходцы с восточной половины Кавказа - чеченцы, дагестанцы, азербайджанцы... Астраханские рынки в этом смысле здорово напоминают московские лет 10-15 назад - но в Москве "засилие Кавказа" (речь про торговлю и гастрбайтеров) как-то незаметно уступило "засилию Средней Азии", а в Астрахани же и типажи, и акцент именно что кавказские. Вокруг Больших Исад по обе стороны Кутума сформировалась натурально Кавказская слобода с обилием уличной торговли:

30.


31.


32.


33.


По переписи-2002 кавказцы (включая армян) в Астрахани составляли около 5% населения, вплотную наступая на пятки казахам. По отдельности, правда, их было от 1,5 до 0,5%. Но думаю, их тут существенно больше - и 12 лет прошло с той поры, и перепись не учитывает временное и нелегальное население.

34.


35.


36.


37.


38.


А это и вовсе цыгане, причём вполне возможно не "наши", а среднеазиатские люли:

39.


И в общем, по статистике русских в Астрахани 77% (примерно как сто лет назад, но думаю, куда больше, чем в 18 веке), а "на глаз" - едва ли половина, статистику я проводил по салонам маршруток. Что не мешает Астрахани быть городом русским. Во-первых, потому что и все эти народы друг от друга отличаются порой посильнее, чем от нас, а во-вторых - всё равно именно Россией была создана неповторимая астраханская среда, способная органично встраивать в себя любые народы и при этом ни для кого не становиться чужой.

Напоследок - об утратах, коих в Астрахани на самом деле было немало. Первы из них нанёс белый мятеж в январе 1918 года - по сути последнее, четвёртое по счёту, восстание астраханских казаков - на этот раз против советской власти. На несколько дней власть в городе взял Военный Совет Астраханского казачьего войска, большевики же заперлись в кремле, и это был его последний бой. Но кремль выдержал натиск, а к началу февраля подошло красное подкрепление из уездов, разбившее казаков. В тех боях были разрушены окрестности кремля, в том числе два Русских Гостиных двора, стоявших у восточной (где колокольня) стены.

40.


Старый гостиный двор (1825, архитектор кстати тот самый Депендри) был более известен как Вечерний базар - на Татарском подворье (которое я показывал в начале поста) торговля велась лишь до обеда, а здесь - до ночи. При этом торговал тут в основном всякий мелкий люд, было даже выражение "ругаться, как на Вечернем базаре". По другую сторону Братского сада, где сейчас квартал конструктивистских домов, стоял более современный Новый Гостиный двор, видимо начала ХХ века, но точных дат постройки я так и не нашёл:

40а.


Немало потеряла Астрахань и церквей в 1930-е годы, когда-то слагавших красивый скайлайн над центром города. Обзор их есть на сайте епархии. Вот скажем Крестовоздвиженская (1734):

41а.


Входо-Иерусалимская (1700-03):

41б.


Рождества Богородицы (1707-22) с двумя круглыми звонницами:

41в.


Гостино-Никольская (1714, 1870-е):

41г.


Смоленская (1737) потрясающей "восточной" формы - так и подумаешь, что построена под влиянием индийских купцов. Калмыки же свои хурулы в камне строить начали позже, так что если тут влияние и есть - то обратное. Эта церковь была "ловецкой" - то есть по-нашему рыбацкой ("рыбаками" в Астрахани называли торговцев рыбой, настоящие ловцы же этого дела чурались).

41д.


Про Волгу и её дары - в следующей части.

ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
Обзор и оглавление.
Сарай-Бату и село Селитренное.
Астрахань.
Астраханский кремль.
Город Народов. Три двора, казаки и калмыки.
Город Народов. От немцев до дагестанцев.
Волга и её дары.
Дворы и трущобы.
Центр. Советская улица и Братский сад.
Центр. От Белого города до Больших Исад.
Вокруг центра по набережным.
Коса. Между кремлём и Волгой.
Махалля. Южные слободы.
Селение. Северные слободы.
Правобережье.
Калмыкия.
Ставрополь.
Кавказские Минеральные Воды.
Tags: "Немецкая мелодия", "Тюркский след", Поволжье, дорожное, староверы, татары, этнография
Subscribe
promo varandej november 29, 13:19 45
Buy for 500 tokens
Армения. Здесь мы провели 40 дней, и я прекрасно понимаю, почему Мандельштам назвал её "орущих камней государством"... Грузия, где мы были краешком и в основном отдыхали в Батуми. Действительно не в меру душевна... Турция, в этой своей части некогда бывшая Арменией, Грузией и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments