varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Астрахань. Часть 8: Коса



Кварталы, отделяющие Астраханский кремль от Волги, легко принять за районы показанного в прошлой части Белого города (что я в 2009-м и сделал), но на самом деле различий между ними больше, чем с иными слободами. Этот район возник в 19 веке, причём возник в прямом смысле - видимо, из-за изменившей речное течение постройки Варвациева канала Волга намыла у городского "фасада" косу шириной где-то полкилометра. Представьте себе такой подарок застройщикам - пустая земля сама приросла в самом центре города! В общем, в конце 19 века тут начал складываться, как бы сказали сейчас, элитный жилой комплекс "Коса". На вводном кадре - её главная Никольская улица от старого берега до нынешнего.

На спутниковой карте очень хорошо виден старый берег - Адмиралтейская улица (в советское время - Желябова), проходящая под кремлёвской стеной, но куда более длинная - более половины её за Кутумом. Тем не менее, застройка её с "внешней" стороны прекрасно сохранилась:

2.


Да и с внутренней (слева) местами неплохо:

3.


Внушительная сталинка, скорее всего на месте какой-нибудь церкви - со стороны Белого города:

4.


Мрачное деревянное здание на Косе здоров напоминает какой-нибудь промарх - астраханские "клетчатые" мансарды для него идеально подходят:

5.


Под кремлём, на месте старой Никольской пристани - Октябрьская площадь. В конце 19 века на её месте построили Вознесенский единовечерский храм, снесённый при Советах, и ныне преемственность сохранена - вместо пристани на площади автостанция, главный узел маршруток в дальние городские районы и к некоторым городам и сёлам (например, в Камызяк). Отсюда легче всего уехать и в южную часть правобережья.

6.


За кремлём Адмиралтейская проходит мимо волжской старицы Лебединого пруда - этот район я уже показывал в посте о Волге и её "дарах", и на месте сталинок "Волгатанкера" раньше стояло здание Адмиралтейства, действовавшего в 1722-1867 годах, а затем переведённого в Баку. Красное здание за прудом же - ни что иное, как консульство Ирана, существующее в Астрахани очень давно (Старое Персидское консульство я показывал здесь). Южнее пруда - пешеходный проспект (фактически бульвар) губернатора Гужвина, а за ним старая слободка Эллинг, где жили рабочие пристаней и верфей.

7.


За Варвациевым каналом Адмиралтейскую продолжает Приволжский затон, который Коса отгородила от оснвоного русла:

8.


За затоном один из главных городских рынков Татар-Базар и роскошный Владимирский собор (1895-1902) авторства Василия Косякова, архитектора Морского собора в Кронштадте. В советское время храм дважды пытались снести, но оба раза его отстоял народ, в том числе татары (для обращения которых в православие он, кстати говоря, и строился). В итоге в нём устроили автовокзал, коим храм и оставался до 1999 года. Ближе я его показывал в посте о южных слободах.

9.


Дальше вдоль затона тянутся многоэтажки, и я даже не знал, что на той стороне есть ещё одна историческая Царёвская слобода (по ближайшей протоки Царёв ерик) со своей Зелёной мечетью. Остаётся на следующий раз, как и Эллинг на Косе...

10.


Так что пока погуляем по части Косы, прилегающей к Белому городу. Планировка Косы совершенно совершенно другая: узкие прямоугольные кварталы, дворики, похожие на переулки, длинные параллельные берегу и короткие перпендикулярные улицы - по всему видно, что мы на узкой полосе земли. Надо заметить, от былой элитности сейчас не осталось и следа - большая часть Косы запущена, как предместья.

11.


Коса изогнута и достаточно узка, поэтому неотъемлемая часть её пейзажа - кремлёвские башни:

12.


Контрасты Косы:

13.


Чуть недоходя Кутума одно из самых запоминающихся зданий - гостиница "Астраханская" (1890), изначально так и вовсе "Европейская" (то есть не караван-сарай вам какой-нибудь!).

14.


Один из кованных балконов - как уже говорилось, для Астрахани штука крайне характерная:

15.


Очень красивый дом в стиле модерн напротив:

16.


Столь же красивый особнячок в свосем другой части Косы, ближе к Лебединому пруду:

17.


18.


Много на Косе и таких вот усадеб, напоминающих старое доброе Замоскворечье:

19.


В том числе музей истории города в бывшем доме Ульяновых, где родился в 1831-м и провёл детство (до отъезда в Казанский университет) Илья Ульянов, чей сын совершил один из самых крутых поворотов в истории человечества. Ильич, к счастью для астраханских древностей, родился в Симбирске (Ульяновске). В музей я так и не зашёл, ибо гулял тут в понедельник, но именно в его дворе лежит та ордынская стела из поста про Астраханский кремль. И как я понимаю, Коса застраивалась постепенно по мере намыва, и первоначально особнячёк глядел на Волгу:

20.


Но больше всего на Косе впечатляет Никольская улица, преемница встречавшей Петра I Никольской пристани, более всего похожая на московскую Ильинку.

21.


Первое моё впечатление от астраханского центра в 2009-м - примерно здесь я слез с маршрутки от вокзала:

22.


Вид назад, на Пыточную башню - Никольская как бы продолжает улицу Тредиаковского, проходящую у кремлёвских ворот:

23.


24.


В прилегающей к Волге её части - элитные доходники и особняки богатейших купцов, построенные в основном около 1910 года. Например, дом (дворец!) Григорьева, с 1991 года - кукольный театр, основанный 5 годами ранее прямо в кремле, в старом здании гауптвахты.

25.


Или доходник Тавризова с кованными балконами - ныне Волжская академия водного транспорта, вернее её астраханский филиал:

26.


Самый роскошный на Косе, если не во всём городе, доходный дом Сергеевой:

27.


За которым - Азово-Донской банк (1909-10), ныне астраханское отделение Центрального банка РФ:

28.


Напоминает творения Шехтеля, но автором был другой законодатель российского модерна - Лидваль, создавший лицо Петроградской стороны (кстати, есть у последней что-то неуловимо общее с Косой!).

29.


Ну а вот и обратный вид с набережной, длина Никольской улицы всего 350 метров:

30.


Набережная в Астрахани никак не ассоциируется с песчаной косой - гранитная и идеально чистая. Часть её колорита я уже показывал в том же посте о Волге и её дарах - рыбаки, места старых перевозов и многое другое. На месте этих дебаркадеров когда-то был прибрежный рынок Малые Исады, а на пустыре где-то за ними речной вокзал, снесённый для реконструкции в 1980-е да так и похеренный с упадком волжского судоходства.

31.


На набережной много малых форм, кафешек (наиболее популярна "пиратская" тема - мы всё-таки в одном из центров Волжской вольницы!), не работавших ещё в середине апреля фонтанов...

32.


Самый крупный как раз был в процессе реконструкции. Тут опять же хорошо видно, что у Астрахани есть старый губернский волжский фасад:

33.


Но самое запоминающееся здание на набережной - спасательная станция в редком стиле "советского модерна" (1938). Как следует из мемориальной доски, на ней успел поработать Степан Здоровцев - военный лётчик, 28 июня 1941 года впервые сбивший немецкий самолёт таранным ударом, при этом не повредив свою машину. 8 июля он был награждён Героем Советского Союза, 9 июля отметил это с однополчанами и в тот же вечер погиб в воздушном бою.

34.


Ещё вид набережной... эх, погода подвела, кадры мрачные получились:

35.


На северной оконечности Косы, у Кутума - Стрелка, которую отмечает, пожалуй, самое красивое здание Астрахани - Биржевое ведомство (1906-07):

36.


36а.


Особенно с фасада, выходящего на Кутум. Явные элементы зарождающегося конструктивизма - для своих лет сверхпрогрессивно:

37.


Предыдущее здание (1871) было скромнее, но тоже весьма интересным:

37а.


Вот только надо ж было на самое красовое место пару многоэтажек воткнуть! Неплохо, впрочем, биржу оттеняющих... Интересно, зачем ей такая башня?

38.


Устье Кутума - он отделяется от крупной протоки Болда (чей выход из Волги в принципе едва-едва виден за Новым мостом) километрах в 20 от города и возвращается в основное русло Волги. Или наоборот - догоняет отсюда Болду? Я так и не разобрался, в какую сторону течёт его вода...

39.


На той стороне, у начала портовой промзоны - октрытый бассейн "Спартак" Каспийской флотилии. Говорят, открыт и зимой, подогревается. Нерусские ребята внизу же снарядили лодку с Андреевским флагом, взяли вёсла и пошли куда-то в открытую Волгу:

40.


Адмиралтейская улица пересекает Кутум по Коммерческому мосту, который служит также плотиной-вододелителем.

41.


Существовал тут с незапамятных времён, но нынешний построен в советское время. Никольская рыбацкая часовня также не сохранилась:

41а.


А за мостом был рыбный рынок... жаль, времена, когда лодки в дельте Волги вязли в рыбных косяках, давно ушли.

42.


Хотя рыбаков и по сей день хватает:

43.


В следующей части - кульминация рассказа про Астрахань: обойдём центр по набережным Кутума и Варвациева канала.
О Косе же есть подробный рассказ yapet в 4 частях: От Владимирского собора до проспекта губернатора Гужвина. - От проспекта губернатора Гужвина до Никольской улицы. - Никольская улица. - От Никольской улицы до Кутума.

ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
Обзор и оглавление.
Сарай-Бату и село Селитренное.
Астрахань.
Астраханский кремль.
Город Народов. Три двора, казаки и калмыки.
Город Народов. От немцев до дагестанцев.
Волга и её дары.
Дворы и трущобы.
Центр. Советская улица и Братский сад.
Центр. От Белого города до Больших Исад.
Коса. Между кремлём и Волгой.
Вокруг центра по набережным.
Махалля. Южные слободы.
Селение. Северные слободы.
Правобережье.
Калмыкия.
Ставрополь.
Кавказские Минеральные Воды.
Tags: "Тюркский след", Поволжье, дорожное, рыбацкое
Subscribe
promo varandej september 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments