varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Астрахань. Часть 11: Селение (северные слободы)



За показанными в прошлой части Варвациевским каналом и Кутумом расположены старые слободы - соответственно, Махалля и Селение, сами названия которых намекают, что в первой селились инородцы (в основном мусульмане, но также армяне и европейцы), а во втором - русские. О Махалле у меня довольно удачный пост с прошлого приезда - "пропущенная" в очередности 10-я часть. Теперь же расскажу о Селении.

Астрахань была, кажется, последним "стотысячником" Российской империи, который услышал паровозный гудок - железную дорогу сюда протянули лишь в 1909 году, когда поезда исправно ходили уже и в Ташкент, и во Владивосток. Но ни один крупный город в Российской империи не обходился без железной дороги так легко: Астрахань сформировала Волга, а вернее встреча последней с Каспием, и в общем переваливать грузы с морских судов на баржи или вагоны - разница была не так уж велика. Правда, Астрахань тогда жила от сезона к сезону: летом - кипучий портовый город, зимой - сонное захолустье, и железная дорога могла вдохунть сюда круглогодичную торговую жизнь. Но купечество было несовместимо с плановой экономикой, поэтому в СССР Астрахань довольно быстро превратилась в заурядный областной центр.
Как вы уже догадались, рассказ о Селении (всё кажется, что это не банальное селение, а сказочная страна Селения) я начну у вокзала:

2.


Основное здание - необычайно длинное (140м), с изогнутым фасадом и в общем для своего времени весьма живописное, построено в 1969-71 годах. В этот приезд (в отличие от 2009-го, когда прибывал в Астрахань поездом) внутрь я не заходил, но двухъярусным главным залом с зимним садом и зооуголком (!) можно полюбоваться у yapet. И в общем, выйдя с вокзала и направившись смотреть город, очень легко не заметить старого вокзальчика, примыкающего к новому с торца:

3.


Построенный в столь уместном здесь бухарском стиле, ныне он служит конторой станции. Хорошо видно, что изначально здесь был Т-образный тупик (ну, это как на большинстве московских и питерских вокзалов), а транзитным городом Астрахань стала, неожиданно, в 1942 году, когда была экстренно построена рокадная дорога на Кизляр.

4.


Вид с обратной стороны, где сейчас стоит новый вокзал:

4а.


Интересно, что поезда всё ещё останавливаются у незримой черты, проходящей через фасад старого вокзала - если у этой платформы видны вагоны, то только в движении. Для чего так - не знаю. Но в общем, трафик в Астрахани довольно вялый, основные станции назначения - Москва, Махачкала и Баку. Живо и несколько пригородных.

5.


Перед вокзалом - чрезвычайно оживлённая площадь, на другой стороне упирающаяся в огромный ТЦ "Ярмарка". На площади - пригородная автостанция (очень запомнился список маршрутов на одном из стендов - "Володарский Вишнёвый Досанг", звучит как какое-то забористое блюдо от местных купцов!), с которой в 2009-м я ездил в дельту Волги. У подножья многоэтажной гостиницы "Парк Инн Рэдиссон" (которую в 2009-м я застал в виде недостроенного из-за мирового кризиса скелета) - центральный автовокзал, откуда я уезжал в Элисту. Вплотную к ним подходит забор некоей "Астраханской зоны отчуждения" - за ним обычные пустыри, никакой конкретики о происхождении зловещего топонима я не нашёл. От вокзала к Волге же уходит одна из самых оживлённых в городе улица Анри Барбюсса (любили в Астрахани увековечивать французов!), на перспективе которой легко оценить всё убожество здешнего общественного транспорта:

6.


В принципе это уже советские районы. От вокзала до моста выделяется разве что крупнейшая в области Александро-Мариинская больница, основаная в 1882 году объединением более старых Александровской и Мариинской, располагавшихся тогда в Белом городе - видимо, с тех пор остался кирпичный домик. Реновированный облик корпусов весьма контрастирует с трущобами и грязью улиц. Надо сказать, медицинская история Астрахани - тема отдельная: специфический климат и обилие инородцев (не в смысле, что они грязные, а в смысле - с чужих краёв, где скрываются чужие инфекции) не раз оборачивалось эпидемиями чумы, в особенности в 1655-56 и 1690-92 годах.

7.


А где-то в километре от вокзала пятиэтажки вдруг расступаются, открывая натуральный дворец:

8.


Это Астраханский оперный театр (2006-11), оформившийся к 1995 году в другом здании. В принципе, театры-новостройки в России не такая уж редкость (навскидку вспоминаются Уфа, Саранск и точно что-то ещё), но здесь соорудили нечто реально грандиозное - не удивлюсь, если знаменитый Новосибирский оперный театр уже не самый крупный в России.

9.


И в общем смотрится впечатляюще. Материться у нас теперь нельзя, поэтому процитирую нетрезвого соседа по купе, ехавшего в Астраханской области на рыбалку, с купюрами: "Ну вот смотри, есть там в Астрахани такой дом! Вообще обалденный! То есть там вокруг вообще нифига нет, а этот дом такой стоит, реально в натуре обалденный! Среди нифига!". И что бы ни говорили ценители прекрасного и краеведы, я считаю - архитектура весьма достойная, такая вариация на тему Успенского собора и его колокольни.

9а.


Театр образует и границу между привокзальными пятиэтажками и старым ветхим Селением - в принципе те же деревянные трущобы, что в бывшей Махалле, только господствуют над ними не минареты, а колокольни, да длинные прямые улицы волжскому берегу не перпендикулярны, а параллельны. Здесь же, прямо у театра, набирает высоту Новый мост - едва ли не лучшая в городе общедоступная смотровая площадка.

10.


В видах на юг две доминанты - Казанская церковь (1901-03) да Успенский собор (1688-1710) с колокольней начала ХХ века:

11.


Крыши деревянных домов по всей Астраханской области отличает необычный жёлтый цвет, причём судя по неровности - приобретённый: то ли въевшаяся пыль, то ли какой-то лишайник. Но ломанные линии жёлтых крыш и тёмные дощатые стены смотрятся потрясающе, вполне достойно черепичных панорам европейских городов... кабы не азиатская современность:

12.


Поражает и то, как Успенский собор довлеет практически над всей Астраханью, по крайней мере над всей её исторической частью, белый и величественный над тёмным деревом и красным кирпичом. Подобное, даже в большем масштабе, я припоминаю разве что в Смоленске, но тот стоит на крутом холме, Астрахань же почти плоская - то есть, она сохранила дореволюционную панораму:

13.


Дворец над трущобами. Обратите внимание на болотце в одном из дворов:

14.


Прямые улицы, кривые стены, жёлтые крыши, покосившиеся дымоходы... увы, так и не понял, что там за дворец:

15.


Адмиралтейская улица (её половина за Кутумом) с перспективой на собор - скорее всего, часть старой дороги:

16.


И наконец - одна из многих в городе грузовая пристань. Со стороны Волги панорама не столь хороша - видно, что деревянная застройка Селения просто вклинивается между портом и многоэтажками.

17.


Виды с моста на Волгу и центр города я показывал в соответствующем посте, пока же оглянемся на театр и порт с Городского острова - как днепровские острова в Киеве, это по сути дела лесопарк с плавнями да болотами и несколькими пляжами по краям.

18.


Обратно шёл по другой стороне моста - можно перейти в самом начале острова по лестницам, а можно - у светофора в середине острова, где есть даже автобусная остановка. Опять же минуем виды на Волгу, да и собственно на север панорама гораздо скучнее - у берега тривиальный сам по себе, но очень неплохо организовавший волжские виды из центра "Гранд-Отель", а дальше частный сектор и многоэтажки:

19.


Селение сужается клином из пары улиц. Обратите внимание на брэндмауэр крайнего дома с изображением Успенского собора и надписью "Астрахань":

20.


Внизу рыбак садится в машину - шёл чуть впереди меня от самого острова:

20а.


Деревяшки и панельки - какой постсоветский вид! Панельки в Астрахани, кстати, весьма симпатично оформлены, как и в соседнем Казахстане - но другими орнаментами.

21.


Впереди Покровский собор (1885) у бывшего рынка Селенские Исады (см. опять же пост про Волгу и её дары), построенный в те годы практически за городом:

22.


Тем не менее, собор окружает каменный "остров"-квартал среди окрестных деревяшек:

23.


Другие улицы Селения, где-то в окрестностях Кировского рынка - крупнейшего в городе по площади, но не столь известного, как Большие Исады.

24.


Я так и не дошёл до самых красивых "деревяшек" Селения, да и всей Астрахани - редкого здесь срубного дома Тетюшинова (1872) и особнячка на Мельникова, 6 из фильма "Не может быть!" (киномаршруты по Астрахани - тема отдельная, но не моя).

25.


Колокольня Благовещенского монастыря - уже за Кутумом. Всё-таки хорошая доминанта, даром что воссоздана между двумя моими приездами. Воссоздать бы теперь другие церкви в Белом городе...

26.


А трущобы в Селении местами не лучше, чем в Махалле:

27.


Жизнь селенцев:

28.


В отличие от Белого города, Селение сохранило едва ли не все свои храмы - но в отличие от Белого города тут не было барочных церквей 18 века, всё довольно тривиальная эклектика. Господствует в панораме всё та же Казанская церковь над Кировским рынком - основана она была в 1614 году в честь окончания Смутного времени, на этом месте стоит с 1759 года, ну а в нынешнем виде, как уже говорилось, построена в начале ХХ века. За Кутумом видны белый конус Спасо-Преображенской башни (1697), тонкая труба Городской электростанции (1916) , а вдалеке видны сталинка-с-башней 1950-х годов и характерная крыша Городских учреждений (ныне областной администрации) на Советской улице:

29.


К Казанской церкви я так и не подошёл. А вот хорошо заметный от вокзала Покровский собор я с ней поначалу даже путал - похожи внешне, почти ровесники, оба у рынков. Его построил Иван Губин (дом которого на Кутуме я показывал в прошлой части), и ныне именно этот собор - кафедральный:

30.


Третий большой краснокирпичный храм в Селении и по-моему самый красивый - собор Иоанна Предтечи (1899-1906) одноимённого монастыря, основанного в 1688 году за Кутумом. Однако монастырь учредил исад (торговую пристань), из которой выросли Большие Исады - собственно, они через мост от этой площади с автостанцией. К монастырю я в оба приезда подходил близко, но так и не зашёл на территорию.

31.


Ещё в Селении есть две маленькие белые церкви, основанные существенно раньше. Покровская церковь (1845) со строящейся колоколенкой видна с привокзальной площади, и когда-то была храмом Рождества Богородицы, а под нынешним посвящением с постсоветских времён принадлежит староверам:

32.


И самая дальняя Введенская церковь (1818) в бывшей Солдатской слободе, где впрочем ещё до солдат жили корабелы и лодейщики - также недалеко от Больших Исад. Ещё дальше, на Кутуме за железной дорогой, есть Старое кладбище с деревянной церковью Иоанна Предтечи (1907), но туда я уже не доходил.

33.


А "дворец в трущобах" - не единственный театр Селения. Опять же между вокзалом и Кировским рынком есть небольшой парк "Аркадия", разбитый в 1899 году купцом Александром Поляковичем и ставший в губернской Астрахани любимым местом отдыха русской публики:

34.


Центром его был Летний театр (в противовес Зимнему на Советской улице) - безусловно, шедевр деревянного зодчества и Астрахани, и своей эпохи, издалека напоминающий какие-нибудь храмы в Индокитае... Вообще, деревянные театры - штука редкая, я припоминаю ещё только в Тобольске, но ни тот, ни другой до наших дней не уцелели - астраханский сгорел в 1976 году, и я бы сказал, это самая серьёзная утрата ХХ века среди местной архитектуры:

35.


Новый Летний театр построили из бетона, но явно с отсылкой к предшественнику, правда уже не с открытыми на улицу трибунами, а с обычными лоджиями. К 1990-м, как уже говорилось, тут созрел свой коллектив, которого хватило аж на два театра - Оперный у моста и Музыкальный здесь:

36.


"Аркадия" же ныне совсем маленькая и в общем не впечатляет. Вот только калмыцкое граффити на стене:

37.


Напоследок сходим за вокзал, потому что в оба приезда там была моя гостиница - непрестижный и потому дешёвый район, однако недалеко от центра. В 2009-м мы с periskop.su останавливались в гестхаусе "Орион", адрес которого я не помню - но за 2000 у нас был огромный двухместный номер с очень приятным дизайном. Вообще, тогда Астрахань мне запомнилась крайним дефицитом дешёвых одноместных номеров, но при этом огромным предложением двух- и более -местных на любой вкус. В 2014-м я ночевал в безымянной гостинице, найденной тем не менее через букинг. Путь к ней от центра, как зарисовку советской Астрахани, и покажу - вот от привокзального автодорожного виадука уходит к Болде улица Яблочкова, которую замыкает труба городской ТЭЦ. Вернее, местные знают то место как Мясокомбинат - они расположены рядом. Интересно, почему труба явно повышенной устойчивости? Разве тут бывают землетрясения?

38.


Первую пару километров сплошные хрущобы и грязные дворы, а дальше начинается как будто бы жилгородок - только не знаю, какого предприятия. Но всё на месте - ДК:

39.


Дома в стиле сталинского ампира:

40.


Какой-то местный колорит, в котором Астрахань непохожа ни на Казахстан, ни на остальную Россию:

41.


На очередном перекрёстке самый большой и увенчанный башенкой дом:

42.


Здесь и свернём на улицу Маркина. Вдоль фасада - типично астраханский базарчик с рыбой, брынзой, овощами и тортиками, а также некоторым количеством промтоваров... вот только в гостиницу я оба раза приходил уже вечером, когда торговля прекращалась.

43.


Пройдя базар я оказывался в деревянных квараталах, кажется, 1920-х годов:

44.


Но даже советские дома тут не срубные, а каркасные:

45.


Гостиница располагалась на Водопроводной улице за засохшим и замусоренным сквером (зрелище столь жалкое, что я просто не смог сфотографировать), в обычном с виду коттедже без вывески. Внутри оказалось дёшево и сердито - но жить вполне можно, тем более на первом этаже есть общая кухня и холодильник. Соседи постоянно жарили офигенно вкусно пахнущую рыбу...
А вот какой-то склад у того же базарчика:

46.


И дымящий прямо на земле самовар, хозяин которого прохаживался рядом, не по-русски разговаривая по мобильнику:

47.


Ну а после предместий за Варвациевым каналом и Кутумом отправимся в третьи, самые дальние предместья - за Волгой. На калмыцком её берегу...

ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
Обзор и оглавление.
Сарай-Бату и село Селитренное.
Астрахань.
Астраханский кремль.
Город Народов. Три двора, казаки и калмыки.
Город Народов. От немцев до дагестанцев.
Волга и её дары.
Дворы и трущобы.
Центр. Советская улица и Братский сад.
Центр. От Белого города до Больших Исад.
Коса. Между кремлём и Волгой.
Вокруг центра по набережным.
Махалля. Южные слободы.
Селение. Северные слободы.
Правобережье.
Калмыкия.
Ставрополь.
Кавказские Минеральные Воды.

P.S.
Страшно тяжело писать посты или статьи по работе, каждые 10-15 минут заглядывая в новости. Но я буду продолжать эту серию, чтоб кто-то мог отвлечься от страшных вестей.
Tags: "Тюркский след", Поволжье, деревянное, дорожное, транспорт
Subscribe
promo varandej september 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments