Во второй части рассказа о калмыцкой столице погуляем по центру вдоль улицы Ленина и парка "Дружба" - национальный колорит, чуток конструктивизма, ещё меньше дореволюционки, да православный собор, дополняющий показанные в прошлой части буддийские хурулы.
Небольшая Элиста устроена предельно просто: на востоке - горка и микрорайоны, на западе - низина и частный сектор, и без преувеличения через весь город на 7,5 километров тянется улица Ленина. Центр - её небольшой участок вдоль парка "Дружба", с другой стороны которого проходит улица Сусеева. В двух кварталах западнее Главного хурула к парку примыкает площадь Ленина, на которой - три вехи элистинской истории.
2.
С восточной стороны - старый Дом Советов (1932), а ныне главный корпус Калмыцкого университета (образован в 1970-м из пединститута), единственный в городе памятник архитектуры федерального значения. В войну, скорее всего, здесь успели посидеть белокалмыки, а в годы депортации - районная администрация. Когда сюда въехали студенты - не знаю, а основной (и более молодой) кампус стоит выше по склону не доезжая вокзала, и выглядит также весьма интересно, но я его видел лишь из окна маршрутки. Интересно, что за символ на стене?
2а.
Дохрущёвских зданий в Элисте в пределах десятка - мне известны два дореволюционных и пяток довоенных, причём лицо здешней старины определяет именно конструктивизм: городом Элиста стала в 1930-м году, сталинский стиль в эту глухомань только начинал просачиваться, а в эпоху "высокого сталианса" Калмыкию и вовсе отменили, а Элисту превратили в райцентр Степной. Донельзя унылый Белый дом на противоположной стороне площади - наглядное свидетельство того, что республика возродилась при Хрущёве:
3.
Но Элиста не была бы Элистой, если бы в центре площади не стояло что-нибудь буддийское, и за третью - Илюмжиновскую - веху её истории тут отвечает Пагода Семи Дней с большим кюрдэ под навесом. Местным она, впрочем, служит беседкой, а между лавочек правее ещё и шахматная доска без фигур - напоминание о затеях бывшего президента.
4.
Ещё на площади есть Государственный архив (белое кубическое здание правее пагоды на кадре выше), впечатляющий своим минимализмом на уровне довоенной Финляндии, и конечно же Ленин на типовом постаменте, здесь весьма уместный - как известно, у Ильича были калмыцкие корни:
5.
Севернее площади, за улицей Ленина - мэрия (на кадре выше за пагодой) и "небоскрёб" торгового центра. Южнее, на перпендикулярной улице Пушкина - местная Триумфальная арка в неизменном буддийском стиле.
6.
И в общем, так как центр Элисты довольно компактен - по сути те же улицы Ленина и Сусеева, о нём проще рассказывать "по аспектам", чем в режиме прогулки. Тем более в основном элистинский пейзаж предельно уныл, и всё интересное разбросано в нём вне прямой видимости друг от друга:
7.
Первое, или вернее второе после буддийских дел, что отмечает в Элисте каждый путешественник - необычайное обилие уличной скульптуры и прочих "малых форм" национальной тематики. 9/10 из них появились в 1997-99 годах, когда в Элисте прошли целых 4 скульптурных биеннале (подозреваю, учреждённых специально для этого и больше ни разу не проводившихся - поправьте, если ошибаюсь), у всех есть какие-то названия, и все вписаны в улицы среди прохожих - духи и божки как бы живут среди людей:
8.
Сюжеты порой весьма странные: слева смахивает на Похищение Европы (на самом деле "Рождение в год быка", подарок из Грузии), справа... надо было догадаться скрестить "каменную бабу" с палеолитической венерой! Да ещё и назвать "Степная Ника".
9.
Явно советский герой - но с табличкой на старокалмыцком (это который джунгары на курултае 1640 года приняли) без какого-либо дубляжа:
9а.
Есть в Элисте, на больших перекрёстках выше улицы Ленина, и несколько конных памятников - хоть Джангару, герою одноимённого эпоса, хоть Оке Городовикову (1976), герою Гражданской войны, но я их видел лишь мельком из окна маршрутки. А несколько скульптур стоят во дворе коттеджа в конце улицы Сусеева - здесь провёл последние годы (до 2006-го) калмыцкий поэт Давид Кугультинов, скульптурным иллюстрациям к стихам которого и было посвящёно одно из здешних биеннале.
10.
Музыкант с прорезью-домброй - довольно впечатляющий образ, под который так и просятся заунывные звуки кобыза.
11.
По соседству то ли переносная часовня (столь уместная в кочевничьем краю!), то ли просто церковная лавка:
12.
Это всё на улице Ленина - её тротуар напротив парка Дружбы представляет собой аллею. Вот ещё какой-то странный "зонтик" и надпись старокалмыцким письмом на издательском доме "Известия Калмыкии":
13.
Что же до интересной архитектуры, то Элиста ей крайне бедна, и как уже говорилось - наиболее примечателен здесь конструктивизм конца 1930-х годов, который сразу заставил меня вспомнить Алма-Ату - такой же необычный, доморощенный и пересчитываемый по пальцам. Правда, если в Алма-Ате конструктивистские здания разбросаны среди весьма достойной архитектуры других эпох, то в Элисте - среди хрущоб и частного сектора. Самый интересный, после университета, образец - кинотеатр "Родина" на углу Пушкина и Сусеева, то есть чуть левее главной площади. :
14.
Паровозик - мимо проезжал, только странно, почему без пассажиров. Сзади кинотеатр тоже смотрится неплохо, а напротив виден городской ДК 1960-х годов, отдельный кадр с которым у меня не получился.
15.
На той же улице Сусеева - несколько малоэтажек, вполне возможно построенных после войны и отвечающих за архитектуру райцентра Степного:
16.
И до неузнаваемости перестроенный Калмыцкий драмтеатр имени Басангова, зародившийся ещё в 1927 году в Астрахани (где тогда размещалась администрация Калмыкии) как первая в истории калмыцкого народа театральная студия. Вроде бы здание в основе 1936 года, но по деталям частью 1960-х, частью 1990-х об этом ни за что не догадаться.
17.
Басангов - одна из самых распространённых калмыцких фамилий, и театр мог быть посвящён как Мукебюну Басангову (сказитель-джангарчи), так и Баатру Басангову - советскому поэту. Как оказалось, всё-таки второму.
Напротив театра - самая европейская из виденных мной скульптур Элисты:
17а.
А в квартале западнее театра улица Сусеева упирается в склон - вот так выглядит большая часть Элисты:
18.
Ещё пара зданий на улице Ленина - поликлиника:
19.
И старый корпус гостиницы "Элиста" (новый - на заднем плане):
20.
А между улиц Сусеева и Ленина, как уже говорилось - парк "Дружба", который в общем и является настоящим центром Элисты. Он создан в 1937-40 годах, к 500-летию эпоса "Джангар" (!), невелик (скорее это сквер или бульвар), весьма ухожен, начинается прямо от площади Ленина, и в его зелени концентрация национальных образов достигает апогея. Вот практически за Белым домом с 1995 года медитирует Будда, поставленный к 60-летию Далай-ламы, о чём извещает камень перед беседкой:
21.
На главной аллее - Золотые Ворота (1998) с 28 картинами калмыцкой истории, вид назад на пагоду Семи Дней:
22.
Кстати, поперёк эти ворота смотрятся тоже впечатляюще:
23.
Белый Старец на фоне того самого дома с надписью на старокалмыцком. Кусты рядом повязаны ленточками, почему-то не попавшими в кадр - то есть Старец не просто скульптура, а место народного поклонения.
24.
Аллея Героев двух войн (1965) - ряд лиц на "крыльях" монумента впечатляет!
25.
Одна из самых красивых "малых форм" в Элисте - беседка "Лунный календарь":
26.
27.
А памятник джангарчи Ээлян Овла, в исполнении которого в 1908 году был впервые записан "Джангар", появился ещё в 1990 году, предвосхитив илюмжиновский бум уличной скульптуры:
28.
Дальше аллея резко уходит вниз, к целому комплексу памятников людям с оружием. Слева - "Воинам правопорядка", справа - бойцам войн ХХ века:
29.
Вечный огонь (1965) с очень красивой скульптурной группой:
30.
А над могилами - не что-нибудь, а цитата из "Джангара":
Жизни свои острию копия предадим,
Страсти свои державе родной посвятим,
Груди свои обнажим и вынем сердца,
И за народ отдадим свою кровь до конца! - это не про "советскую родину" и не про "Русь святую, веру православную", а про счастливую страну Бумба, защите которой и посвящён эпос. Напротив этой стенки - другая, чёрная, с именами погибших в Афганистане и Чечне.
30а.
Через улицу Кирова - внушительный советский Дом детского творчества, пошарпанный, но не заброшенный:
31.
Дружба народов в окне:
32.
В низине парк расползается в более старую Дуубовую рощу. и едва ли не больше места, чем деревья и дорожки, в ней занимают пустыри да болотца. Это и есть Песчаная балка (именно так - "песчаный" - переводится калмыцкое Элст), где в 1854 году была устроена лесоплантация и чуть позже поселился воронежский мужик Степан Кийков - первый элистинец. Стало быть, и эта рощица - старейший рукотворный объект в Элисте, хотя полуторавеков деревьев я не заметил. Питал всё это в гиблой степи родник Бортха, названный так в честь кумысной фляги, изваяние которой (1971) можно видеть слева - благодаря "рогам" в ней всегда остаётся небольшой запас кумыса с соответствующей микрофлорой, и налитое кобылье молоко в ней быстро превращается в кумыс, то есть смысл этого названия - "неоскудевающий".
33.
А от воинского мемориала вверх за улицу Ленина ведёт улица Джангара, вдоль которой сохранилось несколько весьма живописный домиков, возможно оставшихся от села Элиста:
34.
И кварталом выше - новое здание Калмыцкого национального музея, недавно переехавшего сюда из домика у театра. Музей основывался дважды - в 1921 году, при создании Калмыцкой АО, и в 1960-м, в ходе её возрождения.
35.
Сюда он переехал недавно, и пока укомплектованы всего 5 залов - этнография (десяток кадров оттуда я показывал в обще-калмыцком посте), природа (вполне типовой), Великая Отечественная война (тоже типовой), Депортация (вот там очень сильная экспозиция, но вход только с экскурсоводом и снимать запрещено) и православие в Калмыкии. В принципе в обще-калмыцком посте многое было написано именно со слов музейщиков - и про почти забытый язык, и про "каждый помнит депортацию", и даже про способности калмыков к математике. С сотрудниками я общался в "православном" зале, где они как раз сооружали выставку - детские поделки на тему храмов, на мой взгляд есть весьма интересные, если подправить пропорции:
36.
Но вернёмся на улицу Ленина. По низине едва ли не до окраин раскинулось бывшее село Элиста. Почти напротив родника Бортха - конструктивистская Белая школа:
37.
К которой примыкает Красная школа (1906-10), одно из двух дореволюционных зданий Элисты, бывшая изначально школой Манычского улуса.
38.
Напротив школ, всё в той же балке, завершая парк - ещё одно детище Илюмжинова, стадион со звучным названием "Уралан" - это не имя какого-то богатыря, а калмыцкий клич "Вперёд!". В целом же, я показал примерно половины всяких штуковин элистинского парка - к счастью, подробный их обзор есть в википедии (а вообще самый подробный рассказ об Элисте, что я видел - в журнале on_walking)
39.
На следующем перекрёстке с какой-то протестантской церковкой...
40.
Я сел в маршрутку и поехал к православному собору, который стоит выше по склону (который тут уже не севернее, а южнее улицы Ленина) в 1,5 километрах западнее "Уралана". Перед собором - памятник Сергию Радонежскому:
41.
Как и хурулы, собор представляет собой целый храмовый комплекс из здания епархии и двух церквей: Крестовоздвиженской (1898) и Казанской (1997), очень убедительно стилизованной под классицизм, которого в Элисте быть не могло даже в теории.
42.
Крестовоздвиженская церковь - старейшая постройка Элисты, и изначально это был не храм, а приходская школа, сама же церковь выглядела так и в советское время разделила судьбу калмыцких хурулов (как, подозреваю, и другие православные храмы Калмыкии).
42а.
Меня встретили на церковном дворе необычайно радушно и даже отперли Казанский собор, где потрясающе красивые для новостройки интерьеры:
43.
Особенно впечатляет купол, а эта вычурность явно навеяна убранством хурулов:
44.
В церкви, кстати, немало калмыков. Точно не знаю, какой процент среди православных по народу в целом, но христианская традиция тут весьма давняя. Одни - так называемые бузавы - были крещены ещё в 19 веке на службе в Донском казачестве, другие - возможно, уже в наше время, и не берусь предполагать, какие чаще ходят в этот храм. Но душа элистинского собора - старая улыбчивая русская бабушка в народном костюме, вполне возможно родившаяся ещё когда Элиста была селом.
45.
И это радушие и общая добрая атмосфера в храме так напомнила мне Казахстан! Почти такой же приём был у меня в Кызылорде, почти таким же русским островком в Великой Степи смотрится здесь эта церковь. В Элисте я постоянно забывал о том, что нахожусь в России, и русские лица в калмыцкой толпе выделялись так же, как в Казахстане или Киргизии. Говорят, это впечатление поверхностное, и сами здешние русские чужаками себя не ощущают - но отделаться от него я не мог. Калмыкия - такой в меру цивилизованный филиал Средней Азии.
В следующей части - о юго-восточных микрорайонах, где я и ночевал: Город Шахмат и мемориал "Исход и Возвращение".
ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
Обзор и оглавление.
Сарай-Бату и село Селитренное.
Астрахань.
Астраханский кремль.
Город Народов. Три двора, казаки и калмыки.
Город Народов. От немцев до дагестанцев.
Волга и её дары.
Дворы и трущобы.
Центр. Советская улица и Братский сад.
Центр. От Белого города до Больших Исад.
Коса. Между кремлём и Волгой.
Вокруг центра по набережным.
Махалля. Южные слободы.
Селение. Северные слободы.
Правобережье.
Калмыкия.
Калмыцкая степь. Пейзажи и селения.
Речное (Астраханская область) и калмыцкие хурулы.
Элиста. Два хурула и вокзал.
Элиста. Центр.
Элиста. Сити-Чесс и мемориал "Исход и Возвращение".
Ставрополь.
Площадь и музей.
Губернский город.
Вокзалы и парки.
Кавказские Минеральные Воды.