varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Киев, Демиевка, август-2013.



Демиевка - старый киевский район между центром и окраиной, выросший из присоединённой к городу в 1918 году промышленной слободки. И рассказ о ней сейчас мне кажется каким-то уж очень актуальным: тут тебе и "головная" фабрика Roshen (владелец которой теперь президент Украины), и травяной базарчик к Яблочному Спасу у церкви, где венчалась Леся Украинка, и трипольская культура с древними украми, и памятник прошлом Майдану, и синагога и проспекты Краснозвёздный и Сорокалетия Октября, и Лысая гора на горизонте...

Прогулка по Демиевке получилось спонтанно: в свой последний день на Украине (который ведь может теперь остаться и правда последним), после в двухдневной поездки в Чернобыльскую зону отчуждения, мы с Дмитрием nin_gen решили съездить в Васильков, а на обратном пути, понимая, что времени ещё полно, Дмитрий вспомнил, что мы проезжаем небезыинтересный и незаезженный туристами район. Примерно вот у этого дома мы сошли с маршрутки-"Богданчика":

2.


Это проспект 40-летия Октября, который давно собираются переименовать и теперь наверное переименуют в Голосеевский. Впереди долина Лыбеди с проходящей по ней железной дорогой, а вдалеке - новостроечное царство Печерска. Эстакады - перекрёсток с Малой Окружной дорогой (что-то вроде нашего Третьего кольца), налево Краснозвёздный проспект, направо - проспект Науки, а почти что под мостами - Московская площадь и Центральный автовокзал, с которого я ни разу не ездил:

3.


Село Демиевка известно с 19 века, и к концу столетия превратилось в фабричное предместье, вплотную примыкавшее к разросшемуся Киеву, куда в 1908 году местный предприниматель Давид Марголин построил частную трамвайную линию. Фабричной окраиной Демиевка оставалась и советское время, влившись в город в 1918 году и в соответствующую эпоху носившая название Сталинка. В 1970-х Демиевку превратили в спальный район, снеся большую часть старой застройки:

4.


Хотя некоторые доходники оказались вполне под стать многоэтажкам - к этому дому на противоположной стороне проспекта нас и вывел подземный переход:

5.


А там увидели целый травяной базар, устроенный селянами по случаю Яблочного Спаса (Преображения Господнего, 19 августа) - эти букеты из полевых цветов народ массово несёт к церквям и кладбищам. Вроде бы это традиция чисто украинская или даже чисто малоросская.

6.


7.


8.


Местная Вознесенская церковь (1882) в Киеве чтима - хотя и маленькая, и невзрачная, а в ней венчалась Леся Украинка с Климентом Квиткой, и к тому же она ни разу в своей истории не закрывалась.

9.


Часовня во дворе - наверное, какая-нибудь крестильня или венчальня. Церковь стоит практически во дворе, незаметная с проспекта, чуть выше (то есть дальше от центра) подземного перехода.

10.


Отсюда мы начали спускаться к Московской площади, мимо единичных старых зданий:

11.


Входа на станцию метро "Демиевская":

12.


Памятника воинам-автомобилистам (1985) Великой Отечественной... вернее, теперь уже Второй Мировой. Дмитрий о нём рассказывал что-то интересное, но я забыл.

13.


На противоположной стороне - Национальная библиотека имени Вернадского (1989) с 27-этажным книгохранилищем - между прочим, с 15 миллионами книг 20-я по величине в мире и 5-я в бывшем СССР (после двух библиотек в Москве и двух в Петербурге). В честь Вернадского она названа не случайно - автор учения о ноофсере был первым председателем Академии наук Украины, а учредила её в 1918 году не советская власть, а Центральная Рада - большевики, тем не менее, её сохранили и расширили. В её фондах - несколько аутентичных домонгольских книг (в том числе на глаголице 10 века), "Апостол" Ивана Фёдорова, редкие памятники иудаики. А "небоскрёб" без окон без дверей смотрится очень впечатляюще...

14.


Последнее здание перед Московской площадью - синагога Баришпольского. Общеизвестно, что в Киеве сохранилось 3 синагоги - Бродского на Красноармейской, Розенберга на Подоле и Галицкая у вокзала (видел, но не выкладывал), а также караимская кенасса на Ярославовом валу. Синагогу Баришпольского обычно не учитывают, так как на момент её постройки Демиевка была отдельным населённым пунктом, а это в данном случае имеет значени: Киевская губерния входила в "черту оседлости", а сам Киев - нет. Тем не менее, эта синагога, сгоревшая в гражданскую войну и более по назнаечнию не использовавшаяся (позже тут были ДК автомобилистов и Дом детского творчества), получается старейшей в черте нынешнего города - построена в 1878 году.

15.


Ну вот и Московская площадь. Интересно, переименуют ли её?

16.


По разные стороны площади - два завода. Слева, на Краснозвёздном проспекте - Киевский пивзавод №1 (бывшая пивоварня Карла Шульца):

17.


Перейдём Краснозвёздный проспект по подземному переходу:

18а.


В Киеве в таковых обильная полустихийная торговля, и думаю, она переживёт все идеологические перестановки:

18.


Тем более рядом ещё и рынок, наползающий на заводские цеха:

19.


В проулке за ним  очень красивые ворота другого завода "Киеврезина" - последний давно закрыт, а 3/4 его площадки снесены, и я не знаю, есть ли там старые здания, кроме этих ворот. Из мемориальной доски, посвящённой рабочему восстанию 1918 года, можно узнать, что до революции это был снарядный завод. Но на самом деле снаряды рядом с пивоварней делать начали не от хорошей жизни - в Первую Мировую войну производство срочно наладили в бывших Казённых винных складах (1897), которым и принадлежали эти ворота:

20.


От завода Дмитрий повёл меня дальше по Краснозвёздному проспекту...

21.


...к месту, которое своей психоделичностью даст сто очков вперёд Пейзажной аллее - основанной в 1989 году Межрегиональной академии управления персоналом, чей кампус удивляет уже своими воротами с памятником князю Святославу:

22.


В сквере за которым и начинается психодел. Музей трипольской культуры (2003) - это только начало:

23.


Трипольская культура, в научных кругах также известная как "культура расписной керамики"- сама по себе не миф: она существовала в междуречье Днепра и Днестра 5-7 тысяч лет назад, до прихода первых индоевропейцев, и для своего времени действительно была исключительно развитой - земледелие (в основном зерновое), одомашненный скот, огромные сёла, по некоторым данным достигавшие размером современных казачьих станиц (то есть 15-20 тыс. жителей).
Это, кроме последнего пункта - что известно точно. Ну а дальше уже выросла всякая мифология о прямых предках украинцев (хотя как уже говорилось, к славянам и даже скифам трипольцы не имели никакого отношения) и "первой в мире демократии". Здесь, надо заметить, ничего подобного нет, всё в пределах достоверного:

24.


Чудная трипольская керамика, явно имевшая ритуальный смысл - быки на колёсах, статуэтки богинь с характерным орнаментом, биноклевидные чаши... как всё это использовалось, точно не известно, сейчас считается, что у трипольцев был культ Великой богини, покровительствовавшей плодородию. Здесь все эти формы, само собой, увеличены в 10-20 раз.

25.


Макет трипольской хаты - наоборот, уменьшен:

26.


А такими могли быть их храмы. Ещё в сквере есть памятник первооткрывателю трипольщины на территории Российской империи (прежде она была известна как Кукутеньская по селу в Румынии) чеху Викентию Хвойке. Триполье мы проезжали с Алёной first_affair по дороге из Канева, уже в сумерках, но когда теперь мне случится туда доехать самому?

27.


Парк Трипольской культуры - это ещё цветочки! Углубившись в кампус МАУП, довольно быстро начинаешь терять связь с реальностью. Вот у здания президиума часовенка замыкает Аллею Духовности с памятниками всяким святым разных вер, включая Мухаммеда (так как людей в исламе изображать запрещено, он там в виде символа, который я забыл заснять):

28.


Церковь Двенадцати Апостолов (2002) - в память о жертвах НАТОвских бомбёжек Югославии, где, к слову, украинские националисты защищали братьев-славян от страны, защиты которой теперь ждут сами.

29.


Украино-Азербайджанский институт социальных наук имени Гайдара Алиева (с памятником оному):

30.


А напротив  - 7 чудес света, на переднем плане Галикарнасский мавзолей:

31.


Эффесский храм Артемиды (это который сжёг Герострат) и вавилонские "Висячие сады":

32.


Между прочим, до нашествия монголовв Киев украшало несколько греческих скульптур из византийских владений - Дмитрий мне даже говорил их "адреса", но я конечно же забыл.

33.


За углом князь Владимир выбирает веру, позвав к себе византийского священника, булгарского имама и хазарского раввина. Есть легенда, что посольств таких было больше, вплоть до Тибета, но в геополитических реалиях 10 века выбор в пользу Византии был очевиден.

34.


Армянская часовня:

35.


Православная часовня:

36.


Триумфальная арка внутривузовского значения:

37.


Герои и авторы украинской литературы в Сквере Поэзии:

38.


Буддийская ступа. Удивительно, но Украина - главный в бывшем СССР ареал южной ветви буддизма, представленной пагодой Чук-Лам в Харькове (построили местные вьетнамцы для себя) и монастырём Белый Лотос в Черкассах (построоили любители восточных единоборств, прежде учившиеся в Лаосе). Северный же буддизм представлен в России (Бурятия, Калмыкия, Тува), и этот субурган - кажется, единственный его образец на Украине.

39.


Скайлайн Печерска вдали:

40.


Ещё один элемент академии - Украино-Арабский институт международных отношений и лингвистики имени Аверроеса (арабский философ 12 века). Лестницу с гордым названием "Ступени Украинской культуры" венчает памятник участникам Первого Майдана - причём мужчина в центре композции мне неуловимо напоминает Ющенко:

41.


А на перилах раскрыта тему Великих Укров - неслабый замах и яркая иллюстрация тогдашней эйфории. По словам Дмитрия, сама эта концепция "Великих Укров" появилась вообще как пародия, но кто-то её воспринял за чистую монету - и понеслось! Кстати, слышал аналогичные вещи и про "фоменковщину" - якобы, Фоменко просто решил "алгеброй историю измерить", ни на какие новые открытия не претендуя, но тоже пришёлся ко двору. По словам того же Дмитрия, недавно эти таблички сняли, хотя и неясно, почему.

42.


Но в общем всё это мило и наивно, без мрачного пафоса Небесной Сотни и зашкаливающей ненависти последующей войны Второго Майдана. "Памятник" его, как оказалось, главному герою находится всё на той же Московской площади, куда мы вернулись от МАУП, через очередной подземный переход у эстакад:

43.


Речь про шоколадную фабрику - головное производство "Рошен" (название хотя и смахивает на что-то франко-немецко-бельгийское, лишь производная от фамилии ПоРОШЕНко), местные конфеты и киевские торты действительно хороши. Мы с Дмитрием под этими жизнерадостными корпусами как раз обсуждали непонятную историю с санкциями России к компании Порошенко, даже не догадываясь, что это первый ветерок надвигающегося урагана.

44.


Сама же фабрика - настоящий исторический центр Демиевки, основана в 1874 году на волне "сахарного бума", про который я в прошлых постах не раз уже писал... но так как посты были давно, повторюсь. Делать сахар из свёклы научились лишь в начале 19 века где-то в германских землях, и лишённые тропических колоний Россия и Пруссия оказались в авангарде этого производства. И если тростниковый сахар начали производить в Петербурге ещё в 1719 году, первый в империи свекольно-сахарный завод заработал в 1802 году в Тульской губернии. Однако Украина куда лучше подходила по климату: первый на её территории сахарозавод открылся в 1824 году в селе Трошин Каневского уезда, а к началу 19 века в Малороссии действовали сотни заводов, производивших более 80% сахара в Российской империи, единственным конкурентом которой оставалась Германия. Именно "сахарному буму" Киев обязан своим возрождением в те времена и безумной архитектуре Верхнего города. Демиевский завод был одним из крупнейших, а вокруг его цехов стоит плотный сладкий запах:

45.


Дальше мы долго и занудно шли по жаре и шуму машин вдоль проспекта Науки и путей станции Киев-Московский:

46.


За путями - старое депо (1870), ныне коммерческий склад:

47.


Киев, в отличие от Москвы или например Риги, небогат маленькими станциями (хотя рванул вверх в 1870-е именно как узел нескольких направлений), и вроде как это в городе единственный исторический вокзал кроме Киева-Пассажирского (ещё есть очень красивый новый вокзал станции Караваевы Дачи). Своё название станция получила в 1955 году (до этого был просто Киев-2), тогда же и построен вокзал:

48.


Мы было понадеялись уехать отсюда электричкой на главный вокзал, где я бы дождался своего поезда, но оказалось, что электричек до его отправления не предвидится, а к ближейшей станции метро за путями нет прохода.

49.


В итоге мы снова по жаре, шуму и невзрачной местности долго-долго чапали к "Выдубичам" почти у моста через Днепр. Над проспектом нависает Лысая гора с самой поздней системой укреплений Киевской крепости - её печерскую часть мне в своё время показывал тот же nin_gen, и в августе звал на Лысую гору... но я пренебрёг этим предложением - лысогорский парк очень любила хозяйка квартиры, где я останавливался, и я надеялся однажды сходить туда с ней...

50.


А между тем мы не знали в тот август, что политики и олигархи уже поделили Украину, что я потеряю в ссорах большиинство своих киевских и львовских друзей, и буду ещё рад, что потерял их лишь в ссорах, а не в огне и стрельбе, что будет кипеть кровь и литься кровь, и не будет видно конца и края этому кошмару, кто бы ни был в нём виноват.
Tags: "Молох", "Черта оседлости", Киев, Центральная Украина, злободневное, транспорт
Subscribe
promo varandej march 27, 01:24 38
Buy for 500 tokens
В этом году я часто пишу о планах. Потому что в этом году они меняются часто и непредсказуемо, как не менялись уже давно. Вот например этой самой ночью я должен был ехать на юг, в Краснодар, Армавир, Ростов-на-Дону и на Апшеронскую узкоколейку. Даже слоган для поездки сочинил: "От Апшерона…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments