varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

КМВ. Кисловодск. Часть 1: Курортный бульвар



На КавМинВодах лишь показанный в прошлых частях Железноводск ни с какой стороны нельзя назвать центром: Ессентуки - официальный центр курортной зоны, Пятигорск - крупнейший город и центр повседневной жизни, ну а Кисловодск - главный курорт, на который тут приходится около 40% здравниц и их посетителей. Довольно крупный город (129 тыс. жителей), он стоит в стороне, южнее самых южных одиноких гор, у подножья Пастбищного хребта - первого из лестницы хребтов Большого Кавказа, вклиниваясь между Карачаево-Черкессией и Кабардино-Балкарией. Популярность Кисловодска понятна - во-первых, тут совершенно другой, уже горный воздух, а во-вторых, всё-таки питьевое лечение минералкой в наше время популярнее купального, а Кисловодск с самого начала развивался именно как питьевой курорт, и ничего подобного его нарзанам на КМВ обнаружить так и не удалось ни учёным, ни мне.

Кисловодск называют "городом Солнца" за обилие солнечных дней, но для меня он стал "городом Дождя", и назойливый дождь, ливший с утра до вечера, очень сильно испортил мне прогулку - так что вместо 4-5 частей, которых заслуживает этот город, будет всего 3 - традиционно о непарадных и курортных районах. Но в Кисловодск я заезжал дважды, и в первой части, солнечным вечером, пройдёмся по местному променаду к показанной на вводном кадре Нарзанной галерее. Кроме того, советую заранее прочитать пост о железной дороге КавМинВод, около 1/5 которого посвящено тупиковому и очень красивому вокзалу Кисловодска и видам города из окна электрички.

Курортный бульвар вытянут параллельно железнодорожной станции, отделённый от неё небольшим парком. Перед горловиной станции поезд проходит однопролётный виадук - с него и начнём прогулку:

2.


За ним - крупнейший городской перекрёсток 5 улиц, 4 из которых проезжие. В центре - Дом Связи с "зодиакальными" часами. Здесь сразу бросается в глаза чрезвычайная холмистость и просто мудрёность кисловодского рельефа. Видно и то, что город весьма оживлённый, если Пятигорск производит впечатление полумиллионника, то Кисловодску "на глаз" я бы дал тысяч 300 населения. При этом если формально Кисловодск сопоставим с Пятигорском (129 тыс. против 146), то фактически - меньше почти вдвое за счёт огромных пятигорских предместий. Что же касается народов, то если в Ессентуках самое заметное меньшинство - греки, а в Пятигорске - армяне, то здесь - карачаевцы, их 4% населения, и на московских или ставропольских кавказцев они похоже куда больше, чем на своих соплеменников в окрестных аулах.

3.


Местные "кислые воды" (не на вкус, а по pH - у остальных здешних вод он щелочной) были известны с незапамятных времён, само слово "нарзан" восходит к то ли черкесскому, то ли аланскому нартэ-санэ, что означает "богатырский напиток". В 1793 году их детально описал Пётр Паллас, а в 1803 году рядом была построена Кисловодская крепость Азово-Моздокской линии, куда переместили часть гарнизона Константиногорской крепости (предшественник Пятигорска), под защитой которой сюда стихийно потянулись отдыхающие, в первую очередь из кавказских офицеров и их семей. В 1812 году была построена первая купальня, а в 1822 году обустройство курорта взял на контроль лично Алексей Ермолов, под руководством которого к тому времени уже вовсю строился Пятигорск. Два его детища и стали основой КавМинВод: в пятигорских Горячих Водах больше купались, а здешние Кислые Воды больше пили, и в общем в том же "Герое Нашего Времени" Кисловодск производит впечатление вполне себе полноценного и благоустроенного городка. На самом деле городской статус Кисловодская слобода получила лишь в 1903 году (когда в ней жило около 6 тыс. человек), а в 1920-30-е здесь были построены десятки здравниц, зачастую по проектам лучших московских архитекторов. В 1825-1959 годах параллельно существовала Кисловодская станица, позже вошедшая в черту города. А ещё в Кисловодске в 1918 году родился Александр Солженицын...

3а.


От улицы с кадра №3 Курортный бульвар уходит налево, но я для начала повернул направо. Одно из первых впечатлений Кисловодска - жутчайшие вонючие подземные переходы, на мой взгляд позор для любого города, а для курорта - втройне.

4.


Большинство из них тупо закрыты, но пара-тройка действующих и относительно цивильных таки есть:

5.


Между тем, на той стороне (Куйбышева, 2) сохранилась едва ли не единственная на КМВ старинная синагога, само собой давно уже не действующая, но оставшаяся единственным историческим культовым зданием Кисловодска.

6.


Помимо 5 улиц, кольцо пересекает ещё и маленькая быстрая речка Берёзовая (или Элькуш), разделяющая Курортный бульвар (слева) и проезжий Первомайский проспект - причём последний довольно быстро уходит в мрачноватую низину (вернее, наоборот, берег рядом с ним повышается), где ни за что не догадаешься, что гуляешь совсем рядом с Променадом:

7.


Перспектива бульвара - её конец, снятый ультразумом, я показывал на заглавном кадре. Бульвар не случайно параллелен железной дороге - это была часть тракта из Пятигорска, в 1836-41 году благоустроенная Джузеппе Бернардацци. Изначально тут была липовая аллея, но она очень быстро засохла, и вместо лип при Воронцове высадили знакомые ему по прошлому генерал-губернаторству крымские тополя, из-за чего  1848 году за бульваром закрепилось название Тополёвая аллея. В 1930-е годы тополя зачем-то свели, бульвар при Советах сменил несколько названий и наконец в конце 1980-х вернулся к первоначальному. На месте деревьев теперь дорожки, а посредине - цветочные клумбы. Камень в начале бульвара же показывает уровень воды во время наводнения 2002 года. Длина бульвара - всего 700 метров:

8.


Когда-то по бульвару ходил ещё и трамвай колеи 1000мм, как в Пятигорске - здесь он появился на год позже (1904) и питался от той же ГЭС "Белый Уголь" в Ессентуках (см. ссылку в начале поста), а конка ходила с 1893 года. Самое странное же то, что трамвай здесь был исключительно грузовым - уникальный случай в бывшем СССР, куда более ожидаемый в каком-нибудь фабричном или портовом городе, чем на курорте. Но возил этот трамвай не что-нибудь, а бутылки с нарзаном от заводика близ питьевой галереи до склада на станции Минутка, откуда поездами уже развозился по всей России и даже в Европу - видимо просто иначе как по рельсам стеклянные бутылки возить в те времена было невозможно. В 1958 году разливной цех перенесли к площади с первых кадров, и линию на бульваре закрыли, а в 1966 производство переместилось непосредственно к складам и трамвай в Кисловодске отменили вовсе - с "метровой" колеёй, вагоны для которой закупались в Чехословакии и ГДР, советские градостроители не дружили и в те же годы позакрывали десяток вполне пассажирских систем (Выборг, Черновцы, Симферополь и др.). Фотографий Кисловодского трамвая сохранилось очень мало, и как я понимаю, ходил здесь туда сюда, позявякивая бутылками в ящиках, один-единственный старый вагон.

8а.


Здания у начала бульвара - ничего не нашёл об их происхождении, ассоциации с трамвайным депо, но вряд ли здесь могло быть таковое.

9.


А в целом набор построек на бульвар стандартный и за прошлые посты о КМВ успевший примелькаться. Вот Курортное управление в бывшем Доме офицеров (1850-56), приезжавших сюда подлечиться с Кавказской войны. За ним в парке - советские Круглый бювет и Концертный зал, к которым я забыл подойти.

10.


Напротив - памятник военным медикам (1997), за забором на заднем плане сливаются Ольховка и Берёзовая:

11.


Бульвар делит пополам Вокзальная улица, участок за которой заслуживает карты - здания его вертикально сверху смотрятся не хуже, чем с земли. Только карта "лежит на боку" - север слева, юг спава:

11а.


Главные Нарзанные ванны (1901-04) - на мой взгляд, едва ли не самое красивое здание всех КМВ. Увы, хотя я долго искал точку, с которой их видно целиокм, кадр получился нерезким, а я второпях этого не заметил - но думаю, общее представление он всё-таки даёт.

12а.


Вид сзади:

12.


И с центрального фасада - совершенно необычные для России (чай не Анлия!) мотивы Индии:

13.


Особенно хороши майоликовые панно, почему-то напомнивше мне творчество Рериха, и ни одно из них не повторяет другое:

14.


Но как и большинство КавМинВодских старых куплен, Нарзанные ванны не действуют - как мне объяснил в комментариях dubikvit (кстати, рекомендую его журнал всем, кто хочет о КавМинВодах узнать больше и без неизбежных для моего "взгляда гостя" ошибок), практически все большие санатории на КМВ имеют собственные ванны, а у приезжающих самостоятельно такой отдых непопулярен - ведь в большинство ванн пускают только по медицинской справке, предписывающей именно такое лечение. ИМХО, лучше бы открыли ванны по билетам для всех желающих, а чтобы туристы не навредили себе слишком частыми и долгими купаниями - можно ограничивать сеансы по времени и количеству (скажем, один раз в день по 15 минут на человека).

15.


Я бы по крайней мере не пожалел бы денег за то, чтобы искупаться в нарзане...

15а.


Напротив - ещё один типичный атрибут, Курортная поликлиника (с 1930 года), изначально - гостиница "Россия" (1902) из двух корпусов - зимнего:

16.


И летнего чуть дальше - очень красивое модерновое здание, занятое всякими магазинами, в том числе фарфора местного производства. Дальше - примыкающий к галерее санаторий "Нарзан" (1902-05), бывший Гранд-отель:

17.


Напротив них - конструктивистские Октябрьские ванны (1928):

18.


Куда ковыляет лечиться "голодный угнетённый люд"... вернее, уже освобождённый, а в ближайшем будущем здоровый, сытый и отмытый:

18а.


Вид назад с крыльца Нарзанной галереи:

19.


Над домами вырастают горы Боргустанского хребта (около километра над морем, метров 300 над городом) за Подкумком - прикрывая город с севера, он создает здесь тот особый предгорный микроклимат, отличающий Кисловодск от в общем-то степных Ессентуков и Пятигорска. И обратите внимание - если там ещё не прошли субботники, ещё не высажены цветы, и народу было немного, то здесь в середине апреля жизнь уже кипит:

20.


Слева от галереи - Пятачёк, торговое ответвление променада в сторону вокзала. На заднем плане поднимается Крестовая горка - "форпост" гигантского Курортного парка. Напротив Гранд-отеля - используемый по назначению Центральный магазин (1910) с уютным, хотя и многолюдным, кафетерием.

21.


Обойдём галерею справа, там чуть дальше - уже современный Гранд-отель:

22.


Длинная (135м) Нарзанная галерея (1848-50), как бы продолжающая бульвар - самое известное творение Самуила Уптона, чьи галереи и собственный дом тех же лет я уже показывал в Пятигорске и Ессентуках. Но здесь - его безусловный шедевр, и едва ли не больше всего в галерее впечатляет ассиметрия. Западный фасад, за которым собственно бюветы для курортников:

23.


И куда более скромный восточный фасад, где когда-то находились нарзановые ванны для солдат и офицеров (я было подумал, что тут был нарзанный завод, но как оказалось - он не сохранился):

24.


Северную "головку" галереи, показанную на вводном кадре, занимает ныне магазин одежды, на месте которого раньше (с 1920 года) была Курортная библиотека, а первоначально - общие "малые" нарзановые ванны. Южная "головка" - навес непосредственно над источником нарзана, часть питьевой галереи:

25.


А нарзановый завод примыкал к юго-восточному углу галереи - на это кадре справа. В плане галерея  вместе с ним (в качестве "собачки") напоминала ключ (не тот, что "источник", а тот, что от двери):

26.


В самой галерее - людно, чисто и очень уютно:

27.


Нарзан здесь трёх сортов - "общий", "сульфатный" и "доломитовый". Как я понимаю, химический состав у них один, но в разных пропорциях. В бюветах - холодный и подгоретый. И перепробовав все общедоступные воды КМВ, могу сказать, что с кисловодскими нарзанами не сравнится ничего; мой отец, которому я привёз также 8 литров 6 разных вод, со мной согласился. Больше всего запомнился доломитовый нарзан - вода со вкусом камня.

28.


А под навесом булькает и пузырится святая святых Кисловодска - собственно, Нарзановый источник:

29.


За галереей - небольшой сквер в преддверии Курортного парка, уставленный многочисленными ларьками, где торгуют сувенирами, антиквариантом, сборами кавказских и почему-то алтайских трав, мёдом, войлоком, мехом, картинами, чурчхелой, экскурсиями и в общем всем остальным, что может приглянуться курортнику.

30.


На необычайно мощном крыльце (1823) когда-то стояла Ресторация (фактически курзал), как и пятигорская "родственница", построенная Бернардации и описанная Лермонтовым в "Герое Нашего Времени". Повезло ей меньше - если в пятигорской ныне НИИ Курортологии, то кисловодская сгорела в войну и была доломана в 1944-м, а в 1948-м её крыльцо превратили в оригинальным памятник Лермонтову. Под бюстом - цитата:
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз -
Как сладкую песню Отчизны моей
Люблю я Кавказ
.
Это юношеское стихотворение 1830 года (когда Лермонтову было 15-16 лет), ведь на Кавказе он впервые побывал в 1824 году именно как курортник.

31.


А в гроте под лестницей притаился Демон:

32.


На втором ярусе лестницы много гуляющих, на третьем - грязь и запустение. На параллельной улице Коминтерна во дворе дома №3 по крайней мере ещё недавно были деревянные руины дома Алексея Реброва - некогда лучшего в городе, где гостили в разные годы Пушкин, Лермонтов и Толстой, а по сюжету "Героя Нашего Времени" там останавливалась Вера, к которой тайком заходил Печорин. Увы, в первый вечер я туда не подошёл, так как спешил на электричку, а во второй день - так как после 8 часов непрерывного дождя пропало всякое желание что-то искать и смотреть.
Рядом с летсницей - Орёл, на заднем плане типовое для КМВ почтовое отделение и пансионат "Факел":

33.


Вид на сквер с верхнего яруса:

34.


Колоннада (1912) - главный вход в Курортный парк и один из важных городских ориентиров, за ней оживлённый Первомайский проспект, переходящий тут же в проспект Мира, и местный памятник Ленину, который я просто не заметил.

35.


Идём обратно за галереей, между ларьков. Здесь я купил ещё одну вещь, необходимую для доставки минеральных вод в Москву - баул, благополучно по приезде развалившийся:

36.


А такие вот здесь дворики - изнанка Кисловодска весьма колоритна:

37.


Вверх по Пяточку, под пешеходный мостик - дорога на вокзал. В целом, Кисловодск в своей "парадной" части на голову выше любого другого курорта КМВ - и сонного Железноводска, и запущенных Ессентуков, и шумного Пятигорска. Те три явно не дотявают, а вот Кисловодск я бы поставил в один ряд с Трускавцом (даже пожалуй повыше) или Юрмалой.

38.


Взгляд назад:

39.


На холме - армянская церковь Святого Вардана Мамикояна - последний был князем и военачальником, и в 451 году погиб в Аварайрской битве с войсками Ирана - персы тогда победили армян и подавили их восстание, но оценив его масштаб и свои потери, падишах пришёл к выводу, что пытаться обращать армян в зороастризм (из-за чего восстание и началось) - плохая идея, и потому Вардан считается в армянской истории спасителем веры. В нынешнем Кисловодске армян 9% населения (то есть всё же больше, чем карачаевцев), и церковь свою они в 1992-97 годах построили на самом видном месте. Очень интересное сочетание - лишь только разбирая фотографии, я сообразил, что труба - не колокольня. С церковного двора наверное отличный вид на город:

40.


По лесенки слева от улицы можно подняться к красивейшему зданию филармонии (1895-96), напомнившего мне архитектуру сецесси во Львове. Изначально это был курзал, построенный на средства Владикавказской железной дороги:

41.


Поэтому другой её фасад...

42.


...обращён к вокзалу, который, как уже говорилось, подробно показан в соответствующем посте:

43.


Оживлённая привокзальная площадь:

44.


С зданием бывшего Курбюро, где приехавшие наобум отдыхающие могли распределиться в какой-нибудь санаторий:

45.


Железная дорога подходит вплотную к Курортному парку, и западнее неё - променад и жилая часть города, а восточнее - местный Курс с привычными кварталами-санаториями. Вид со стороны Курса на филармонию, контору станции, краешек вокзала и пункт досмотра у входа на платформу.
А заодно - вот такая погода меня сопровождала большую часть следующего дня.

46.


В следующей части - о непарадном Кисловодске, старом и советском.

ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
Обзор и оглавление.
Сарай-Бату и село Селитренное.
Астрахань.
Астраханский кремль.
Город Народов. Три двора, казаки и калмыки.
Город Народов. От немцев до дагестанцев.
Волга и её дары.
Дворы и трущобы.
Центр. Советская улица и Братский сад.
Центр. От Белого города до Больших Исад.
Коса. Между кремлём и Волгой.
Вокруг центра по набережным.
Махалля. Южные слободы.
Селение. Северные слободы.
Правобережье.
Калмыкия.
Калмыцкая степь. Пейзажи и селения.
Речное (Астраханская область) и калмыцкие хурулы.
Элиста. Два хурула и вокзал.
Элиста. Центр.
Элиста. Сити-Чесс и мемориал "Исход и Возвращение".
Ставрополь.
Площадь, музей и общий колорит.
Губернский город.
Вокзалы и парки.
Кавказские Минеральные Воды.
Минеральные Воды и Иноземцево.
Железноводск-Кисловодск. Железная дорога КМВ.
Бештау. Центр КМВ.
Ессентуки. Город.
Ессентуки. Курортный парк и Грязелечебница.
Ессентуки. Виктория, Санамер и Белый Уголь.
Пятигорск. От вокзала на Цветник.
Пятигорск. Центр "для своих".
Пятигорск. Центр курортный.
Пятигорск. Машук.
Пятигорск. Окраины и предместья.
Железноводск. Город.
Железноводск. Курортный парк.
Кисловодск. Центр.
Кисловодск. Непарадное.
Кисловодск. Курортное.
Медовые водопады в Карачаево-Черкессии.
Tags: "Тюркский след", Кавказ, Русский Юг, дорожное, курортное, транспорт
Subscribe
promo varandej september 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments