varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

День ВМФ в Севастополе. Часть 1: жизнь в бухте, или Накануне



Главный праздник Севастополья - как нетрудно догадаться, день Военно-Морского флота, проходящий в последнее воскресение июля, в этом году - 27-го числа. О нём расскажу в трёх частях - о параде военных кораблей и о праздновании в городе (а заодно просто о севастопольской атмосфере), но сначала - место действия, Севастопольская бухта накануне парада.

Отдельно, на правах дисклеймера, оговорюсь, что познания мои в военно-морском деле крайне скудны, поэтому где-то могу серьёзно ошибаться по части фактов. Замечания - приветствуются, но только если без хамства.

Как часто бывает, историю Севастополя определила география - этот хорошо узнаваемый рисунок длинной глубокой ветвистой бухты, защищённой от штормов и легко превращаемой в неприступную с моря крепость. Собственно, Черноморский флот России здесь и зародился - учреждённый в 1783 году, он базировался здесь всю свою историю и регулярно показывал себя в деле, так как по ту сторону моря лежала враждебная Османская империя, за которой в 19 веке стояли сильнейшие державы Европы. В среднем Черноморскому флоту случалось воевать раз в 20-30 лет - с Турцией (многократно), Францией (в том числе в Средиземном море), Англией Владычицей Морей, Германией и её сателлитами, Грузией и наконец, пусть и бескровно - "братской" Украиной.. История ЧФ прерывалась в 1856-81 годах, когда по итогам Крымской войны Чёрное море стало демилитаризованной зоной, и стала затухать в 1990-2000-х - скованный договорами, лившийся Николаевских верфей, Черноморский флот не сопоставим по масштабу с Северным или Тихоокенаским и лишь немногим превосходит Балтийский. Но - Ахтиарская бухта была его прибежищем всегда, город Севастополь и Черноморский флот - как тело и душа, и разъединить их пока никому не удавалось.

2.


Но бороздят просторы бухты не только военные корабли - а о гражданском флоте Севастополя тоже есть, что рассказать.
Дело в том, что это один из немногих городов бывшего СССР, где катера и паромы - полноценный общественный транспорт (я припоминаю разве что Архангельск, Петербург с его увядающим аквабусом да Владивосток, где я не был). Собственно, "полноценность" его заключается в том, что курсируют судёнышки часто, а проезд на них стоит чуть дороже, чем на маршрутках - 12 рублей. Самая ходовая разновидность - катера:

3.


Кадр выше снят в Артбухте, ниже - у Графской пристани, двух главных узлах в центре города. Ходят они в основном на Северную сторону - к собственно пристани "Северная сторона", Радиогорке (ближе к выходу из бухты) и Голландии (дальше), а летом есть рейс Графская пристань - Инкерман, дважды в день проходящий всю бухту.

4.


Как я понял, всё это катера безымянной серии №1438, построенные в конце 1970-х в Ильичёвске (под Одессой), все под своими названиями - например, на кадре выше "Вест", "Меркурий" и "Орион" (полный обзор есть здесь), на кадре ниже тот же "Вест" на фоне Севастопольского морского завода:

5.


Вот опять же "Вест" подходит к другому причалу, отогнав пару прогулочных катеров - на нём мне предстоит ехать в Инкерман:

6.


На линиях поперёк бухты (между Артбухтой и Графской - с одной стороны, Северной и Радиогоркой - с другой) катера ходят в челночном режиме (то есть "туда-сюда"), а вот между Графской и Голландией (не говоря уж про Инкерман) есть и промежуточные остановки, которые обычно занимаются хотя бы 1-2 минуты - катер не автобус, его нужно пришвартовать, а за пассажирами как минимум проследить, чтобы кто не бултыхнулся. Женщинам и детям, к слову, человек из команды обычно подаёт руку:

7.


Всего катер может взять на борт до 200 человек, на "поперечных" линиях они курсируют буквально каждые 10 минут, поэтому не припомню ни очередей при посадке, ни столпотворения внутри. Инкерманский катер идёт полупустым, да и большая часть пассажиров используют его как прогулочное судно по рейсовой цене. Салон старенький, но уютный, окна открываются, как в автобусе - в основном салон закрытый, так как ходит катер круглый год, и зимой тут совершенно не жарко.

8.


Помимо катеров, на линии Северная сторона - Артбухта курсируют ещё и паромы, отличающиеся тем, что могут брать на борт автомобили, а пассажиры проходят на посадку через турникеты. Они массивннее и медлительнее, но зато их вторая палуба - отличная обзорная площадка:

9.


Вроде бы, сейчас тут курсируют три парома - "Адмирал Лазарев", "Адмирал Истомин" и ещё третий, название которого я забыл. Их пригнали в 2012 году из Норвегии, где они и были построены в 1981 году. Изначально у паромов были ещё впечатляющие аппарели, похожие на акульи пасти - не знаю, куда и когда они делись. До них тут ходили  "Металлист", и два парома под номерами, построенные аж в 1950-х годах. Вот нынешний паром загружается на Северной стороне:

10.


Вот - то же со стороны пристани:

11.


А вот паром прибывает в Артбухту - обратите внимание на турникеты и шлагбаум:

12.


Но всё-таки самые распространнёные суда Севастопольской бухты, её планктон - это прогулочные катера, коими летом бухта просто кишит. Впаривать экскурсию "по бухтам с военным кораблями" (цена от 200 до 1000 рублей) в районе Графской пристани будет, кажется, каждый второй встречный, и в общем смысл в ней есть - например, в Южной бухте или в Килен-бухте ничего пассажирского не ходит, а вот прогулочники иногда заглядывают - главное уточнять, каков именно маршрут. От рейсовых катеров прогулочные отличает меньший размер и часто - отсутствие застеклённых окон: ведь зимой они не ходят, а летом на них главное - обзор. Вот например катер "Севастополец-1" проекта "Радуга" - такие строились в 1960-х годах в Мариуполе и северном Великом Устюге (!), а этот единственный из всей серии почему-то сделан в Херсоне:

13.


Ещё более старый катер "Корабельная сторона" (1961) проекта "Аркадия" - строились в Одессе и Батуми, и ныне это "рабочие лошадки" крымских курортов - такие же, с палубой под навесом, курсируют за совсем не рейсовые деньги вдоль Южного берега.

14.


Но в большинстве своём прогулочные катера - это невероятные самоделки, надёжность которых у меня вызывает большие сомнения:

15.


16.


17.


18. на заднем плане - Никольский собор на Братском кладбище (1858) Крымской войны.


19. на заднем плане - Севморзавод справа и Адмиральский корпус госпиталя ЧФ слева.


Бывают тут, несмотря на запрет украинских властей, и небольшие лайнеры - конечно, с буйством Таллинского порта не сравнить, даже умножив на 10, но кое-что попадается. Скажем, "Адриана" курсирует на линии Севастополь-Стамбул, 30 часов в пути и по 2 дня в каждом городе, и у неё свой причал близ Графской пристани. Возит она, подозреваю, не столько туристов, сколько челноков.

20.


А вдалеке в бухтах видны совсем другие суда... или уже даже корабли? Я не знаю, какое из этих двух слов относится к вспомогательному флоту. Вот скажем в Южной бухте стоит выведенный в резерв плавучий госпиталь "Енисей", построенный в 1979 году в Щецинской верфи. Что за судно рядом с ним - увы, не знаю:

21.


А вот, если я ничего не путаю, "Славутич" - изначально (1988-92) строился на Черноморском судозаводе в Николаеве как судно для разгрузки и обезвреживания реакторов атомных подводных лодок, единственное в СССР. Но на Чёрном море, а тем более у Украины, атомных подлодок не было, потому он стал штабным кораблём Украинского флота и был благополучно у Украины отобран в 2014-м году. Бывшие корабли ВМСУ, застывшие в подвешенном состоянии (ведь их планировалось Украине вернуть, кабы не война в Донбассе) с закрашенными различительными знаками - также неотъелемая часть в пейзаже севастопольских бухт.

22.


Но самый интересный представитель вспомфлота в эти дни стоял напротив Графской пристани:

23.


"Коммуна", двухкорпусный катамаран-спасатель подводных лодок, был построен в 1911-15 годах в Петербурге и до 1922 года называлось "Волхов" - ныне это старейшее действующее военное судно не только России, но и мира... при этом с вполне современной начинкой вплоть до подводного робота. До 1967 года он работал на Балтике, базируясь в Кронштадте, и вытащил со дна две подводных лодки (АГ-15 и "Единорог") ещё в Первую Мировую, в 1928 уже под нынешним названием поднял третью - затонувшую в 1919-м году британскую HMS L55 (гробы с останками экипажа отправились на родину, а субмарина - на ремонт и в состав флота СССР). В Великую Отечественную "Коммуна" служила плавучим доком и ремонтным судном, а в 1956 и 1957 снова вытаскивала подлодки (М-200 и М-256), затонувшие на учениях. На Чёрном море за последние полвека подводные лодки у нас не тонули, так что здесь "Коммуна" - такое судно-патриарх.

24.


Виктор gyrus_frontalis, которому я обязан доброй половиной своих севастопольских прогулок, приводит вот такой отрывок из рассказа мариниста Алексея Новикова-Прибоя "Подводники".
...Куда-то уходит, огибая мол, «Мудрец». Это — двойное судно, похожее издали на железный мост с двумя быками. На нем имеются подводные краны мощной силы. Оно появилось на божий свет только во время войны и приспособлено исключительно для того, чтобы спасать погибшие подводные лодки. «Мудрец» выходит на большой рейд и продолжает свой путь дальше. Я провожаю его глазами, а в голове возникает тоскливая догадка, что где-то в море произошло несчастье.
"Мудрец" - видимо, авторская интерпретация дореволюционного названия "Волхов" (если кто не знает, это река на которой стоит Новгород), но столетнему спасателю куда как подходит:
UPD: пост gyrus_frontalis о посещении "Коммуны" на её столетие в строю (июль-2015).

25.


А вот внезапно гость из Феодосии. "ОС" - значит, "опытное судно", построенное в 1979 году для испытания торпед (не на себе, разумеется).

26.


Ходят по бухте и военные корабли, причём ходят необычайно быстро. Например, минный тральщик "Ковровец" (1974) проекта "Аквамарин" (всего их тут 4 - ещё "Турбинист", "Иван Голубец" и "Вице-адмирал Жуков") - эти воюют не с другими кораблями, а с минами, но и постоять за себя могут - огонь его носового орудия я ещё покажу на параде,

27.


Или малый противолодочный корабль "Суздалец" (1983) проекта "Альбатрос" - их тут трое (ещё "Александровец" и "Муромец") плюс чуть более современный "Владимерец". Вид у корабля непрезентабельный, но когда его бомбомёты ведут огонь - становится не по себе. Бомбомёты - для подводных лодок, для надводных кораблей у него есть пушки, а для самолётов - зенитно-ракетный комплекс "Оса-М". 10 августа 2008 года он участвовал во вполне реальном бою и потопил грузинский сторожевой катер.

28.


Кто это и зачем напустил столько дыма - не знаю, заснял с Инкерманской крепости:

29.


"Суздалец" же спешит к большим кораблям, построившемся в бухте за неделю до парада:

30.


Чуть позже построили и малые корабли. Вот скажем: ракетный катер "Ивановец" (1990) проекта "Молния" (здесь таких пять), малый ракетный корабль "Мираж" (1986) - таковых тут 4 ("Штиль", а также "Бора" и "Самум" того же класса, но другого проекта "Сивуч" на воздушной подушке), катер береговой охраны и разведывательный корабль "Экватор" (1968), также один из четырёх (ещё "Приазовье", "Кильдин" и "Лиман" - последний, если ничего не путаю, ходил в 1999-м в Югославию и вызвал газетную панику о неизвестном русском супероружии на борту).

31.


Ни в чём отличия ракетного катера от малого ракетного корабля, ни каким образом ведёт разведку "Экватор" - увы, не знаю:

32.


Но в следущей части покажу, как такой же катер из такой же установки запускает противокорабельную ракету "Термит" - для не знакомого с военным делом человека это очень сильное зрелище:

33.


Сам "Термит" лежит во дворе Музея Черноморского флота в центре города, и справдливости ради, ракета это допотопная - принят на вооружение в 1960-м году, летает высоко и медленее скорости звука. В 1967-м в дельте Нила египетские катера всадили 4 таких ракеты в израильский эсминец "Эйлат", пустив его ко дну - и это был первый в истории случай потопления корабля самонаводящейся ракетой, лишь после которого свои ПКР стали серийно разарабатывать и капиталисты. Тут, конечно, неизбежны комментарии: "Ахахахаа, и это ваш черноморский флот? Да у вас же танки ржавые, самолеты не летают, солдаты бухие, боевой дух никакой и ракеты старше моей бабушки, бхххх!". Нет, разумеется более современные боеприпасы на ЧФ есть, на тех же "Молниях" сейчас стоит "Москит" (1984), сверхзвуковой и маневрирующий у поверхности воды - но каждая ракета стоит примерно как дорогой автомобиль. И запуск устаревших боеприпасов в море на параде - не худший способ утилизации.

34.


Матросы "Миража". Он также участвовал в том морском бою у грузинского побережья:

35.


А пограничник в ведении уже не Черноморского флота. а ФСБ, которое отвечает за охрану границ. Обратите внимание на флаги - раньше были ещё украинскй и ВМСУ, а где-то здесь стоял их флагман "Гетман Сагайдачный".

36.


Но четыре главных корабля всю неделю перед парадом так и стояли у выхода из бухты. По мере удаления: ракетный крейсер "Москва", большой противолодочный корабль "Керчь", сторожевой корабль "Пытливый" и большой десантный корабль "Азов". О каждом из них расскажу поподробнее.

37.


"Москва" - флагман Черноморского флота, один из 4 "убийц авианосцев" проекта "Атлант", строившихся с 1976 года на заводе имени 61 Коммунара в Николаеве. "Москва", первоначально "Слава", был головным кораблём проекта, ещё два - "Варяг" (изначально "Червонная Украина") и "Маршал Устинов" ушли на Тихоокенаский и Северный флоты соответственно, причём "Варяг" - тоже как флагман. Длина 186 метров, водоизмещение 11380 тонн, экипаж - 510 человек.

38.


Огневая мощь такого корабля огромна: противолодочные реактивные бомбомёты РБУ-6000, торпедные аппараты и вертолёт, противовоздушные ракетные "Оса-МА" и С-300 (планируется установить С-400) и пушка АК-630 (также может поражать на ракеты, мины и небольшие суда), двухорудиайная АК-130 (посылает до 90 снарядов в минуту на расстояние до 24 километров)...

39.


...однако главное - 16 противокорабельных ракет "Вулкан", которые летят по сложной траектории у поверхности воды со скоростью 2,5 тысячи км/ч и несут по полтонны взрывчатки - бортового залпа вполне хватит на то, чтобы потопить авианосец, а можно ведь на них и ядерный заряд в 350 килотонн (для сравнения, в Хиросиме было 13 килотонн) установить.

40.


Помимо трёх "Атлантов" был и четвёртый - крейсер "Украина", несостоявшийся флагман ВМСУ, печально догнивающий у верфи в Николаеве в состоянии 95%-й готовности. Одно из самых мрачных зрелищ, что я видел в своих путешествиях:

41.


На той же верфи был построен большой противолодочный корабль (по НАТОвской классификации - лёгкий крейсер) "Керчь" проекта "Беркут" (1974), так сказать вице-флагман Черноморского флота, выполняющий эту роль, когда "Москва" уходит на ремонт и модернизацию.

42.



Он был один из 7, и на момент постройки "Беркуты" считались лучшими в своём классе - но другие шесть ("Николаев", "Очаков", "Азов", "Петропавловск", "Ташкент" и "Таллин") в 1992-2000-м годах были распроданы и разделаны.

43.


Сторожевой корабль (по НАТОвской классификации - фрегат) "Пытливый" (1982) 1135-го проекта был построен на судозаводе "Янтарь" в Калининграде - всего подобных кораблей в нескольких модификациях было 59, и 12 из них в строю: 2 на Черноморском флоте ("Пытливый" и "Ладный", здесь же "Сметливый" более старого проекта), 3 - в береговой охране ("Дзержинский", "Орёл" и "Воровский") на Дальнем Востоке, 1 - флагман ВМСУ "Гетман Сагайдачный", и ещё 6 служат Индии. Строились эти корабли в Калининграде, Петербурге и Керчи, почти все пошли под нож в 1993-2002 годах (хотя кое-какие уничтожили и позже), но ещё 6 таких кораблей снова строятся для Черноморского флота в Калининграде. В общем, одни из самых характерных кораблей нашего флота... На таком в 1975 был мятеж капитана Саблина, такой же в 1988 таранил американский крейсер "Йорктаун", демонстративно ходивший  6-10км от побережья Крыма со включённой радиолокационной аппаратурой (в итоге американец получил заметные повреждения и под угрозой применения оружия ушёл восвояси).

44.


Последний, у выхода из бухты - большой десантный корабль "Азов" (1990) проекта 775 - такие могут перебрасывать 225 десантников и 10 танков, предвариельно обработав берег "Грозой" (корабельный аналог "Града"), Разработанных и построенных на Гданьской верфи, всего их было 28, ныне осталось 16: 3 на Тихоокеанском флоте ("Ослябя", "Пересвет" и "Адмирал Невельской"), по 4 на Северном ("Георгий Победоносец", "Кондопога", "Оленегорский горняк", "Александр Отраковский") и Балтийском ("Минск", "Калининград", "Александр Шабалин" и "Королёв") и 5 на Черноморском - "Азов", "Ямал", "Новочеркасск", "Цезарь Куников" и отобранный у ВМСУ "Константин Ольшанский". Ещё в Севастополе есть 3 более старых БДК проекта "Тапир" (1960-е годы) - "Саратов", "Орск" и "Николай Фильченков".

45.


И эти корабли - тоже "рабочие лошадки" советского и русского флота. Они эвакуировали советских людей с гражданских войн Йемена (1986), Эфиопии (1991), украинских - с войны в Ливии (2011), россиян - из Сирии. Ими в 1999-м доставляли в Югославию наших миротворцев. "Ямал" участвовал в инцеденте с "Йорктауном" (хотя и не таранил его сам) и в войне с Грузией, вместе с "Саратовом" высадив в Поти десантников, уничтоживших грузинский флот на базе. Да и в Великую Отечественную, пусть и на других кораблях, важнейшими операциями Черноморского флота были именно десантные.

46.


Конечно, я показал далеко не всё, а только то, что мимо проходило - список кораблей Черноморского флота есть в википедии. И в общем, в сравнении с флотами США, Китая или Южной Кореи Черноморский флот, конечно, не слишком-то грозен. Равно как и в сравнении с Тихоокеанским и Северным флотами России - но из 4 наших флотов лишь он один реально воевал. Развитие его сдерживали и договоры с Украиной, согласно которыми его было невозможно расширять и серьёзно реформировать - новый корабль мог поступить только при списании аналогичного. Новороссийск, куда флот потихоньку готовились выводить, также был не слишком подходящей базой, особенно в сравнении с Севастополем, и в общем эта история весьма наглядно характеризуется американской народной мудростью "не загоняй никого туда, откуда он может выйти только через твой труп"... особенно если это кто-то во много раз больше и сильнее. Придёт ли сюда "Мистраль" (а севастопольцы уже мечтают о том, где именно его будут видеть) или нет - неизвестно, но скорее всего Черноморский флот будет делаться сильнее.

47.


Трибуна с предпоследнего кадра - близ памятника Затопленным кораблям, с неё смотреть парад будут всякие VIPы. Впрочем, в среду 22 июля с неё можно было посмотреть всем желающим и генеральную репетицию с высадкой десантка и спасением судна от пиратов, чего мне сделать не удалось. Но сам парад кораблей и их стрельбы намного лучше смотрятся с Хрустального мыса, где белые Штык и Парус (1977) и тёмные Солдат и Матрос (1982) - туда уже упоминавшийся gyrus_frontalis меня и ребят из Академии Вольных Путешествий и повёл.

48.


О параде кораблей - в следующей части.

КРЫМНАШ-2014
Мои ночлеги. Обзор поездки.
Злободневные реалии.
Тень Донбасса.
Керченская переправа.
Симферополь.
Южный берег Крыма.
Крымский горный троллейбус.
Алушта и отель Porto-Mare.
Демерджи и хорошее отношение к лошадям.
Пещеры. Мраморная и Эмине-Баир-Хосар.
Ялта. Набережная.
Ялта. Дарсан.
Ялта. Чайная горка.
Дорога на Ай-Петри.
Мисхор-Ялта на кораблике.
Севастополь.
Севастопольская бухта.
День ВМФ. Парад кораблей.
День ВМФ в городе и немного об атмосфере.
Города и веси.
Керчь.
Tags: "Тюркский след", Крым, дорожное, злободневное, транспорт
Subscribe
promo varandej november 29, 13:19 45
Buy for 500 tokens
Армения. Здесь мы провели 40 дней, и я прекрасно понимаю, почему Мандельштам назвал её "орущих камней государством"... Грузия, где мы были краешком и в основном отдыхали в Батуми. Действительно не в меру душевна... Турция, в этой своей части некогда бывшая Арменией, Грузией и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments