varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Брест. Часть 1: вокзал и город



Что я знал о Бресте, когда прибывал в этот город электричкой из Пинска? Знал, что это самый западный город, куда я только добирался, областной центр с населением 315 тысяч человек, причем центр самой богатой по уровню жизни белорусской области. Еще знал, что здесь есть Брестская крепость-герой, которую представлял себе в виде упрощенного варианта Мамаева Кургана, что здесь есть раскопки Берестья, похожие на раскопки греческих полисов, но только из дерева, а еще оставались воспоминания об огромном и очень красивом вокзале и жутковатой операции по смене колес, когда я в 10-м классе я ездил поездом в Прагу. В общем-то, не так много.

В итоге, дома я обнаружил, что примерно 2/5 фотографий из полесского путешествия я отснял в Бресте. В совокупности это 3 поста, первый из которых я хочу посвятить собственно историческому центру Бреста.

С тех пор, как советы отвоевали Брест у поляков, функцию город приобрел совершенно однозначную: "Парадные ворота Советского Союза". В 1949-57 годах здесь был построен один из крупнейших вокзалов бывшего СССР, рассчитанный на прием поездов из Берлина, Варшавы, Праги, Парижа. Ныне вокзальный комплекс занимает целый огромный квартал, и таких грандиозных вокзалов за пределами Москвы я еще не видел.



Сталинские постройки Бреста-Центрального тянутся на несколько сотен метров, а по обе стороны от вокзала проходят мосты - автомобильный и пешеходный. С них на вокзальный комплекс открываются лучшие виды.

Так выглядит "фасад" Бреста-Центрального, обращенный на запад:



Высоченная башня со шпилем, видимо, олицетворяет символы тогдашнего СССР - московские высотки:



А как изнутри выглядит центральный зал, сложно даже представить:



Сейчас на вокзале идет реконструкция, и открыта только малая его часть - билетные кассы. А жаль - думается, внутри он роскошен.



Центральный комплекс с трех сторон окружают еще 3 небольших вокзала, возведенных в разные эпохи:

Необарочный польский вокзал:



Современный вокзальчик с надписью "Брест-Литовск":



И еще один вокзал дореволюционного "русского" вида - его происхождение я не выяснил, вроде бы, дореволюционный Брест-Литовский вокзал строился в готическом стиле:
 

Сейчас пассажиропоток Бреста-Центрального не соответствует его масштабу - всего около 30 поездов в день (сравните с Киевом-Центральным, который обслуживает около 300 поездов!). Но масштаб и не важен: здесь находился "триумфальный въезд" в СССР для "загнивающих буржуев", и въезд этот оформлен чрезвычайно достойно. К западу же от вокзала расположены депо, на которых меняют колеса, и начинаются пути "стефенсоновской колеи". С башни вокзала уже видна Польша.

Кстати, в июне 1941 года помимо обороны Брестской крепости была еще и оборона Брестского вокзала - и немцы не могли взять вокзал около недели, а защитники сумели выбраться из окружения.

К вокзалу же примыкает городской центр, застроенный преимущественно в начале 20-го века, и для города, принявшего на себя первый удар Великой Отечественной войны, Брест сохранился удивительно хорошо.

Скажем, застройка улицы Ленина, на которую ведет западный мост:

Явно польское здание 1930-х годов



Сталинка гостиницы "Буг", очевидно, предвоенная:



Памятник конструктивизма - безусловно польский:



Еще здание явно польского времени:



Центр Бреста имеет прямоугльную планировку, и параллельно вокзалу (т.е. перпендикулярно Ленина) проходит очень красивая улица Мицкевича:





"Кирпичный стиль" по-польски:



А есть тут здание, которое по стилю я бы классифицировал как арт-деко - в Россию это направление в 20-30-е не завезли:





У вокзала - современное здание. Я отмечаю этой фразой каждый современный дом в Белоруссии, и все же: до чего белорусская архитектура 21 века отличается от российской! 



Параллельно Ленина проходит бульвар Космонавтов - из него сейчас делают брестский Арбат:





Здесь уже начинаются новоделы, которые мне не показались особенно интересными.

Однако наибольшее впечатление в центре Бреста на меня произвела улица Леваневского, начинающаяся от улицы Ленина и ведущая к парку культуры и отдыха. А учитывая, что через парк можно пройти к Брестской крепости, улица еще и по пути. Ее застройка - польские коттеджи 20-х годов в стиле необарокко:







Говорят, несколько лет назад улица представляла собой довольно жалкое и запущенное зрелище, но недавно коттеджи привели в порядок. Подозреваю, что-то и построили заново, но теперь уже не отличишь.







Отсюда через парк лежит путь в Брестскую крепость, а я, в завершение первой части, расскажу о 3 брестских храмах.

Никольская православная церковь (начало 20 века) на пересечении Советской и Мицкевича не интересна, по-моему, ничем, кроме размера.



Крестовоздвиженский костел середины 19 века на площади Ленина меня также оставил равнодушным:



А вот что меня впечатлило действительно - это вот это вот с виду унылое здание на улице Карла Маркса, в 10 минутах ходьбы от ул. Мицкевича:



Это кирха 20-х годов - редчайший в бывшем СССР, да и в мире нетривиальный памятник - храм в конструктивистском стиле.



Аналоги у нее есть только в Прибалтике и на Кенигсбергщине. Ныне кирха занята рекламными мастерскими.

В следующей части - о собственно Брестской крепости.
Tags: "Воля вольная", Белоруссия, ВКЛ, дорожное, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments