varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Дубна. Часть 2: канал имени Москвы и Левый берег



Продолжаю рассказ о подмосковном наукограде Дубна, который посетил при поддержке фонда "Наследие" и Фёдора dubna_petrov.. Первые две части - безъядерные: в прошлой части речь шла железной дороге, первом впечатлении, музеях и предыстории, теперь же покажу Канал имени Москвы в черте города, первую на Волге (в обоих смыслах) Иваньковскую ГЭС и Левый берег, где атомов не расщепляют, но зато делают ракеты.

Въезжая в Дубну поездом и пересека реку Сестру (на ней ещё стоит Клин, а впадает она в Дубну в нескольких километрах от Волги), можно увидеть странное, необычайно массивное сооружение, похожее на плотину:

2.


Это дюкер - то есть место, где река подныривает под канал имени Москвы, идущий от водохранилища по насыпи выше шоссе и железной дороги. Пересечение двух водных путей на разной высоте - это, конечно, впечатляет, хотя и не Германия с Англией, где есть судоходные каналы, проходящие над судоходными реками. Во время войны Красная Армия сумела задержать северное наступление немцев на Москву, закупорив дюкер и устроив слив воды из канала, тем самым затопив окрестную местность - и по словам Фёдора (а он всё же профессиональный историк) легенды о десятках тысяч утонувших крестьян - это только легенды. Более достоверно то, что выше дюкера лучше не плавать даже на лодке, особенно в ливень и бурю - может засосать, и поминай, как звали.

3.


А трасса проходит над дюкером, вдоль насыпи канала, и через полкилометра стоит въездной знак Дубны - но на самом деле границей города служит именно Сестра. Канал Москва-Волга (ставший "имени Москвы" на в 1947-м на 800-летие столицы) во многом и предопределил развитие будущей Дубны: здесь где Волга ближе всего подходит к Москве (около 120 километров), и в 1932-37 годах великую реку и город соединили этим каналом. В Дубне - начало, так как это волжская вода течёт в Москву, обеспечивая 60% потребностей города (то есть, на 6-9 миллионов человек), но при этом устье канала на 2 метра выше истока - от Дубны канал идёт вверх, пересекая Клинско-Дмитровскую гряду, откуда уже спускается к Москве. Сталинские каналы  - имени Москвы, Волго-Дон, Волго-Балтийский и Беломоро-Балтийский, превратили Москву в "порт пяти морей" (до этого, за счёт петровских каналов, только двух - Балтийского и Каспийского, к коим прибавились Белое, Чёрное и Азовское), и эти же каналы - первое, что рисует воображение при упоминании ГУЛага. Слово "зек" произошло от "з/к" - "заключённый каналоармеец", и в те времена использование на стройках подневольного труда даже не особо скрывалось - наоборот, это рассматривалось как "перековка деклассировынных элементов". Перековывалось по-разному: на канале имени Москвы 25 тысяч заключённых погибли, а 60 тысяч (из осуждённых по уголовным статьям) по окончании срока более не возвращались в криминальный мир. Ну а что творится в голове у тех, кому 25 тысяч погибших - слишком мало, подавай хотя бы тысяч 200 - я боюсь себе представить.

4.


Между тем, следующий после дюкера примечательный пункт на канале (если ехать по дороге) - это паромная переправа, весьма необычная вещь для Подмосковья. Причём ходит тут не баржа, а настоящий паром - то есть платформа на двух тросах. Ходит он туда-сюда буквально каждые 5-10 минут, но мы приехали в единственное за сутки получасовое "окно" (13:00-13:30).

5.


А чуть южнее (то есть ближе к Москве и дюкеру) - аварийные ворота №104. Это не шлюз, и таких ворот по каналу много - с их помощью можно перекрыть какой-то его участок, даже не столько в случае ЧП, сколько например для ремонта. У канала имени Москвы - чрезвычайно стильная архитектура, я бы сказал, это ансамбль, достойный Московского метро и оставляющий позади большинство железных дорог - но вот навигация по каналу ныне только круизная, так что за вменяемые деньги можно только с берега смотреть.

6.


Какие-то баржа и катер на постаменте, а за поворотом уже Московское море:

7.


Со стороны города берег здесь - узкая полоса земли между каналом и Лебяжьим озером, но на этой полосе стоит ещё одно сооружение, в Подмосковье крайне неожиданное - Большой Волжский маяк. Действительно маяк, я после Эстонии к этим сооружениям дышу неровно, а у него ещё и вид очень архаичный - вполне сойдёт за средневековые маяки ни то Британии, ни то Средиземноморья с надстройкой Нового времени. На самом деле маяк, как нетрудно догадаться, тоже 1930-х годов, построен вместе с Иваньковской ГЭС и каналом, но сейчас находится в состоянии "ни нашим, ни вашим" - не работает, но и туристов на него не пускают.

8.


А затем дорога приводит на памятник Сталину... то есть, конечно, памятника там давно уже нет. В 1935-37 годах Ленин и Сталин были сооружены по обе стороны аванпорта канала, и это были на тот момент крупнейшие памятник вождям коммунизма - по 25 метров (15 фигура, 10 - постамент) + ещё 5 над уровнем воды... но в 1961 году развенчали культ личности, и Ленин остался один. Однако место напротив него под названием "у Сталина" знает вся Дубна.

9.


Водяное пространство, на которое взирали вожди - так называемый аванпорт, по сути рейд с тремя выходами - вниз по Волге, вниз по каналу и на простор Московского моря. Соответственно, светофор показывал, можно ли судну заходить в канал или волжское русло. Вообще, гидроузел устроен очень мудрёно и проще показать карту, чем пытаться объяснить, где что:

9а.


А вот маяки у выхода канала в водохранилище:

10.


Парк Сталина (само собой, это неофициальное название) ныне весьма запущен, но в зарослях ещё можно найти основание сталинского постамента:

11.


Вот как он выглядел при жизни:

11а.


А вот как это место выглядит от Ленина (как Ленин выглдят оттуда - см. вводный кадр):

12.


До Ленина, впрочем, ещё надо доехать - он стоит на длинном узком острове между каналом и Волгой, на который ведёт тоннель под Первым шлюзом канала (между естественным руслом Волги и водохранилищем). Внутри тоннеля очень красивая фактура, но на ходу снять не удалось. Сейчас он слегка протекает, и есть мнение, что началось это именно после сноса памятника Сталину - то ли изменилось распределение нагрузок, то ли всю систему повредило сотрясение.

13.


Ильич тут, конечно, чрезвычайно внушителен - но меньше себя на Волго-Донском канале: там памятник и вовсе высотой 57 метров, и считается крупнейшей в мире скульптурой реально существовавшего человека (довольно спорно - по мне так обладатели более крупных памятников Христос и Сиддхартха тоже вполне себе существовали, и с точки зрения атеизма были просто великми философами). На Волго-Доне, впрочем, изначально стоял только Сталин, а Ленина на его опустевший постамент установили позже.

14.


Говорят, снесённый той зимой в Киеве Ленин был уменьшенной копией этого, сделанной специально для выставки в Нью-Йорке. Да и в принципе, как я понимаю, копий у него было немало. Это ещё не "юбилейный истукан" 1970 года, а вполне индивидуальная и достаточно красивая скульптура.

15.


А у начала бульвара, ведущего к Ленину от Московского моря - памятник жертвам строительства канала из фрагмента сталинского монумента:

16.


На Московском море, пускай оно немногим шире Волги в естетсвенном русле в низовьях, движение! Всё же Москва - тот ещё каменный мешок, и близость водного пространства располагает. Тут и рыбаки, и прогулочные кораблики, и яхточки:

17.


Плавкран успел войти в историю - вместе с казанским собратом поднимал в 2011-м году затонувшую в Камском устье "Булгарию":

18.


А вдали посреди водной глади Могильный остров - якобы, там, на горке, стояла церковь с кладбищем, их при заполнении водохранилища снесли, а островок остался. Ещё говорят, раньше туда влюблённые парочки уходили за уединением, но теперь, как видите - имеется даже дебаркадер. Такие вот, если первая легенда верна, пляски на костях:

19.


Вниз по Волге... но это ещё не русло, а тихий затон под глухой дамбой, использующийся как стадион для водных видов спорта. "Клетчатое" здание слева - 3-й корпус гостиницы "Дубна" у въезда в Институтскую часть:

20.


Вот и собственно Иваньковская ГЭС - самая верхняя, самая старая (1932) и самая маленькая (30 МВт - примерно в 80 раз меньше крупнейшей в каскаде Волгоградской ГЭС) на Волге. Иваньковская, а не Дубненская - потому что тогда и Дубны-то не было, а ближайшее село Иваньково попадало в зону затопления, было перенесено на другой берег и в 1937 году стало рабочим посёлком Иваньково в Кимрском районе Калининской (Тверской) области. ГЭС небольшая - но одна из самых красивых, в фирменном стиле канала:

21.


И краны на ней аутентичные. По словам Фёдора, ГЭС ни разу не ремонтировалась - это единственная дорога, связующая два берега Дубны (города, а не реки, в смысле), и её закрытие означает, что ездить с одного берега на другой можно будет лишь крюком в полсотни километров через Кимры и незиведанные, населённые тёмными племенами тверские дебри. Спасает то, что дамба была рассчитана на прохождение по ней танков, поэтому запас прочности у неё довольно высок.

22.


На другом конце дамбы - пулемётное гнездо (прорезь на другой стороне), такие массово строились на дальних подступах к Москве в 1941 году, и в Дубне оно не единственное. В войну плотину, кстати, не взрывали, как ДнепроГЭС, а организованно вывезли её оборудование, после войны вернув на место:

23.


А мы въезжаем на Левый берег, он же Тридцатка и бывшее Иваньково, побывшее два года городом и в 1960 вошедшее в состав Дубны. Ныне это крупнейший по площади её район, как и в случае с дореволюционной Нарвой - перехлёст столичной области через естественную границу: за городской чертой Левого берега Дубны начинается Тверская область.
Ну а другое название Левого берега - Тридцатка - связано с его градообразующим предприятием: в 1940 году здесь был основан авиазавод №30, после войны строивший гидросамолёты, а в 1953 году при поддержке "трофейных" немецких специалистов переведённый на производство крылатых ракет. Ныне это Дубненский машиностроительный завод имени Фёдорова и конструкторское бюро "Радуга" имени Александра Березняка. В Севастополе этим летом мне довелось познакомиться с одной из первых его разработок - противокорабельной ракетой "Термит", в том числе - увидеть её запуск на параде Военно-Морского флота. Они же разрабатывали и "Москита", а вот "Базальт" и "Вулкан" - уже из реутовского НПО. "Тридцатка" больше занимается ракетами типа "воздух-поверхность", и на въезде в район у края заводской площадки стоит ракета Х-22 "Буря", разработанная в 1958-68 годах: с самолётов, на расстояние до 600км со скоростью 4000км/ч она может нести как обычный, так и ядерный заряд мощностью до мегатонны и разрабатывалась для уничтожения авианосцев. По местной легенде (которую, разумеется, никто всерьёз не воспринимает), ракета на постаменте нацелена на предполагаемого противника, содержит боезаряд, а по трубкам постамента может быстро заправиться и улететь поражать цель.

24.


На параллельной улице стоит (с 2006 года) самолёт-памятник МиГ-25 - это перехватчик, разработанный в 1960-е годы и поступивший на вооружение в 1970-м. Наиболее востребованы они оказались в Ираке, и в деле наиболее активно себя показывали в ирано-иракской войне, однако регулярно уничтожались самолётами американского производства. С вооружения они сняты ныне почти везде (в России - в 2013-м году), оставшись только у Армении, Сирии и Алжира.

25.


Но на самом деле памятник это не столько самолёту, сколько ракете Х-58, разработанной к 1978 году для поражения радиолокационных станций. Нынешняя основная разработка "тридцатки" - ракета Х-101, способная на расстоянии до 5500км поражать цели с точностью в 2 метра уже запущена в производство, но на вооружение пока не поступила, ну а на всеобщее обозрение её, по понятным причинам, никто выставлять не будет ещё лет 50. Вообще же, эти ракетные памятники напомнили мне казахстанский Приозёрск - в котором, правда, стоят в основном противоракеты.

26.


Улица Жуковского за ракетой Х-22, как Невский на Адмиралтейство, ведёт к пожарному депо:

27.


А по левой стороне - собственно, проходные. КБ "Радуга":

28.


И завод - его площадка, размером примерно 800х1000м, тянется до самого берега:

29.


Ещё здесь есть небольшой памятник Александру Березняку (главный конструктор "Радуги" в 1957-72 года) и мемориальная доская Николаю Фёдорову (директор завода в 1968-87). Напротив проходной - старая фабрика-кухня, говорят была одной из лучших столовых во всём Советском Союзе... ныне в ней "Гранд-отель" (видимо, бывшая заводская гостиница), ночной клуб "Патриот" (у местных ставший "Патриком") и псевдо-средневековый ресторан "Камелот".

30.


А центр города Иваньково, где на момент слияния с Дубной жило 18 тысяч человек, неплохо сохранился. Есть тут как довоенные "засыпнухи":

31.


Так и вполне серьёзные сталинки:

32.


33.


В том числе "ободранные":

34.


А на Центральной улице (она так и называется) с бульваром - площадь Космонавтов и ДК "Октябрь", всё-таки в сталинском градостроительстве эти дома культуры выполняли роль соборов:

35.


Рядом - мозаичные портреты космонавтов. Ещё одна галерея подобных портретов стоит у ДК "Мир" в Институтской части, да вводный кадр прошлого поста явно в том же стиле. Это подарок Нади Леже - французской художники, в девичестве белоруски Ходасевич (двоюродная сестра Владислава Ходасевича), в эмиграции в 1952 году вышедшая замуж за французского художника Фернана Леже (ещё в 1924-м закончив возглавляемую им академию), через три года умершего. В 1960-х Надя зачастила в СССР, где популяризовала творчества своего мужа, а творчество советских художников и режиссёров - во Франции. В Дубне 20 её мозаик оказались фактически случайно - партию из 60 панно она подарила СССР в 1972 году, советский Минкульт долго не мог решить, что с этим подарком делать, а в итоге 20 мозаик вывез в Дубну для выставки директор ДК "Мир", да так их тут с позволения Минкульта и оставил. Надя Леже позже сюда приезжала и осталась произошедшим очень недовольна... однако в крупном городе мозаики бы затерялись в многообразии иных сюжетов, в Дубне же стали одной из запоминающихся черт. Подробная их история рассказана здесь. Основная группа мозаик - у "Мира", а у "Октября" - 4 портрета космонавтов... увы, опознать их в лицо (кроме Гагарина) или различить подписи я не могу:

36.


Вообще, по словам Фёдора, в Дубне есть столь привычное культурное разделение на "этот берег" и "тот берег": жители Институтской части (да и Большой Волги) на левобережных смотрят слегка свысока, а кто когда-то даже гопников тут видел - для Дубны дело неслыханное! Впрочем, на здешнем заводе инженеров чуть ли не больше, чем рабочих.
На краю левобережного района же обнаружилась удивительно красивая (даром что новодел) Смоленская церковь, куда Фёдор заехал со мной забрать у батюшки экспонаты для выставки.

37.


В сущности, не просто церковь, а реплика погостов Русского Севера, сразу напомнившая мне исчезнувший Николо-Корельский монастырь в нынешнем Северодвинске, похожего странного орла же я наблюдад в сибирских острогах. В общем, проектировал этот храм явно весьма образованный человек, и я возможно углядел тут даже не все аллюзии. Вот что значит - город учёных:

38.


39.


40.


Чистый воздух, запах дерева, и очень добрая какая-то, не показательно-благостная, а именно добрая атмосфера, когда на церковном дворе просто приятно быть:

41.


Нищий на крыльце, в очках и с длинными седыми волосами, поинтересовался, каким я снимаю объективом, и пока Фёдор разговаривал с батюшкой, успел мне целый маршрут сочинить - да и в принципе нищий тут может быть старым учёным, потерявшим работу и перспективу в 1990-х годах и нашедшим успокоение в церкви: сколько таких историй было в те времена? В наше время, конечно, учёные тут не бедствуют - но голодные годы кончились слишком уж недавно...

42.


Второй батюшка подорил мне книжечку псалмов - по словам Фёдора, у него этих книжечек (изданных какими-то протестантами) видимо целый склад, и дарит он их всем приглянувшимся людям.

43.


Старое надгробие:

44.


И крест в память о жертвах радиационных катастроф... Да, это именно дубненский храм.

45.


Дальше мы проехали по улице села Подберёзье, известного с 1628 года и со временем поглощённого городом. Тем не менее, остались ещё резные деревянные дома, типичные для здешнего уезда:

46.


47.


48.


В конце улицы, на выезде из города - крест на месте, где Смоленский храм стоял первоначально:

48а.


Если же выезжать в другую сторону - попадёшь на основной площадку Особой экономической зоны "Дубна", где первоначально планировали строить Российский центр программирования с 30 тысячами работников. По словам Фёдора, именно РЦП в итоге не задался, но всякие мелкие высокотехнологические производства вроде уже упоминавшихся в прошлой части плазмаферезных мембран, тут возникают одно за другим.

49.


Впрочем, в основном не на этой площадке - тут в кадре Дворец спорта "Радуга" (выше) и административный блок ОЭЗ "Дубна" - конгресс-центр, отель и прочее.

50.


В общем, процесс идёт, не так быстро и не с тем размахом, как того бы хотелось - но всё же не стоит на месте. Что из этого получится, кто будет прав - оптимисты или пессимисты (коих в Дубне, в силу общей её интеллигентности и международно-интеригрованности, разумеется очень много) - покажет время.

50а.


Ну а в следующей части - о самом главном: Объединённом Институте Ядерных Исследований и его районе.
Tags: Подмосковье, деревянное, дорожное, транспорт
Subscribe
promo varandej november 29, 13:19 45
Buy for 500 tokens
Армения. Здесь мы провели 40 дней, и я прекрасно понимаю, почему Мандельштам назвал её "орущих камней государством"... Грузия, где мы были краешком и в основном отдыхали в Батуми. Действительно не в меру душевна... Турция, в этой своей части некогда бывшая Арменией, Грузией и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments