varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Как мы искали Атлантиду в Средней полосе России



"Сенсация" о всплывшей из-за маловодия Мологе сподвигла меня сделать то, о чём я думал уже не первый год - как следует поездить по Ближней России. В две прошедшие недели я совершил два автомобильных путешествия на Верхнюю Волгу - в Ярославскую область с sasha_kalkaev и в Нижегородскую с dima1989. В первой мы искали Мологу, но не нашли из-за шторма; во второй искали Китеж и кажется подошли к нему близко. Ещё раньше была поездка в подмосковную Дубну, о которой я уже рассказал в трёх частях. Для завершения картины может быть съезжу на следующей неделе в Кинешму-Юрьевец и в Кимры. Пока же - краткий обзор (а впечатления частично были здесь) моложского и китежского рыбинского и нижегородского вояжей.

Поиски Мологи с sasha_kalkaev.

...К Волге ехали почти без остановок - только разок заправились да в Сергиевом Посаде заехали на смотровую площадку, заснять открыточный вид Троице-Сергиевой Лавры - главного монастыря России. Поменьше Киево-Печерской Лавры, но всё равно грандиозна.

2.


Первым пунктом маршрута стал Калязин, городок в Тверской области, 3/4 старой части которого ныне покоятся на дне Угличского водохранилища. Надо заметить, из обеих поездок он запомнился мне и самым депрессивным. Однако осмотрели мы его добротно - и к Затопленной колокольне (стоявшей некогда на главной площади) сходили на лодке:

3.


И по другим достопримечательностям прокатились, порой весь неожиданным:

4.


Соседний Кашин с мудрёнейшим рельефом и двумя десятками церквей - образцовая такая русская глубинка, хоть интеллигентское кино снимай:

5.


Граница Ярославской и Тверской областей, как и многие границы регионов и стран, осязаема - "стиральная доска" тверских дорог сменяется ровным асфальтом Ярославщины. Заночевали в Угличе в гостинице "Чайка" (весьма приличной и не слишком дорогой), а наутро отправились его осматривать - он куда благообразнее Калязина и Кашина и обелием древностей вполне достоин Золотого Кольца. Тут есть соборы с великолепным убрнанством, монастыри, палата 15 века, где убили царевича Дмитрия, барочные церкви и "посадские дома" 300-летней давности, два из которых даже деревянные. А на этом кадре видно, как обмелела в этом году Волга и её притоки:

6.


Узловым пунктом той поездки стал Рыбинск - город с почти губернской архитектурой, по духу больше похожий на Самару или Саратов, чем на Ярославль или Тверь:

7.


И с совсем не районной современностью - полное ощущение, что это крепкий областной центр:

8.


Ухоженный, зажиточный, и при том довольно интеллигентный город, главное предприятие которого - завод авиационных и ракетных двигателей "Сатурн". Особенно впечатлили его кафе - все, в которые мы заходили, демонстрировали совершенно московский уровень, кроме, конечно, цен. А вот главным разочарованием стал хостел "Дворик", обитающий в полуподвале: кордиор и множество клетушек с двухъярусными кроватями внутри. И вроде всё ничего - дёшево и колоритно, но вот контингент.... Нет, тут не весёлая молодёжь, неоткуда ей взяться в нетуристическом (кроме круизников) Рыбинске, а какие-то непонятные злобные пьяницы, всю ночь бродившие по коридору и ругавшиеся матом. Двухместная клетушка тут оказалась более чем кстати... В общем, место это не стоит даже тех 500 рублей, что мы заплатили.

9.


Из Рыбинска мы ездили в сторону Мологи - старинного уездного городка, ныне покоящегося под водой Рыбинского водохранилища за 10-20 километров от ближайших берегов. Этот год выдался аномально маловодным, и она "всплыла" - впервые, как многие пишут, с 1992 года. Другие, впрочем, пишут, что по осени она "всплывает" часто, но обычно в октябре-ноябре, когда на водохранилище непогода, в этом году же к ней можно было подойти и летом. Летом и надо было - в сентябре же на Рыбинке холодно и ветрено, и хотя мы 3 часа искали по деревням да турбазам лодочника, готового нас перевезти, по такой волне никто не соглашался идти даже за деньги - то есть это было и правда рискованно... Однако покатались по обнажившемуся дну у деревни Легково. Вот какая-то ни то церковь, ни то усадьба - россыпь кирпичей в песке. Остатки Мологи, по чужим фото, выглядят примерно так же.

10.


Но в любой год в Рыбинске можно сходить в музей Мологи и даже погулять по нескольким её улицам... Как? Напишу в постах о Рыбинске. Сама же Молога была такой, и на мой взгляд - если бы она не погибла, она была бы куда менее известна.

10а.


В общем, потерпев неудачу с Мологой, мы поехали за Волгу. Рыбинская ГЭС устроена очень сложно - сама она на Шексне, а её шлюзы - на Волге, между ними остров - возвышенность у бывшей стрелки. В стильности архитектуры сталинским гидрообъектам не откажешь...

11.


Заволжский городок Пошехонье на полпути из инженерского Рыбинска в индустриальный Череповец. "Пошехонье" в 19 веке значило примерно то же, что ныне - Урюпинск или Бобруйск. Ныне - маленький, спящий, северный по духу городок. В принципе Молога была примерно такой же.

12.


Долго думали, ехать ли в Москву через Мышкин (где, как и в Рыбинске с Угличем и Калязином я был в 2003-м году) или Тутаев (где я не был), и в итоге остановились на втором. Романов и Борисоглебск, два городка с разной историей, объединили ещё при Екатерине II, а переименовали при Советах - но так и не построили между ними мост! Теперь туда-сюда ходит паром (вместо автобуса) и моторные лодки (вместо маршруток). Левобережная Романовская сторона - возможно, самый аутентичный малый город России, ведь это правда целый уездный городок, но формально - лишь дальний район Тутаева, и в нём нет ни единой пятиэтажки, ни единого крупного советского здания! Борисоглебск на правом берегу не столь атмосферен, но в его соборе фантастическое убранство. Есть и третья часть, правда уже не через Волгу, а вплотную к Борисоглебской стороне - Новый город у трассы с мощными многоэтажками, огромным моторостроительным заводом и опрятными тротуарами.

13.


Есть даже четвёртая часть - посёлок-спутник Константиновский со старейшим в России нефтеперерабатывающим заводом, основанным в 1879 году при поддержке самого Менделеева.

14.


Последним Моложского вояжа пунктом, уже в стороне от Волги, стала Курба - село с гигантским и совершенно заброшенным храмом уникальной для России 16-лепестковой формы. Внутри фрески. Колокольня достойна того же Калязина. Величие и забвение...

15.


И вот - домой по Ярославскому шоссе! Там есть достойные отдельной поездки старые торговые сёла с каменными домами (не говоря уж про Ростов Великий и Переславль-Залесский) и несколько церквей, очень красиво поставленных на поворотах:

16.


Поиски Китежа с dima1989

Нижегородский вояж спустя три дня начался в Жулебино, от новенькой станции метро "Лермонтовский проспект":

17.


А первым городком стала тихая фабричная Дрезна - самый, между прочим, дешёвый (по недвижимости) город Подмосковья практически без новостроек:

18.


Впрочем, Дрезна была лишь прологом к Орехову-Зуеву - столице подмосковного "текстильного края". Для dima1989 этот город не чужой, и он очень хорошо мне его показал. Орехово-Зуево - впечатляющий заповедник краснокирпичной пролетарской архитектуры и подмосковный оплот староверия. Сердце Ореховской стороны (южнее Клязьмы) - Морозовская мануфактура:

19.


Основа (но давно не центр!) многоэтажечной Зуевской стороны - Подгорная мануфактура Зиминых (они же владели фабрикой Дрезны), там же находится два старообрядческих храма, один из которых построен в 1970-е годы.

20.


Ещё по дороге в Нижний Новгород мы осмотрели три городка Непарадной Владимирщины - той, что без белокаменных церквей и древнерусских святынь. Вот Петушки - классический "посёлок на Транссибе", только почти в Подмосковье. И - со своей Шуховской башенкой:

21.


Лакинск историкам известен усадьбой Суворовых, от которой осталась церковь и старой фабрикой; водителям - магазином местного пивзавода (где есть и очень вкусный лимонад), ну а для меня главной его достопримечательностью стала огромной арка под железной дорогой, которую мы с a_krotov случайно нашли ещё в мае, когда искали место для осеннего Лесного схода Академии Вольных Путешествий. Тогда я был без фотоаппарата, а в этот раз мы честно под ней проехали:

22.


Но главным открытием стала соседняя Собинка - ещё один текстильно-пролетарский городок. Тут есть памятник Марксу 1920-х годов, призывающий к экстремизму:

23.


И огромная старая фабрика, а при ней мрачнейшие рабочие казармы, имеющие здесь собственное прозвище - "коридоры" или даже "колидоры":

24.


Заночевали в Нижнем Новгороде - одну ночь в гостинице "Заречная", следующие две - в хотселе "Фабрика" на Почтовом съезде. Вот тут уже честный хостел - молодёжный, хипстерский и разгильдяйский. Сам Нижний Новгород - из тех городов, что я неоднократно посещал, неплохо знаю и очень люблю... но всё слишком давно, с плёночным фотоаппаратом и без столь намётанного глаза. Рано или поздно я обязательно приеду в Нижний ради самого Нижнего, пока же вот лишь пара кадров проездом:

25.


Но в целом город очень солиден. Центр его не сильно уступает московскому, да и окраины, даже деревянные, смотрятся очень прилично. На генштабовской карте (там местность на рубеж 1980-90-х) через Оку всего два моста, а ныне их уже пять. В городе хорошие развязки, и мы удосужились ни разу не попасть в пробку, кроме Волжского моста. Вот только сфера услуг не обрадовала: внешне всё прилично и почти по-европейски, но в деталях... то в гостинице воды нет, то в хостеле унитазы засорены, то в "Бургер-Кинге" кола разбавлена минералкой до прозрачного состояния.

26.


Нижегородская область совсем не наводит тоску, о которой я писал в прошлом посте - неплохие дороги, опрятные города, возделанные поля, работающие заводы, общее ощущение какого-то динамизма и развития... как, впрочем, и в большинстве регионов России, которые я посещал в последние годы. Жизнь в русской провинции ещё очень далека от "хорошей", но - лучше, чем была несколько лет назад. "Отъехав на 100 километров от МКАД", скорее всего правда увидишь разруху, запустение и пофигизм. Отъехав на 500 километров от МКАД - увидишь скорее всего, что жизнь в России не стоит на месте.

Так же, проездом, я увидел и города-спутники Нижнего (а в агломерации тут живёт миллиона два). Направления трёх наших дней - Балахна (загадочная постройка на окраине, такое ощущение что часовней она изначально не была):

27.


Кстово, мировая столицы самбо (наряду, конечно, с Москвой), с объездной примечательно нефтеперерабатывающим заводом:

28.


29.


А на Бору, который фактически уже превратился в Заволжскую часть Нижнего Новгорода, мне запомнился во-первых колоритный вокзал Моховые Горы, построенный в 1917 году между двумя революциями, ближе к Октябрьской:

30.


И конечно же канатная дорога через Волгу. Учитывая пробки на мосту, это действительно не роскошь, а средство передвижения:

31.


В первый день мы ездили вверх по Волге, в Городец - один из лучших малых городов России:

32.


Говорят, его возродили сами жители. Здесь ухоженные улицы, опрятные отреставрированные домики, интересная история, многочисленные и действительно богатые музеи:

33.


А также целый букет народных ремёсел - роспись, резьба, пряники... Городец оставляет очень приятное впечатление. А ещё в нём есть Святое озеро, скрывающее по легенде Малый Китеж.

34.


Из Городца поехали в Чкаловск - ещё один городок, на 3/4 ушедший под воду, теперь Нижегородского водохранилища, и выглядящий на фоне прочей области весьма депрессивно. Однако интересен он не стариной - думаю, этот самолёт с огромными красным крыльями каждый знает "в лицо", и это - подлинник:

35.


На обратном пути заехали в Пурех - село с необычайно внушительным храмом:

36.


На второй день поехали вниз по Волге, сначала отклонившись от берега  - в два села по соседству.
Первое - Вельдеманово, где родился патриарх Никон:

37.


Второе - Григорово, где родился протопоп Аввакум. Да, антагонисты Раскола были не то что земляками, а почти соседями. И сёла их отличаются, что никонианство от староверия - одно благостное, другое суровое.

38.


Ближайший к ним городок со смешным названием Большое Мурашкино примечателен совсем не смешной архитектурой нескольких купеческих особняков:

39.


Городок Лысково на Волге пролетели с парой коротких остановок - спешили на паром, который ходит 5 раз в день летом и 3 раза в день осенью. Кажется, мой последний паром 2014-го года - потому что в историю моих путешествий этот год войдёт как Год Паромов: паромы Эстонских островов и Севастопольской бухты, Керченская переправа, паромы через канал имени Москвы в Дубне, через Нижнюю Волгу в Селитренном (коими я не воспользовался), через Верхнюю Волгу в Тутаеве и вот здесь.

40.


А переплавлясь мы в Макарьево, и за рекой как былинный чудо-город белел Макарьев Желтоводский монастырь - он размером с крупный кремль, и именно у его стен зародилась Нижегородская ярмарка, которую ещё много десятилетий называли по привычке Макарьевской.

41.


Нижегородское Заволжье... Природа за рекой поменялась сразу и резко. Вообще, Нижегородчина - это Европейская часть России в миниатюре, и на двух берегах реки ниже устья Оки натурально встречаются Черноземье и Русский Север. В глухомани Заволжья порой кажется, что ты где-то в Архангельской области - невысокие скудные леса, тёмные избяные деревни, тихие речки и озёра да безлюдие. Немудрено, что здесь была когда-то "республика староверов". Вот Керженец, давший ей название:

42.


Ночевали в Семёнове - этот такой Городец-light, столица ремёсел, своей цивильностью вполне достойная маленьких городков Прибалтики (ну, только газонов нормальных нет и помойки не раздельные). Семёнов - столица хохломской росписи и центр производства матрёшек, а сувенир это столь массовый, что для райцентра сойдёт за полноценную экономическую нишу.

43.


Вокруг него мы искали старообрядческие скиты - и это было очень непросто, так как почти все они спрятаны подальше от любопытных глаз. Координатами самых важных из них нам помог cheger, в его журнале о них написано много и подробно. В основном от скитов остались кладбища, где староверы хоронят своих до сих пор:

44.


Мы многого не нашли - например, найдя сам Комаровский скит, бывшую "столицу" староверческого Керженца, мы так и не разыскали на нём могилу Манефы Старой. Но эти разъезды по заволжским деревням запомнились бы надолго, даже если бы мы не нашли вообще ничего.

45.


И конечно же - озеро Светлояр, что скрывает град Китеж. Примыкающее к нему село Владимирское само по себе интересно своей деревянной архитектурой. Ну а озеро... на самом деле этого не передать ни фото, ни описанием, просто, Светлояр - ОЧЕНЬ сильное место. В легенду о Китеже на его круглом берегу верится:

46.


Вернувшись в наше время, мы ещё покатались немного на Нижегородском метро. В принципе раньше оно мне казалось самым неудачным в России (может, кроме Самарского, в которое я не спускался) - унылые станции, пустые вагоны, невозможность доехать в центр... Но всё изменилось с открытием метромоста через Оку и появлением станции "Горьковская" в Нагорной части - метро сразу стало транспортом общегородского значения. Говорят, пассажиропоток эта станция удвоила... но если бы к тому времени ещё не построили удобные автомобильные мосты, думаю, она могла бы его и утроить, и учетверить.

47.


В принципе мы проехали всю его основную линию (а их там две), но на пост материала всё равно не набралось:

48.


А в Москву ехали через Гороховец - один из красивейших и весьма неодоценных малых городов России. Гибрид Плёса и Суздаля, где в сложном пейзаже горы и реки рядышком стоят два монастыря, церковь, собор и 9 (!) палат 17 века - больше их только в Москве и Пскове. Да ещё деревянный модерн, достойный какого-нибудь Томска впридачу.

49.


А дальше долгая дорога по широкому и удобному Горьковскому шоссе. Вот странная штука - грузовики везут железнодорожные цистерны, уж не знаю, пустые или полные. Этот кадр был сделан буквально несколько часов назад:

50.


И в общем, пора возвращаться к корням. Посты о Средней России неплохо разбавят в моём журнале эстонское благообразие и крымскую злободневность. Но всё же в ближайшие дни буду выкладывать Таллин.

Примерное содержание верхневолжской серии:
- Дубна (3 поста, уже есть)
- Кимры (если съезжу)
- Калязин (2 части)
- Кашин.
- Углич (2-3 части).
- Рыбинск (3-4 части).
- Молога (1-2 части).
- Пошехонье.
- Тутаев (1-2 части).
- Константиновский и Курба.
- Кинешма (если съезжу).
- Юрьевец (если съезжу).
- Орехово-Зуево и Дрезна (в сумме 2 части).
- Петушки, Лакинск, Собинка (1 пост).
- Гороховец (1-2 части).
- Городец (2-3 части).
- Чкаловск и Пурех.
- Вельдеманово, Григорово, Большое Мурашкино (1 пост).
- Лысково и Макарьево.
- Семёнов.
- Керженские скиты (1-2 части).
- Светлояр.


Часть 1: в поисках Мологи.
Калязин. Затопленное.
Калязин. Непотопляемое.
Кашин. Клобук, или Сердце России.
Кашин. Вокруг реки.
Углич. Кремль.
Углич. Город.
Рыбинск. Центр.
Рыбинск. Стрелка и Заволжье.
Рыбинск. От вокзала до Сатурна.
Рыбинск. Вокруг ГЭС.
Молога и её следы.
Пошехонье.
Тутаев. Два берега.
Тутаев. Романов.
Тутаев. Борисоглебск и Константиновский.
Курба. Разруха и величие.

Часть 2: в поисках Китежа
Обзор двух частей и оглавление.
Дорога к Волге
Дрезна.
Орехово-Зуево. Орехово.
Орехово-Зуево. Крутое и Зуево.
Непарадная Владимирщина. Петушки, Лакинск, Собинка.
Гороховец. Средневековый русский городок.
Нижегородчина - Россия в миниатюре.
Зарисовки по окрестностям. Бор, Кстово, Заволжье, Пурех.
Чкаловск. Город советской легенды.
Городец. Музеи и промыслы.
Городец. По городу.
Григорово и Вельдеманово. Родина антагонистов.
Большое Мурашкино. Дворцы в захолустье.
Лысково и Макарьев, переправа в Заволжье.
Семёнов. Матрёшкин град.
Керженская сторона. Потайной край староверия.
Светлояр, где скрылся Китеж.
Tags: "Молох", "Раскол", Подмосковье, Среднерусское, дорожное, транспорт
Subscribe
promo varandej июль 22, 10:45 27
Buy for 500 tokens
Писать о враждующих странах нелегко: одну похвалишь - в другой наживёшь врагов. Поэтому раз уж сказал "А" - говори и другое "А": в мае посетив Азербайджан, в сентябре я собираюсь в Армению. Чтобы в итоге видеть целую картину обеих стран, да ещё и Карабах раздора. И только…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →