varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Таллин. Часть 8: приморский Кесклинн



Как бы ни было хорош показанный в прошлых 5 частях Старый Таллин, а лицо эстонской столицы - не он. Впрочем, я и начинал рассказ с того, что "типичного Таллина" не существует, поэтому и Кесклинн, в дословно переводе Центрогород, на роль "лица" претендует не больше. А вот устройство его интересное: два полукольца (первое образовано несколькими крупными улицами, второе - железной дорогой) и расходящиеся шоссе - Нарвское, Тартусское, Пярнусское и Палдисское. Фактически, центра не хватило даже на это, за первым кольцом помпезная застройка проспектов соседствует с деревянными и фабричными предместьями. Кроме того, традиционно в Кесклинн входит и Кадриорг с его петровской усадьбой. Так что об этой части Таллина - следующие 5 постов, и для начала прогуляемся по кварталам близ моря, севернее Нарвского шоссе.

В прошлой части мы вышли к Большим Морским воротам, что стережёт башня Толстая Маргарита, построенная в 16 веке фактически как морской форт. Через них теперь и выйдем: участок земли между Старым Таллином и морем не застроен, и скорее всего со времен основания города море слегка отступило. В кадре также башня Столтинге и безмерно высокая (124м) церковь Олевисте:

2.


А вот белый крест посвящён вовсе не жертвам советского режима (этим Эстония не злоупотребляет), а погибшим в 1994 году на пароме "Эстония" - флагман пассажирского флота по пути в Стокгольм буквально за час бы потоплен штормом, из 989 человек на его борту погибли 852, что остаётся крупнейшей катастрофой в постсоветских странах. Чтобы представить, какой это был удар, умножьте число погибших на 100 - пропорциально разнице населения Эстония и России. Крест там поставили буквально в первые часы после сообщений о трагедии, официаозный памятник, однако же, весьма невразумительный:

3.


Старый Таллин стоит в петле трамвайных путей единственной в Европе "капской колеи" (1067мм). Трамвай отсюда ходит в Копли (назад относительно кадра), Кадриорг и Ласнамяэ, изящные опоры остались с 1924 года, когда он был пущен. В перспективе на обоих кадрах - "Квартал Роттермана", крупнейший таллинский лофт, сросшийся с Деловым центром чуть поодаль - их как раз Нарвское шоссе и разделяет. Туда мы тоже дойдём, но в середине поста:

4.


А пока что перейдём Северный бульвар. Почти у моря стоит Таллинская электростанция, построенная в 1930-е годы на площадке газового завода (1865) - корпуса тех же лет, а вот 85-метровая труба, на панорамах всё время оттеняющая шпиль Олевисте - уже советская (1948).

5.


Она не работает ещё с 1970-х годов, внутри музеи, культурные центры и даже в трубу хотят запихать экстрим-хостел, но снаружи всё это почти не заметно, нет этой лофтовой огламуренности. С обратной стороны хорошо видны небольшие газгольдеры:

6.


Место, откуда снят этот вид - Горхолл (то есть Городской зал), гигантский и ненужный ныне памятник советской эпохи. Как и многое в Таллине, он был построен к Олимпиаде-1980, в которой эстонской столице выпала честь проводить парусную регату, и изначально назывался Дворцом культуры и спорта имени Ленина. Получилось нечто очень странное и пугающе огромное - бетонный "зиккурат" (как обозвал его periskop) полукилометровой длины:

7.


Каскад лестницы ведёт на бескрайнюю площадку, продолжающуюся выше ещё одним каскадом. В перспективе - Деловой центр, самые правые его здания - советские гостиницы "Виру" (1972, 75м) и "Олимпия" (1980, 95м), и изначально планировалось эту "палубу" проложить аж до них, уничтожив попутно большую часть того, о чём в этом посте пойдёт речь далее. Слева, за сетчатым фасадом - офис и кассы "Таллинка", один из главных элементов пассажирского порта:

8.


На крыше Горхолла. Идея построить здание, по которому можно гулять - безусловно, красивая, вот только теперь ни для чего другого оно толком и не используется.

9.


Справа - порт (почему-то в этот момент пустой, что весьма нетипично), линейка автобусов ждёт круизник, развозить по достопримечательностям евростарпёров. Новостройку на том берегу залива я сначала принял за табло пассажирского порта, а церковь за ним - судя по всему, современный храм-памятник Алексию II (он ведь из Эстонии - путь начинал в Йыхви), посвящённый иконе "Скоропослушница".

10.


Левее также "олимпийская" телебашня (314м) и странные штуковины у воды - недостроенная "вторая очередь" расположенного на той же набережной мемориала Славы, по слухам - подставка для музейной подлодки "Лембит"..

11.


Слева, за опустевшей Рыбной гаванью - Каламая, у моря Батарейная тюрьма (в основе - морской форт 1828-32 годов постройки) и Лётная гавань с морским музеем, лучше всего просматривается старый-старый ледокол "Большой Тылль".

12.


Ущелья Горхолла:

13.


И завершающая его пристань, по совместительству вертолётная площадка - в Хельсинки можно добраться и по воздуху:

14.


Там ещё впечатляющие галереи:

15.


И странный "блин", которым Горхолл завершается.

15а.


Взгляд назад. Вроде сооружение и молодое, и в самом центре города, а чувствуешь себя здесь почти что Индианой Джонсом...

16.


Целиком Горхолл виден только издалека, например с Лётной гавани. Скоростное судно у причала, возможно, тоже ходит в Хельсинки, по крайней мере теоретически такая линия есть.

17.


А по бухте носилась небольшая шхуна "Кайсамоор" (1939) с моторчиком (судя по спущенным парусам):

18.


Западнее Горхолла раскинулось большое и пустое пространство, где гуляет морской ветер. Таллин - редкий пример города, где главные ворота - не вокзал или аэропорт, а пассажирский порт. У него 4 терминала, в том числе советский ещё морвокзал, а гигантские паромы и лайнеры я уже показывал в таллинских панорамах и обзоре эстонского транспорта. Со стороны города же видно на удивление мало - вот например Адмиралтейская гавань, ныне населённая яхтами. На заднем плане виднеются трубы парома у D-терминала, с которого в конце поездки мне предстояло отбыть в Хельсинки - и лучше всего на самом деле пассажирский порт виден с отходящих судов.

19.


На гигантском ветреном пустыре у порта - какие-то старые склады:

20.


И деревянная церковь Симеона и Анны (1752-55, перестроена в 1870-е годы) - один из двух подобных уцелевших храмов русских предместий (из 6 построенных изначально), где молились в основном прибывшие после Северной войны солдаты и офицеры. Ныне это кафедральный собор Эстонской Апостольской православной церкви Констнатинопольского патриархата - при том, что последняя владеет куда более историческим и роскошным Преображенским собором в Старом городе (см. прошлую часть).

21.


С другой стороны - Весёлый бастион. Название своё он получил по двум причинам: во-первых, так пеереводится фамилия его архитектора Рыымуса, а во-вторых он действительно "весёлый" - построен в 1982 году как кооперативный гараж, но при этом снаружи чуть ли не по шведским чертежам 17 века (бастион "Ливония" на этом месте планировался, но так и не был построен). С внутренней стороны он абсолютно современен (см. тот же пост о панорамах), а тут... я даже купился. Жаль только, кадра более приличного не догадался сделать:

21а.


Напротив, опять ближе к порту - впечатляющее офисное здание-"клин":

22.


И Эстонский музей архитектуры, который занимает старый соляной склад Роттермана:

23.


Остзейский купец Кристиан Абрахан Роттерман купил этот участок в 1829 году, и сначала держал тут свои склады, затем - магазин, затем - производство (будь то лесопилка, спиртзавод или шерстопрядильня), и в сущности это были первые в Ревеле фабрики индустриальной эпохи (а не средневековый Работный двор или приусадебная мануфактура в Кадриорге). Последний раз промзона расширялась в 1910-12 годах, к коим видимо относится современный облик фабрик, а остановили производство в 1977-78 годах - квартал планировалось снести для уже упомянутого бульвара от строящегося Горхолла. Но что-то не задалось, заброшка пугала таллинских гостей ещё полтора десятилетия, а в 2000-е квартал Роттермана превратилвся в опять же первый в Таллине лофт, где есть место всему - и кафе, и хостелу, и детским площадкам, и бизнес-центру, и девственным ещё пока руинам. Длинное здание, фасад которого был на кадре №4 - видимо, прядильная фабрика:

24.


Здесь то ли спиртзавод, то ли пивоварня. Обратите внимание, что маленькая труба венчает здание, похожее на печь

25.


Кафе с рок-музыкой и хипповским оформлением:

26.


27.


А за очередным поворотом - такой вот новостроечный уголок, до одури напомнивший подобные места в Москве. Новостройки все с "цветными" названиями - Белый (виден на кадре №3), Чёрный, Коричневый (на кадре №4) и Оранжевый (здесь)дома:

28.


Слева - пыльные руины пшеничной и ячменной мельниц:

29.


Справа - бывшая деревообрабатывающая фабрика, самый колоритный корпус попал на вводный кадр:

30.


Элеватор и хлебозавод, самый поздний и самый главный элемент квартала, вид с Нарвского шоссе:

31.


На я вышел из Роттерманова квартала на улицу Мере, отделяющую его от Старого города. Практически напротив главных зданий - Русский культурный центр в бывшем Доме офицеров Балтфлота (1952-54). На его заднем дворе стоит, вдобавок, памятник Достоевскому:

32.


"Задний двор" - это Канутский сад, часть того же подпространства, что и улица Уус (см. пост об укреплениях Нижнего города), с которой меня сюда и привёл Кац в другую прогулку - вроде и в самом-самом центре, а совершенно в стороне от всех дорог. Название - от Канутской гильдии, объединявшей ремесленников Нижнего города: закрытая в 1920-м году, в 19 веке она была фактически просто клубом, этаким ДК Ремесленников, и землёй этой владела с 1857 года, когда по условиям Крымской войны упразднили Ревельскую крепость и засыпали проходивший здесь ров. Владела, впрочем, весьма условно - в основном сдавала в аренду всяким бродячим циркам и торговцам блошиного рынка.

33.


С Русским культурным центром соседствует Канутский дом молодёжи, до 1974 года Дворец Пионеров... а изначально тут собиралась самая что ни на есть буржуазия: здание построено в 1925 году как элитный клуб "Центум", где тусили местные богачи и власть имущие, в том числе Константин Пятс.

34.


Самое же странное здание - Дворец Спорта с бассейном, которому я бы на глаз дал как минимум 1980-е, а на самом деле он ровесник "высокого сталианса" 1950-х годов... впрочем, прототип, Дворец Тенниса в Хельсинки (1938), узнаётся с первого взгляда:

35.


На улице Мере по соседству с Русским культурным центром - адвентистская церковь 1920-х годов:

36.


Где как раз шла немноголюдная служба:

37.


А по другую сторону Пожарного депо с его каланчей (1871), в преддверии Старого города - скромное, но красивое здание (1879) Таллинского городского совета, изначально дом фариканта Хольмберга, затем Жирар-ди-Сукантона (уж не знаю, какого - владельца мызы Рокка-аль-Маре, цементных заводов Кунды или вовсе какого-нибудь третьего), а при Советах и вовсе горкома партии. Сама каланча же славилась своими вечеринками - содержало её Добровольное пожарное общество, в общем-то клуб по интересам, среди которых пожаротушение было отнюдь не единственным. Проводились тут и всякие сербёзные мероприятия, вплоть до выборов в думу.

38.


Напротив - розовое здание заводоуправления фабрик Роттермана, построенное Армасом, Линдгреном и Саариненом - законодателями северного модерна, в Хельсинки ими созданы целые кварталы. Это уже Вирусскую площадь - сердце Таллина. Назвпние - от уездов Вирумаа, со стороны которых она примыкает к Старому городу. Площадь некрасива - несколько зданий царских времён да новостройки, но отсюда расходятся Нарвское и Пярнусское шоссе, то есть главные улицы центра, да улица Виру ведёт в Старый город. До революции здесь стоял Русский рынок, при котором имелась часовенка, снесённая в 1922 году в патриотическом угаре. Но о важности расположения площади свидетельствует хотя бы то, что знаменитое шествие Певческого праздника официально стартует отсюда.

39.


И движется по Нарвскому шоссе, здания которого служили задним планом того поста, поэтому здесь повторяться не буду. В принципе облик его довольно характерен - тёмные стены 1920-50-х годов, блестящие и безвкусные новостройки, немного брежневок в "единых фасадах" и подальше от центра немного дореволюционки (например, дом "огородного короля" и мецената русской культуры Епинатьева слева).

40.


Вот это - не абы что, аТаллинский университет, в котором впрочем легко опознать пединститут. Университетской столицей Эстонии всегда был Тарту, главным вузом Таллина традиционно был Технический университет, чей внушительный кампус на окраине я покажу ещё нескоро. Оба они - и политех, и пединститут - были образованы в 1918-19 годах, став первыми вузами в истории этого города, и последний в 2005 году повысили до унивреистета, причём по словам Каца, это не простая формальность, вкладываются в него очень хорошо и он действительно развивается. Да и здание, хотя и похоже на типичный хрущовский пед, довоенное - так и не открывшийся Английский колледж (1939-40).

41.


В этом деревянном доме раньше хранился Русский архив Эстонии, собранный местным старым хиппи Сассем (т.е. Сашей) Домидонтовым. Хиппи он конечно хиппи, вечно укуренный или хотя бы пьяный, но из архива он узнал, что имеет права на землю под одним из отелей Делового центра и отсудил себе несколько миллионов, на проценты с той их части, что не прогулял, ныне и живёт. Как пояснил Кац, дом этот вообще был "центр неформальной культуры Таллинна в 1999-2014. Кроме салона-магазина Сасся Дормидонтова «Русский духЪ», на первом этаже находился букнистический магазин Дениса «Поля» Полякова, а также – филиал тартуской «Русской научной книги» и магазин «духовной литературы» «Лотос». Плюс – в одной из мансард обитал некий нумизмат Макс, у которого были прям-таки промышленные запасы рябинового домашнего вина. Во дворе в теплое время года проходили концерты, выставки, перформансы, в частности, как-то раз я считал с крыши лекцию про демонологию в еврейском фольклоре"… Ныне всё это оттуда выжили какие-то московские коммерсанты, сейчас перестраивающие здание, но Дормидонтова уже ждут в одной из окрестных мыз, да и другие наверное не пропадут.

42.


Чуть дальше - один из старейших в Таллине деревянный дом (1845) "образцового" российского проекта:

43.


Напротив - гигантская церковь методистов, ясное дело постсоветских времён. Тут уже начинается Кадриорг, о котором в другой и даже не следующий раз:

44.


Пока же завернём на улицу Ново-Гаванскую (Уус-Садама) к Дому моряков (1925), строившемуся для их межрейсового отдыха. Его архитектор немец Жак Розенбаум строил до революции красивейшие доходники (например, "дом с драконом" из прошлой части), а в 1920-е уехал в Германию, записался в фашисты ещё до их победы и накануне войны проектировал здания для концлагерей.

45.


Улица Кару и Туукри, параллельные Нарвскому шоссе и местами больше похожие на дворы. До революции тут располагались огороды, их в окрестностях Ревеля держали в основном русские купцы ("Кару" - "Медведевская", по фамилии одного из таковых):

46.


47.


Скрыают единственную в Эстонии синагогу (2007) - хотя водил меня по Таллину Josef Kats, еврейская община тут очень маленькая и богатой историей похвастаться не может, иудейство (как и католичество) в Эстонии менее заметно, чем даже в России.

48.


В дореволюционном Ревеле, однако, синагоги были - впервые евреи сюда попали как кантонисты (дети рекрутов) в середине 19 века, в 1865 году легализовались как купцы и ремесленники, и к началу ХХ века их тут было чуть менее тысячи человек, но в маленьком Ревеле это почти 2% населения. И культовых построек у них было целых две - собственно синагога (1881) на улице Маакри на месте нынешнего Делового центра и мавзолей-молельня Шаи Лавиновича (1908) - лидера община, личная энергия которого, возможно, и позволила им легализоваться в насквозь немецком Ревеле. Синагога сгорела под той неудачной бомбёжкой 1944 года, когда вместо вокзала и порта наши лётчики по ошибке разнесли пол-города, а мавзолей и всё еврейское кладбище (находившееся в фабричном предместье Веэрэнни) снесли в 1960-е годы.

48а.


В следующей части - собственно Кесклинн, его основная часть к югу от Старого города.

Таллин
Общее. Вариации города.
Виды с башен.
Старый Таллин. Вышгород, или Тоомпеа.
Старый Таллин. Вдоль стен Нижнего города.
Старый Таллин. Среда и детали.
Старый Таллин. Ратушная площадь, улицы Вене и Рюйтли.
Старый Таллин. Пикк и Лай.
Вдоль моря. Горхолл, квартал Роттермана, Нарвское шоссе.
Кесклинн. Деловой центр и Тынисмяги.
Кассисаба и Кристийне.
Веэрэни и Юхкентали.
Каламая.
Лётная гавань.
Северный Таллин.
Кадриорг и Пирита.
Нымме.
Рокка-аль-Маре в Янову ночь.

Другие посты об Эстонии - здесь.
Tags: "Балтийские ветры", "Молох", "Немецкая мелодия", "Черта оседлости", Эстония, деревянное, дорожное, транспорт
Subscribe
promo varandej march 27, 01:24 38
Buy for 500 tokens
В этом году я часто пишу о планах. Потому что в этом году они меняются часто и непредсказуемо, как не менялись уже давно. Вот например этой самой ночью я должен был ехать на юг, в Краснодар, Армавир, Ростов-на-Дону и на Апшеронскую узкоколейку. Даже слоган для поездки сочинил: "От Апшерона…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments