varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Таллин. Часть 12: Кассисаба, Кристийне, Пельгулинн...



Осмотрев в прошлых частях полукурортные Кадриорг и Пирита, фабричные Веэренни и Юхкентали, продолжим путь по таллинским предместьям на запад. В этот раз выйдет довольно сложная деревянно-железнодорожная солянка - Кассисаба, Кристийне и Пельгулинн, разделённые железной дорогой и Палдисским шоссе, и окрестности станции Копли-Товарная с самыми необычными видами Старого города. Для меня "лицом Таллина" стали в первую очередь вот такие районы, хотя как уже не раз говорилось,"Таллина по умолчанию" в принципе нет.

Начнём прогулку с Технической улицы, которая тянется вдоль железной дороги практически до квартала Лютера (см. прошлую часть), начинаясь от самого Вышгорода. Налево будет вокзал, направо - Кесклинн. В кадре башни Пильштикер ("Точильщик стрел") и Ландскрона ("Венец края") и шпиль Домского собора. С параллельного здесь Палдисского шоссе в перспективе и вовсе Длинный Герман, но сама перспектива там испорчена новостройкой.

2.


Райончик между Технической (вернее, параллельной ей железной дорогой) и Палдисским шоссе имеет собственно название Келмикюла - количество районов и при этом неиллюзорность их отличий друг от друга в небольшом Таллине поразительна.

3.


Таллинский колледж транспорта, основанный в 1880 году как Ревельский железнодорожный техникум, видимо и давший название улице:

4.


Во дворе узкоколейный паровоз Кч4 - такие строились в 1949-51 годах "Шкодой" по заказу СССР, а в более широком смысле это памятник эстонским узкоколейкам вообще, построенным в 1920-30-е годы и до 1970-х годов бывших основным локальным транспортом Эстонии.

5.


Занятный конструктивистский дом, а позади уже видна железнодорожная насыпь - рядом с ней Техническая улица, плавно загибаясь, пересекает Палдисское шоссе:

6.


Южнее раскинулась Кассисаба - "глубинка в центре города", тихий и ветхий деревянный район, почти вплотную примыкающий к Старому Таллину. Название в переводе "кошкин хвост" - якобы, его плавно изгибающиеся улицы при взгляде с вышгородских башен напоминают кошачьи хвосты.

7.


Легко ли поверить, что эти улочки и дворы к Старому Таллину ближе, чем сияющие небоскрёбы Кесклинна:

8.


Чем не Архангельск или даже какой-нибудь Каргополь? Ну, кроме новостройки на заднем плане.

9.


Затерялась тут и необычная деревянная церковь Святого Платона (2010) - раньше я такого посвящения не видел, и хотя на самом деле есть несколько православных святых с таким именем, здесь скорее всего речь о новомученнике Платоне (Кульбуше), ревельском епископе, убитом в 1919 году большевиками в Тарту:

10.


Это резиденция митрополита Эстонской Апостольской Православной церкви Константинопольского патриархата. Сам митрополит Стефан, в миру Христакис Хараламбидис, родился в Бельгийском Конго в семье беженцев с Кипра, сюда был назначен в 1999 году, и говорят, до сих пор не владеет эстонским. Ещё слышал, что он занимает резкую антимосковскую позицию и даже книгу написал "Трагедия маленькой церкви в маленькой стране", но такого градуса напряжения между православными церквями разных патриархатов, как на Украине, я в Эстонии не наблюдал. И ещё владыка явно любит деревянное зодчество - и свой дом деревянный, и кафедральный собор в припортовом районе. На здании резиденции обратите внимание на крест - раньше мне такие не попадались, в общем - это действительно памятник иного, вселенского (читай - глобалистического), православия.

11.


Южнее Кассисабы проходит улица Большая Американская, вместе с продолжающими её Ливалайя и Пронкси образующая границу центра и предместий. Вот Пярнусское шоссе близ её начала - вперёд придёшь в места, показанные в прошлой части, назад - в Кесклинн на площадь Свободы. В кадре - кинотеатр "Космос" и Таллинская техническая школа с характерной башней у начала Ливалайя:

12.


А напротив, у начала собственно Большой Американской - Таллинский университет прикладных наук, как называется ныне зародившийся ещё в 1915 году технический колледж (не путать с Таллинским техническим университетом!). Здание, однако, очень внушительное, больше похоже на какой-нибудь обком КПСС.

13.


Рядом - столь символичные на Большой Американской улице Министерство финансов и "глушилка":

14.


Хотя на самом деле США не при чём, это вам не улица Клинтона в Приштине, не проспект Буша в Тбилиси и не площадь Обамы, которая рано или поздно появится в Киеве. "Эстонцы не любят пошлость", как говорил мне Кац - в Таллине нет даже улицы Дудаева, хотя к Эстонии мятежный Джохар имел куда большее отношение, чем к Западной Украине или Польше. Так и Большой Американской улицу назвали не нынешние евроинтеграторы, а царские чиновники, и это на самом деле забавный курьёз: с 18 века тут стояла корчма "Новый Свет" (название которой на эстонском унаследовал прилегающий район Уус-Мааильм), и когда в конце 19 века, при губернаторе-русификаторе Шаховском (это при нём были построены собор Александра Невского в Вышгороде и Пюхтицкий монастырь) задумались снадбить ревельские улицы русскими названиями, Большая и Малая Новосветские перевели как Американские. Ещё Американская улица есть во Владивостоке, но там она названа в честь корабля. В общем, весьма необычный топоним:

15.


Большая Американская приведёт опять же в Кассисабу, к улицам Эндла и Луйсе, по которым выйдем в район Кристийне за железной дорогой, на улицу Мадара к бывшему заводу "Полимер". Основанный явно до революции, в советское время он был известен в первую очередь производством резиновых игрушек (хотя делал и пакеты, и надувные матрасы, и многое другое). Просрали все полимеры тут ещё в 1994 году, а в "нулевых" исправились и сделали "Фабрику культуры".

16.


Если центр "Виру" в Таллин привезли их Хельсинки, то эти корпуса - из Кёнигсберга:

17.


В Кристийне вообще о Кёнигсберге напоминает немало - и классический немецкий баухаус:

18.


И сходство немецкой довоенки с советской послевоенкой:

19.


20.


Выбивается из общей картины крошечная старообрядческая церковь, или скорее молельня, так как это беспоповцы. Здесь не Рига, хотя свои очаги староверия есть и в эстонской глубинке.

21.


Завершает Кристийне квартал Лиллекюла (в переводе "Цветочная деревня"), состоящий из баухаузных коттеджей - сколь я запомнил, тут селилась при I республике остзейская интеллигенция:

22.


23.


24.


На Палдисском шоссе - два депо. С юга, в Кристийне - пожарное:

25.


С севера, в Пельгулинне - троллейбусное (1962):

26.


За шоссе начинается Северный Таллин (или Пыхья-Таллин, если совсем по-местному) - на мой взгляд, самая колоритная часть города, о которой будут следующие три с половиной поста - бедняцко-богемная Каламая, музейная Лётная гавань, индустриальный Копли на полуострове и то преддверие Северного Таллина, о котором пойдёт речь в этом посте далее.
Двери таллинских предместий - сняты в Кассисабе, Кристийне и Пельгулинне, но точно не помню, какая где:

27.


Пельгулинн - ближайший к центру район Северного Таллина, своим видом впрочем уже порядокм отличающийся от Кристийне и Кассисабы. Название его в переводе значит "город беглых" - якобы, тут в Средние века селились то ли бежавшие из города преступники, то ли бежавшие от помещиков крестьяне, но всё это было в 15-м веке - нынешний Пельгулинн начал застраиваться на рубеже 19-20 веков.

28.


От Палдисского шоссе я пошёл по Кирпичной улице (Теллескиви), начало которой на вводном кадре, название восходит к вот этому бывшему кирпичному заводу... построенному, впрочем, тоже из плитняка:

29.


Среди почти типовых "таллинских домов" с каменной лестничной клеткой попался довольно интересный образец деревянного функционализма:

30.


А дальше улица дважды пересекает железную дорогу - вид с одного переезда на другой:

31.


И на сами переезды, ведущие с разных сторон к станции Копли-Товарная:

32.


Тупиковая ветка от основной Балтийской магистрали тут раздваивается - с одной стороны пассажирский Балтийский вокзал (см. пост про Кесклинн), с другой Копли-Товарная, и помимо собственно ответвления есть ещё и коротка соединительная ветка от вокзала к товарной станции.

33.


На "острове" между ними - Таллинский электротехнический завод имени Калинина, выросший из железнодорожных мастерских, где в 1894 тут был построен царский поезд, в 1924 - первая в Прибалтике электричка, а в 1970 - и вовсе части двигателя Лунохода. Сейчас тут очередной лофт:

34.


А собственно железнодорожные мастерские чуть ли не с советских времён занимает Привокзальный рынок вида опять же донельзя постсоветского - вообще, как мне показалось, вопреки расхожему мнению, таллинские рынки беднее и грязнее рижских, но в основном гораздо меньше.

35.


Завокзалье - место малоприятное практически в любом городе, такая его изнанка, где толчётся деклассированный люд, не нашедший места даже на привокзальной площади. Завокзальем является в сущности весь Северный Таллин, кроме разве что Каламаи, отделённый от внешнего мира пассажирской и товарной станциями, и в общем близ этого рынка мне не раз попадались типажи, в присутствии которых доставать фотоаппарат не хотелось.

36.


Формально, это уже Каламая, а вдоль путей товарной станции ведёт Коплисская улица - так что следующие кадры могли вполне войти и в другие посты. В пределах Каламаи вдоль станции тянется квартал характерных "путейских домов" - архитектура их в разных частях Российской империи отличалась, но опознаются всё равно с первого взгляда:

37.


Тут и вовсе межвоенка:

38.


А довольно странный дом напротив, наверное самый поздний в бывшем СССР памятник модерна (1938!) связан с совсем другим видом транспорта:

39.


Здесь жил Вольфганг Татси - кузнец, борец и бизнесмен, до революции он подавал надежды "второго Луриха", а после Гражданской войны купил в Петрограде целый вагон автомобильного лома, из которого своими руками оборудовал несколько грузовиков для перевозки пассажиров, организовал фирму "Motoor" и запустил между Копли и центром города самые натуральные маршрутки. Причём - на несколько лет раньше запущенных в 1922 году официальных автобусов. Во дворе его дома - бывшие гараж и офис.

40.


Впрочем, ведущая в Копли линия трамвая тоже весьма необычная - если конку в Ревеле открыли в 1888, электрический трамвай уже в Таллине в 1924-м, и они имели "капскую колею" 1067мм, то здесь в 1916 прошла линия бензомоторного трамвая стандартной "русской колеи" 1524мм, унифицированная с другими линиями лишь в 1950-е годы. На огромные коплисские заводы в нескольких километрах от центра каждый день ездили тысячи рабочих, поэтому с одной стороны проблема транспорта тут стояла особенно остро, а с другой - мэрия активнее занималась проблемами более престижных районов, отсюда такие вот частные эксперименты.

41.


Каламая заканчивается промзоной. Увы, не помню, что это за будка у забора Таллинского машзавода - хотя Кац ведь объяснял... Мимо прошли, с кем-то разговария по мобильнику отборным русским матом, двое образцовых гопников, только было им по виду лет за 30 - по мне так Копли посуровее знаменитой рижской Маскачки, и уж точнее сильне контрастируют с остальным городом.

42.


За промзоной - ещё и квартал Красных Казарм, военного городка крепости Петра Великого (вернее, её Ревельского отдела, так как крепость охватывала весь Финский залив), который начали строить в 1912 году и так не успели закончить. Между тем, во-первых это первый в Таллине квартал современного типа (то есть без "единых фасад" и с просторными дворами), а во-вторых - натуральный "уголок Петрограда":

43.


На прошлом кадре, впрочем, ещё не сами казармы - их было построено всего 3 штуки из запланированных 10, и стоят они вдоль улицы Эрика:

44.


Да и официально это были общежития для "военнослужащих низших чинов", казармами их прозвали за общую тесноту и некомфортабельность даже по меркам своего времени:

45.


46.


Далеко мы, впрочем, чего-то, забрались, отсюда уже и до Коплей рукой подать, а я ещё Каламаю не показал с Лётной гаванью! Так что вернёмся на станцию Копли-Товарная, на её обильно заросшие маком пути - его зёрна попали сюда с зерном, проходившим через таллинский порт, и здесь вообще сформировался эндемичный биоценоз из всяких неместных растений.

47.


Штраф за хождение по путям тут совсем не 100 рублей, но мы рискнули ради самого необычного вида на Старый Таллине. От этого ракурса - станция, алые маки, старые башни да кружившие в небе по случаю праздника английские истрибители, и конечно же бэкграунд в виде идущей войны - мне вспоминались лишь строчки Бродского:
"Что устав от поднятой веком пыли
Русский глаз отдохнёт на эстонском шпиле...
"
И этот вид, и эти строчки я поставил даже на заглавие обзора всей поездки.

48.


В следующей части - Каламая, один из колоритнейших районов Таллина.

ллин
Общее. Вариации города.
Виды с башен.
Старый Таллин. Вышгород, или Тоомпеа.
Старый Таллин. Вдоль стен Нижнего города.
Старый Таллин. Среда и детали.
Старый Таллин. Ратушная площадь, улицы Вене и Рюйтли.
Старый Таллин. Пикк и Лай.
Кесклинн. Горхолл, квартал Роттермана, Нарвское шоссе.
Кесклинн. Деловой центр, Тынисмяги и вокзал.
Кадриорг и Пирита.
Веэренни и Юхкентали.
Кассисаба и Кристийне.
Каламая.
Лётная гавань.
Северный Таллин.
Нымме.
Рокка-аль-Маре в Янову ночь.

Другие посты об Эстонии - здесь.
Tags: "Балтийские ветры", "Молох", "Немецкая мелодия", Эстония, деревянное, дорожное, староверы, транспорт
Subscribe
promo varandej июнь 5, 10:19 29
Buy for 500 tokens
Между знойным и горячим Закавказьем, - весенним Азербайджаном (+Иран) и осенней Арменией (+Грузия и Турция), - самое время съездить на Север, охладиться там физически и морально. Через десять дней я отбываю в Мурманск, чтобы обойти Кольский полуостров на теплоходе "Клавдия Еланская",…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments