После деревянной Каламаи с её великолепным морским музеем в Лётной гавани, отправимся дальше - в Копли, самый суровый и самый необычный район Таллина, сложившийся в первой половине ХХ века на полуострове у верфей.
Чтобы понять, что такое Копли - стоит взглянуть на карту (здесь же показаны все упоминавшиеся в прошлых частях районы, а также ещё не показанный Нымме и Какумяэ, где я квартировал). Копли - район на полуострове, вроде бы и недалеко от центра, но на глухой окраине за промзонами и железными дорогами. Своей репутацией гетто Копли напоминают рижскую Маскачку, но по расположению это скорее Болдерая или Саркандаугава. Хотя более точные параллели стоит искать даже не в Риге - мне ближайшими аналогами Коплей (удивительно, но это название тут как раз склоняют!) кажутся лиепайская Кароста и питерская Канонерка. Я так и не добрался до Пальясааре, где при Советах была военная база, а ныне - орнитологический заповедник, но как видите по красным циферкам на карте, в этом посте речь пойдёт не только про сами Копли, но и о дороге к ним из Каламаи.
2.
Облик полуострова Коппель, с 14 века бывшего ревельским пастбищем, сенокосом и местом загородного отдыха, изменило событие, произошедшее буквально на другой стороне Земли - русско-японская война, в которой мы потеряли, как известно, не только Тихоокеанский, но и Балтийский флот, посланный на помощь и разбитый в Цусимском проливе. Российская империя показала свою полную беспомощность на море, и вдобавок лишился защиты Петербург, и с этим надо было срочно что-то делать, так как со стороны также балтийской Германии всё сильнее пахло порохом. По всему Финскому заливу началось строительство Морской крепости Петра Великого из нескольких укрепрайонов по обоим берегам, и Ревель как центр одного из них (а это и Лётная гавань, и Красные казармы, и многое другое) было решено сделать новым центром Большого Военного судостроения. На полуострове Коппель в трёх омывающих его бухтах развернулась индустриализация абсолютно сталинских масштабов: в 1912-13 годах с нуля были построены три самых совершенных в империи верфи - Ноблесснера, Беккера и Руссо-Балта. Что интересно, два из трёх заводов пережили все войны и рыночные реформы, и ныне входят в "BLRT Grupp" - одну из крупнейших эстонских компаний, владеющую 6 верфями - двумя в Таллине, двумя в Клайпеде и по одной в Финляндии (Наантали) и Норвегии (Фискарстранд). Собственно, Таллинскую судоверфь с логотипом БЛРТ я показывал в прошлой части - она занимает около 1/3 площадки бывшего завода Ноблесснера, а его старые корпуса чуть дальше от Лётной гавани ныне превращены в лофт:
3.
Специалиазацией Ноблесснеровой верфи (название получшвей от двух главных акционеров - Нобеля и Лесснера) были подводные лодки - и тут стоит вспомнить, что подводным флотом Россия экстренно обзавелась в русско-японскую войну, имея к её окончанию 19 подлодок, в основном закупленных в других странах, а первой их базой и учебным центром была Либава (Лиепая). Первые серийные русские подлодки создал инженер Иван Бубнов, и он же курировал проект "Барс", под который завод Ноблесснера и строился - хотя заказ ему предстояло делить с двумя крупнейшими русскими верфями из старых. Всего было построено 24 "Барса" - 8 здесь, 6 в Николаеве и 10 в Петербурге, и одна из них, ревельская "Пантера", даже потопила британский эсминец во время белоинтервенции. Был, впрочем, у "Барсов" один очень серьёзный недостаток - отсутствие деления на отсеки, поэтому даже пережившие войну подлодки в основном погибли в авариях в 1930-е годы, но остались самой массовой субмариной Российской империи.
4.
В 1915 году завод был переименован в Петровскую верфь, при I республике национализирован и даже построил три судна - металлические моторно-парусные торговые "Ляэнемаа", "Вирумаа" и "Харьюмаа", однако в 1927 году его обанкротили и распродали вплоть до ушедшего в макулатура архива. Возродили его при Советах как Морской завод - сначала судоремонтный, а затем и судостроительный... но только был он в ведении Минобороны и сделай я два прошлых кадра в советское время - было бы мне крепко несдобровать. Но лишившись военных заказов, Морзавод при II республике чуть было не помер ещё раз - однако всё-таки его удалось сохранить, хотя и не целиком. Действующие цеха советской постройки я показывал в прошлой части, ну а здесь, в историческом центре завода, следом за кварталом Роттермана и кварталом Лютера образовался квартал Ноблесснера..
5.
Водонапорка, контора и проходная выходят на улице Тёёстусе за Каламайским кладбищем, напротив "Вольты" и "Арсенала" - всё это я показывал в позапрошлой части. Как и большинство старых таллинских заводов, Ноблесснер построен из серого плитняка:
6.
Виадук разобранной железнодой дороги - это с него сняты кадры №3 и 4 в разные стороны. За насыпью - петербургского вида труба с "капителью".
7.
Когда мы пришли, тут было пусто, а все двери закрыты - но вот стоит посреди площадки что-то вроде трибуны:
8.
У берега - яхты, а кран нависает как раз над нынешней рабочей площадкой:
9.
Покинув "Ноблесснер", мы с Кацем направились по улице Тёёстусе через пятиэтажечный район Карьямаа (название значит "Пастбище"):
10.
В Ситси - район у "развилки" полуостровов Копли и Пальяссааре. Само его название явно восходит к русскому Ситцы - первым предприятием Коппеля (1901-05) была Балтийская мануфактура - столь необычная в этом морском краю текстильная фабрика, уступавшая в будущей Эстонии лишь комплексу мануфактур Кренгольма. У трамвайной остановки, на углу Коплисской и Ситцевой улиц - бывшая фабричная школа (1913):
11.
А дальше тянутся деревянные казармы - такой прототип советского барачника:
12.
За ними - и сама фабрика, на я её так толком и не заснял, вот только здесь виден огромный корпус и башня, облик совершенно типичный для текстильных фабрик, но в сравнении с тем же Кренгольмом или среднерусскими мануфактурами, весьма невзрачен. Рядом - рыночек, перестроенный, согласно викимапии, из рабочей бани и известный в Таллине своенравным владельцем - горским евреем из Дагестана. За рынком - церковка Всех Скорбящих Радости, обустроенная в 1944 году в фабричном морге и в нынешнем виде отстроенная в 1999-м.
13.
Баня и церковь по сути во дворе вон тех далёких многоэтажек необычайно широкой улицы Сыле, представляющей собой редкий ансамбль сТаллинской архитектуры:
14.
Причём нескольких эпох - во дворах стоят "РаКо" ("Rahva Korterid", то есть "Народные квартиры") 1940 года постройки, такой странный гибрид "таллинских домов" с уже настоящим рабочим барачником:
15.
Улица ведёт в Пельгулинн (см. поза-позапрошлую часть, там же про станцию Копли-Товарная), а на другой её стороне Пельгуранн, самый престижный из районов Северного Таллина из-за близости пляжа Штромки, самого популярного в Таллине места общения с морем "где можно прожить свою жизнь, где встретятся твои родители, где сделают тебя, куда будут ходить с коляской, где ты будешь проводить все свое детство - юношество, устраивать ночами стрит-рэйсы, встретишь свою вторую половинку.. и по кругу" (с) откуда-то из интернета. Увы, до Штромки мы так и не дошли:
16.
Нет, наш путь - дальше на север, к концу полуострова. По дороге - Средние Копли, которые среди таллинцев имеют репутацию места, откуда можно не вернуться. Весь Таллин знает, в какой общаге тут торгуют героин, но категорически не согласны с тем, что Копли хуже, чем Маскачка (хотя на мой взгляд гостя - хуже).
17.
Пьяный ларёк:
18.
И характерный русскоязычный контингент. Есть тут и конкретные гопники самого стереотипного вида, но их я уже не фотографировал. Всё-таки подобные гетто, так констратирующие с совсем европейскими центрами, а в Таллине и другими окраинами - в постсоветском контексте именно специфика Прибалтики... но говорят, не редкость в Большой Европе.
19.
20.
Ну а дальше полуостров сужается и начинаются Нижние Копли - район не столько гоповый, сколько призрачный:
21.
В сквере у трамвайных путей - местные школа искусств и детский сад времён Первой республики:
22.
23.
А мы свернули влево, на бывший завод Беккера мимо здания его конторы:
24.
Общество "Беккер и Ко" держали Петербургский коммерческий банк и французская судостроительная компания "Норман", а строились здесь эсминцы - впрочем, я не знаю, успели ли спустить на воду хотя бы один.
25.
После Первой Мировой эвакуированный завод так и не возродился, и на его территории расположились небольшой порт "Беккери", а также резиновая и стекольная мастерские, при Советах ставшие заводами "Пыхъяла" и "Тарбеклаас". "Пыхъяла" делала резиновую обувь, очень популярную в Эстонии, и её практически сознательное банкротство и уничтожение в 2000-е годы огорчило тут очень многих. Вот её контора напротив конторы Беккера:
26.
И цеха за ней:
27.
28.
С другой стороны вииднеется башня Народного дома (конец 1930-х) у опустевшей железной дороги:
29.
У моря - гигантский (122 метра в длину) Турбинный корпус, где делались силовые установки эсминцев. Сколь непривычен в доломитовых фабриках Таллина этот обыкновеннейший красный кирпич!
30.
Рядом работает порт:
31.
А вот как всё это выглядит с той стороны Коплисской бухты, из Рокка-аль-Маре:
32.
Но вернёмся на Коплисскую улицу и пойдём дальше, мимо инженерских домов (были на кадре №21) и того самого Народного дома с порталом донельзя восточно-прусского вида:
33.
А там и до конечной трамвая у непонятного здания рукой подать:
34.
Коплисская улица упирается в грандиозное заводоуправление Русско-Балтийского судозавода, занимающего "острие" полуострова Копли. Огромное здание явно построено по типу петербургского Адмиралтейства, как и проходные многих великих заводов Российской империи - ведь Адмиралтейство само было верфью. Русско-Балтийское заводоуправление явно оказало огромное влияние на архитектуру межвоенной Эстонии, став по сути первым образцом "доломитового функционализма". Мне кажется, это самый яркий памятник царской эпохи в Таллине.
35.
Башня на самом деле водонапорка - часы на ней нарисованы, и всегда показывают 13:23 - говорят, это время, в которое в 1913 году Руссо-Балтийский судозавод дал свой первый гудок.
35а.
Так и не понял, имел ли отношение к этому заводу рижский Руссо-Балт - лидер транспортного (железнодорожного, автомобильного и авиационного) машиностроения Российской империи. Основным его изделием должны были стать "Новики" - первые русские эсминцы, названые в честь погибшего в русско-японскую войну у берегов Сахалина крейсера. Они оказались лучшими эсминцами своего времени - универсальными, очень быстрыми (до 65 км/ч), а главным их недостатком было низкое качество сборки - "Новики" строились в большой спешке аж н 8 заводах в Петербурге, Ревеле, Риге и Николаеве, и у каждой серии были свои дефекты. Русско-Балтийский завод построил всего 5 кораблей - три "новика" (из 30) и 2 крейсера, но - за неполных 3 года, что характеризует его масштаб. Его корабли сражались и во Вторую Мировую на Чёрном и Балтийском морях.
36.
В 1927 году завод закрылся и в его цехах обосновались всякие мелкие фабрики. Роскошное заводоуправление отдали основанной в 1919 году Эстонской морской академии, ныне объединившейся с Таллинским техническим университетом - теперь в здании его экономический факультет. При Советах завод частично возродиллся как Балтийский судоремонтный, и благодаря своему директору Фёдору Берману, "крепкому хозяйственнику" в лучшем смысле этого слова, он пережил 1990-е годы и стал основой BLRT, затем распространившегося на Морзавод, а затем - в Литву и Финляндию. Ещё говорят, на этом заводе самая злющая в Эстонии охрана и всякие развлечения вроде фотографирования через ворота здесь вполне может закончиться так же, как и у нас. Подробная история всех трёх верфей рассказана здесь.
37.
Слева от проходной (если стоять к ней лицом) - Профессорская деревня, где в бывшие дома специалистов и директора поселили в межвоенное время преподавателей политеха и морской академии, куда мы заглянуть забыли. Сами дома невзрачны, но зато оттуда лучше видны цеха за проходной и "изнанка" заводоуправления - эти фотографии есть у bambuch. Справа от завода - трамвайное депо с раритетным вагончиком:
38.
О необычности таллинского трамвая, в первую очередь единственной в Европе "капской колее" (1067мм) я писал уже не раз - например, в первом посте о Таллине. Конка была пущена в 1888, электрический трамвай - в 1924-м, а Коплисская линия принадлежала заводу и открылась в 1916 году, причём изначально выпадала из остальной системы - имела "русскую колею" (1524мм) и бензомоторную тягу - не редкость сто лет назад, но живы ли моторные трамваи ещё где-то ныне - даже не знаю. Унифицировали эту линию с остальными лишь в 1950-е годы:
38а.
Напротив - удивительная Никольская церковь (1936), перестроенная Александром Владовским из местной пожарной части для эмигрантов, или правильнее сказать беженцев русской Гражданской войны, небогато живших в опустевшей слободке завода. Копли считается русским районом, и даже местные эстонцы в основном имели предков в дореволюционном Петербурге. Церковь, как заметил Кац, стилизована под питерские дачи эпохи модерна - напоминание о былом. Обратите внимание на печные трубы - такие вот насадки, усиливающие тягу, ставились раньше по всему Таллину, печи топились сланцем, которому для горения была нужна повышенная тяга.
39.
А перввая заводская церковь была оборудована в деревянном ангаре в 1913 году и делила его сначала с рабочей столовой, а после закрытия завода - со складом, сгоревшим в 1934 году.
40.
Фотографии церкви, трамвая и ещё нескольких объектов закреплены на художественно покосившемся стенде у храма. Ещё тут рос когда-то "дуб Флеминга" - классик немецкой поэзии эпохи барокко участвовал в знаменитом голштинском посольстве Адама Олеария (вместе с первым бароном Крузенштерном!) в Персию через Россию 1630-х годов, а ехал он как раз через Ревель. Посещённым местам Пауль Флеминг посвещал стихи, в Ревеле таковых удостоилась каменоломня в нынешнем Ласнамяэ и Коппельская дубрава. Увы, в войну древний дуб пошёл на дрова...
40а.
Ниже по берегу - Коплисские линии, бывшая рабочая слободка, проще говоря - барачник. Они строились как времянки, пока завод обзаведётся нормальными казармами, а также больницей, школой, народным домом и многим другим - думаю, его слободка вышла бы одной из красивейший в империи... но в итоге бараки пережили сам завод, и лишь сейчас, когда они уже стали историей, их начинают сносить.
41.
Самый капитальный из них - на заглавном кадре, он же - прототип "таллинских домов" с выступающими лестничными клетками. А многие сняты с учёта, отключены от коммуникаций, лишены нумерации... но по-прежнему населены. Это - классическое "городское дно":
42.
Спустимся на берег. Впереди полуостров Пальяссаар, бывший остров Большой Карлос, приросший к материку. На нём стояла когда-то Белая башня - фактически, последняя (1828) из башен Ревельский крепости, выпотрошенная во избежание захвата в 1854-м, а после войны превращённая в учёбную военно-морскую мишень и раскатанная до фундамента. Фундамент где-то там тоже есть (подробно Пальяссаар показан здесь), а нынешняя башня - всего лишь металлический бак стоявшей там советской военной базы. Дальше - паром, идущий в город мимо острова Аэгна:
43.
В открытом море - небольшой маяк, снятый 30-кратным зумом. А те тучи - может быть, уже над Финляндией:
44.
И тут уместнее было бы сказать - "но в Финляндию отправимся нескоро, в самом конце этой долгой серии, и полюбуемся Таллином с моря, пока же рассказ о столице закончу и в следующей части речь пойдёт уже про окрестности: Палдиски и всякие веси уезда Харьюмаа"... но нет. Впечатление о Таллине будет неполным без ещё одного крайне самобытного района с донельзя этонским названием Нымме. О котором - в следующей части.
Таллин
Общее. Вариации города.
Виды с башен.
Старый Таллин. Вышгород, или Тоомпеа.
Старый Таллин. Вдоль стен Нижнего города.
Старый Таллин. Среда и детали.
Старый Таллин. Ратушная площадь, улицы Вене и Рюйтли.
Старый Таллин. Пикк и Лай.
Кесклинн. Горхолл, квартал Роттермана, Нарвское шоссе.
Кесклинн. Деловой центр, Тынисмяги и вокзал.
Кадриорг и Пирита.
Веэренни и Юхкентали.
Кассисаба и Кристийне, Пельгулинн и Копли-Товарная.
Каламая.
Лётная гавань.
Северный Таллин.
Нымме.
Рокка-аль-Маре в Янову ночь.
Другие посты об Эстонии.