varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Кашин. Часть 1: Клобук, или Сердце России



По соседству с показанным в прошлых двух частях Калязином, чуть глубже за Волгу в Тверскую область, расположен Кашин - такой же маленький (15 тыс. жителей) и тихий, донельзя среднерусский городок с обилием церквей и удивительным рельефом. Заочно он почему-то казался мне нищим и тоскливым захолустьем, но при ближайшем рассмотрении мы с sasha_kalkaev обнаружили тут, конечно, бедную и неустроенную, но очаровательную глубинку.

О Кашине, как и Калязине, расскажу в двух частях, разделённых речкой Кашинкой. А вот КАК они разделены - это совсем особый случай...

История Кашина весьма тверская - простая, долгая и печальная. Впервые он упоминается под 1238 годом в связи с собственным разорением монголами, а затем балансировал между Тверским (1247-1319, 1425-83), собственным удельным (1319-1425) и Московским (с 1485 года) княжествами, регулярно оказываясь в центре их междоусобиц. Однако крупный по тем временам и хорошо защищённый благодаря рельефу естественной крепости город, Кашин был в Тверской земле традиционно вторым после самой Твери. На всю Россию он славился своими красильщиками и кузнецами, а также святыми (Анна Кашинская, о которой я ещё расскажу, или Макарий Калязинский, о котором уже рассказывал). И точно не знаю, когда он превратился в тихий уездный город, да и нет тут никакой чёткой грани. Нынешний Кашин находится в состоянии явного увядания, с конца 1980-х потеряв более 1/4 населения (максимум был 21 тысяча жителей)... но в отличие от Калязина он не покалечен водохранилищем, а потому и выглядит не депрессивным, а просто выпавшим из времени.

2.


Между тем, лучший вид на Кашин - вертикально сверху. Речка Кашинка в черте города делает 6 поворотов, образуя почти замкнутый круг. Полуостров внутри него когда-то называли Клобук за сходство с этим головным убором, а теперь чаще ассоциируют с сердечком - стало быть, Сердце России, а по мне так и вовсе голова инопланетянина. Само это устройство немного напоминает Каменец-Подольский, но там ещё и крепость, и каньон, в Кашине же всё пологое и мягкое. Сразу оговорюсь, что название "Клобук" у местных не в ходу, тут это просто Центр, но забытый исторический топоним ведь красивее, правда?

2а.


У окончания перешейка хорошо виден Воскресенский собор - центр Кашина и крупнейший храм Тверской области. Впервые он был выстроен в камне в начале 16 века, когда Кашин входил в удельное Дмитровское княжество... но в России, в отличие от Европы, реконструкции принято было проводить со сносом, и нынешний собор построен в 1791-1804 годах. Его длина - 63 метра, высота колокольни - 76 метров (выше калязинской), а вмещал храм до 7 тысяч молящихся - это вдвое больше, чем всё население тогдашнего Кашина. Сказывалась, видимо, роль духовного центра Тверской стороны (даже епископ назывался Тверским и Кашинским), ну и традиционная гигантомания купеческого города, чей расцвет подходил к концу. Верующим собор вернули лишь в 2009-м году, и работ по его реставрации ещё лет на десять:

3.


Перед собором в год его возвращения Церкви поставили памятник Анне Кашинской - местной святой и покровительнице города. Она была женой Михаила Тверского, также ставшего святым за свою мученическую смерть в Золотой Орде. Следом та же участь постигла и сыновей Анны - князей Дмитрия Грозные Очи и Александра Тверского, и за всеми этими казнями стояли московские князья - ведь не секрет, что "собирание земель" Москвой начиналось со сделки с ордынцами, в то время как Тверь пыталась быть гордой. Потеряв всех близких, Анна Дмитриевна приняла монашество как София, была настоятельницей одного из тверских монастырей, а на старости лет в схиме вновь стала Анной и удалилась в Кашин, где прожила в общем-то менее года и умерла в 1368 году, став Анной Кашинской лишь посмертно.

4.


Посмертно с ней происходили и самые интересные события. Мощи княгини были обретены в 1611 году нетленными и чудотворными, а в 1646 на очередном соборе её канонизировал Никон, и русскому народу она как-то сразу полюбилась: покров для неё вышивали царевны, книжные люди написали её житие, сказание об обретнии мощей и "Плач княгини Анны" по погибшим сыновьям и мужу, и видимо именно тогда имя Анна впервые стало одним из популярнейших в России. Но вот ведь незадача - её рука была сложена в двоеперстное крещение, и с первых лет Раскола к мощам потянулись староверы. Надо сказать, количество перстов в жесте крещения для староверов совсем не только верность традиции, но и символ, значение которого весьма доходчиво разъяснял как-то в своём журнале mu_pankratov. Анна Кашинская, даром что уже триста лет как покойная, давала староверам сильнейший аргумент, и царские власти пошли на невиданный доселе шаг - деканонизацию. В Кашин приезжала специальная комиссия, выявила множество ошибок в житиях (внезапно оказалось, что они не совпадают с летописями), и наконец на специальных соборах в 1677-79 годах Анну Кашинскую объявили несвятой, а мощи её придали земле. В земле они и сбереглись до повторой канонизации, которая негласно началась в конце 19 века, а официально состоялась в 1909 году; в том же году в Подмосковье был построен единственный в своём роде храм Анны Кашинской, старообрядческий. Правда, былая слава к княгине уже не вернулась, конечно верующие её знают по всей стране, но в целом ныне её почитание скорее локальное.

5.


На кадре выше - не зал собора (там реставрации ещё непочатый край), а лишь часовня на втором этаже под колокольней, где пока что идут службы. Там же за 100 рублей можно взять ключ от колокольни и подняться наверх, по тесной деревянной лестнице, заваленной голубиным помётом. В "домике" на одном из ярусов - механизм курантов (1878), и надо слышать, как содрогаются доски от их тиканья.

6.


Здесь когда-то висел 10-тонный колокол (1838), само собой не переживший советских лет. На колокольне две площадки, и нижняя официальная, с фотографиями дореволюционного города, а на верхнюю, где ещё идёт ремонт, вопреки запрещающим знакам полез Саша (благо, лестница там самая обычная), и я, взвесив все "за" и "против", последовал за ним. В итоге даю вперемешку кадры с обеих площадок, пойдём по часовой стрелке (каждый последующий вид правее предыдущего):

7.


Для начала посмотрим на перешеек, связующий Клобук с внешним миром - правда, для такого вида таки придётся влезть на верхний ярус. Улица Толстого на перешейке так узка, что на ней нет даже домов, по сути дела это естественный мост.  При этом тут хотя и не каньон, как в Каменце-Подольском, но достаточно крутые берега.

8.


Вдали, но не в Заречье, виден Клобуков монастырь - единственное напоминание о том, как назывался когда-то полуостров в излучине. Слева направо Покровская церковь (1680-е) с братским корпусом, обрубок Троицкого собора (1664-68, старейшее здание города), настоятельский корпус (каменный ярус - 17 века), Алексеевская церковь (1851-54) с Макарьевской часовней (1903). Последняя не случайна - отсюда пришёл в Калязин основатель тамошнего монастыря, впоследствии затопленного водохранилищем, святой Макарий. К трём кашинским монастырям советская власть была особенно немилосердна, Дмитровский разгромлен ещё сильнее, а некогда самый крупный и чтимый Сретенский и вовсе в таком виде, что я даже не счёл нужным туда ехать. Клобуков монастырь, однако, ещё покажу поближе в следующей части:

9.


На краю подступающих лесов виднеется Благовещенская церковь (1695) - это уже не Кашин, а село Апраксино (рядом ещё пара сёл с названиями Стулово и Безгузово).

10.


Итак, это было единственное направление, где виды не за рекой. Правее - центр города, неясно зачем вклинившийся туда пятиэтажечный массив и стоящий в таком окружении Вознесенский собор (1799, колокольня 1849) - кашинский храм №2, пока ещё кафедральный и хранящий мощи княгини Анны. Правее - основная часть уездного города, неплохо сохранившаяся, но по советскому обычаю так заросшая деревьями, что издалека ничего, кроме церквей и хрущоб, не видать.

11.


Зато как на ладони сам Клобук, главная в нём улица Луначарского, озаглавленная кирпичным зданием городской Думы (1877), с советских времён занятом библиотекой:

12.


Вдали виден Дом культуры Народный дом, годно стилизованный под начало ХХ века - он построен в 2008-2009 годах, съехав в это здание как раз-таки из Воскресенского собора, и мне кажется, это справедливый вариант. На заднем плане, уже за речкой - местные Чистые пруды (вот откуда такое название?) со шпилем Крестознаменской церкви (1782-84) и обезглавленной церковью Рождества Богородицы (1795) левее. В принципе до основания большвики тут разрушили не так уж много храмов, а в основном просто обкарнали и подо что-то переделали, так что потенциально Кашин мог бы раскрыться в гораздо более красивый город, чем он есть сейчас - и думаю, раскроется лет за двадцать.

13.


Помимо собора и ДК, Клобук примечателен ещё и рынком в краснокирпичных торговых рядах, строившихся в 1870-1900-е годы. Рядом церковь Спаса на Четырёх улицах (1763-69), вернее её обрубок. А ещё обратите внимание, до чего город мал - в деревьях этих ещё скрываются домики предместий (в том числе немаленький Кашинский санаторий - город известен своей минералкой), а вот дальше уже вполне очевидные поля:

14.


Наконец, помимо всяких мест досуга, есть тут и всегородское место работы - завод электроаппаратуры, устроенный в 1946 году в старых мастерских и складах. Что удивительно, он вполне исправно работает, по крайней мере достаточно громко гудит. "На глаз" завод занимет добрую треть Клобука, и хотя возник он в советское время, расположением своим напоминает старинные заводы уральских городов. По разные стороны трубы виднеются Ильинско-Преображенская (1778) и Рождественская (1780-86), а левее в кустах затеряны ещё два обезглавленных храма Дмитровского монастыря.

15.


На пустыре между храмом и заводом, у оплывшего вала древнерусской крепости до 1936 года стоял Успенский собор (1664-72) на месте древнерусского монастыря, где приняла схиму Анна Кашинская - и отстроенный в камне храм был памятником её первой канонизации, увы, снесённым без остатка.

16.


Так что замкнём круг церковью Флора и Лавра (1749-51), ближе к которой мы так и не подошли, и спустимся вниз:

17.


Внизу свой колорит... Убрать машины, провода и асфальт, чуть-чуть переодеть прохожих - и мы в классическом городе Н., куда едет ни то Ревизор, ни то Чичиков:

18.


Проходная завода. В Эстонии его бы, наверное, вывели куда-нибудь за город, а на старой площадке разбили бы парк с инсталляциями, но так ли это, на самом деле, важно? В работающем посреди города заводе тоже что-то есть, тем более если он не отравляет воздух.

19.


Вполне урбанистичный двор.... если не знать, что за спиной сараи и обрыв в Кашинку:

20.


Дома, коим принадлежит этот двор - уголок губернской Твери, которой уездный город конечно же не мог не подражать:

21.


В торговых рядах можно по сей день купить что душе угодно, но я сфотографировал только сувенирный киоск. А вот поесть на Торгу негде, разве что купить булочек (что мы и сделали) - и это признак бедности города, где жителям не до сидения в кафешках. У меня сложилось впечатление, что Кашин даже беднее Калязина, но при этом как-то живее и уютнее.

22.


Тот же корпус с другой стороны примечателен часовней (1830) - но так и не понял, входила ли она в него изначально или же этот корпус - на самом деле годная советская стилизация под окрестные ряды:

23.


Главное здание торга - Гостиный двор (1895):

24.


Через забор от него - те самые мастерские и склады, что легли в основу завода:

25.


Очень симпатичные столбы:

26.


Неуютный раскисший двор - до революции в таких стояли сараи, где лавочники хранили добро, но сейчас площадка по сути дела простаивает.

27.


Следующий ряд на фоне домов по улице Луначарского. Торг, собор и завод - три столь характерных сущности русского города в этом Сердце России.

28.


Да и ДК впридачу... Голуби на прошлом кадре не случайно - в рядах с кадра ниже мы купили пирожков и употребляли их на ступеньках деревянной сцены, а птицы ждали вожделенных крошек:

29.


Люди на фоне улицы Карла Маркса, ведущей за мост через Кашинку:

30.


С другой стороны Сердце России вмещает и ещё одну сущность, без которой нашу страну не представишь - воинский мемориал. Тут же лучше видна Спасская церковь на Четырёх улицах, расположением вполне оправдывающая название:

31.


Взгляд привлекла одинокая могила напротив "Скорбящей матери" - и я сразу подумал, что датой смерти будет многозначительный август 2014 г.. Но нет, убит в 1944-м, и наверное позже других найден где-то в псковских полях или белорусских лесах, опознан по каким-нибудь несгнившим медалям да похоронен на родине.

32.


В другом углу Клобука, за заводом от собора, сохранилось несколько внушительных домов конца 18 века, сгруппированных вокруг сада Тургенева - если ничего не путаю, это ещё дореволюционный парк, ныне выродившийся в пустырь. Самый известный и старый из них - Соборный дом (1787), построенный изначально как резиденция настоятеля, а затем ставший домом причта. При этом расположен он на дальнем от собора конце парка:

33.


Пососедству наискось очаровательный домик неясного возраста:

34.


Соседнее здание обозначено на Викимапии как пекарня, и это выглядит достаточно правдоподобно:

35.


Ещё пара симпатичных домов. В подклете того, что подальше, обитает музей каши - без таких ништяков в Средней полосе теперь никуда, и эти неловкие попытки завлечь туристов хорошо знакомы по той же Прибалтике и со временем должны вырасти во что-то дельное, как и там. Хотя конечно название городка имеет финно-угорские корни и с кашей его увязали существенно позже.

36.


На другой стороне сквера - особняк купца Жданова 1860-х годов, кашинцами любимый особенно - в нём обитает ЗАГС:

37.


Главное только на радостях на балкон не выйти, а может особо удалые открывают дверь и ныряют на руки гостям. В доме ещё и хорошо сохранились интерьеры, но как видно по освещению - мы пришли поздновато. Жалко только, что дверь унылая да бурьян расчитить даже около ЗАГСа не судьба. А впрочем, пусть растёт, кому мешает?

38.


Напоследок обойдём Клобук по берегам Кашинки - с внешним миром его связывает перешеек, два автомобильных моста и десяток самодельных деревянных мостиков:

39.


Вид с моста улицы Карла Маркса - он ныне и является главным въездом на Клобук, да и пожалуй в 19 веке так было, ведь на той стороне центр уездного города. На Западе бы непременно домики выходили на реку плотным фасадом с балконами, и это называлось бы "маленькой Венецией", у нас же берега лесные - словно мы и не в центре городка:

40.


Вид чуть ниже Крестознаменской церкви - в основном мостики выглядят так, а все последующие виды - "снаружи":

41.


За мостиком с "внутренней" стороны улица Обновлённый Труд - наряду с улицей Красных Идей одна из достопримечательностей города:

42.


Куда менее известно, что следующий мостик "снаружи" продолжает Кошачий переулок:

43.


Вид на центр со следующего автодорожного моста:

44.


И на Рождественскую церковь вдоль реки... такая мелкая и заросшая она не всегда, просто год аномально маловодный (и это маловодье, как уже не раз говорилось, и сподвигло нас ехать в сторону Мологи):

45.


Подходим к собору с другой стороны:

46.


Плечистый Соборный дом и Ильинско-Преображенская церковь вдали... она на том же берегу, что и мы - просто на другой стороне круга:

47.


А на перешейке - битва за грамотность:

48.


И в целом, гуляя по таким городам, даже как-то не думаешь о том, сколько в них утрачено. Кажется, что церквей и так очень много и не думаешь о том, что их было ещё больше. Лес колоколен и главок над низкими домиками - специфический пейзаж русского города, почти повсюду уничтоженный большевиками. Кашину повезло в том, что значительную часть этих красот ещё можно восстановить с подлинными стенами. Обзор кашинских храмов живых и мёртвых есть здесь, а у zavodfoto отличная подборка фотографий - в конце 19 века в Кашине жил "светописец" Василий Колотильщиков, отснявший свой тихий город вдоль и поперёк в те времена, когда иных достопримечательностей (скажем, Гостиного двора) в нём ЕЩЁ не было. Лучший по сюжету (но не по качеству!) вид примерно соответсвует нынешнему кадру №44 (деревянный мост на месте автодорожного): Успенский и Воскресенский соборы, Богоявленская церковь (1774-87) на месте нынешнего заводского цеха, Вознесенский собор вдалеке и торговые ряды с церквями  Троицкой у Торговых рядов (1751-58), Спаса на Четырёх улицах и оставшейся за кадром Покровско-Макарьевской (1780-1800): справа видна её часовня памяти героев Отечественной войны 1812 года (1868) примерно там, где ныне памятник героям Отечественной войны 1941-45 годов. На заднем плане же - Сретенский монастырь, на месте которого ныне Рабочий посёлок.

49.


А по кольцу уцелевших церквей пройдём в следующей части:

ВЕРХНЯЯ ВОЛГА. Часть 1: в поисках Мологи.
Обзор двух частей и оглавление.
Калязин. Затопленное.
Калязин. Непотопляемое.
Кашин. В речной петле.
Кашин. Вокруг реки.
Углич. Кремль.
Углич. Город.
Рыбинск. Центр.
Рыбинск. Стрелка и Заречье.
Рыбинск. От вокзала до Сатурна.
Рыбинск. Вокруг ГЭС.
Молога и её поиски.
Пошехонье.
Тутаев. Романов.
Тутаев. Борисоглебск.
Константиновский и Курба.
Tags: "Раскол", Среднерусское, деревянное, дорожное
Subscribe
promo varandej september 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments