varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Category:

Тутаев. Часть 1: два берега одного города



Тутаев - в меру малый (40 тыс. жителей, что на порядок крупнее показанного в прошлой части Пошехонья) старинный (я бы поставил его в один ряд с Угличем, если не выше) город на Волге между Рыбинском и Ярославлем. В мире немало случаев, когда два города, разделённых рекой (как Саратов и Энгельс), а то и границей (как Нарва и Ивангород, Валга и Валка) - на самом деле один город. Реже бывает наоборот - когда формально единый город на самом деле является агломерацией, но такое чаще бывает в больших промышленных городах типа Братска, Орска или Тольятти. Ну а Тутаев... На левом берегу Волги стоял древнерусский городок Романов с весьма нелинейной историей и своими неповторимыми промыслами, на правом берегу напротив выросла богатая Борисоглебская слобода, состоявшая из двух частей - рыбацкий и ямской; в 1777 году оба стали уездными городами Ярославской губернии; в 1822 уезды были объединены, их центры слились в город с забористым названием Романов-Борисоглебск, в 1918-м получивший в честь убитого красноармейца то ли древнерусское, то ли чеченское (по ассоциациям на слух) название Тутаев, а в 1970-х годах, со строительством моторного завода, центр жизни сместился дальше от Волги на правом берегу. Но главный юмор Тутаева в том, что за время всех этих коллизий и почти два века административного единства в нём не сподобились построить мост!

Как результат, древний Романов ныне представляет собой заречное предместье, едва ли не самый аутентичный и запущенный малый город Средней полосы; Борисоглебск - средненький рабочий городок с роскошным собором. В две части рассказ о них не влез, поэтому для начала покажу Волгу, переправу, виды с берега на берег и прибрежные достопримечательности обоих "городов".

Самое "тутаевское" место - у старой переправы. Со стороны Романова стоит Казанско-Преображенская церковь, построенная в 1758 году на месте деревянного женского монастыря и отличающаяся необычным расположением храма и колокольни (возможно, устроенных как раз на месте Казанской и Преображенской деревянных церквей соответственно) на разных высотах; под колокольней покоится местный юродивый Онуфрий, причины почтения к которому давно забыты. Со стороны Борисоглебска - Воскресенский собор (1652-58), потрясающе красивый вблизи, а внутри и вовсе фантастический.

2.


Между ними словно натянута нить, и интересно, как соблюдена субординация - роскошный храм, достойный всех романовских церквей, вместе взятых, жители Борисоглебской слободы построили не напротив кремля, а напротив тоже одной из слобод:

3.


Романов был основан как пограничная крепость Романом Углицким - этим "добрым князем" конца 13 века, при котором Углицкое княжество называли ещё Семиградьем. В 1345 году при очередном разделе Ярославского княжества (следующим после того, как выделилось Моложское княжество) ещё один Роман, на этот раз Васильевич и из Ярославля, перенёс сюда свой удел. В 1491 году Романовское княжество было поглощено Московским. Примерно тогда же возникла Борисоглебская слобода, но её жизнь богатством событий не отличалась - жила, богатела потихонечку, и точно не знаю когда, опередила в развитии сам Романов.

4.


В 1563 году в Романове случился "исторический каприз" - возрождение татарского ига в отдельно взятом городе. В тот год в Ногайской Орде - довольно аморфном и бедном осколке Золотой Орды, который, как многие считают, стал основной Младшего жуза Казахстанао ногайцах я рассказывал здесь), сыновья умершего хана Юсуфа не поделили власть: знать выбрала ханом его сына Измаила, но трон силой взял другой сын Юнус, однако вскоре умер. Родные братья Юнуса Ибрагим и Ильяс и двоюродные Алей и Айдар намёк поняли и бежали из орды к русскому царю, который так проникся их положением, что отдал Романов ногайским мурзам. Пишут, что вели они там себя не очень хорошо - насаждали свои порядки, на русских людей смотрели что при наследниках Батыя, обладали невероятными для тогдашних времён правами (ведь в покорённых землях бывшей Орды наоборот рушились мечети, а ислам на большей части империи был на том же положении, что и в последующие века староверие), и впервые их начали ограничивать, видимо из солидарности с тёзкой-городом, лишь при Романовых, а в 1760-м году и вовсе выселили под Кострому (но при этом через считанные годы Екатерина II сняла ограничения с мусульман по всей империи). Наследием романовских татар стали во-первых "романовские овцы" (крупные, с очень длинным подшёрстком и диетическим мясом), стада которых отличали здешний уезд от прочего Нечерноземья, а во-вторых - вот эта груда камней с крестами на бережке под Казанской церковью. Здесь когда-то стояла деревянная часовня, и существовал обычай каждому проходящему по Волге судну оставить близ неё камень. Кто-то кидал гальку, кто-то - целые валуны, а аналогов этому в русской культуре вроде как не было... зато сразу вспоминается древние степные обоо, наследие даже не мусульманское, а ещё более древнее, и если в казахских степях они служат пастушьими ориентирами, то в бурятских и монгольских вполне себе остаются жертвенниками мелким духам. Такое вот православное обоо Верхней Волги:

5.


Далее просто виды из Романова на Борисоглебск. Волга тут ещё не широка, но берега уже высокие, и по первоначальному проекту Ярославской ГЭС (до её переноса в Рыбинск) затоплению подлежала в том числе эта "труба".  Кстати, обратите внимание, что баржа везёт уголь откуда-то сверху по Волге. В той стороне уголь добывает только Воркута, но и тот вроде бы весь идёт на "Северсталь" в Череповец. Шахты Подмосковного бассейна в Тверской области вроде бы не работают. Или это вообще не уголь? В общем, что это может быть, куда и откуда?

6.


Ещё на Борисолебской стороне есть Благовещенская церковь (1660) - раньше у неё было 5 глав и шатровая колокольня, при Советах всё это обкарнали до состояния кубика, и лишь недавно восстановили главку. Близко мы к ней не подъезжали, все мои кадры - только через Волгу. До 1777 года это было село Ново-Благовещенье, объединённое в уездный Борисоглебск с упомянутыми рыбацкой и ямщицкой слободами. Под церковью - пристань круизников, по осени уже опустевшая.

7.


И ещё на Борисоглебской стороне есть заводы. Вдали от Волги - Тутаевский моторный завод, делающий дизельные двигатели для большегрузных автомобилей, автобусов и тракторов, к которому примыкает нынешний многоэтажечный центр города. На Волге выше по течению - "Тульма" (Тутаевская льняная мануфактура), основанная в 1864 году немцем Классеном как Романовская мануфактура. Как ни странно, жива, что для отечественного текстильпрома не характерно - но дело в том, что это крупнейший в России производитель брезента.

8.


А далеко внизу торчат из-за леса трубы Ярославского нефтезавода имени Менделеева в посёлке Константиновский - основанный в 1879 году как Константиновский завод минеральных масел (консультантом был сам Дмитрий Иваныч), ныне это старейший НПЗ России. Этот завод, Тульма, рыбинские Нобелевская верфь, "Сатурн" (само собой, тогда они иначе назывались) и многие другие предприятия попадали в зону затопления Ярославской ГЭС, и потому советская власть решила, что лучше затопить лишённую крупных заводов Мологу с окрестной поймой и вместо Ярославской решили строить Рыбинскую ГЭС. До Константиновского же ещё доедем в третье части:

9.


В Романове своя промышленность тоже есть, но под стать городу патриархальная - небольшой колокольный завод, и в это отчасти есть преемственность, только до революции Романов-Борисоглебск славился более примитивными железяками - гвозями и скобами. Впрочем, главной его специализацией было деревянное судостроение - небольшиме парусные суда местного типа по всей Волге назывались "романовками".
Серая перспектива Волги, которая тут уже широка и сильна. Дальше будет пара серьёзных поворотов - по автодороге Тутаев ближе к Ярославлю, а по реке - к Рыбинску.

10.


Какой-то недострой на бережке - возможно, ещё одна теплоходная пристань:

11.


А чуть ниже Воскресенского собора и Казанской церкви - паромная переправа. Её пристань на Борисоглебской стороне:

12.


И на Романовской, туда и спустимся:

13.


Паром ходит с 6:00 до 22:00 каждый час - в "00" отправляясь из Романова, а в "30 минут" из Борисоглебска, причём его "порт приписки" именно Романов, так как последний рейс он делает в 22:15 с правого берега, оставаясь на левом берегу ночевать и в 6 утра вести романовчан на работу. Из получаса почти всё время занимает набор пассажиров и погрузка, сам путь - меньше 5 минут.

14.


Тарифы - от 12 рублей (ребёнок) до 1200 (автокраны на шасси "Кразов" и "Уралов"). Обычный билет на взрослого - 24 рубля, корова - 45 рублей, о собаках, овцах и даже лошадях ничего не сказано. Велосипед - дешевле коровы (35р.), мотоцикл без коляски 60 рублей, с коляской - уже 120. Трактор или комбайн по 500 рублей, грейдер - 600, тягач - 800-900 в зависимости от размеров прицепа. Автобус - 500-600. Наша легковушка - 220 рублей, причём для водителя билет входит в плату за провоз машины, а пассажирам - отдельно по пешеходному тарифу. В общем, не очень удобно (мост, конечно, был бы лучше), но терпимо:

15.


Зал ожидания на пристани. Переправа - транспорт предельно районный, сюда не дошли руки ни федеральных монополий (как РЖД, приведшая в порядок вокзалы даже на мелких станциях), ни каких-нибудь региональных программ (как на автовокзалы во многих регионах). А стало быть - ничего с советских времён не изменилось:

16.


Заезжать на паром задом наперёд по крутому ребристому скату адски неудобно:

17.


Едем. Облезлый трактор, бедно одетые люди, холодный ветер с Волги - сюжет вполне сойдёт за кадр из интеллигентского кино (если опустить то, что все трезвые, в том числе даже те, кто за рулём, никто никому не бьёт морду и ни одного ребёнка не утопили).

18.


Романовский берег - обратите внимание на деревяшку, лодки и машины у воды:

19.


Если паром играет роль автобуса, то есть тут и свои маршрутки - кто без машины и не хочет ждать, всегда может переправиться на моторной лодке. Тарифы не спрашивал, но думаю, рублей 30-50, иначе (в обе стороны) вряд ли выгодно. Прежде видел такую систему на Онеге и на Варзуге. На первой, правда, выдавали спасжилеты, а на второй возили за 10 рублей.

20.


Вот уже и та сторона, машины повторяют трюк с заездом задом наперёд:

21.


Теперь полюбуемся Романовом из Борисоглебска. Практически над переправой, через овраг от большей части городка - Городище, остатки Романовского кремля с валом (1468), Крестовоздвиженским собором (освящён в 1652 году, а строился с 16 века - возможно, помешали ногайцы) и вместо княжеских палат деревянный дом усадьбы Зацепиных начала 19 века:

22.


Там сейчас гостиница, или скорее дом отдыха, одна из достопримечательностей - овчарня с чистокровными романовскими овечками. Мы, впрочем, застали усадьбу пустой и закрытой - может она только летом работает, а может быть сказке конец...

23.


Русло Волги со снующими лодками:

24.


Более широкий план - с лестницы у Воскресенского собора. Романов относительно мало пострадал от церковных сносов - из 9 храмов утрачены всего 2, ещё три, впрочем, из Борисоглебска не очень-то видны, включая Вознесенскую церковь ниже городища.

25.


Казанско-Преображенская церковь остаётся доминантой берега. Как видите, Романов рассечён оврагами на несколько районов, и если Крестовоздвиженский собор был центром княжеского городища, то эта церковь отмечает скрытый за деревьями уездный городок (главными храмами которого, впрочем, снесённые Спасская и Воскресенская церкви, стоявшие рядом, как раз и были).

26.


Одна из самых ландшафтных построек, что я когда-либо видел... и сколько внизу камней в "православном обоо":

27.


У следующего оврага - Спасо-Архангельская церковь (также построенная в 1746 году на месте двух деревянных церквей, посвящения которых отошли разными её этажам). С 1854 она принадлежала единоверцам, а фактически - старообрядцам, составлявшим в тогадшнем Романове до 1/3 населения - сразу после Раскола в городе было два поколения очень сильных проповедников, сначала поп-начётчик Лазарь, соратник Аввакума, вместе с ним сожжённый в Пустозерске, затем Поликарп (Петров) Романовский (переписчик и распространитель текстов Аввакума), мужик Семён, "говоривший от Святого Духа", и некий Андрей Звероподобный, который видимо был просто неистов в своей вере. Подробнее история здешнего Раскола рассказана здесь, и в конце 17 века он принял весьма страшную форму - Семён и Андрей спровоцировали в уезде несколько самосожжений... Старообрядческая церковь в Романове тоже есть, но с Волги не видна и я её оставлю к следующей части.

28.


Не видна с Волги и Покровская церковь, куда мы заезжали, зато прекрасно видна Троицкая на Погосте (1783). Мы о ней как-то забыли, и вспомнил я её лишь уже оказавшись за Волгой (а в Тутаев мы приехали именно через Романов из Рыбинска). К ней прилагается ещё часовня-склеп местного нотариуса Василия Маслок (1892) и его родных. Так-то по сути дела это уже загород...

29.


На Борисоглебской стороне мы не поехали сразу в город, а сначала погнали вдоль берега, над которым нависает Воскресенский собор. Кстати, ни одного Борисоглебского храма тут нет, но очень давно всё же был и кое-что от него даже осталось - это оставлю на третью часть:

30.


Попытка благоустройства. Только почему "Лютый"? В честь местного криминального авторитета из 1990-х назван, не иначе...

31.


Лодочная станция и какие-то домики "Тульмы":

32.


По небольшим приземистым корпусам даже не скажешь, что когда-то на этой фабрике работала треть населения города, около 2400 человек. Виду у них печален, судя по всему "Тульма" на последнем издыхании.

33.


34.


35.


Фабрика стоит на самом краю города, и как бы на двух ярусах - за её площадкой улица круто поворачивает вверх, а наверху, практически над цехами с прошлых кадров - бетонная водонапорка 1930-х годов:

36.


И кажется ещё один, уже конструктивистский "Тульмовский" корпус.

37.


Солдат-красноармеец Илья Тутаев, в честь которого переименовали город, погиб в 1918 году при штурме прилегавшей к Романову усадьбы, где засели белые, и тут же стал местным героем - была в первые годы Советов в Центрально-Промышленному краю такая мода: называть городки в честь рядовых бойцов. Там дальше, у трассы, Новый город с 12-этажками, но глядя на этот почти не изменившийся за сотни лет пейзаж, об этом ни за что не догадаться.

38.


В следующей части осмотрим Романов.

ВЕРХНЯЯ ВОЛГА. Часть 1: в поисках Мологи.
Обзор двух частей и оглавление.
Калязин. Затопленное.
Калязин. Непотопляемое.
Кашин. Клобук, или Сердце России.
Кашин. Вокруг реки.
Углич. Кремль.
Углич. Город.
Рыбинск. Центр.
Рыбинск. Стрелка и Заволжье.
Рыбинск. От вокзала до Сатурна.
Рыбинск. Вокруг ГЭС.
Молога и её следы.
Пошехонье.
Тутаев. Два берега.
Тутаев. Романов.
Тутаев. Борисоглебск и Константиновский.
Курба. Разруха и величие.
Tags: "Молох", "Раскол", Среднерусское, деревянное, дорожное, староверы, татары, транспорт
Subscribe
promo varandej july 22, 10:45 27
Buy for 500 tokens
Писать о враждующих странах нелегко: одну похвалишь - в другой наживёшь врагов. Поэтому раз уж сказал "А" - говори и другое "А": в мае посетив Азербайджан, в сентябре я собираюсь в Армению. Чтобы в итоге видеть целую картину обеих стран, да ещё и Карабах раздора. И только…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments