varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Category:

Нижегородская область. Зарисовки по окрестностям.



Через показанные в прошлых частях заповедный Гороховец и текстильные городки Подмосковья и Владимирщины мы с dima1989 на его серой "Ладе" достигли Нижегородской области. Тут оговорюсь, что хотя в своём ЖЖ пишу о ней впервые, на самом деле я бывал там раз пять или шесть, но всё в 2002-2007 годах, когда у меня не было цифровика, и потому про сам Нижний Новгород и ещё несколько неплохо мне знакомых городов и весей в этот раз рассказать не смогу. В целом же Нижегородчина - регион особенный, это такое место схождения всей России, её уменьшенная модель: здесь за Волгой - полноценный Русский Север, за Окой - тихая среднерусская сторона, а на правобережье обеих рек - Черноземье, не забывшее ещё свиста татарской стрелы; здесь Транссиб пересекает Волгу, и стоит большой город с красным многобашенным кремлём и грандиозными пригородами; здесь живут татары, мордва, марийцы, находятся святыни православия (Дивеево), староверия (Керженец), ислама (Медяна) и марийского язычества (Васильсурск); в Болдине - Пушкин, на окраине Нижнего - Горький; тут есть неприступное ЗАТО Саров (Арзамас-16), а есть старопромышленная Выкса, здешние Газельки, ПАЗики, суда на подводных крыльях и трубы из той же Выксы можно увидеть по всей стране и за её пределами, и вообще тут строится или перерабатывается практически всё, чем богата российская индустрия. Не хватает для полноты картины разве только Крайнего Севера, Кавказа, евпропейских ксенополисов на западе да каких-нибудь гор.

Для начала - некоторое количество зарисовок по дороге, в основном уже в сумерках (так как светлое время было отдано основным объектам): Нижегородская ГЭС, село Пурех с роскошной церковью (половина поста), Кстово с нефтеперерабатывающим заводом и Бор с канатной дорогой через Волгу.

В первый день мы поехали из Нижнего Новгорода вверх вдоль Волги за Оку. В перспективе переполненной дороги дымят трубы ТЭЦ и ЦБК в Балахне, вернее её районе Правдинске, до 1993 бывшем самостоятельным городом. Трубы эти прекрасно видны из Нижегородского кремля и буквально довлеют над Волгой от устья Оки до Нижегородской ГЭС. Ехать же в эту сторону неудобно, так как первые полсотни километров путь пролегает сплошь по улицам окраин городов:

2.


Балахне (50 тыс. жителей) у меня как-то не везёт - собирался туда уже, кажется, в третий раз, и всё время в последний момент откладывал. Хотя судя по всему интересный город с коллекцией непохожих друг на друга церквей, уездными купеческими домиками, конструктивизмом, остатками узкоколейки и памятью о том, что это - родина Кузьмы Минина, одного из лидеров русского ополчения, освободившего в 1613-м году Москву от поляков. В общем, отсылаю пока что к nordprod, а сам доберусь сюда как-нибудь в следующий раз. На объездной, однако, в кадр попала часовенка, википедией указанная как будка управления шандор, якобы построенная в 1926 году. Стиль для 1920-х годов явно странный, а с другой стороны в 1920-е годы могло быть абсолютно всё, что угодно, так почему бы и нет? Остаётся только гадать, это будка, перестроенная в часовню, или часовня, перестроенная в будку и обратно?

3.


За Балахной - уже упомянутый Правдинск, влившийся в её состав, а за Правдинском - Заволжье, по чьему-то топографическому кретинизму находящееся на правом берегу. Ну да впрочем если в Нижегородском метро в своё время чуть южную конечную Северной не назвали (так как рядом Северная проходная ГАЗа), то и тут удивляться нечего. В Заволжье крупные машиностроительный заводы, но в первую очередь это город при Горьковской ГЭС. В центре там, судя по ссылке выше (опять же на nordprod), очень приличный соцгород 1950-х годов, но я опять же ограничился футуристической водонапорной башней, хорошо видимой с дороги:

4.


Ну а там рукой подать до Нижегородской ГЭС, по плотине которой мы ехали в заречный Городец. Четвёртая по счёту ГЭС на Волге после увиденных той же осенью Иваньковской (Дубна), Угличской и Рыбинской. Нижегородская ГЭС моложе (1948-56) и мощнее (520 МВт), но корпус её всё в том же благородном сталинском стиле, а под водой её водохранилища - деревни и прибрежные районы городов.

5.


Комплекс её плотин вдоль и поперёк русла - самый длинный среди всех ГЭС России, более 18 километров.

6.


Высоченный мост, с которого снят прошлый кадр - над шлюзами:

7.


Башня управления:

8.


Шлюзов тут целых 4, и за аванпортом видна следующая пара, а за ними уже Городец:

9.


В аванпорте - и Городецкий судозавод, основанный в 1940 году, и в отличие от канувшего в Лету Гороховецкого, чувствует он себя неплохо, в 2010-м с его стапелей сошёл первый постсоветский круизный теплоход "Сура". За белыми теплоходами, с которыми изяществом архитектуры ни сравнится никакой балтийский паром или океанский лайнер, притаился ещё и колёсный пароход "Станюкович" (1956, Венгрия), который там восстанавливают (вот например старый репортаж bu33er оттуда). Правда, с 2010-го будто бы и никаких новостей - неужто бросили на середине? Мы же не смогли найти удобной точки (останавливаться тут везде запрещено), чтобы его снять, а в целом не зря Нижний Новгород и окрестности - один из мировых центров речного судостроения:

10.


Пространство Горьковского водохранилища с ярами правого берега, за поворотом скрывается обрубленный поднявшейся водой Чкаловск - город одной достопримечательности. Горьковское водохранилище не столь эпично, как Рыбинское, и целых городов не губило, и форму имеет не озера, а широкой реки, но тоже ветрено и просторно:

11.


Последние километры правобережной дамбы, ехать по которой от ГЭС вверх по течению успеваешь устать. В лесочке - церковь Серафима Саровского (2004), новодел в лучших традициях Русского Севера, явно посвящённый ни то затопленным деревням, ни то погибших гидростроевцам.

12.


Выше Нижнего по Волге мы осмотрели в итоге Городец и Чкаловск, и про них будет в совокупности 4 поста на двоих. А вот селу Пурех, куда мы заехали по дороге из Чкаловска, хватит и половины - но оно того безусловно стоит! Я предложил сюда заехать в первую очередь из-за колоритного финно-угорского названия, даже не зная, какой роскошный храм стоит на косогоре в центре села:

13.


Народная версия гласит, что пуре - это мерянский аналог медовухи, а расцвет села наступил в 17 веке, когда оно было даровано соратнику уже упоминавшегося Минина князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы. Пожарский заложил тут целый Макарьевский монастырь, которому сразу даровал святыню - огромный деревянный крест, привезённый, вроде бы, с Соловецких островов, и к началу ХХ века приросший аж двумя копиями, одна из которых хранилась как раз в часовне с прошлого кадра. У монастырской слободки довольно быстро образовалась и своя специализация - литьё колокольчиков да бубенчиков. К 18 веку Макарьева слобода и прилегающие сёла Крапивино и Пурех объединились, и звучное название последнего в итоге стало общим на троих:

14.


Крест уничтожили в 1935-м (а вот копии живы - одна в Нижнем, другая здесь), колокольный промысел тоже сошёл на нет, но село всё ещё выглядит очень добротно. Живёт тут порядка 1,5 тысяч человек, вон за церковью даже ДК есть (опять же на прошлом кадре). В ограде её - целых шестеро ворот:

15.


Спасо-Преображенская церковь и сама выглядит грандиозно... и при этом нет точных сведений о том, когда она была построена (но в 1647 упоминается уже как каменная), да и достраивалась и перестраивалась она явно немеренное количество раз; колокольня и придел, обращённый к главным воротам, тянут на середину 19 века, годы этак 1860-80-е:

16.


Жёлтый придел на другом углу - скорее рубеж 18-19 веков (но всё "на глаз"), а тут ещё пара часовенок да котельная:

17.


Белый храм-основа - думаю, честный 17-й век:

18.


Увы, внутрь попасть не удалось - сами видите, что на дворе уже сумерки и храм был закрыт. Поэтому вот ещё какая-то часовенка в ограде:

19.


И просто не попавшие в прошлые кадры ворота, большинство из которых постоянно закрыты:

20.


21.


22.


Гигантский полузабытый храм в селе в стороне от больших дорог - сложно представить более русский образ. В Ярославской области я уже показывал похожий пример - село Курба. В прямой видимости от Спасо-Преображенского храма - заброшенная церковь Святого Духа (1904), а есть тут ещё пара церквей бывшего села Крапивино, но мы их не видели даже издалека.

23.


Домики Пуреха... обратите внимание, кстати, что тот дух упадка и никому не нужности, неотступно сопровождающий в Средней полосе, на Нижегородчине как-то отступает. Ну да, бедновато, конечно, и молодёжь стремится в город, но всё же без явного запустения - вот даже интересно, почему такая разница:

24.


25.


26.


Среди изб затесался полудеревянный дом с чудными воротами, ни то барочными, ни то модерновыми:

27.


В другой день мы ездили из Нижнего Новгорода вдоль Волги вниз. Вот она - плавни и яры уже Чебоксарского водохранилища с очередного косогора. Там Поволжье было ещё Верхним, как в Костроме или Рыбинске, а тут уже Среднее - как в Самаре или Казани:

28.


Правее за лесом - очередной промышленный ад:

29.


Это Кстово (57 тыс. жителей), вернее вынесенное далеко за город его основное предприятие - нефтеперерабатывающий завод. Само Кстово - город чисто промышленный, без старины и выдающегося сталианса, и я туда вряд ли поеду когда-нибудь целенаправленно, а вот nordprod в своё время съездил, ссылка выше - опять же его. Самое интересное в городе, судя по его всему - Всемирная академия самбо (это, если кто вдруг не в курсе - борьба такая, "самооборона без оружия", разработанная в СССР на основе восточных единоборств, скажем спортивное самбо ближе всего к дзюдо), выросшая из местной спортивной школы ещё в 1970-е годы, и выпускники её взяли более 200 золотых медалей. В окрестностях же, увы, так и не заехали к деревянной Казанской церкви (1792) в селе со звучным названием Великий Враг.

30.


У завода - собственный въездной знак, про который надо бы как-нибудь поумничать, но мне лень:

31.


Вниз по Волге мы ездили в места не столь известные: сёла Григорово и Вельдеманово, откуда были родом антагонисты 17 века Аввакум и Никон, ПГТ Большое Мурашкино с купеческими дворцами в глубинке, о котором я узнал от того же Нордпрода, а потом переправились через Волгу из Лыскова в Макарьев и отправились вглубь Керженского Заволжья. А на Владимирском тракте - фуры, и где-то впереди там будет Тихий океан:

32.


Наконец, за Волгой, прежде чем поехать в Семёнов, староверческие скиты и китежское озеро Светлояр, мы ещё немного покатались по городу Бор (77 тыс. жителей), фактически заволжской части Нижнего Новгорода. На въезде со стороны Макарьева - градообразующее предприятие Борской стеклозавод, основанный в 1930 году (а село Бор стало городом через 8 лет). Прямо сказать, таких крупных стеклозаводов я ещё не видел, но специализация его вполне чёткая - сквозь изделие этого завода была снята значительная часть кадров всей поездки, включая непосредственно вот этот:

33.


Есть тут и другие заводы, например "Теплоход", выросший, между прочим, из местного Нобелевского городка (об этом феномене Волги я писал в контексте Рыбинска и Астрахани). Хотя около 1/3 борчан работают в Нижнем Новгороде.

33а.


Так-то на Бору есть и старые домики (в одном из них ныне музей), и довольно симпатичные церкви - новодельные Покровская и Тихоновская старообрядческая, старые Сергиевская (1757) и Успенская (1826), но мы всего этого не видели, въехав в Бор без какой-либо подготовки. Вот панорама Бора, который мы потеряли - богатого торогового села у "кармана России":

34.


Вот лишь пара сталинок в центре:

35.


36.


Вокзал с обращённой в городу автостанцией:

37.


Но куда интереснее расположенное в квартале от него старое здание станции Моховые Горы - тупиковой, уехать отсюда можно только в Нижний Новгород (менее 40 минут), а сама станция возникла практически случайно: в 1913 году началось строительство железной дороги Нижний Новгород - Котельнич через глухую Керженскую сторону, и первоначально под Волгой планировалось провести тоннель, который должен был выходить на поверхности как раз на Моховых горах. В итоге при Советах решили строить мост, и таки построили в 1931 выше по течению, Моховые Горы же оказались в тупике, но до постройки моста поезда отсюда ходили как раз-таки в сторону Котельнича. Станция открыта в 1929-м, а вокзал и вовсе эпохи безмременья (что прекрасно видно по его архитектуре) - построен в 1917-м году, между двумя революциями:

38.


39.


Дальше мы выехали на главную в городе площадь Победы с довольно экспрессивным памятником (причём обратите внимание - бойцы смотрят в обе стороны):

40.


До 1930-х годов тут стояла очень красивая (тем более для своих лет) Крестовоздвиженская церковь (1857):

40а.


А ныне на её месте ДК "Теплоход", композиционный центр Бора:

41.


В сквере вокруг - очень красивые мемориальные доски:

42.


И трогательная Скамья Примирения - думаю, сами видите, как она работает. Нижегородцы - народ креативный, вон даже памятник Громозеке поставили!

43.


Городские ворота:

44.


Почему ворота? Потому что из Бора в Нижний можно попасть не только электричкой - на правый берег ведёт самая молодая достопримечательность Нижнего Новгорода (2012), самая длинная в России канатная дорога (3661м, 10 опор), работающая как рейсовый транспорт, которым борчане ездят в Нижний на работу. Сколь эта штуковина целесообразна (всё же перевозит около миллиона пассажиров в год), судить не берусь, но это как минимум необычно и красиво:

45.


Очень хотелось на ней проехаться... но мы понимали, что уже темнеет и особо красивых видов не будет, в общем и в этот раз я отложил подробное знакомством на потом. Вот классический репортаж af1461 в первые дни после запуска.

46.


Завораживает... Сколько-то кадров у меня накопилось и из самого Нижнего Новгорода, с 2006 он ещё похорошел и местами немногим уступает Москве. Но вообще, Нижний - на мой взгляд, самый многоплановый и сложный город России, и если уж сюда ехать - то отдельно, летом и хотя бы на недельку. А пока - лишь вид на высотки выскоого берега через Волгу:

47.


В следующей части, по случаю 23 февраля - про Чкаловск, город одной советской легенды.

ВЕРХНЯЯ ВОЛГА-2014. Часть 2: поиски Китежа
Обзор двух частей и оглавление.
Дорога к Волге
Дрезна.
Орехово-Зуево. Орехово.
Орехово-Зуево. Крутое и Зуево.
Непарадная Владимирщина. Петушки, Лакинск, Собинка.
Гороховец. Средневековый русский городок.
Нижегородчина - Россия в миниатюре.
Зарисовки по окрестностям. Бор, Кстово, Заволжье, Пурех.
Городец. Верхний город.
Городец. Музеи и промыслы.
Городец. За пределами вала.
Чкаловск. Город советской легенды.
Григорово и Вельдеманово. Родина антагонистов.
Большое Мурашкино. Дворцы в захолустье.
Лысково и Макарьев, переправа в заволжье.
Семёнов. Матрёшкин град.
Керженская сторона. Потайной край староверия.
Светлояр, где скрылся Китеж.
Tags: "Вечность пахнет нефтью", "Молох", "Раскол", Поволжье, деревянное, дорожное, индустриальный гигант, транспорт
Subscribe
promo varandej june 5, 10:19 29
Buy for 500 tokens
Между знойным и горячим Закавказьем, - весенним Азербайджаном (+Иран) и осенней Арменией (+Грузия и Турция), - самое время съездить на Север, охладиться там физически и морально. Через десять дней я отбываю в Мурманск, чтобы обойти Кольский полуостров на теплоходе "Клавдия Еланская",…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →