varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Орск. Часть 2: Новый город



Орск (238 тысяч жителей), расположенный в юго-восточном углу Оренбуржья - из тех городов, что фактически представляют собой агломерации. И показанный в прошлой части (написанной два года назад!) патриархальный Старый Орск с его историческом центром, спальными районами, вокзалом и промзонами мясокомбината и завода сельхозтехники - фактически лишь город-спутник Орска нового, то есть советского - индустриального гиганта, центра нефтепереработки, тяжёлого машиностроения и цветной металлургии за широкой поймой Урала, на "европейском" его берегу. Неподалёку ещё и металлургический Новотроицк, самостоятельным городом являющийся вполне официально. Во второй части погуляем по центру советского Орска, а для третьей оставлю район станции Никель и виды города и его гигантских промзон с высоты.

...Впервые, хотя и очень косвенно, я познакомился с Орском ещё в 2008-м, в своём первом в истории этого ЖЖ более-менее продолжительном (аж целая неделя!) путешествии на Южный Урал, добираясь в Оренбург орским поездом. Поездка та получилась весьма "весёлой": в моём плацкарте подобрались три торговки из Иванова (читай - "завидущие глаза") и металлург из Новотроицка (читай - "альфа-самец"), и по итогам той поездки я даже написал душераздирающую драму в одном явлении. Но дальше то ли времена изменились, то ли моё отношение к жизни, но в следующие поездки ни с какой москвофобией я на Южном Урале не сталкивался, а в Орске за последние годы бывал трижды - через него, автобусом в Актюбинск, лежит самый удобный наземный путь в Алма-Ату. Осенние фотографии 2012 года были утеряны, в 2013-м я "воссоздал" материалы по Старому Орску, ну а в 2015-м - и по Новому. Так что начнём прогулку там, где остановились в прошлой части - у самолёта-памтяника Ил-28 на площади Гагарина:

2.


Машина, между прочим, очень интересная - первый советский реактивный бомбардировщик (создан в конце 1940-х), очень простой в производстве и управлении и потому один из самых массовых в истории - всего таких было построено более 6000, и стояли они на вооружении десятков стран. Орск, впрочем, к их производству не имел особого отношения, до 2007 года этот самолёт украшал военный аэродром "Сокол" в окрестностях города. За самолётом - зелёная пойма Урала, за которой Старый город, и две дороги по разные стороны памятника пересекают её по двум мостам - капитальному и наплавному, и в жаркий день садящиеся там в маршрутку люди очень легко одеты и пахнут прохладной речной водой. Саму же площадь Гагарина площадью можно назвать условно - скорее, просто пустырь на стыке городских районов, пересеченный дорогами между них. Здесь есть автовокзал, мост над железной дорогой, из-за которого торчат трубы промзоны, симпатичный ДК Строителей...

3.


И их же, Строителей, улица, ведущая к станции Никель и одноимённому району - туда доедем в следующей части:

4.


ДК в Орске выполняют роль церквей - один (Железнодорожников) я показывал в прошлой части, по два - в этой (Строителей и Машиностроителей) и следующей (Нефтехимиков и Металлургов), да ещё как минимум один (Энергетиков) так и не был мной достигнут. Малоэтажки же - не самая многочисленная, но самая характерная застройка Орска. Дополняют картину дребежжащие по кривым рельсам, но неунывающие и от того многочисленные трамваи, столь привычные в рабочих городах.

5.


Ну а чтобы попасть к центру, надо пересечь ещё и эстакаду (виды с неё вдоль железной дороги, несмотря на обилие промзон, как-то не впечатляют). Центр образует неправильный треугольник проспекта Ленина, проспекта Мира и Краматорской улицы, у вершиный которого сразу за эстакадой встречает вот такая стела с орденом Трудового Красного Знамени - вид с проспекта Мира (по которому мы вернёмся), на заднем плане Краматорская улица:

6.


Надо сказать, такое название одной из главных улиц тут весьма уместно: Орск действительно напоминает индустриальные гиганты Восточной Украины (само собой, по состоянию на "до 2014"), где трубы заводов дымят в знойное небо, цеха скрыты в буйной неухоженной зелени, а порывы ветра меняют запах окалины на запах степи. Другой чертой сходства я бы назвал печать упадка - все те три года, что я знаю Орск, его индустрия явно деградирует. Но жизнь, при том, идёт - в городе очнеь приличный общепит, и опять же в украинской традиции - неплохо кормят:

7.


Большая часть Краматорской застроена брежневками и хрущобами, на полпути - уютнейшая площадь Васнецова с универмагом и кинотеатром, но ближе к проспекту Ленина - опять послевоенные малоэтажки:

8.


А эти, по перпендикулярной улице Станиславского, и на довоенку потянут:

9.


Между тем, как и должно быть в индустриальном городе Восточной Украины, Краматорская улица выводит прямиком к памятнику Тарасу Шевченко - по местной легенде, его делали для Харькова, а сюда прислали по ошибке (в Харькове, видимо, по той же легенде поставив какого-нибудь Чапаева), но на самом деле всё проще: в 1847 году Кобзарь отбывал в Орской крепости рекрутскую службу, после чего его упекли совсем уж далеко - на гиблный Мангышлак. В Старом городе есть его музей и столь же типовой памятник Богдану Хмельницкому, Кобзаря же поближе к центру увековечили в 1959 году, впервые в нынешних границах России:

10.


За ТарасОм - уже упомянутый ДК Машиностроителей, ныне ТЦ "Орск":

11.


А глядит Тарас в створ проспекта Ленина, образующего с Краматорской Т-образный перекрёсток. Увы, проспект весьма уныл, хотя центральным улицам Орска не откажешь в ухоженности и обилии столь нужных вещей, как лавочки и урны:

12.


Практически случайно забрёл на перпендикулярную проспекту Ленина (то есть параллельную Краматорской) улицу Ленинского Комсомола с тройным (!) памятником оному:

13.


Заодно познакомившись с Орском пятиэтажечным - на самом деле в основном он застроен как-то вот так. Рядом ещё и работающий фонтан, у которого я отдыхал на лавочке, и пока отдыхал - в фонтан влезли дети среднешкольного возраста, и принялись играть с его струёй, весело брызгая то вверх покрасивше, то друг на друга. А я поймал себя на том, что не услышал в их болтовне ни единого матерного слова - времена-то, похоже, правда изменились и "быть плохим" уже не модно даже в школе.

14.


Хотя конечно индустриальный гигант есть индустриальный гигант - орков в Орске хватает, а до недавнего времени и с наркоманией ситуация была катастрофической. Вообще же, исчезновение фактора гопников из моих поездок удивляет и меня самого - то ли я стал спокойнее, то ли жизнь в стране.
Но вернёмся на проспект Ленина. На таком же Т-образном перекрёстке с проспектом Мира - Комсомольская площадь. С одной стороны администрация со схематичным орским гербом, с другой торговый центр, а посредине конечно же Ильич:

15.


И, чуть поодаль, Орский драмтеатр имени Пушкина, основанный ещё в 1937 году, когда крупные заводы строились в окрестностях города один за другим. Нынешний вид (уж не знаю, что это - реновация или новое здание) он принял в 2014-м и достоин хорошего облцентра:

16.


Прошлое здание 1969 года выглядело так, а до его постройки театр и вовсе кочевал по многочисленным ДК:

16а.


У входа детвора резвится в фонтане - похоже, это вообще популярный в Орске детский досуг:

17.


Дальше по проспекту Ленина, к ДК Нефтехимиков и сопке с телецевышкой на вершине, отправимся к следующей части, ну а пока сворачиваем на проспект Мира - его перспектива в сторону площади на заглавном кадре. От драмтеатра он спускается к бескрайней промзоне:

18.


Но самое интересное - прямо у площади:

19.


Вот это здание иногда называют "первой советской пятиэтажкой", что в общем-то от сути весьма далеко. Этот квартал вдоль проспекта Мира также известен как Соцгород или Немецкий городок, и строил его на рубеже 1920-30-х годов Ганс Шмидт, один из архитекторов легендарного "Баухауса".

20.


Об архитектурной дружбе раннего СССР и веймарской Германии, советских романтиков конструктивизма и немецких рационалистов из "Баухауса", я писал прежде не раз, и немцы построили тогда немало соцгородов в разных частях Союза - Новокузнецк, Магнитогорск, Улан-Удэ, свердловский "Уралмаш" и наверное не только они... Орский соцгород перечисленным проигрывает в размахе, но какой-то более душевный.

21.


Пятиэтажка в нём всего одна - но дальше вдоль проспекта Мира ещё 4 трёхэтажных дома - на кадре выше они с фасада, а тут - со двора:

22.


Во дворе ещё пять длинных домов к ним ребром:

23.


Причём на самом дальнем сохранились аутентичные решётки остекления лестниц необычной треугольной формы:

24.


Завершает ансамбль детский сад. Фактически весь соцгород - это где-то полквартала (проходящий его насквозь Музыкальный переулок фактически часть дворов):

25.


И такие вот островки довоенной Германии в промышленных глубинах России - свой феномен. На родине, кстати, немцы строили всё-таки чуть-чуть иначе - достаточно сравнить с рабочими окраинами Кёнигсберга. И вопреки расхожему в некоторых кругах мнению, как раз в эпоху Гитлера и Сталина, хотя оба апеллировали к классическому наследию, советско-германская "архитектурная дружба" прервалась, ну а после войны в Советский Союз пришла эпоха "стиля пленных немцев".

26.


...В одном месте в этих дворах ко мне вдруг подошёл гоповатого вида мужичок и сдержано-угрожающе сказал:
-Удалите, пожалуйста.
-Кого? - хотя я, конечно, прекрасно понял, "кого".
-Чего, сами не понимаете? А ну покажите, что вы там наснимали!
-Я дома фотографировал. Я путешественник, возвращаюсь из Средней Азии, а место тут, сами знаете, историческое, немцы строили... Если вы где-то попали в кадр - могу конечно удалить.
То ли мой спокойный тон, то ли демонстрация первых же фото с домами без прохожих на мужика подействовали:
-А, ну тогда ладно. А то у нас тут, знаете, всякие дурачки бывают...
На том и разошлись, и я вернулся на проспект Мира, застроенный в совсем другую эпоху:

27.


Там ниже стадион и воинский мемориал (не особо зрелищный), а дальше проспект поворачивает, превращаясь в бульвар у подножья промзоны:

28.


В Орске есть мясокомбинат, завод несамоходной сельхозтехники "Сармат", ТЭЦ, мёртвый Никелевый завод, огромный нефтеперерабатывающий завод, совсем рядом металлургический комбинат полного цикла в Новотроицке, но ближе всего к центру трудятся машиностроители. Южно-Уральский машиностроительный завод (он же ЮУМЗ или "Южуралмаш"), ныне главное предприятие Орска, был порождён не индустриализацией, а войной, и название одной из главных орских улиц не случайно: в основе ЮУМЗ эвакуированный в 1941 вместе с большинством сотрудников Ново-Краматорский машиностроительный завод, смонтированный к 1942-му году на площадке строившегося здесь с 1930-х годов завода паровозов.

29.


Нынешний "Южуралмаш" производит оборудование для самых разных отраслей, в первую очередь металлургии:

30.


Или уже не производит? Одна проходная выглядит прекрасно, другая ни то в разрухе, ни то в ремонте, да и просто было у завода (раскинувшегося на добрых 3 километра) как-то неприятно тихо:

31.


На бульваре напротив проходной - кажется, самый уродливый в мире памятник, существование которого искупает разве что постамент:

32.


Тут можно чуть-чуть отклониться от маршрута "вглубь" треугольника главных улиц (а в стороне от них Орск в основном застроен предельно серо) к Георгиевскому собору, современному храму (2008-14) нового города (в противовес паре церквей в Старом городе):

33.


Надо сказать, лишённый гигантомании собор весьма симпатичен, особенно в деталях:

34.


Рядышком деревянная Георгиевская церковь (2002), видимо основанная как "времянка" на время его строительства:

35.


А есть тут и такая необычная для русских храмов вещь, как живой уголок с птичником и барашками:

36.


На другом конце Нового города стоит ещё и костёл Божьей Матери Неустанной Помощи, а по соседству с православной церковью - армянский хачкар:

37.


Но вернёмся на индустриальный проспект Мира:

38.


Это тоже ДК, или вернее клуб "Серп и Молот", ныне офисный центр:

39.


Сюда ездили (а потом долго-долго вспоминали) в командировку советские инженеры из Ленинграда, Харькова или Свердловска:

40.


К Южуралмашу примыкает более компактный ОМЗ (Орский механический завод), опять же эвакуированный - но уже из Тулы:

41.


И делает он вот такие грозные машины (в данном случае РСЗО "Ураган"), для конспирации, видимо, замаскированные под коробку карандашей. Или, альтернативная гипотеза - это аллегория "информационной войны":

42.


В конце бульвара - памятник "афганцам", правее края кадра та самая стела с орденом и эстакада на площадь Гагарина:

43.


А индустриальными пейзажами полюбуемся в следующей части.

СРЕДНЯЯ АЗИЯ-2015. ОГЛАВЛЕНИЕ.
Tags: "Тюркский след", Урал, дорожное, индустриальный гигант
Subscribe
promo varandej июль 22, 10:45 27
Buy for 500 tokens
Писать о враждующих странах нелегко: одну похвалишь - в другой наживёшь врагов. Поэтому раз уж сказал "А" - говори и другое "А": в мае посетив Азербайджан, в сентябре я собираюсь в Армению. Чтобы в итоге видеть целую картину обеих стран, да ещё и Карабах раздора. И только…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments