varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Орск. Часть 3: Никель и панорамы



Картина Орска, обособленным старой (уездно-вокзальной) и новой (индустриально-советской) частям которого были посвящены две прошлые части, будет неполной без ещё пары районов (и ДК в них!) и видов огромных городских промзон с горки местного телецентра.

Старую и новую части Орска обслуживают даже разные вокзалы - минут за 20 до Орска-Города (см. первую часть) поезд проходит станцию Орск-Никель, и если в первой орчане в основном садятся на поезд, то на второй большая их часть по прибытии поезда выходит. Вокзал тут, как нетрудно догадаться, советский:

2.


Кстати, орские вокзалы отличаютя необычайно бдительной и назойливой милицией - так, на Орске-Городе мне за два визита (утром - в камеру харнения, вечером на поезд) успели проверить документы 4 раза (!), всё очень вежливо, "но сам факт!" (с). На тихом Орске-Никеле на меня очень пристально смотрели и я решил там не задерживаться. Лучше влезть на необычайно капитальный путепровод, возможно 1930-х годов:

3.


Ибо ведёт он к промзоне, отделённой железной дорогой от рабочей слободки, таким образом являясь неотъемлемой частью последней:

4.


За путями раскинулся Южно-Уральский никелевый комбинат, к которому примыкает компактный Орский вагонный завод, переделанный зачем-то из Орского завода обработки цветных металлов - ныне, судя по сайту, делает обыкновенные товарные вагоны нескольких типов, как и другие вагонзаводы страны. Ему ныне принадлежит приземистая проходная с кадра выше, изначально принадлежавшая огромному и мрачному "Южуралникелю":

5.


Последний, основанный в 1935-м году, до недавнего времени был одним из лидеров своей отрасли, производя 1% мирового никеля (а Россия, надо сказать, по производству этого весьма редкого металла на третьем месте в мире - после таких великих держав, как Филиппины и Индонезия), но в 2012-м году зачем-то был остановлен. Не могу понять, заброшен ли он - но это одна из самых больших неработающих промзон, что я видел - в поперечнике "Южуралникель" около 2,5 километров.

6.


Покрасивше и поподробнее те же места в своё время отснял vedmed1969, я же могу сослаться на свой пост про совсем другой Никель. Быстро сняв несколько кадров с моста, я вернулся на "вокзальную" сторону и углубился в рабочий посёлок с неизменными в Орске малоэтажками, строившимися видимо вместе с комбинатом в 1935-41 годах:

7.


8.


В целом, Никель - весьма глухой район, из которого в центр ехать немногим меньше, чем из Старого города. Главная улица - проходящий в квартале от железной дороги проспект Никельщиков с брежневкой-больницей:

9.


На нём же местный ДК Металлургов:

10.


И ещё некоторое количество примечательных зданий:

11.


Ну а дальше от никельщиков отправимся к нефтехимикам, и так как живут последние буквально на другом конце города - вот пара трамвайных этюдов, так как без трамваев, дрежебезащих по старым рельсам, порой раскачиваясь как на волне, представить орский пейзаж невозможно. Ныне здесь 10 маршрутов, полторы сотни вагонов и более трети городского пассажиропотока:

12.


Забавная социальная реклама - нет, в полной безопасности на этом дребежжальнике себя совершенно не чувствуешь! Но особое уважение к трамваю, старому и нечиненному, но нужному, столь характерно для промышленных гигантов...

13.


Что же до последнего в моём обзоре и на мой взгляд самого красивого в Орске ДК Нефтехимиков - он расположен на проспекте Ленина парой кварталов севернее центральной Комсомолькой площади:

14.


Завод "Орскнефтеоргсинтез" заработал в 1935-м году (когда "Южуралникель" только начинал строиться, а машиностроительные заводы благополучно клепали продукцию в Туле и Краматорске), но сам ДК и здания в его окрестностях - вполне себе послевоенные:

15.


Самое красивое у ДК - "нефтяная" композиция на фронтоне:

16.


А пройдя по проспекту Ленина чуть дальше, стоит свернуть на улицу Суворова, на которой можно обнаружить городской радиоузел сталинских времён:

17.


И очередной выводок малоэтажек, видимо более ранних "очередей" городка нефтехимиков:

18.


19.


20.


Ещё выше (а что улица идёт ощутимо в гору - думаю, вы заметили) - больница тех же лет:

21.


Но примечательна улица Суворова не столь своей архитектурой, сколь тем, что ведёт на Гору с телевышкой - столь характерную для многих уральских городов естественную смотровую площадку:

22.


И вот какой с неё открывается вид - лишь издалека осознаются масштабы орской индустрии! На переднем плане - зелёная улица Суворова, высокие дома проспекта Ленина и справа зеленоватый куб над нефтехимовским ДК:

23.


Наиболее заметны в панораме накладывающиеся друг на друга ТЭЦ с высоченными трубами и раскинувшийся на километры нефтеперерабатывающий завод. Пара коричневых труб и цеха на заднем плане - это уже "Южуралникель". За трубами виднеется кладбище. Вся промзона имеет размеры примерно 7 на 3 километра - представляю, как всё это дымит и парит морозной зимой:

24.


25.


26.


Правее более приземистый и также обильный трубами "Южуралмаш".

27.


На его фоне, в середине кадра, виден Орский драмтеатр на Комсомольской площади и спускающийся от него фасад проспекта Мира:

28.


Ещё правее среди многоэтажек виден Георгиевский собор с деревянной церковкой того же посвящения - как и места с 2-3 прошлых кадров, показанный в прошлой части. Недавно построенный, он служит храмом Нового города. Дальше - пойма Урала (то есть граница Европы и Азии, причём мы сейчас на европейском берегу). Чему принадлежит труба над заречным районом - увы, не знаю, но видна она отовсюду:

29.


А тут просматривается Преображенская гора - центр Старого города и место основания Оренбурга в 1735 году, после переноса своё на нынешнее место оставившего Орскую крепость, со временем разросшуюся в индустриальный город. С Преображенской горы тоже отличные виды города, в том числе все те же промзоны с совсем других ракурсов - их я показывал в первой части:

30.


Левее всего вышепоказанного можно отметить ещё и сопку с парой ветрков, необычно смотрящихся среди "грязной" индустрии:

31.


А правее - железная дорога, на которой вокруг Орска немало живописных мест, будь то длинный мост через Урал, построенный, как я понимаю, во время войны в составе железной дороги Орск - Кандагач - Гурьев (нынешний Атырау) или живописные скалы с ликами вождей у станции Ущелье между Орском и Новотроицком.

32.


Да, Новотроицк... Гора с телевышкой примечательна ещё и тем, что развернувшись на её вершине на 180 градусов, с востока на запад - увидишь ещё одну промзону, причём куда более огромную и грязную - по гигантским размерам, количеству труб и ассортименту дымов легко понять, что перед нами металлургический комбинат полного цикла:

33.


Орско-Халиловский металлургический комбинат "Уральская сталь", построенный в 1930-54 годах на базе руд Халиловского месторождения, открытого в 1929 году геологом Иосифом Рудницким. В принципе, среди гигантских металлургических комбинатов России он относительно невелик - всего 17 тысяч рабочих, всего 5,5 километров в длину, всего 3 миллиона тонн стали в год... но как вы понимаете, даже "маленький" полноцикловый комбинат грандиозен.

34.


Хотя, конечно, даже на глаз куда скромнее комбинатов Нижнего Тагила, Магнитогорска или Мариуполя.

35.


За комбинатом стоит Новотроицк - в отличие от Старого города, город вполне самостоятельный (93 тыс. жителей), но от Орска полностью закрытый комбинатом. Строили грамотно - жилые районы западнее, промзона восточнее, но как-то забыли, что в итоге всю дрянь несёт на Орск. В Новотроицке же весьма впечатляющий сталинский центр с неизменными вокзалом и ДК Металлургов, а также другие заводы - штуковины на заднем плане принадлежат, скажем, цеметному заводу (с весьма интересной проходной). Увы, туда я не доехал, ссылки опять же на Ведмеда-1969.

36.


...В 2012-м я поднимался сюда на рассвете, и те виды были куда красивее - смутные силуэты промзоны Орска и блестящий на солнце Новотроицк. Увы, тех фотографий не вернуть, а новые застали Орск слегка другим.

37.


Спускаемся обратно в город, где промзона остаётся всеобщей перспективой:

38.


А с видом на трубы живут люди не только небедные, но и нечуждые тяги к прекрасному:

39.


Напоследок - вид Новотроицка из Казахстана, ведь оба город стоят практически на самой границе, и для меня Орск и Актюбинск уже в третий раз становились перевалочными пунктами между Московй и Алма-Атой "по земле". Актюбинск (часть 1, часть 2) тут ближе, чем Оренбург, и у орчан не раз встречал к казахстанскому соседу определённые комплексы - вроде как, тут прописная истина, что уровень жизни (равно как и, справедливости ради, статус) в Актюбинске выше. Зимой, кстати, из-за обвала рубля казахстанцы массово ездили в Россию затариваться (особенно популярными стали машины) и отдыхать, и по словам водителя маршрутки, в месяцы "ЕВРО УЖЕ ПО 100!!!!!!!" на разбитой дороге нередко возникали пробки. И так как моя среднеазиатская эпопея ещё далека от завершения - видимо, и в Орске я не в последний раз.

40.


Больше о городе можно узнать, в первую очередь, у местного автора jonah_81 и уже не раз упоминавшегося vedmed1969, сделавшего в команировках полторы сотни постов про Орск и всего 7 - про Новотроицк. Мы же в следующей части едем на запад, на самое мрачное место Оренбуржья - Тоцкий полигон.

СРЕДНЯЯ АЗИЯ-2015. ОГЛАВЛЕНИЕ.
Tags: Оренбургская область, Орск, Урал, дорожное, железнодорожное, индустриальный гигант, трамваи, транспорт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments

Recent Posts from This Journal