varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу



...Не вполне очевидно, что в Восточную Сибирь, за четыре с лишним тысячи километров от дома, можно съездить на несколько дней, поэтому начать рассказ я хочу с благодарности компании "РусГидро", организовавшей этот пресс-тур на Богучанскую ГЭС. Находится последняя в низовьях Ангары, на северо-востоке Красноярского края у городка Кодинск (вернее, наоборот - Кодинск находится у Богучанской ГЭС), словом - там, куда я сам бы вряд ли поехал. Блоггеров, помимо меня, представляли Алексей cr2 и Вадим dedmaxopka. Расскажу об этой поездке в 4 частях: про ГЭС в статике (как место и предприятие) и в динамике (как объект пресс-тура), про чрезвычайно колоритный Кодинск, но сначала - о дороге из Москвы в таёжную глушь и обратно: два красноярских аэропорта, глухая железная дорога Решоты-Карабула и самолётик размером с маршрутку.

...Наша дорога начиналась поздним вечером прошлого воскресения в Шереметево - почему-то стабильно летаю я через него, в Домодедове и Внукове был суммарно трижды на оба порта. Тут всё как всегда - людно, шумно, душно, дорого, но в целом весело. Вот например образец общественного транспорта, курсирующий между терминалами и станцией "Аэроэкспресса":

2.


Туда, "встречь Солнцу", летели пугающе огромным "Аэробусом", и это вновь была самая короткая ночь в моей жизни - короче другой похожей ночи, когда я летел в Новосибирск (а оттуда ехал поездом на другую великую ГЭС в Братск). На обратном пути самолёт был поменьше, и все 5 часов пути мы наблюдали закат, двигаясь практически по его "ночной" кромке. Дальше буду чередовать кадры с обоих перелётов - впрочем, почти все они, кроме второй пары, сняты на обратном пути. Внизу в основном висели облака, земля проглядывала редко, и больше всего запомнилась мощная извилистая Обь среди плоского и безлюдного пространства крупнейших в мире болот:

3а.


Устье Чулыма - это река масштаба Дона или Сырдарьи:

3.


Незадолго до Красноярска, уже при снижении, вдруг видишь внизу крупный город и рядом с ним инфернального вида завод. Это Ачинск, в прошлом один из купеческих городков у Великого Сибирского пути, а ныне индустриальный гигант, третий по величине город Красноярского края (106 тыс. жителей), и дымящая промзона - крупнейший в мире Ачинский глинозёмный завод, западный форпост алюминиевого царства Восточной Сибири, куда входит и наша цель.

4.


Среди пассажиров "Аэробуса" же были весьма колоритные типажи - как оказалось, музыканты с гастролями:

5.


Красноярский аэропорт Емельяново оказался тих и провинциален, особенно в сравнении с новосибирским Толмачёво, что очень странно для одного из богатейших и амбициознейших городов России.

6.


Но обилие небольших винтовых самолётов придаёт ему особый колорит - сразу видно, что в подчинении Красноярска тысячи километров глухой земли:

7.


А вот с транспортом тут засада - автобусы из города ходят даже не каждый час, маршруток нет (в Красноярске им объявили нешуточную войну), такси стоит 900 рублей из города и 1000 рублей в город. Вдобавок, к московскому рейсу в расписании автобусов весьма досадное окно - один отходит из города в 16:30, другой в 18:40, прибывая с учётом неслабых красноярских пробок впритык к окончанию регистрации. Впрочем, нам поездки между аэропортом и городом всё равно организовала "РусГидро".

8.


Емельяново находится на левом, западно-сибирском берегу Енисея, и до Красноярска отсюда километров 25. Но в общем-то, пейзаж не так уж сильно отличается от подмосковного - сёла одно за другим, поля, лиственные лесочки, рекламные щиты и мотели вдоль весьма неплохой дороги. И всё же есть в очертаниях холмов что-то такое особое, сибирское:

9.


Впереди блестит и строится Красноярск. Так получилось, что раньше я бывал во всех областных центрах Западной Сибири, в Иркутске и Улан-Удэ, а вот Красноярск как-то выпал. Увы, за свободное время (весьма, кстати, немаленькое!) удалось восполнить дай бог половину этого проблема - я погулял по центру, включая берег Енисея, съездил на Взлётку, но так и не успел на Правый берег и тем более к Столбам. Красноярск мне понравился - интересный, весьма колоритный и очень зажиточный город, и сверх "богучанской" серии того, что я там увидел, хватит на 4-5 постов.

10.


Пока же пойдём на вокзал, откуда в пол-седьмого по местному времени отправляется поезд Красноярск-Карабула:

11.


Этот поезд мне описывали как "классический шестьсот-весёлый" - думаю, многие ещё помнят эту разновидность региональных поездов с душными скрипучими вагонами, пыльными окнами, панибратскими проводниками в штатском, и компаниями простых русских мужиков, распивающих крепкие напитки в плацкартах. К сожалению или к счастью, особого колорита я не обнаружил - может, потому что ехали мы в купейном вагоне, но сами вагоны были новенькие, с кондиционерами и биотуалетами. Наша группа рассеялась по всему вагону, и я, забравшись на верхнюю полку, сразу заснул. Ехать предстояло 14 часов, и я проснулся часа за три до конечной станции, уже не на Транссибе, а на глухой однопутке Решоты-Карабула:

12.


До поездки я даже не знал, что такая линия есть. Она тянется на север на 259 километров, начинаясь станцией Решоты в транссибовском посёлке Нижняя Пойма, и строилась задолго до всех проектов Богучанской ГЭС - в 1938 году как типичная ГУЛаговская лесовозная узкоколейка (собственно, в Решотах было управление КрасЛага). Гидростроителям, однако, она пришлась ко двору, и в 1960-е годы линию перешили на широкую колею, оснастив весьма унылыми внешне вокзальчиками:

13.


Но барачные посёлки всё так же мрачны. Во многих ещё действуют зоны, причём иногда даже не по одной:

14.


Увы, фотографии так себе - новенький и чистенький внутри вагон оснащён новейшей антишпионской системой "Грязные стёкла-3":

14а.


На станции Чунояр - 25-минутная стоянка:

15.


За время которой я успел сходить в посёлок. Называется он, кстати, не Чунояр, а банально Октябрьский:

16.


Хмурое утро, запах мокрого леса и большой реки, таёжные сопки, угрюмый барачник, суровый быт... На дальнем конце посёлка - зона, а у многих жителей этих бараков весьма неплохие машины.

17.


Да, это Сибирь...

18.


Вдали - река Чуна, в Иркутской области известная как Уда, а в низовьях (сливаясь с Бирюсой) как Тасеева - приток Ангары. Собственно Чунояр (видимо, старожильческое село) чуть ниже (относительно этого кадра - правее) по течению:

19.


Едем дальше по лесопромышленному краю. Тут и тайга весьма жиденькая - потому что рублена-перерублена, и на месте изведенных чащ понаросли тонкие сосенки да берёзки. А в каждом посёлке едва ли не больше места, чем жильё, занимает огромная и очень грязная лесопилка:

20.


Большая часть пассажиров - лесорубы, покидающие вагон в этих посёлках. Алексей и Иван (куратор поездки) в своём купе закорешились с Филиппычем - типично сибирским крепким мужиком, немногословным, но от того говорящим веско и за последний час пути успевшим немало интересного рассказать и мне. Со мной же попытался вступить в диалог другой весьма сибирский типаж с диковатыми глазами, и узнав, что я из съёмочной группы, обозвал меня Дроздовым ("Вот из-за таких как ты, кто боится на злобу дня писать, мы и живём в такой жопе!"), а узнав, что я из Москвы, и вовсе послал на три буквы ("Да как же вы нас тут достали! Вас тут и без тебя хватает! Ну ладно, не боись, отстреливать не будем!"). А вот матёрые сибирские уголовники, которых точно не может не быть в краю зон и лесоповала, видимо все ехали плацкартом.

21.


Конечная станция Карабула в посёлке Таёжный. Недалеко отсюда вслед за Богучанской ГЭС строится Богучанский алюминиевый завод, пуск которого намечен на осень. ГЭС - пятая по величине в России, а завод должен стать третьим (после Братского и Красноярского), и связаны они неразрывно - выплавка алюминия потребляет немереное количество электроэнергии, и эти гигантские ГЭС являются по сути заводскими плотинами, отдавая большую часть своей выработки алюминиевым заводам. Впрочем, этим здешняя великая стройка не исчерпывается - на Ангаре уже работает лесоперерабатывающий комплекс, а за Ангарой (куда в 2011-м построили мост) добывают нефть и пока ещё не добывают многочисленные руды. В принципе, и Карабула уже не конечная станция - линию протянули до посёлка Ярки на берегу Ангары, но туда поезд пока ещё не ходит.

22.


Народ из вагонов расходится по машинам, самые колоритные из которых - конечно же, "Нефазы" (то есть "Камазы" с пассажирским кузовом), которые поедут, видимо, на лесозаготовки. В общем-то, всё это и стало главным впечатлением - в глухом краю жизнь кипит, строятся заводы и дороги, словом - осваивается Сибирь.

23.


А край тут реально глухой - от Карабулы до Кодинска мы ехали три с половиной часа, и по дороге ни одного населённого пункта. Первая половина (по километрам, по времени же - дай бог треть) пути  - дорога с неплохим асфальтом, ведущая в Богучаны - большое старожильческое село со своей историей и достопримечательностями, давшее название ГЭС, и дальше за Ангару к нефтепромыслам. В Богучаны мы, увы, не заехали, свернув на разбитую, но при том весьма оживленную грунтовку:

24.


Тайга, дождь, далёкие сопки, хруст грейдера под колёсами, редкие по среднерусским меркам, но на удивлением частые на фоне полного отсутсвия селений машины. Шансон в магнитоле, разговоры попутчиков о далёких и не вполне реальных Европе, Москве или Крыме. Кое-где - следы пожаров:

25.


А потом из тайги вдруг появляется ОНА. Вырастающая над лесом стометровая бетонная плотина смотрелась настолько впечатляюще, что я даже не догадался попросить остановиться и выйти сфотографировать без тряски и мокрого стекла. Впрочем, вблизи мы её ещё увидим со всех сторон:

26.


Чуть дальше начинается бетонка, а километрах в десяти среди тайги притаился Кодинск - удивительный совершенно городок с многоэтажными домами, хорошими дорогами, новенькими детскими площадками, обилием магазинов и простеньких кафе... Натурально, микрорайон большого города типа того же Красноярска - но только посреди глухой тайги над Ангарой. О нём ещё напишу отдельно:

27.


Сейчас же отдельного рассказа заслуживает и обратная дорога, так как назад мы ехали уже не поездом. Вчерашний путь домой начинался отсюда, и это было моё первое знакомство с легендарной малой авиацией Севера:

28.


Аэровокзал оказался очень маленькими, но всё при нём - стойка регистрации с взвешиванием багажа и выдачей посадочных талонов, рамка металлоискателя, единственный гейт с деревянной террасой, откуда как на ладони весь аэродром:

29.


А на аэродроме стояло всего три судна - кукурузник (не заснял), вертолёт (с кадра выше) и наша "элка", то есть чешский L-410, исправно выпускающийся с начала 1970-х. Вот её заправляют:

30.


Вот - загружают багаж, половину в носовой отсек, половину в хвостовой:

31.


А вот она во всей красе. И честно говоря, я даже не думал, что малая авиация - НАСТОЛЬКО малая:

32.


В салоне 19 мест, то есть "элочка" немногим крупнее маршрутки:

33.


До Красноярска лететь около двух часов, билет - около 4,5 тысяч в один конец, но у местных пользуется спросом. Выруливаем на взлётно-посадочную полосу, винты набирают обороты - лопости мелькают всё быстрее, звук становится всё более ровным.

34.


Разгоняемся, и я не успеваю почувствовать, как "элка" отрывается от земли и начинает набирать высоту. Вот избитый в общем-то сюжет - "под крылом самолёта о чём-то поёт зелёное море тайги":

35.


Тайга - не степь, на земле взгляд всё равно упирается в ближайшие деревья, но с воздуха её масштаб и мощь становятся очевидны. Чёрт возьми, ведь эти леса непрерывно тянутся на тысячи километров во все стороны, кроме юга, где всего лишь на сотни. Но сквозь тайгу уходит линия электропередач от свежепостроенной ГЭС:

36.


Затем под крылом открывается Ангара - существенно ниже плотины, которую с самолёта и не увидишь. Поправочка - Красавица-Ангара, как ни банален этот эпитет, но верен.

37.


Среди всех рек-притоков России Ангара вторая по расходу воды после Алдана, и в своём слиянии с Енисеем превосходит сам Енисей. Выходя из Байкала в Листвянке, Ангара имеет самый широкий в мире исток. В Европейской части страны мощнее неё только Волга, да Печора немногим меньше. Тем не менее, на Ангаре попадаются мощные пороги, весьма неудобные для судоходства (в старину караван судов из Енисейска в Иркутск добирался по два месяца), но как нельзя лучше подходящие для строительства ГЭС - а в итоге из 5 мощнейших гидроэлектростанций России на Ангаре стоят 3 (Братская, Усть-Илимская и Богучанская). Вот один из перекатов проплывает под крылом:

37а.


А дальше "элка" набрала высоту (порядка 2-3 километров) и ушла в облако - теперь за окном был лишь болезненно яркий белый свет. В душном салоне под шум винта я задремал, ну а летели мы вплоть до снижения на удивление ровно. Снижались - напротив, весьма мучительно, но ниже облаков из илюминатора открылся уже совсем иной пейзаж:

38.


Мы летели над окрестностями Красноярска... всё же поразительно, насколько же Россия при всём её гигантском размере однородна! И непонятно, что рядом за город - Красноярск или Калуга.

38а.


39.


40.



Емельяново - внушительных размеров (11 тыс. жителей) ПГТ километрах в 15 от Красноярска и километрах в 10 от аэропорта:

41.


Мы, впрочем, сели (причём очень мягко, почти не ощутимо) не в Емельянове, а в Черемшанке - втором красноярском аэропорту в паре километров от основного:

42.


Черемшанка действует с 1988 года, и по идее Емельяново - аэропорт международный, а она - внутрикраевой (что в крае размером почти с Аргентину как-то совсем не удивительно). На практике из Емельяново летают все международные рейсы (в основном в Китай, Узбекистан и Киргизию) и дальние по России, из Черемшанки можно улететь в окрестные регионы (Абакан, Иркутск, Братск, Новокузнецк и другие), а большинство внутрикраевых рейсов, кроме Кодинска и Туруханска, обслуживает опять же Емельяново.

43.


Впрочем, техники в Черемшанке много, и подозреваю, большая её часть не пассажирская:

44.


К "элке" подали автобус, в салоне которого она бы уместилась целиком, если бы умела складывать крылья:

45.


А крошечный аэровокзал отделён от лётного поля всякими ангарами да рабочими постройками:

46.


Ну а дальше пост закольцовывается, так как фотографии с обратном пути я показывал в самом начале.
В следующих частях - про ГЭС и Кодинск.
Tags: Красноярский край, Сибирь, авиация, дорожное, железнодорожное, невольничье, природа, транспорт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →