Между показанными в прошлых частях широким проспектом Ленина на холмах и районов у вокзалов за Десной пристроился Старый город, под защитой горы переживший войну. Прямо сказать, и здесь шедевров немного, но кое-что интересное есть, будь то церкви или старый-старый завод "Арсенал".
Прошлую часть мы закончили на одной из многочисленных лестниц, связующих через мрачноватый (а вы как хотели ранней весной на крутом склоне?) частный сектор две главные улицы центра - нагорный проспект Ленина и подгорную улицу Калинина. Там, правда, была запечатлена лестница, ведущая вниз от Петропавловского монастыря, мы же пошли вниз от Спас-Гробовской церкви.
2.
Внизу хорошо виден Брянский Арсенал в пойме Десны, и от таких сюжетов веет Горнозаводским Уралом - старинный, не раз меявший специализации завод у реки, являющийся по сути центром Старого города. Как уже говорилось в первой части, Брянск отличало уникальное расположение - русский город в узле путей на запад, поэтому на случай войны ему отводилась роль глубокого вспомогательного тыла: ещё при Петре I здесь было налажено производство холодного оружия, в 1736-37 годах работала верфь, сплавлявшая в Днепр флот для очередной русско-турецкой войны, и даже сухпайки для гарнизонов пекли недалеко от главного вокзала с конца 19 века (см. первую часть). Но кульминацией всего это был основанный в 1785 году Арсенал, ставший для России на полтора века важным поставщиком лёгкой артиллерии, оперативно расходившийся отсюда по крепостям и границам. Когда же в Брянск впервые со времён Великой Смуты пожаловал враг - было это в 1941-43-м - Арсенал эвакуировался в Катав-Ивановск да как-то там и растворился среди оборонных производств Урала. Его старую площадку же восстановили как завод "Дормаш", ныне один из основных производителей дорожно-строительной техники в России - а это товар, как вы понимаете, у нас весьма востребованный. В 1993-м "Дормашу" вернули старое, но уже не актуальное название "Брянский Арсенал", и в целом своей судьбой он здорово напоминает другой гигант старинной индустрии - завод в Петрозаводске.
3.
Кстати, водоём на прошлом кадре - не Десна, а Старуха, как называют небольшое старичное озеро, ограничивающее Старый город на севере. Там мы толком и не гуляли, что за нас, впрочем, исправно сделал darriuss, к которому в очередной раз и отсылаю. Но даже он (не говоря уж про меня) не дошёл в Новую Слободу на склонах за Старухой - а там, между прочим, есть улицы Верхняя и Нижняя Лубянка да весьма красивая Тихвинская церковь (1775) на одной из них. Нас же лестница привела к бывшей торговой школе купца-лесопромышленника и главного брянского мецената Павла Могилёвцева (1908-09), ныне занятой наркодиспансером. Яркое красно-белое здание как бы открывает Старый город по пути от вокзала:
4.
А вот дальше идти было не очень-то приятно - узкая и длинная улица Калинина не уступает проспекту Ленина трафиком, но при этом зажата между склоном горы и арсенальским забором с въевшейся гарью машин. Нам в этом шуме и угаре идти пришлось минут 15, а кому-то ведь приходится тут жить...
5.
Наверху - Горне-Никольской церковь, к которой мы ещё поднимемся:
6.
Миновали нынешнюю, предельно унылую внешне, но сверкающую новеньким ремонтом проходную "Арсенала", а ещё минут через 5-10 вышли к его старой площадке, несколько лет назад отданной под застройку. Ломают (хочется надеяться, что хотя бы "с сохранением фасада") некогда весьма живописный столярно-дужный и сборочный цех начала ХХ века:
7.
Но главный ансамбль завода дальше по улице неприкосновенен - это Литейный двор, сохранившийся со времён основания завода, то есть - с 1780-х годов. Вдоль улицы - бывший Литейный дом, дальше заводоуправление под острой крышей (на "Дормаше" были заводским ДК) и длинный корпус общественных служб. Всё это, конечно, уже давно поменяло свои фукнции и имеет явный налёт сталианса, полученный при восстановлении после войны - но глядя на такие здания, понимаешь, что сталинский классицизм не так уж отличается от екатерининского.
8.
Изначально Литейный двор представлял собой каре корпусов, два из которых в стороне от "красной линии", в том числе руины с позапрошлого кадра, были полностью заменены в 19 веке:
9.
В основном же старая площадка расчищена и ждёт застройщика. В принципе нормальная практика в мире (тем более новая площадка продолжает исправно работать), а при виде руин сборочного цеха мне сразу вспоминается "квартал Лютера" в Таллине, где почти такой же цех превратили в многоярусную парковку. Впрочем, проект явно затянулся, и пока ни застройки, ни завода - лишь безобразные пустыри с одинокой водонапорной башней. Про "Арсенал" есть очень хорошая страничка с описанием отдельных цехов.
10.
Отсюда мы решили подняться наверх - но ещё не к проспекту, а к нависающей над Арсеналом Петровской горе:
11.
Вершину которой ныне занимают владения Брянской епархии ("попы да торговцЫ" - так сто лет назад характеризовали население Брянска в Бежице). Архиерейский дом (1870) - едва ли не самый красивый образец брянской дореволюционки:
12.
Ныне здесь целый монастырь, в основе которого Горно-Никольская церковь (1751), и возрастом, и расположением (нависая над заводом) напоминающая храмы Старого Урала. Но у уральских церквей нет древнерусского прошлого, а эта церковь, известная в дереве с 14 века, "прославилась" и тем, что в 1340 году по итогам народного схода на её крыльце был убит разгневанной толпой местный князь Глеб Святославович (чем уж он так провинился - история умалчивает). Раньше была ещё Нижне-Никольская церковь, снесённая, если я не ошибаюсь, при советском расширении завода.
13.
Отсюда, через старые казармы Каширского полка, ныне занятые управлениями епархии, рукой подать до Покровской горы и соответственно стоящего на следующем спуске Покровского собора (1698) - старейшего здания Брянска. В 1500-1798 годах он был кафедральным собором, затем его низвели до полковой церкви, но в общем и ныне это просто приходская церковь:
14.
А напротив собора (на заднем плане - те самые экс-казармы и улица, по которой мы пришли) весьма интересный домик явно 18 века. В народе он почему-то известен как "дом губернатора", но какой губернатор в уездном городе? Это дом генерала-директора (то есть не гендиректора, а именно генерала, я так понимаю) "Брянского Арсенала", построенный вместе с заводом. Впрочем, возможно и орловские губернаторы тут бывали во время визитов в свой главный уездный город.
15.
Пушки - вроде бы реплики первой арсенальской продукции:
16.
Целят они в неожиданно запущенный сквер (это при том, что в Брянске есть и несколько весьма приличных парков!), на другом конце которого возвышается стела Боевой и Трудовой Доблести (1985), который брянчане называют её не иначе как без "без пяти два" за характурное положение рук венчающей его девы. Богатырь на коне же ни кто иной, как Александр Пересвет, инок-воин, бивший на Куликовом поле поединком с татарином Челубеем и погибший, одолев врага. В Брянске этого полулегендарного богатыря считают своим, хотя "селить" его сюда начали дай бог в 19 веке. Рядом с богатырём - сказитель Баян из "Слова о полку Игореве", он родом из Черниговского княжества, куда Брянск входил в те времена.
17.
Спускаемся с горы и продолжаем путь по улице Калинина, среди домиков рубежа 18-19 веков. Длинный корпус на заднем плане - всё те же общественные службы Арсенала. На переднем плане видимо тоже арсенальские постройки 18 века (не считая силикатной пожарки явно совсем иных времён), домик справа при Советах менял роли от клуба "Металлист" (имеется в виду работник металлообрабатывающей промышленности, а не волосатый) до заводской медсанчасти.
18.
Дальше по улице Калинина - и от всего этого опять же веет Уралом, какая-нибудь Мотовилиха (в Перми), Ижевск или Нижний Тагил:
19.
20.
21.
Улица Калинина приводит на просторную, но весьма при этом рыхлую в архитектурном плане Славянскую площадь - впрочем, в городе её так никто не называет, брянчанам она известна как Набережная, и собственно берег Десны с понтонным мостом к бывшей станции Брянск-Город я показывал в первой части:
22.
До революции же площадь была и вовсе Соборной, так как на ней стоял Новопокровский собор (1862-97), построенный в свою очередь на месте Спасо-Поликарпова монастыря, чей храм с 1798 года был кафедральным. Собор сгорел в войну, руины доломали аж в 1968-м.
22а.
Теперь на месте собора часовенка, почему-то в "карпатском" стиле (не считая лемеховых луковок, конечно):
23.
Ещё тут есть филармония (1985):
24.
Паукообразный фонтан "Дружба":
25.
И местная "потёмкинская лестница" бульвара Гагарина, по самому верхнему пешеходному отрезку которого мы ходили в прошлой части. На неё поднимемся чуть позже:
26.
А сначала ещё немного пройдёмся по улице Калинина, этому "заповеднику" прошлой жизни уездного фабричного Брянска:
27.
28.
Здесь (в мужской прогимназии) в 1882-87 годах учительствовал Василий Розанов:
29.
В квартале от площади часовня Святых воинов (20002-06, памяти погибших в локальных войнах) и очередной ДК (в Брянске довольно быстро назревает вопрос "Зачем так много?"), в данном случае Советского района:
30.
Но надо сказать - один из самых красивых в городе:
31.
Ну а теперь вернёмся к Набережной и пойдём наверх:
32.
Увы, вдоль парадной лестницы - убогие руины и мрачноватые переулки:
33.
Хотя и не по всей:
34.
И вот куда эта лестница приводит (что, кстати, было в 1979-м?):
35.
Впереди площадь Карла Маркса (до революции Красная), или Круглый сквер - их я несколько раз упоминал в прошлом посте. Это "самый центр" между оврагами Верхний и Нижний Судок, и от проспекта Ленина эту площадь отделяет лишь несколько десятков метров. Тем не менее, в прошлый пост она бы не влезла, так как это самый интересный ансамбль Бряска. Даже в плане - круг сквера, вписанный в квадрат застройки:
36.
Обойдём её снизу (то есть от окончания лестницы) против часовой стрелки. Слева от входа - Брянская областная дума (1955) и женская гимназия (1907), при Советах бывшая горкомом, а ныне занятая разными госучреждениями:
37.
Справа - так называемый Винный замок, на самом деле банальный ЛВЗ "Снежеть" в корпусах 19 века. Его же и красная стена с лозунгом на поза-позапрошлом кадре, а так и не реализованный грандиозный проект сталинок-"ворот" на его месте, по обе стороны парадной лестницы, можно увидеть в посте Дарриусса о площади и окрестностях.
38.
В целом же Брянск настолько индустриален, что завод тут есть прямо на главной площади - до такого, по-моему, даже на Урале не додумались:
39.
На следующем углу - ещё два памятника Брянской губернии 1920-х годов, кстати говоря образующие единый квартал с построенным тогда же бывшим Домом банков и промышленности из прошлой части. Справа запоздалый к отмене губернии Дом связи (1931), слева поликлиника (1927), мимо которой бульвар Гагарина как раз на площадь Ленина и выходит:
40.
По всей площади очень красивые фонари, у Дома Связи снабжённые репродукторами, создающие на площади расслабленный фон какого-то популярного радио:
40а.
На следующему углу (справа обратите внимание на башенку Дома банков и промышленности - это о том, как близко места из прошлго поста) уже третья эпоха - гостиница "Чернигов" (1946-47; а в Чернигове, вроде бы, есть гостиница "Брянск") и областная библиотека конечно же имени Тютчева (1955), тем более сквер его имени примыкает к ней с другой стороны:
41.
И наконец уже знакомая женская гимназия - самый внушительный в Брянск образец дореволюционки, замыкающий круг:
42.
А по улочке мимо неё можно выйти и к старейшему образцу - Брянской таможне, основанной здесь ещё при Петре I (само здание, правда, вроде бы конца 18 века):
43.
Напротив через улицу Фокина, между сталинок с башнями - развлекательный комплекс "City Hall", бывший кинотеатр "Октябрь", более всего известный в Брянске тем, что 25 апреля 1959 года обрушился на зрителей во время сеанса - по официальным данным, погибло тогда 47 человек, но так как расследование было строго засекречено, местные считают, что погибших были сотни и сотни, и в общем не считая войны это была крупнейшая трагедия в истории Брянска (впрочем, строили театр пленные немцы, и есть легенда, что какие-то дефекты конструкций были их местью). Об этой трагедии и её участниках написано очень много (например, здесь), ну а мне рассказывали историю о том, как при обрушении быстрее всех сориентировался один рабочий "Дормаша", оперативно извлёк из под завала своего начальника (!), получил от него разрешение сгонять на завод за кое-какой ведомственной техникой, и техникой этой спас немало людей. А в общем в каждом крупном городе есть, наверное, такое место - где-то обрушение, где-то пожар, где-то давка или падение автобуса в реку, где-то теракт - лишь цифра почти всегда колеблется в районе полусотни потерянных жизней.
44.
Детали сталинок по соседству:
45.
Да конструктвистские дома времён Брянской губернии ниже по склону:
46.
В общем-то, с собственно Брянском на этом ПОЧТИ всё - в следующей части будет сборная солянка достопримечательностей города (Курганы Бессмертия и Чашин курган) и окрестностей (Свенский монастырь, чудо-церковь в Творишичах). А потом ещё две про Бежицу, которая вроде и часть Брянска, а "на глаз" совсем обособленный город.