varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Узбекский глоссарий. Часть 1: теория (А - М)



"В чайхане, на топчане за дастарханом с сюзьмой, чучварой и хаштаком, я глядел в дарвазу на высящийся за дувалами махаллей и хаузом регистана айван ханаки, гумбез шейха местного тариката и бесчисленные худжры медресе...." - нормальная в общем фраза из описания похождений по какому-нибудь старинному городу в Средней Азии. Но сколько слов из неё вы поняли?

В Узбекистане поражает то, НАСКОЛЬКО он другой: выезжая оба раза в Казахстан, я не мог отделаться от ощущения, что я уже в России, а все ещё многочисленные точки пересечения вроде хрущовок или редких русских лиц только помогают оценить эту инаковость во всей полноте. От обилия незнакомых сущностей мозг тут лопается очень быстро, а уставал я раза в три быстрее, чем обычно. В долгой узбекистанской серии всякие странные слова типа "айван", "ишан" или "шахристан" будут встречаться чаще, чем мат в речи офисной девочки.
И чтобы пояснения в каждом посте не были объёмнее основного текста, начну с глоссария, самодельного и явно неполного (а где-то может и неточного - поди тут во всём разберись!), но его "теоретическая" (история, культура, страны, народы) часть с трудом влезла в два поста, а будет и второй глоссарий - практический. Дополнения и исправления - принимаются и будут вноситься.

Айван - самый узнаваемый элемент среднеазиатской архитектуры, помещение о трёх стенах. Облик айванов бывает очень разным, но чаще всего это либо арка в портале (как на кадре ниже), либо что-то вроде огромной веранды (как на кадре выше), но и то, и другое должно быть достаточно глубоким, чтобы отбрасывать тень. Обычно айван - самая богато оформленная часть здания с мозаиками, изречениями Пророка, резными деревянными колоннами, изукрашенным потолком.
Так же на этом фото:
- Медресе - мусульманская школа, аналог семинарии. Самая распространённая достопримечательность древних среднеазиатских городов - медресе тут намного больше, чем мечетей, они богаче оформлены и связаны с более великими событяими и именами. Если их два фасадами друг к другу - то это кош-медресе. А начальная школа, аналог церковно-приходской, называется мектеб.
- Минарет - ну, тут ясно, что это башня у мечети, с которой специальный человек муэдзин читает азан - пизыв к обязательной молитве-намазу. Однако поясню две вещи: во-первых, муэдзины на башни давно уже не лазают, а читают через динамики; во-вторых, минарет имеет несколько ярко выраженных региональных типов (например, квадратные в сечении магрибские или тонкие и остроконечные османские). Минарет среднеазиатского типа - толстый, круглый в плане, силуэтом более всего похожий на заводскую трубу, но часто богато декорированный по всей поверхности.
- Глазурованная мозаика, изразцы. Среднеазиатская глазурованная керамика времён Средневековья не тускнеет и спустя века под Белым Солнцем Пустыни смотрятся как новенькая. Её состав расшифрован на 97%, но в оставшихся 3%-то и скрывается секрет. Так что если подлинник выглядит опрятнее новодела - верьте глазам своим.

2. Самарканд.


Авлод - см. Таджики.
Аксакал - дословно "белобородый". Самый старый и уважаемый человек общины (рода, махалли), иногда управляющий ей, но чаще просто хранящий мудрость поколений. В речи простых узбеков я этого слова не слышал, чаще они говорили "бабай", и здесь это не ругательство. Другие почтенные люди: усто (мастер какого-либо ремесла), -ата, -ота (приставка к имени, означающая "отец", в речи не слышал ни разу, только во всяких титулах и топонимах), -апа, -опа (уважатильное обращение к старшей женщине), -ага, -акя, (обращение к старшему мужчине).

3.


Арба - см. Ишак, фото №24 и 39
Арк - см. Шахристан.
Арык - оросительный канал; на Ближнем и Среднем Востоке многие из них существуют не первую тысячу лет, став полноценными реками. Крупный арык - анхор. Используются не только в сельской местности, но и в городах - например, впечатляющая система арыков проходит по улицам  Алма-Аты. Также на этой фотографии нория (общее название), или чигирь (в Средней Азии) - водяное колесо, переливающее воду из арыка, часто в другой арык. Иногда чигири образуют целые "лестницы" арыков, поднимающие воду на десятки метров. Обратный случай: кяризы - подземные ходы от источников в горах к водопроводу городов, обеспечивавшие их чистой проточной водой (их фотографий у меня нет, а колодец к кяризмом я видел в казахстанском Сауране). Человек, распределяющий воду из арычных систем - мираб, и это очень уважаемая в кишлаках должность. Вне зоны доступа арыков, по краям оазисов, выращивались богарные культуры, которым хватало одной только влаги дождей и временных речек весной.

4. под Навои.


Амударья (Оксос) - главная река Средней Азии, начинающаяся на Памире слиянием рек Вахш и Пяндж и отличающаяся уникальной для пустынь полноводностью - с расходом воды 2000 кубометров в секунду, она масштаба Северной Двины. Её берега - крупнейший оазис, её русло в среднем течении - граница исторических областей: на правом берегу Согд, или Маверранахр, на левом - Хорасан и Хорезм. Ещё один важный момент - Амударья периодически склонна менять русло, переходя то к Каспийскому морю (Узбой), то к Аральскому. В первом случае это была торговая дорога из Европы в Индию, во втором - это тупик посреди пустыни. Соответственно, в "каспийские" периоды Хорезм заселялся, процветал и был одним из центров мира, в "аральские" (нынешний начался в 16 веке) становился глухим захолустьем.
Афганский ветер, афганец - жаркий южный ветер, приносящий пыльные бури, что немудрено: на афганском берегу Амударьи незакреплённые пески. Особенно от них страдает Сурхандарья, но и Кашкадарье перепадает, а порой и дальше.

5. Термез.


Асхана (ашхана, ошхона) - заведение общепита, которое чаще всего переводят как "столовая". Вообще, надо заметить, культура общепита в Средней Азии тоже давняя и отличная от европейской. Ашхана - это, грубо говоря, такой среднеазиатский фастфуд с простыми блюдами с огня, куда ходят по схеме "пришёл - поел - ушёл". Более продвинутое заведение чайхана изначально обозначало просто навес для посиделок за чайком в общественном месте, но сейчас это скорее ресторан; в "правильной" чайхане помимо столиков есть и ячейки, где можно сидеть семьёй или компанией без посторонних.
Ну а лагман и чучвара на этом фото - супы, один с макаронами, другой с мелкими пельменями.

6. Ташкент.


Бабай - см. Аксакал.
Бабур - см. Тимуриды.
Бай, бий, бей, бек - см. Титулы знати.

Базар - это на Востоке не просто место, куда ходят за покупками, а целый образ жизни. Тут могу лишь отослать в свои старые посты о базарах Южного Казахстана и Южной Киргизии. Всё сказанное там верно и здесь, только ещё колоритнее и с немного иным ассортиментом.

7.


Бактрия (вики) - земля между Памиром и Гиндукушем, в основном Афганистане (главный город Балх) с Пакистаном, но её северная оконечность - Сурхандарьинская область и юго-запад Таджикистана, и среди трёх узбекистанских исторических областей она, пожалуй, самая интересная. Чрезвычайно плодородный край, родина пшеницы, это была одна из лучших провинций Ахеменидского Ирана, пока не стала одной из лучших провинций уже империи Александра Македонского. И хотя известно, что первые поселенцы бунтовали и на свой страх и риск сбегали назад в Средиземноморье, в итоге именно Бактрия оказалась эллинизирована покорённых земель сильнее всего. Со временем там образовалось полноценное греческое государство, царь Евтидем и его сын Деметрий даже начали полноценную экспансию в Индию... но я хорошо помню фразу из учебника истории: "бесчисленные завоеватели легко покоряли Индию и без остатка растворялись в ней" - Индия переварила даже эллинов. Самым удивительным парадоксом Бактрии стал греко-буддизм, достигший расцвета как официальной религия империи Великих Кушан, занимавших некогда пол-Индостан и пол-Средней Азии с пятой частью населения Земли. При этом от эллинизма буддизм взял лучшее - искусство: достаточно сказать, что канонический образ Будды как мудрого человека в тунике и с вечно юным лицом, создали именно бактрийские греки. Наследие тех времён в Узбекистане и Таджикистане - руины буддийских монастырей да статуи Будд в музеях. Сурхандарья вообще поражает концентрацией истории даже на фоне остального Узбекистана. В новую эры термин "Бактрия" сменяется термином Тохаристан по народу тохаров, а история её пусть и осталась столь же бурной, но уже не столь своеобразной. От будущего Узбекистана она окончательно отпала в середине 18 века, когда случился переворот в Бухарском эмирате.
Буддизма в Узбекистане нет уже полторы тысячи лет ни в каком виде, а названия Бактрия и Тохаристан не в ходу - проще говорить Сурхандарья, по единственной бактрийской области страны.

8. Термез.


Баня (хамам) - неотъемлемая часть восточного быта. За более подробным описанием снаружи и внутри отсылаю в свой старый пост про Туркестан, где есть баня-музей 16 века.

9. Самарканд.


Басмачи - см. фото №20.
Бача, бачабазство - см. фото №75.
Богарные культуры - см. Арык.
Бердах - см. Каракалпаки.

Большой Иран. Одно из свойств великих народов - наличие "ойкумены", культурного контекста далеко за пределами самого этого народа и его страны. Тот же "Русский мир" не может прийти или уйти - это просто все исторические области, где есть заметный русский след, независимо от политической в них обстановки на данное время. Более того, эти пространства могут ещё и пересекаться и наслаиваться друг на друга: скажем, в Прибалтике это Русский мир и Великая Германия, а в Средней Азии Русский мир тонким слоем ложится на ойкумену Большого Ирана. Названием государства Персии "Иран" стал только в 1935 году, испокон веков же ираноязычные ("арийские") народы населяли добрую половину Евразии: оседлый Иран на юге и кочевой Туран (вики) на севере, к последнему относились все эти саки, сарматы и скифы, а связующим звеном их был Хорезм, откуда, по одной из версий, происходил пророк Зороастр. В новую эру Туран, а потом и северные переферии Ирана покорили тюрки, расселившиеся по Великой Степи с гор Южной Сибири. Тюркизация началась где-то в 6 веке с Тюркского каганата, и шла мощными волнами около тысячи лет, но в Маверанахре и Хорасане персидская культура оказалась сильнее. И тюрки-узбеки, и иранцы-таджики остаются по крови в большей степени персами, чем тюрками, а Узбекистан - продолжением Большого Ирана.

10. Бухара.


Буддизм - см. Бактрия.

Бухарские евреи (вики) - на самом деле всея Средней Азии вплоть до Афганистана и Кашгарии. Первые евреи в этот далёкой край попали после Вавилонского пленения 2500 лет назад, с освобождением не вернувшись в Иудею, а расселившись по империи Кира Великого. Были и другие волны переселения, как добровольные, так и насильственные, но до 16 века среднеазиатские яхуды (искажённое "иудеи") были просто "персидскими", а обособились уже в эпоху Трёх Узбекских ханств. Самая крупная и стабильная община была в Бухаре, и хотя даже там евреи были на положении людей второго сорта, всё же по сравнению с собратьями из многих других городов жилось им относительно неплохо. В Хивинском ханстве так и вовсе евреев в 18 веке поставили перед выбором - переходи в ислам или уезжай, и большинство уехали. В Бухаре, тоже пытались, но за богатый торговый город евреи держались крепче, и наследством тех попыток стали чала (что можно перевести как "нитонисёшники"), формально ставшие мусульманами, а тайком продолжавшие служить по-иудейски. Бухарские евреи говорили на своём диалекте персидского языка, не соблюдали или соблюдали по-своему отдельные заповеди Талмуда, жили в обособленных махаллях, строили характерные синагоги с двумя залами по разные стороны двора, а самыми известным их специализациями были красильное дело и самогоноварение. В нынешнем Узбекистане осталось их несколько сотен, но синагоги в Бухаре, Самарканде, Ташкенте по-прежнему действуют и последних яхудов ещё можно в них застать. Ашкеназов бухарские евреи за своих не считают, и на мой вопрос об этом старый яхуд лишь махнул рукой "Немного есть их, там, в микрорайонах...".

11. Бухара.


Бухарские ханство и эмират (вики-вики) - одно из Трёх Узбекских ханств, возникших в 16-18 веках на руинах империи Тимуридов. Его основал Махмуд Шейбани, чингизид из потомков Джучи, в ходе долгих и жестоких войн (с участием Узбекского и Казахского ханств, Персии и ещё бог весть кого) к концу 15 века объединивший Мавверанахр и Хорасан (ядро бывший Тамерлановой империи). В 1533 году его племянник Убайдулла-хан перенёс столицу из Самарканду в Бухару, а расцвет ханства пришёл на конце 16 века, правление его сына Абдалла-хана II. Среди Трёх Узбекских ханств Бухарское было самым теократическим и самым иранизированным - большую часть населения его городов составляли таджики. После Шейбанидов в 1601-1753 годах правили Аштарханиды ("Астраханцы", потомки соответствуюдего хана), которых сменили Мангыты - это название не династии, а одного из тюркских племён, к тому времени самого влиятельного в Бухарии. Мангыт Мухаммед Рахим-бий, ставленник персидского Надир-шаха, в васалитет которому фактически попала Бухара, очень аккуратно совершил дворцовый переворот, захватитв власть сначала как аталык (регент), а с 1756 года и официально, при этом утратив афганский берег Амударьи. В силу происхождения он не мог называться ханом, поэтому на смену Бухарскому ханству пришёл Бухарский эмират, в последующие десятилетия постепенно слабевший и терявший земли, в 1868 году ставший протекторатом Российской империи, и наконец в 1920-м уничтоженный большевиками во главе с Михаилом Фрунзе.

11а. флаг Бухарского эмирата


Великий Шёлковый путь (Биюк Ипак Йули, у казахов Жибек-Жолы) - самая, пожалуй, знаменитая в истории караванная дорога соединяла Китай с Персией и Средиземноморьем и сыграла огромную роль в обмене изобретениями между Западом и Востоком. Расцвет его приходился на Античность, когда караваны ходили между Китаем и Римом, упадок наступал несколько раз в периоды смут и активизации кочевников, а окончательно путь опустел в 15 веке с развитием морской торговли, вызвав упадок всей Средней Азии. Но именно на него нанизаны важнейшие древние города - Самарканд, Бухара, Мерв, Старый Ургенч.

12. Бухара.


Глазурованная керамика - см. фото №2.

Глина - тут это больше, чем стройматериал и земля под ногами. Глина - это без преувеличения "тело" Средней Азии: на ней жили, растили, пасли, из неё строили и мастерили, в неё же ложились посмертно. "Каменный" в Средней Азии противоположность не "деревянному" (как у нас), а "глиняному". При этом строили из сырой глины, сырцовых кирпичей, самана (смесь глины с соломой), совсем уж редко из обожённого кирпича и почти никогда - из камня. Ну а разрушаясь, среднеазиатский город просто превращася в холм исходного материала.

13. Термез.


Гумбез - см. фото №36.
Гузар - см. Махалля
Дакан - см. Петушиные бои.

Дарваза - ворота, как крепостных стен, так и усадеб. Часто бывают очень впечатляюще оформлены, особенно в кишлаках:

14. под Навои.


Дастархан - низенький столик, скорее даже доска для еды, за которой сидят на коврах и подушках. Подставка под дастарханом - топчан. Как ни странно, в виденной мной части Узбекистана (а я не был в Ферганской долине) их не так уж много, в Южной Киргизии (которая к Ферганистану как раз относится) их намного больше. Но самое "дастарханное" место, что я видел - Крым, и крымские татары привезли эту традицию видимо как раз отсюда.

15. Шахрисабз.


Дахма - в изначальном смысле Башня молчания (см. "зороастризм" и "оссуарии", фото - см. "Хорезм"), а в широком смысле - специальный подиум для знатной могилы (например, святого или правителя).

16. окрестности Бухары.


Дехкане - см. кишлак.
Джуги - см. Люли.

Джума-мечеть (Пятничная мечеть) - мусульманский аналог собора, главная мечеть города, располагавшаяся обычно вблизи базара, где проходили самые массовые пятничные моления (аналог воскресных служб). Иногда Джума-мечеть - официальное название (как в Хиве), иногда - только классификация (как в Бухаре, где пятничной является Великая мечеть с Великим же минаретом Калян):

17. Бухара.


Долон - подворотня, арка улицы.

18. Ташкент.


Домонгольская архитектура - см. Караханиды, Саманиды.
Дувал - высокий глухой забор, похожий на крепостную стену.

19. Муйнак.


Зиндан (дословно - "вместилище преступников") - подземная или полуподземная темница. В обиходе - любое место лишения свободы, вплоть до ямы в погребе, куда посадили угомониться и проспаться упившегося тестя. Среди людей, попадавших в зиндан - басмачи: этим словом в Средней Азии называли рабойников вообще, сейчас это значит примерно "отморозок", "беспредельщик", ну а басмачество Гражданской войны (начавшееся ещё в 1916 году с Великого Туркестанского восстания и продолжавшееся до 1930-х годов) - это на самом деле моджахеды, объявившие джихад безбожникам и неверным. Атаман басмачей - курбаши.

20. Хива.


Зиярат - см. Мазар.
Зороастризм (маздаизм) (вики) - древняя персидская религия, некогда имевшая огромное влияние в Средней Азии, особенно её западной части: Хорезм считается возможной родиной пророка Зороастра (Заратуштры). Возникший не менее 2500 лет назад, зороастризм сочетает черты монотеизма, дуализма и полетеизма. В нём есть единый бог Ахура-Мазда (Ормазд), есть "дьявол" Ангра-Маинью (Ахриман), есть законы добра (Аши) и зла (Друдж), по одному из которых живёт каждый из людей, есть рай и ад, есть Конец Света с приходом Спасителя и очищением Земли расплавленным металлом - многие из этих идей Зороастр проповедовал впервые в истории людских религий. Священная книга зороастризма - Авеста, составленная на собственном языке. В обиходе зороастрийцев часто называли огнепоклонниками, так как они действители чтили (но не обожеставляли на самом деле!) огонь. При этом со временем согдийская и хорезмийская традиции зороастризма довольно сильно обособились от персидской, и в общем из доисламских религий на территории Узбекистана именно учение Заратуштры, окончательно вытесенное лишь во 2-м тысячелетии нашей эры, наиболее заметно. Нигде в письменных источниках не находил упоминаний, но не раз слышал от местных, что характерные керамические "птички" в кладке сырцовых стен - именно зороастрийский символ, может быть схематичный вариант фаравахара - главного символа этой религии. Также местные к зороастризму возводят часто встречающиеся в оформлении зданий восьмиконечные звёзды и (само собой, только на старинных постройках) свастики.
На этой же фото:
- лаух, или подкоранник - характерной формы подставка, на которую клали Коран при чтении. Бывают огромных размеров, как и сами Кораны.
- резьба по дереву. Дерево в Средней Азии - редкий и благородный материал, поэтому его оформление стало высоким искусством, причём чем дерева меньше - тем резьба тоньше, достигая пика в Хиве. Чаще всего так оформляют двери и колонны.

21. Хива. Фаравахар:


Искандер - прозвище Александра Македонского в мусульманском мире (см. Бактрия, Согд, Хорезм), псевдоним Николая Константиновича (см. Русский Туркестан).
Имам - см. фото №57.

Ишак - по-нашему говоря, осёл. Кажется, их в Узбекистане больше, чем во всём остальном бывшем СССР, вместе взятом: ведь узбеки - земледельческий народ, и того обилия скота, как в Киргизии и Казахстане, тут не встретишь, верблюдов так и вовсе я видел лишь на площадях. А вот ишак, неприхотливый, не прожорливый, но очень выносливый - это животное-помощник земледельца. Вдоль узбекских дорог часто можно видеть запряжённые ишаками двухколёсные телеги без рессор (см. фото №24 и 39) - это ни что иное, как знаменитая арба, в своём среднеазиатском варианте не имеющая почти ничего общего с южнорусской арбой. В горах вьючные ослики порой служат и единственным транспортом до глухих кишлаков.

22. Сурхандарья.


Ишан - см. Суфизм.
Казий - см. Титулы знати.

Караван-Сарай - дословно "дворец купцов", то есть гостиница, где деловые люди могли и сами передохнуть, и товар приберечь на время отдыха, а кое-что и продать прямо здесь же. Бывают как в городах, так и просто на караванных дорогах, как например Таш-Рабат на одном из перевалов Киргизии.

23. Шахрисабз.


Каракалпаки - тюрский народ бывших кочевников по культуре, языку и облику они ближе к казахам, чем к узбекам. Потомки то ли ногайцев, то ли даже тюркизированных туранцев (см. Большой Иран), поначалу они кочевали на Сырдарье, а к устью Амударьи их переселил хивинский хан. Название ("чёрные шапки") - за характерные папахи, делавшие из чёрной шерсти. Вообще, материальная и духовная культура у каракалпаков была довольно развитой: от узнаваемых с первого взгляда геометрических орнаментов и самых роскошных в Великой Степи кладбищ до поэта 18 века Бердаха. Ныне каракалпаков около полумиллиона, и им принадлежит формально автономная Республика Каракалпакстан. По личным впечатлениям, они и на казахов не очень-то похожи, чисто субъективно они мне больше всего напомнили калмыков, да и внешность у них, пожалуй, самая монголоидная во всей Средней Азии.

24. трасса Муйнак - Кунград.


Караханиды, Саманиды (вики, вики) - могущественные мусульманские империи на востоке Средней Азии рубежа тысячелетий. Персоязычная Саманидская импеия с центром в Самарканде выделилась из арабских владений в 819 году, изначально как автономия с наместником, а затем и самостоятельное государство, столица в 892 году перенсена в Бухару; преемником Саманидии считает себя нынешний Таджикистан. Саманиды - это "золотой век" среднеазиатской культуры, давший миру врача Авиценну (ибн-Сино), астронома-математика-философа Бируни, персидских поэтов Фирдауси и Рудаки; в соседнем Хорезме та же эпоха дала миру Алгоритм (аль-Хорезми), великого математика. В 999 году, после череды войн, Саманидов низвергли Караханиды - тоже мусульмане и тоже земледельцы, но уже тюрки, центрами империи которых до покорения Самарканда были Кашгар и Баласагун - за их подробной историей отсылаю в пост о последнем. Не будет преувеличем сказать, что именно Караханиды сделали Мавверанахр - Туркестаном. Конец же этому золотому веку положил Чингисхан - по Средней Азии монголы прошлись куда более жестоко, чем по Руси.
Саманидское и карахандиское искусство очень сильно отличалась от более привычного Тимуридского. Домонгольских зданий в Средней Азии буквально единицы, в основном минареты и мавзолеи. Самые характерные отличия - их почти никогда не украшали глазурованной керамикой (а сама керамика имела не более привычную зелёно-голубую, а жёлто-красную гамму), зато на них сложнейшие узоры из терракоты и кирпичей. Уцелевшие памятники тех времён в Узгене, Таласе, Таразе с окрестностями и ещё не показанных городах не спутаешь ни с чем. Так что если под ногами на каком-нибудь городище среди голубых черепков вам попадётся жёлтый или красный - знайте, ему может быть и более тысячи лет.

25. Бухара. Слева караханидский, справа тимуридский стиль.


Каримовский стиль - узнаваемая архитектура независимого Узбекистана, которым правит с самого начала президент Ислам Каримов. Характерные особенности: национальные мотивы (голубые купола, айваны, арки, мозаики), общая помпезность и попытки соединить всё это с чем-то современным. Работа архитекторов как правило откровенно бездарна, а вот работа мастеров - те же мозаики или деревянная резьба - часто очень неплоха.

26. Ташкент.


Кауфман, Константин - см. Русский Туркестан.

Керамика - один из символов Средней Азии, и это касается не только глазурованных изразцов на стенах медресе, но и расписаной посуды. Делается руками в мастерских, но - один из самых массовых сувениров. Есть несколько региональных школ, из которых самые известные - ферганская (Риштан), бухарская (Гиждуван) и хорезмская, отличимые  с первого взгляда. А вот бело-голубые чайники, блюдца и пиалы (см. "Плов", "Сюзьма", "Дастархан" и др.) со стилизованным изображением хлопка, из которых пьёт чай натурально весь Узбекистан - это уже не керамика, а фарфор промышленного производства.

27. Бухара.


Кишлак - традиционное название узбекского или таджикского села. У киргизов и казахов - аулы, и дело в том, что в Средней Азии изначально аул был стойбищем кочевников, а кишлак - поселением крестьян. Поэтому среднеазиатские аулы, в основном построенные уже в советское время, довольно безлики, а вот в кишлаках современные фотографии не отличишь от снимков Прокудина-Горского. Жители кишлаков, среднеазиатские земледельцы - дехкане. На этом фото у дехканина справа в руках кетмень - среднеазиатская мотыга.

28. Байсун.


де Клавихо, Рюи Гонсалес - см. Тимуриды.
Ковёр - ещё один из символов Средней Азии и ремёсел, характерных для всего Узбекистана. Есть несколько региональных школ, в первую очередь бухарская (тут даже считается, что туркменский ковёр - это лишь разновидность бухарского ковра), самаркандская и хорезмская. Ковры и у самих узбеков популярная деталь интерьера.

29. Гиждуван.


Кокандское ханство (вики) - самое восточное, самое молодое (оформилось в 1708 году из небольших бийств) и самое агрессивное из Трёх Узбекских ханств. В лучшие времена под Кокандом был правый берег Сырдарьи до нынешней Кызылорды, большая часть Киргизии, Южный Казахстан (кроме Семиречья, за которое Коканд боролся с Китаем), но в первую очередь Ферганская долина и Ташкент. Если Бухару и Хиву Россия сделали своими протекторатами, то Кокандия была к 1876 году разгромлена полностью, а её земли, в том числе самая плодородная в этих краях Ферганская долина, стали основной Русского Туркестана, что предопределило возвышение Ташкента к началу ХХ века.

29а. флаг Кокандского ханства.


Корейцы - столь же неожиданный здесь народ, сколь и многочисленный (170 тыс. человек). Попали в Среднюю Азию двумя волнами - депортанты с Сахалина и Приморья во Вторую Мировую и политические переселенцы из лисынмановской Южной Кореи в 1960-е годы. Ныне это очень заметное меньшинство, особенно в Ташкенте (туристу наиболее интересны кафе, где блюда из собачатины). Благодаря репатриантам Южная Корея - едва ли не вторая по связям страна для узбеков (после России): в Андижане корейцы построили автозавод, а в Корее тоже есть узбекские гастрбайтеры. Интересный момент: узбекистанские корейцы в основном христиане все трёх ветвей, и в провинции именно они - основные прихожане церквей и костёлов.

30. Ташкент.


Кочевые узбеки - см. фото №45
Курбаши - см. Зиндан.

Кумган - очень восточного вида сосуд с носиком, используемый в гигиенических целях от мытья рук до подмывания после туалета. До сих пор используется очень активно, особенно почему-то в святых местах.

31. Кашкадарья


Курпач - тонкий матрас с хлопковой и атласной сторонами, используемыми по ситуации: на них удобно и сидеть за дастарханом, и постель стелить. На этом же фото - урак, дехканский инструмент, который может служить и серпом, и косой.

32. окрестности Навои.


Курт - пища чабанов, очень сухой сыр, обычно шариками, кислый как кумыс и твёрдый как леденец. Зато не портится неделями, утоляет вместе с голодом и жажду, а если добавить в него каких-нибудь приправ - выходит закуска не хуже всяких там чипсов. Впрочем, из-за общей едрёности много его за раз не съешь. А если размочить курт в воде (на это надо несколько часов) - получится что-то вроде моцареллы.

33. Ташкент.


Кушан - см. Бактрия.
Кяризы - см. арык.
Лагман - см. Ашхана.
Лаух - см. фото №21.

Люли - среднеазиатские цыгане. Говорят на диалекте персидского, исповедуют ислам, но ведут вполне цыганский образ жизни (хотя и не все - так, я пил чай у семьи люли, в которой мужчины работали на заводе); кое-где также известны как джуги. С европейские цыганами друг друга "своими" не считают, да и языки их разные. Туристу обычно попадаются как чрезвычайно приставучие попрошайки, иногда таскают с собой ковш с горящей вонючей травой - это алас-алас, которым окуривают помещения и машины, считая его дым очищающим. При всей приставучести, боятся фотоаппарата, при виде которого просто разбегаются... хотя в туристических местах типа Сиаб-база в Самарканде, научились терпеть.
В Сурхандарье есть ещё несколько цыганский субэтносов: чистони, согутарош, шех-момади и другие - эти тоже персоязычные, но с собственным арго, и все имели испокон веков свою специализацию (чистони - артисты и воры, согутарош - резчики по дереву и др.). Особняком стоят паръя - они сохранили индийский язык, но утратили цыганский образ жизни, став земледльцами в глухих кишлаках.

34. Самарканд.


Ляган - см. Плов.
Лепёшки (нон) - самый популярный местный хлеб. В каждом городе они немного отличаются (самые интересные, конечно, в Самарканде), но почти везде хороши, когда свежие. Инструмент для нанесения узоров на тесто - чакич.

35. Ташкент.


Маверанахр - см. Согдиана.

Мазар - в ширкомо смысле слова любая могила, а в узком - священное место у чьей-то могилы. В Узбекистане, прямо сказать, мазары не так распространены, как в пост-кочевничьих Казахстане и Киргизии, но кое-где попадаются, и народ к ним не идёт, а валит огромными толпами. Паломничество к мазарам - зиярат. На могиле бывает гумбез, в дословном переводе "купол", а в узком смысле - мавзолей.

36. Ургут.


Майна - мелкая шумная птичка, пришедшая в Среднюю Азию с глобальным потеплением из Афганистана и быстро "захватившая" её города вплоть до Алма-Аты: с виду забавные, на самом деле майны наглые и плодовитые, и говорят, изводят даже кошек. В Узбекистане их пытались централизовано истреблять, но в итоге махнули рукой. В переносном смысле - болтунья, сплетница.

37. Хива.


Маринка - характерная для среднеазиатских рек небольшая рыба, говорят, очень вкусная, но с элементом фугу - во время нереста её брюхо с внутренней стороны покрывается ядовитой чёрной плёнкой. Часто маринки живут в священных источниках, откуда их ловить запрещено:

38. Нурата.


Махалля (отдельный пост) - основа среднеазиатской городской культуры. Район в 5-7 улиц и несколько сотен жителей, включает свои мечеть, хауз, небольшой рынок, чайхану (как место для общения и посиделок), а сейчас ещё и крошечные управы махаллинских комитатов. В каждой махалле есть старейшины, неофициальный суд, за порядком жители следят сообща. Если удастся подружиться с кем-то из старших (а это в Средней Азии очень просто!) - считай, в махалле открыты все двери.
В путеводителях часто пишут, что синоним махалли - гузар, но со слов местных это совсем другое: компактный квартал, жители которого (обычно несколько десятков человек) занимаются чем-то одним (то есть в старину - ремесленный цех), а управляет гузаром, в отличие от махалли, не совет, а один аксакал. Махалли по-прежнему существуют даже официально, а гузары - видимо, достояние истории.

39. Самарканд.


Медресе, мектеб, минарет, мозаика - см. фото №2.
Минбар, михраб - см. фото №42.
Мираб - см. Арык.
Моджахеды - см. фото №20.
Мулла - см. фото №57.
Муэдзин, намаз - см. фото №2.

Продолжение (Н - Я) - по ссылке
( Рассказ +40 фото )
Tags: "Молох", "Тюркский след", Великая Степь, Золотая Орда, Узбекистан, география, деревянное, дорожное, невольничье, природа, этнография
Subscribe
promo varandej июль 22, 10:45 27
Buy for 500 tokens
Писать о враждующих странах нелегко: одну похвалишь - в другой наживёшь врагов. Поэтому раз уж сказал "А" - говори и другое "А": в мае посетив Азербайджан, в сентябре я собираюсь в Армению. Чтобы в итоге видеть целую картину обеих стран, да ещё и Карабах раздора. И только…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →