В прошлой части я показал надымский День оленевода "в статике" - люди, наряды, народы, техника. Теперь (и в завершение рассказа) - о том, что собственно во всей этой феерии происходило.
Прошлую часть я закончил фотографиями людей из народа "лесных ненцев" в Доме Природы - одном из двух надымских музеев. Туда мы с кировскими стопщиками Димой и Леной пришли ещё вечером пятницы 11 марта, накануне праздника - Максим raven_ptitsa по опыту прошлого года обещал там что-то интересное. Во дворе мы тут же попались на интервью местному видеоблоггеру - это где-то с середины 4-й минуты, хотя на меня там страшно смотреть.
В прошлом году, по словам Максима, тут был своеобразный "Детский День Оленевода" с постановками сказок и выступлениями детей, певших песни на столь странно звучащем ненецком. С постановки сказки всё и началось, и сюжет её был о незапамятных времена, когда один молодой охотник, самый сильный юноша своего племени, увидел невероятно красивого оленя, а погнавшись за ним, вдруг услышал из под земли стук, "словно сердце встревоженное бьётся". Он заглянул в расщелину, и в глаза ему ударил голубой свет, и он понял, что нашёл Сердце Тундры:
2.
Сердце билось болезненно и надрывно, словно близка была смерть. Охотник узнал, что в тундру пришли злые великаны из глины и камня, и из-за них гибнут леса, мелеют реки, уходит рыба... Охотник пообещал спасти Сердце Тундры, и созвал своих друзей на бой. Но сколько они бились с великанами, кидали в них копья, стреляли из луков - великаны оставались невредимы. Много лучших людей полегло в том бою...
3.
...а потом наш герой заметил, что лица великанов не только злы, но и несчастны, и стал просить о помощи Сердце Тундры. И сердце забилось сильно, ровно и размерено, а великаны окаменели и стали обыкновенными сопками да буграми (подозреваю, речь идёт про бугры пучения). Впрочем - так мы с попутчикам подумали не сговариваясь, - звали великанов соответственно Газпром, Роснефть и Лукойл...
4.
Дальше я забрался на сугроб, откуда должно было быть лучше видно следующую сказку... но оказалось, что следующей сказки не будет. Вообще, прошлогодний День Оленевода был юбилейный, 20-й, а нынешний - какой-то там 21-й, поэтому со слов того же Максима я понял, что обычно эти праздники масштабнее, сложнее и красочнее. После сказки же всей толпой мы пошли в стоявший рядышком чум, где ненцы, видя наш интерес к их культуре, усадили нас за столы, а когда за разговором оказалось, что мы и уходим последними - скормили нам всю оставшуюся от фуршета строганину и оленью колбасу. Общался я в основном с женщиной, которая на этом фото справа - спокойная и интеллигентная, она напоминала учительницу, и так и не скажешь, что позади у неё - годы косланий в тундре. Как и многие встреченные мной в эти дни ненцы, она была из Яр-Сале - именно туда уходили с зимних пастбищ через Надым и Салехард олени...
5.
Но это была прелюдия, а сам День оленевода проходил в выходные. На Площади бульвара Стрижова успели наморозить ледяной подиум и три ледяные трибуны вокруг него, и выйдя туда утром субботы, мы увидели вот что:
6.
Надымский День Оленевода, как уже говорилось в прошлой части, праздник не столь ритуальный, сколько спортивный, вот только виды спорта тут своеобразные. Первым шло метание тынзяна на хорей, то есть аркана на шест для погона оленей:
7.
Все участники сюда приехали в командах - одни от целого района, другие от одной-единственной общины или совхоза. Соответственно, как такового противоборства не было: от каждой команды выходили по два человека и кидали тынзян на скорость, а жюри подсчитывали как число бросков, так и процент попаданий (правда, что лучше - 11 бросков - 11 попаданий или 15 бросков - 13 попаданий, я так и не понял), а победтелей отбирали как среди команд, так и среди отдельных участников. И хотя петля тынзяна в полёте разрастается на пол-неба, промахивались очень часто, а в случае попадания специальный человек выдёргивал на секунду хорей из лунки, давай вытащить тынзян:
8.
Есть устойчивый стереотип, что ненцы все мелкие да щуплые... Надымский День оленевода это как бы опровергает:
9.
У отличившегося тынзянометателя берут интервью:
10.
А команды готовятся к построению - почему-то первые соревнования прошли ещё до официальной церемонии октрытия, намеченной на полдень:
11.
В полдень народу на площади резко прибавляется, и на ледяной трибуне я едва-едва успел занять место в самом углу. На сцену с четвёртой стороны помоста начинают выходить всякие серьёзные люди:
12.
Пока суть да дело, на подиуме танцевальный номер. Надпись на сцене - приветствие по-ненецки, и хотя тут есть и селькупы, и ханты, всё же именно ненецкий язык на празднике основной после русского:
13.
Хей-хей-хей, увидеть бы скорей
Как борцы решают, кто же всех сильней,
Чьи нарты быстрей
И кто точнее бросит тынзяна на хорей!
В завершение сложилась ещё одна вариация на тему бугров пучения (хотя конечно имелось в виду что-то другое):
14.
На Празднике Песни в Эстонии я наблюдал издалека президента, а здесь - губернатора. Губернатор Дмитрий Кобылкин возглавляет Ямало-Ненецкий округ с 2010 года, и говорят, неплохо возглавляет, в 2015 его признали лучшим губернатором России. Запомнился рассказ про одного орнитолога, который написал губернатору письмо с обоснованием своей экспедиции, на что получил ответ "Двух вертолётов вам будет достаточно?". Местные, конечно, жизнью не довольны, но может люди в Тверской области довольны или там в Бурятии к примеру?
15.
"Двадцать Первые! Открытые! Традиционные! соревнования! оленеводов на кубок губернатора Ямало! -Ненецкого автономного! округа! объявляю ОТКРЫТЫМИ!". И на сцену почти что маршевым шагом выходят команды:
16.
Малицы, кисЫ, пояса оленеводов - про все эти вещи я писал в прошлой части, равно как и сходстве оленеводского наряда с униформой:
17.
Следом за губернатором уже перед игроками выступили и другие важные лица, вот например, если ничего не путаю, председатель Ассоциации коренных малочисленных народностей Севера, Сибири и Дальнего Востока Григорий Ледков, тоже ненец, но из Нарьян-Мара, и что он какой-то другой - видно невооружённым глазом.
18. (если на фото не Ледков, то приношу глубочайшие извенения, но так-то Григорий Петрович здесь точно был)
Ну а дальше снова включается музыка, всяческие тёплые песни про холодный Север (но без "Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним...", прошу заметить), а на ледяном подиуме понемногу начинаются следующие соревнования. В субботу центр активности именно здесь, и подряд идут аж три игры. Ближе к Янтарному озеру - претягивание палки:
19.
Тундровики-здоровяки тягают её по два раза - в первом раунде один берётся за палку внутри, другой снаружи, во втором - наоборот. Проигрывает тот, кто выпустил палку, кого перетянули через доску или кто оторвал от неё обе стопы до овладения палкой. Запрещённый приём - выкручивание. Борцы грозно смотрят друг другу в глаза:
20.
А когда один таки завладевает палкой - его назад буквально выстреливает:
21.
Фотографировать это трудно - край подиума облеплен зрителями, а вокруг низко сидящих борцов так и толкутся журналисты. На подиум не пускает охрана - тут конечно стоило аккредитоваться, а я поленился это сделать.
22.
На другой стороне подиума тем временем идут прыжки через нарты, особенно эффектные из-за огромных кисов на ногах. Проигрывает тот, кто коснётся нарты (вернее, её имитации, и почему настоящих нельзя было поставить - не знаю) или разведёт ноги в стороны. Надо проскакать весь ряд, развернуться прыжком и проскакать его обратно, и тем не менее ни разу не видел, чтобы кто-то не вписался - то есть всё сводится к скорости.
23.
Посредине же прыгали тройной национальный прыжок:
24.
Хотя ума не приложу, что в нём национального:
25.
После же этих трёх состязаний начинает национальная борьба. Впечатляет, как борцы повязывают друг на друга пояс - ведь им же за него держаться:
26.
Здороооовые.... Это в этом году ещё состязания
27.
Всё показанное выше на самом деле длилось часов шесть, но мы не скучали - уж очень много кругом было людей непривычного облика, и просто понимание, что они так вырядились не для нас, а потом что у них самих принято быть такими на праздник. Дни Оленевода в Надыме и Салехарде как бы для туристов, и даже оленя тут не забивают, чтобы не травмировать городских обывателей... и всё же это не постановка. У ненцев, в отличие от хантов, вообще немало самолюбования, и сюда они едут с классическим "на людей посмотреть да себя показать". Мы же под вечер пошли в сине-жёлтую Детскую школу искусств, мелькавшую на некоторых кадрах в конце площади, где начинался конкурс "Кочевая Семья". В чистых и светлых коридорах собралось уже немало и русских, и гостей из тундры, а у входа в актовый зал развернулась целая выставка:
28.
29.
"Кочевая семья" - как бы параллельное действо, тут свои ведущие и своя церемония открытия с танцами под национальную музыку:
30.
Слева направо Харючи из Ныды, Анагуричи из Кутопъюгана, Салиндеры из Антипаюты, Окотэтто из Яр-Сале и селькупы Батмановы из Красноселькупа. Вернее не из самих этих посёлков, а из окрестных тундр. Ближе и подробнее я каждую из этих семей показывал в прошлой части:
31.
На первом этапе семьи просто рассказывают о себе, иногда сопровождая это детскими песнями и стихами на ненецком. Пару раз и сами речи произносились чисто по-ненецки без перевода, и в принципе по большинству участников хорошо видно, что русский язык им не родной. Иногда "семейный портрет" даётся в творческой форме:
31а.
Не обошлось без постановок, как общих мистерий с шаманскими плясками (увы, такое мой фотоаппарат в полумраке не ловит), так и сказок. Вот например простая такая сказка в исполнении Харючи про девочку-сироту, которая жила у богатого и бессердечного старика, и так тяжко ей было, что она просила перелётных птиц забрать её с собой. Однажды её мольбы услышали лебеди, прилетели да отдали ей два крыла, и старик остался ни с чем, и понял вдруг, что она была ему дорога. Мораль же проста: любите того, кто от вас зависит, чтобы он не улетел, когда расправит крылья.
32.
Дед хорош, без зума даже и не догадаешься, что это парик:
33.
А вот совсем другая сказка от Салиндеров - про девочку Брусничку, что жила в лесу и не знала горя. Однажды к ней заехал охотник, она обогрела его да накормила, причём пищи в её руках была щепоть, а он насытился. Был он вдовец уже не первый год, и предложил Брусничке стать его женой. Брусничка обрадовалась, собрала приданное, да поехали они вместе в чум к охотнику. Там навстречу дочки его вышли, охотник им гостинцев, да хотел невесту свою представить - а её и нет: пока суть да дело сами не заметили, как крошечную ягодку-брусничку из нарты вытряхнули да в снег затоптали.
По таинственности и недосказанности ненцы ещё дадут фору японцам...
34.
Третьим этапом конкурса была "Зелёная аптека", где чумработницы рассказывали о народной медицине, само собой в глухой тундре не только отработанной веками, но и по-прежнему незаменимой. Продолжение "Кочевой семьи" было уже в воскресение на том же ледяном помосте, и вела его Нина Ядне из Антипаюты (тут она с микрофоном) - едва ли не известнейшая в наше время ненецкая писательница.
35.
С этого этапа конкурса я тоже немало показал в прошлой части - по сути это был показ тундровой моды: здесь, как в старину, не покупают шмотки в шопинге, а мастерят сами, и красивая ухоженная девушка - это, стало быть, искусная чумработница, то есть лучшая жена. Победили в итоге Салиндеры, второе место разделили Харючи и Анагуричи, тратье - селькупы Батмановы, Окотэтто поощрили в одной из номинаций, а ханты Подранхасов и Кандыгина, не участвовавшие в первом этапе, и вовсе ограничились дипломом участников. Тут ещё обратите внимание на одежду - у антипаютинцев Салиндеров из голой тундры она до земли, у лесных хантов - до колен, и почему - понять нетрудно.
36.
Под впечатлением от первого дня мы в квартире близ площади засиделись допоздна, и на второй день благополучно проспали самое начало - лыжную эстафету по Янтарному озеру, увидев лишь усталых лыжников, бредущих через площадь. Лыжи тут совсем другой конструкции, чем мы привыкли, и есть даже версия, что старое прозвище ненцев "самоеды" - это на самом деле "самоезды", то есть лыжный народ.
37.
Но приближалось главное зрелище праздника - гонки на оленьих упряжках:
38.
Самих оленей я показывал в прошлой части да на заглавном фото - это всё авки, то есть с детства прирученные олени, доверяющие человеку. Регистрация участников, среди которых, как видите, есть и женщины:
39.
Отходя от нити повествования, главным минусом организации праздника я бы назвал отсутствие удобных смотровых площадок - те же трибуны по сути дела являлись подиумами, и уже два ряда зрителей начинали друг другу мешать. Всё остальное же, вплоть до цен на угощение в ларьках, было безупречно (хотя национальная обувь стоит адски дорого, но не только здесь). И хотя на празднике было много полиции и охраны (разок даже сцепившейся с болельщиком перетягивания палки, вскочившего на подиум с криками "он выкручивал! вы подсуживаете!"), мне она никак не мешала - на Дне Оленевода не было этих столь характерных для праздников в России заграждений и запретов, как бы намекающих, что праздник не для нас, а для начальства. Нет, здесь всё для людей, кроме разве что сцены и штабной палатки, и когда охрана охраняет нас, а не от нас - она в любом количестве не очень-то заметна.
39а.
На холодном Ямале, на Полярном Урале...
-----
Первопроходцам, строителям - слава!
Слава нефтяникам, газовикам!
-----
Ты цвети Ямал, древня земля... - это всё из музыкального сопровождения праздника. Между тем, гонки на оленьих упряжках начинаются, сначала заслуженный каюр показывает мастер-класс, неспешно разгоняясь:
40.
Нарты участников же выстреливают пулей! Приземистый, лёгкий и мускулистый северный олень развивает скорость до 80км/ч, быстрее лошади, и скорость нарт "на глаз" сравнима со скоростью снегохода, уж километров 40 в час тут есть точно.
41.
Пролетающая мимо упряжка оставляет сильное впечатление, у оленей красные языки развиваются шлейфами, а пыхтят и пускают пар они что небольшой паровоз. Каюр не тольк гонит их хореем, но и периодически орёт диким голосом, причём у каждого явно свой клич "голосового управления транспортом".
42.
Но весь нюанс в том, что олени не просто бегут - они УБЕГАЮТ. Разогнать их до первой космической не проблема, искусство каюра в том, чтобы их направить - как я понимаю, в каждой упряжке есть ведущий бык, а хорей тем и отличается от кнута, что его удары не только подгоняющие, но и направляющие. В итоге же олени то останавливаются как вкопанные посредине трассы, то сходят с неё и уносятся в тундру, вернее на ледяной простор Янтарного озера:
43.
Пару раз упряжка начинала крутиться на старте один раз (это со слов Димы и Лены - я ушёл примерно за километр от старта на другой конец трассы) олени даже врезались в изгородь, и запутавшись, порвали её рогами.
44.
Рогатые олени вообще красивее, но бегали явно хуже - всё же такая конструкция на голове ходовых качеств не добавляет. Но в целом смысл выражения "алень на дороге" после этих гонок становится предельно понятен.
45.
Однако вот рогатая четвёрка таки вписалась в крутой поворот - для привыкшего к пространству тундры оленя это довольно-таки нетривиальная задача:
46.
А как таковых гонок в этот раз не было - был опять же лишь зачёт по времени:
47.
48.
Последними выступали женщины, и самый страшный клич - у них:
49.
Но кадр выше стал последним - мне надо было спешить на зимник, чтобы к вечеру следующего дня добраться в Воркуту и там пересесть на вездеход, так что я пропустил церемонию награждения, где губернатор вручал победителям главный приз - снегоходы "Буран". Впрочем, "Бураны" в последнее время у тундровиков (в отличие от жителей посёлков) не котируются, они народ не бедный и чаще рассекают на "Ямахах", так что скорее за участие боролись, чем за награду. Победили же всех, как и следовала ожидать, ребята из Яр-Сале.
50.
Вообще же многое осталось за кадром: например, встречи тундровой и городской молодёжи или медицинский центр, где любой тундровик мог пройти обследование. Завершается всё концертом в ДК "Прометей", но вот туда вход уже по пригласительным.
Вот. для сравнения, рассказ про прошлогодний День Оленевода в Надыме - он был юбилейный и по изрядно расширенной программе: тягание трэкола, гонки на собачьих упряжка и выставка самих охотничьих собак. Тогда и чумов было раза в два побольше, а вокруг штабной палатки стояли куренём казаки в своих шапках, да гости там были весьма своеобразные, будь то скандинавы, канадцы или даже шейх Сауд бин Сак ат-Касими из Эмиратов, охотно надевавший малицу.
А вот рассказ о прошедшем буквально вчера Сяманхат-Мерета - Дне Оленевода в Нарьян-Маре - там, прямо скажем, всё намного проще. Или вот День Оленевода в Яр-Сале - там он проходит не в 21-й раз, а в 55-й, и именно там впервые стал официальным праздником.
А меня, как уже говорилось, ждал путь на вездеходе из Воркуты к Карскому морю, о чём будет ещё десяток постов.
НАДЫМ-2016
Обзор поездки и оглавление серии.
Железная дорога Чум-Лабытнанги и немного Салехарда.
Мёртвая дорога
Жизнь зимника.
Мосты и разъезды Трансполярной магистрали.
Лагеря 501-й Стройки.
Газовый край
Надым.
Железная дорога Надым - Новый Уренгой и украинцы на Севере.
Новый Уренгой.
День оленевода в Надыме.
Люди, чумы и олени.
Состязания и сцены.
Продолжение - на вездеходах по Ненецкому округу.
P.S.
Ну а темп "два поста в день" был взят совсем не случайно - не далее как завтра пропадаю с экранов примерно на две недели.