varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Иловайск. Узлом и котлом.



Иловайск - маленький сонный городок (17 тысяч жителей) в 40 километрах от Донецка, до августа 2014 года памятный разве что советским курортникам, лицезревшим его огромный вокзал из вагонного окна по дороге куда-нибудь в сторону Сочи. Однако в конце  позапрошлого кровавого лета, когда казалось, что украинская армия вот-вот восстановит контроль над восставшим Донбассом, ход войны внезапно сделал крутой поворот: за Южным котлом у показанной в прошлой части Саур-Могилы последовал Иловайский котёл - крупнейшее поражение украинской армии, потерявшей в попытках прорыва из окружения сотни, а то и тысячи челвовек убитыми и пропавшими без вести. Фронт рассыпался и отлетел на десятки километров, а Иловайск остался в глубоком тылу ДНР и быстро вернулся в своё исходное состояние нередкого в постсоветских странах "маленький города с большим вокзалом".

В Иловайск каноничнее было бы доехать электричкой, отправляющейся несколько раз в день из Ясиноватой, но удобнее оказалась пошлая маршрутка с Южного автовокзала. Начало пути - то же, что и в прошлой части, только продраться придётся не через 5 городов, а всего через два - необъезжаемую Макеевку и Харцызск, в котором дорога поворачивает на юг. Последний - средней руки промышленный город (58 тыс. жителей), чьё название можно перевезти как Ворюжск или Бродяжск, в ДНР стал своеобразным автобусным хабом, на автовокзале которого мы не один раз делали пересадку. Со стороны Макеевки в Харцызск въезжаешь меж двух заводов с фантастически длинными цехами - один трубный, основанный в 1914 году и выпускавший трубы для важнейших советских трубопроводов, другой - канатный "Силур", основанный в 1930-х годах и выпускавший ванты для важнейших советских мостов. Длина трубопрокатных цехов поражает даже при взгляде из Иловайска - каждый по 750 метров:

2.


Сам же Иловайск - компактный, почти круглый городок, рассечённый надвое станцией, в обе стороны тянущейся на несколько километров за его пределы. Дорога ведёт через залинейную часть, где встречаются и вот такие сюжеты (хотя чаще дома и заборы лишь посечены осколками), и огибает по сути весь город - единственный путепровод находится на южной окраине:

3.


Станция, как нам рассказывали местные, и была линией фронта - западную часть с депо, через которую мы въехали, примерно на две недели заняла украинская армия, а восточную сторону с центром города и вокзалом держали силы ДНР. У начала путепровода - небольшой памятный камень:

4.


А под придорожным крестом - могила ополченца:

5.


Ветер повалил на ней цветы и свечи, и мы решили прибраться, найдя среди прочего фотографию покоящегося здесь человека. Надписи на стальном придорожном кресте говорят, что он был одессит:

6.


Следующие кадры - из окна автобуса, причём - ещё в самый первый день, когда на закате мы ехали сюда из пограничной Успенки. Эстакада поднимается мимо базы энергопоездов:

7.


Город здесь почти заканчивается, а станции ещё конца и края не видно:

8.


Иловайск начинался в 1869 году с разъезда №17 на новой магистрали Харьков-Таганрог, ставшей становым хребтом Донбасса, с её пуском пошедшего во взрывной рост. Здесь она пролегала по огромным имением Иловайских - дворян из старшины донских казаков, и например та же Макеевка названа ими в честь легендарного казака-родоначальника. Иловайской стала называться и новая узловая станция, когда 1903 году 17-й разъезд пересекла одна из линий Екатерининской железной дороги, связывавшей в единый комплекс шахты Донбасса, железные рудники Кривого Рога и металлургические заводы между ними. Станционный посёлок к 1934 году разросся до города, ну а станция превратилсь в Южные ворота УССР, один из крупнейших узлов Советского Союза. Центральная часть станции видна с той же эстакады в другую сторону за составами пустых вагонов:

9.


Выйдя сразу за мостом, мы пошли по главной улице Шевченко - первой от станционной промзоны и поэтому самой разрушенной:

10.


11.


Но город оживает буквально на глазах, восстановленного и восстанавливаемого тут едва ли не больше, чем руин:

12.


13.


14.


Слышал, что ещё совсем недавно Иловайск был очень мрачен... да собственно эти мелкие пристанционные городки, обитатели которых воочию наблюдают, как "вся жизнь проходит мимо", почти всегда тоскливы и криминогенны, и Иловайск, говорят, был невесёлым зрелищем и до войны, а после неё мне его описывали как город разрушенных домов и сбившихся в своры собак с обрывками ошейников. Сейчас такого впечатления нет, городок для своего крошечного размера вполне оживлён и ухожен:

15.


16.


17.


С улицы Шевченко мы отклонились на первом крупном повороте Театрального переулка, чтобы увидеть Дворец науки и техники Локомотивного депо (1930) - конструктивистские сооружения с таким забористым названием есть во всех "пристанционных" городах Донбасса, и чем такой отличается от, например, ДКЖД - увы, не знаю.

18.


К каждому ещё и Парк Железнодорожников прилагается, но в Иловайске углубляться туда мы не стали:

19.


В принципе за исключением этого ДНиТЛД всё похожее на город в Иловайске сосредоточено на улице Шевченко. Ну, ещё близ вокзала просматривается площадь с Ильичом:

20а.


На повороте - неожиданно скромный воинский памятник:

20.


А главная площадь в Иловайске - как ни крути, привокзальная:

21.


Слева от вокзала (на кадре выше) ещё и станция юных техников, справа - автовокзал без кассы, куда просто приходят маршрутки, причём довольно часто. А напротив вокзала - администрация:

22.


Официально привокзальная площадь называется площадью Иона Казаринова, о чём сообщает мемориальный камень:

23.


За ним виднеется ещё один камень - в честь основания Иловайска и славного рода Иловайских:

24.


А сам вокзал, открытый в 1983 году - на мой взгляд, один из лучших образцов жанра в позднем СССР, внешне более всего похожий на вокзалы Казахстана и Средней Азии, в крайнем случае БАМа и Югорского севера:

25.


Особенно оригинален он внутри, хотя фотографировать нам не разрешили даже с аккредитацией - "начальника вокзала нет на месте, а это только он решать может!".

26.


С обратной стороны ещё и конкорс через пол-станции, но пока что он закрыт, проход по банальному виадуку, а на платформы так и вовсе удобнее через пути:

27.


На островной платформе довольно красивый Старый вокзал (1903-04). Как я понимаю, одна сторона (на заглавном кадре) у него с 1980-х пригородная, а другая с 1990-х междугородняя - Иловайск при Украине был ещё и железнодорождным пунктом пропуска:

28.


Общий вид станции. Как я понимаю, большую часть трафика Иловайск потерял ещё в советское время, когда поезда из Москвы и Питера в Сочи пошли через Лиски воронежским ходом, а с Украины их просто сильно поубавилось. Сейчас тут и вовсе ходит несколько электричек до Ясиноватой (то есть - Донецка и Макеевки) в день да условно-дальний поезд в Успенку.

29.


Но вагонов и техники на путях по-прежнему немерено:

30.


Вот например по центру ВЛс-606 - не электровоз 1930-х годов, как я было подумал, а машина измерения контактной сети:

31.


За пустынными вагонами в веерном депо сгоревшие дизель-поезда, и среди них один целый:

32.


Путепровод очень длинный и петляющий в трёх плоскостях. Терриконы на заднем плане - в подчинённом Донецу городке Моспино (10 тыс. жителей), танковый удар из которого и "захлопнул" иловайский котёл. Чуть левее, на Старобешево, прорывались не пожелавшие разоружаться (или просто обманутые, что их выпустят с оружием) украинцы, многие из которых так и полегли в тех полях.

33.


Навстречу прошла внушительная компания, я услышал лишь обрывок разговора "Я уже полгода не воюю!". Не удержался и сфотографировал их со спины, вряд ли так можно кого-то идентифицировать.

34.


А на проводе сидела горлица, тот самый Голубь Мира:

35.


Мы вернулись в залинейную часть, состоящую исключительно из пустынного частного сектора:

36.


Попадаются тут и вот такие домики, я их было принял за дореволюционку, но местный житель в комментариях поправил, что весь этот район застраивался с 1960-х годов:

37.


38.


Но в целом я здесь ощущал навязчивое дежавю: я видел все эти улицы на ютубе, в тех сюжетах солдатского хоум-видео, снятого на телефон, закреплённый в нагрудном кармане - само собой, уже в дни зачистки, а не предшествовавших ей жестоких уличных боёв. Вот лихой Моторола со товарищи натурально охотится на БТР за пару улиц от занятого ими перекрёстка, и один из солдат едва успевает отскочить за угол дома напротив, когда вдоль улицы поднимает пыль плотная очередь; вот молодые ополченцы, перешучиваясь как на рыбалке, берут хату, в которой засели ребята из батальона "Донбасс", перебрасываясь с ними гранатами через соседний участок, высокий забор которого не даёт защитникам дома пустить в ход автоматы. А вот взвод ополченцев заваливается для зачистки в очередной двор со словами "Извините, бабушка, это чтоб нам в спину не стреляли!", а заметив рядом с бабушкой щуплого длинноволосого парня, бросают ему: "Почему не с нами?". Те съёмки - это лучшее кино о войне всех времён и народов, и я надеюсь, что когда-нибудь кто-нибудь слепит из них сюжетный фильм.

39.


Местные же про те события рассказывали одно и то же, и рассказывали с неизменным содроганием: было очень страшно, многие гражданские погибли или остались калеками (ждавший с нами автобуса мужик, похожий на ополченца в штатском, упоминал 67 убитых), и что ВСУшники были "мальчики-срочники, ребята подневольные, сами не хотели воевать", а вот батальоновцев тут запомнили как садистов, грабителей и убийц. Штабом батальонов, по словам местных, была школа №14 почти у выезда на Харцызск, и шестерых местных жителей расстреляли тогда под её стенкой: "А ни за что, чтоб другие боялись!" - и я не знаю, правда ли это так, но так это запомнили местные.

40.


Школу, однако, успели восстановить, на заднем дворе мужики увлечённо месили цемент и даже котофея на боковой стене школы явно поновили:

41.


После Иловайска южный фронт развалился, и перед ополченцами была прямая дорога на Мариуполь, Бердянск, Запорожье... но кто-то где-то порешил, чтобы они не наступали дальше Новоазовска, о котором - следующие две части.

ДОНБАСС-2016
Обзор поездки и оглавление серии.
Дорога на Донбасс через Ростов-на-Дону.
История Донбасса.
Две стороны одной войны.
Реалии Новороссии.
Война с обеих сторон фронта.
Реалии новой Украины.
Памятники войне с обеих сторон.
Украина. Киев, география Майдана.
Украина. Межигорье.
Донецкая Народная Республика
Донецк. Общее о городе.
Донецк. Улица Артёма.
Донецк. Севернее центра.
Донецк. Новый Свет.
Донецк. Английская колония и окрестности.
Донецк. Рабочие окраины.
Донецк. Разрушенный аэропорт.
Макеевка. Центр.
Макеевка. Колония.
Макеевка. МакНИИ и Гвардейка.
Саур-Могила и окрестные города.
Иловайск. Узел и котёл.
Новоазовск. Кривая коса.
Новоазовск и Седово.
Дебальцево и Углегорск.
Горловка.
Ясиноватая.
Луганская Народная Республика.
...посты будут.
Tags: "Зона заражения", ДНР и ЛНР, дорожное, транспорт
Subscribe
promo varandej август 10, 02:01 28
Buy for 500 tokens
Между тем, пока я заканчивал свой космический цикл постами о Байконуре, считанные дни остались до вылета на малую родину Солнца. Планы, по сравнению с озвученными чуть раньше, слегка поменялись из-за традиционно августовской напряжёнки с билетами. 1. Почти всю вторую половину августа я буду…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 382 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →