varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Железная дорога Донбасса



С ростовского вокзала отходило сразу несколько поездов. Катю затолкали, впихнули в какой-то вагон третьего класса. Она села у окна, узелок с заштопанным бельем пристроила на коленях. Поплыли заливные луга, донские плавни, дымы на горизонте, туманные очертания не покорившегося немцам Батайска. Под обрывистым берегом — полузатопленные рыбачьи деревни, мазаные хаты, сады, перевернутые баркасы, мальчики, идущие с бреднем. Потом молочной пеленой разостлалось Азовское море, вдали — несколько косых парусов. Потом погасшие трубы таганрогских заводов. Степи. Курганы. Брошенные шахты. Огромные села на склонах меловых холмов. Коршуны в синем небе. Печальный, как эти просторы, свист поезда. Хмурые мужики на станциях. Железные каски немцев… - это из "Хождения по мукам", героиня которых пересекает Донбасс на поезде во время прошлой Гражданской войны. Эти строчки крутились у меня в голове все те пять часов, что я ехал на поезде из Донецка в Луганск.

Он отправляется из показанной в прошлой части Ясиноватой через уже нам знакомые Макеевку, Горловку, Углегорск, Дебальцево. Последний пост о Донецкой народной республике и первый пост о Луганской народной республике, которая оказалась заметно иной.

Из Донецка поезда теперь не ходят - я уже показывал его огромный и совершенно пустой вокзал, на западе запертый линией фронта, а на востоке рухнувшей эстакадой. Основная станция для большинства дончан теперь Макеевка - сразу до Ясиноватой вроде и ближе, но прямая дорога туда перекрыта линией фронта, вернее сама ей и является. Поезд отходит около 8 утра, и засада в том, что реально им может пользоваться лишь северная половина Донецка и Макеевка (на северной окраине которой он расположен), в то время как из южной половины столицы Донбасса успеть на станцию и купить там билет - это целая спецоперация с двумя пересадками. Наши соседи по Дому для всех, сами стопщики с дырявами карманами, туда успевали и на трамваях-автобусах, я же предпочёл взять такси: это стоило нам 400 рублей (и впервые за всю поездку попался не проукраински настроенный таксист!), но даже так путь в Луганск на двоих выходил дешевле, чем на автобусе - на поезде билет в плацкартный вагон стоит (это не опечатка!) 76 рублей, в общий 49 рублей, в то время как билет на автобус - все 300. Да и поторопились мы к тому же - такси привезло нас на вокзал к самому открытию, за два часа до отправления поезда.

2.


У большинства посещённых мной стран, признанных и непризнанных, есть своя железная дорога. Но например в Приднестровье она отделилась от Молдавии на много лет позже, чем сама республика. Что-то подобное сейчас происходит и здесь, причём - чрезвычайно мучительно. В сущности, пока что железная дорога ЛДНР вообще не имеет чёткого статуса: есть Донецкая железная дорога "Укразализницы" с офисом в Лимане (бывший Красный Лиман на севере области), есть министерства транспорта обеих республик, есть офис Донецкой железной дороги в самом Донецке, который по совместительству служит офисом Захарченко. В итоге понять, кто что решает и кто за что несёт ответственность, простому смертному не дано, и во всей этой неразберихе работники железной дороги месяцами сидят без зарплаты и периодически бастуют... что, впрочем, в личном общении совершенно не заметно, может потому, что у переживших войну нет привычки жаловаться на бедность.

2а.


Сообщение Украины с ЛДНР обрублено киевскими властями в августе-2014, РЖД так же демонстрирует чудеса цинизма и пускает ДНРовский поезд лишь на крайнюю пограничную станцию Успенка (где нам не дали им воспользоваться чересчур усердные погранцы), а вот внутри республик поезда курсируют исправно: имеющие статус "пассажирских" Ясиноватая-Луганск и Ясиноватая-Успенка и множество пригородных. Что интересно - на ЛДНРовских вокзалах висят и расписания поездов с ближайших подконтрольных Украине станций - Константиновки, Красноармейска (ныне Покровск) и Мариуполя, а например по Ростову-на-Дону или Каменску-Шахтинскому - нет.

3а.


Что интересно - при фантастической дешевизне билетов и свалившейся бедности большинства жителей, автобусами дончане ездят всё-таки куда охотнее. На вокзале утром, когда отправлялись оба пассажирских поезда и какие-то электрички, было людно, но всё же не настолько, чтобы заполнить несколько поездов. Фотографии пассажиров в зале ожидания я показывал здесь. А выехать так рано меня надоумили потому, что билеты здесь вот такие - станции ЛДНР отключены и от системы "Экспресс", и билеты выписываются и вырезаются ножницами по старинке на вот таких бланках (что, впрочем, встречалось ещё несколько лет назад и кое-где в России). Цены в гривнах, но платишь кассиру рублями по официальному здешнему курсу 1:2.

3.


Однако выписывались эти билеты гораздо быстрее, чем я думал, и хотя мы как приехавшие к открытию вокзала (это в 6 утра, а касса открывается в 7) и билет получили самыми первыми, в среднем народ в очереди стоял отнюдь не по часу, а дай бог по 20 минут. Успели, конечно, не все, и когда к платформе подошёл поезд Ясиноватая-Успенка в красивых вагонах старого фирменного "Донбасса", кассирша собрала всех необилеченных в одну группу и лично передала их проводникам, возможно - с бланками билетов под вырезание и заполнение уже в вагоне.

4.


Местная специфика - электрички "Лугансктепловоза" с тремя дверьми на вагон. В России я таких никогда не видел, да и ни на Украине, ни здесь покататься на такой не довелось. В Иловайске были ещё венгерские дизели Д1, но от большинства из них остались лишь горелые корпуса у депо.

5.


Вообще же парк техники тут весьма специфический, причём подозреваю, что машины поновее да получше успели отогнать на подконтрольную Украине территорию. Зато любителей транспорта теперь приводят в восторг локомотивы ВЛ8, такие строились в 1955-67 годах, то есть им самое меньше по полвека. Под таким же, но с синими вагонами бывшего фирменного поезда "Лугань" вскоре подошёл и наш поезд на фоне дымов Ясиновского коксохима (на заглавном кадре).

6.


Железные дороги Донбасса поражают во-первых своей запутанностью, во-вторых - своей основательностью. Бесчисленные промышленные ветки к рудникам и заводам, строившиеся разными собственниками магистрали (первая из которых казённая Харьков-Таганрог прошла здесь в 1865-69 годах) - всё это привело к тому, что плотность железных дорог в Донбассе была наибольшей во всём бывшем СССР. Из любой точки А в любую точку Б дальше пары перегонов есть несколько вариантов пути, а железнодорожные системы крупных городов своим "узором" иногда поражают воображение - так, в Макеевке есть основная магистраль Ясиноватая-Криничная по северным окраинам и заходящие с разных сторон тупиковые Макевка-Товарная и Нижняя Крынка, а вот на этой схеме можно оценить весь узел (без мелких веток) Центрально-Донбасской агломерации. Что чему принадлежало - могу путать, но как я понимаю, линия Ясиноватая-Хацапетовка, по которой мы начинали путь, открылась в 1878 году как часть Донецкой Каменноугольной железной дороги, а станцию Макевка-Пассажирская, скорее всего под каким-то другим названием, на неё приделали в 1894-м, когда неподалёку готовилось строительство металлургического завода.



Следующая станция - Криничная, здесь расходятся линии на Иловайск, Горловку и Дебальцево. Последняя уходит через Енакиево, она короче и наверное интереснее (в Енакиево, тем более, есть дореволюционный вокзал, которого я в 2011-м не видел), но Горловке поезд нужнее, да и Горловка поезду тоже, поэтому от Криничной до Дебальцево поезд делает крюк в острый угол.

7.


По всему пути сопровождают характерные МПСовские постройки разных эпох - строительства линии, её реконструкции, подхода тех или иных веток от вновь заложенных рудников и заводов.

8.


Вот в каком-то посёлке путейский дом переделан в церковь - скорее всего это Пантелеймоновка, значит и церковь должна быть Святого Пантелеймона:

9.


По дороге нет заметных рек, а роль самой крупной реки играет канал Северский Донецк - Донбасс (1955-58), питающий огромные города в маловодной степи. Есть места (скажем, на западных окраинах Горловки), где он идёт по трубам, в том числе над железной дорогой.

10.


Горловку поезд проходит через самый центр, ненадолго заезжая на исходную магистраль Харьков-Таганрог. Виды центра смотрите в рассказе о городе, вот например проходим по двойному путепроводу сталинской постройке, в окне за спиной лесистый террикон шахты Кочегарка, а тут справа её ДК, а слева УВД, летом-2014 одержимое Бесом.

11.


Станция Горловка. Стоянка здесь 25 минут, но этот кадр был снят во время прогулки по городу - вылезать из тёплого вагона да провоцировать лишний раз своим фотоаппаратом охрану мне совсем не хотелось. Станция тут стоит натурально в развилке - слева (и здесь шёл наш поезд) пути на Луганск и Дебальцево, справа - на Славянск, Харьков и Киев, сам вид в сторону Донецка, то есть по ходу движения поезда всё наоборот. На привокзальной площади десятка два опустевших ларьков, но вокзал работает, а последняя электричка прибывает сюда около 20 часов вечера, что в условиях комендантского часа - глубокая ночь.

12.


Нам, как нетрудно понять - направо, потому что налево фронт, сквозь который ходят лишь "угольные экспрессы". Мы же выезжаем на историческую Донецкую Каменноугольную железную дорогу, её важнейшую линию Никитовка-Дебальцево-Луганск, пущенную в 1878 году, и уже не будем с неё сворачивать. На ней своё путейское зодчество, тоже явно разных эпох:

13.


14.


За окном всё более типичные виды Донбасса - погасшие трубы заводов, степи, курганы, брошенные шахты:

15.


Да горловский химзавод "Стирол", раскинувшийся на 3 километра. При Украине он был крупнейшим в стране, а сейчас остановлен "по соображениям безопасности" - если по такому производству в разгар его работы прилетит, мало не покажется никому.

16.


Пророссийская общественность назовёт это "газовыми камерами укрофашистов", украинская общественность налепит демотиваторов про дихлофос и колорадов, а любители красивых названий типа меня придумают эпитет вроде Горловский Бхопал или Горловский Ипр. Вот чтобы этого не случилось, завод и остановлен, но при этом не выглядит заброшенным, лишь кое-где стёкла побиты ударной волной.

17.


На восточной оконечности Горловки - станция Байрак, напоминающая об известной с середины 18 века слободе запорожских казаков, предшественнице многострадального города. Красивых вокзалов, в отличие от путейских домов, на линии мало, почти все они были разрушены прошлой войной.

18.


Нынешней войной порушены мосты, чаще всего подорванные ополченцами при отступлении. Хотя вот этот, явно давно потерявший значение, скорее разнесло случайным прилётом.

19.


Но сама железная дорога здесь проходит прямо у линии фронта, и вплотную к ней местами видны минные поля. Вон в том селе на горизонте пассажиры этого поезда считаются заложниками террористов, а я - злостным нарушителем границы. Говорят, поначалу поезда проходили этот участок, толкая перед локомотивом две платформы на случай заминированных путей.

20.


Станция Углегорск, та самая Хацапетовка (до 1958 года), куда подходит прямая линия на Дебальцево из Криничной:

21а.


Вдали один и самых живописных в Донбассе террикон Углегорской шахты, которая и превратила пристанционную Хацапетовку в город с нынешним названием. В 1958-82 из города на рудник ходил загородный трамвай, в 1982-2014 - троллейбус, и Углегорск был самым маленьким в СССР городом с электротранспортом (7,5 тыс. жителей). Увы, троллейбусная сеть вышла из строя ещё при наступлении украинской армии.

21б.


А это следы уже зимних боёв 2015 года - пробитые насквозь товарные вагоны:

21в.


Собственно, мы вышли на ту самую железную дорогу, которую "террористы восстановили за 12 дней". После долгой стоянки в Горловке поезд идёт дальше невыносимо медленно, словно так и не разогнавшись с малого хода - дело в том, что его здесь тащит маневровый тепловоз, и причины тому прекрасно видны в окно - контактная сеть так и не восстановлена, порванные провода висят клочьями, а кое-где и сами столбы валяются на рельсах.

22.


Местные утверждают, что это украинская армия, покидая Дебальцево, вывела железнодорожный узел из строя, порвав провода привязанными к БТРам тросами. Так ли это - я не знаю, могли и мародёры поживиться, но вообще уничтожение даже своей инфраструктуры (как например ДнепроГЭС в 1941-м) при отступлении - практика давняя.

23.


А вот обломки моста с путей убрали, и что мешает так же расчистить подходы к вокзалу Донецка - категорически не понимаю:

23а.


На самом деле из 5 часов пути на этот участок приходится лишь два часа, но кажется, что больше половины. Станцию Булавин проходим без остановок:

24.


А в Дебальцево с его роскошным вокзалом стоянка всего две минуты. Этот кадр снят, само собой, в прогулке по городу, о которой есть отдельный пост.

25.


Потом ещё долго тянутся дебальцевские сортировки, запомнившиеся мне своими водонапорками, их на донбасских станциях в принципе мало, и не знаю, какой войной они были разрушены:

26.


И эти башни, в крайнем случае вот этот разрушенный павильон - последний кадры из ДНР. Впереди - загадочная Луганская народная республика:

27.


Без остановок проходим первую ЛНРовскую станцию с чудным названием Депрерадовка. Происходит оно от имени рода Депрерадовичей, основоположник которого сербский подполковник Райко де Прерадович приехал сюда в 1752 году из Австрии и привёз с собой граничар - "австрийских казаков" из числа сербов, охранявших турецкую границу империи. Здесь они основали Славяносербию, вскоре упразднённую из-за коррупции и смены столичной власти, но именно с неё началось освоение будущей Луганщины и вообще исторической Новороссии, куда через пару десятилетий "при матушке Екатерине" православные народы с Балкан хлынут рекой.

27а.


На станции Мануиловка стоянка ещё 25 минут. Вот так наш поезд выглядит снаружи:

28.


Маневровый тепловоз опять сменяется электровозом:

29.


В кустах живописно ржавеет снегоочиститель:

30.


К Мануиловке прилагается город Зоринск (7,2 тыс. жителей) - он меньше самого маленького города ДНР Углегорска, но в ЛНР по населению даже не предпоследний. А с виду - село селом.

31.


Под электровозом поезд пошёл веселее, и я заказал себе чаю. Вообще внутри вагон ничем не отличается от всего, к чему мы привыкли - плацкартный салон не первой свежести, усталая проводница, чай и минералка за дополнительную плату и даже постельное бельё за 36 рублей да туалет "прямого падения" с санитарными зонами. Но вот зато местный подстаканник:

31а.


Недалеко от Зоринска - ещё более маленький городок Артёмовск (7,4 тыс. жителей). На Украине было минимум два Артёмовска (товарищ Артём в Донбассе вообще самый популярный большевик) в Донецкой и Луганской областях соответственно, и оба в 2016 году официально решили переименовать. К донецкому Артёмовску вернулось историческое название Бахмут, а луганский стал Кипучим - но только на картах. Станция зато называлась Кипучей всю свою историю:

32.


На станции забавный магазин сталинских времён, словно переделанный из прошлого вокзала:

33.


Пейзаж Луганщины неуловимо меняется - она какая-то более просторная и привольная, сохранившая больше духа доиндустриального Дикого поля, даже несмотря на те же терриконы тут и там.

34.


И ещё она заметно более бедная и неухоженная, так было и при Украине, осталось и при народных республиках. Но впереди дымит крупнейшее из местных предприятий - Алчевский металлургический комбинат:

35а.


При Украине это был один из крупнейших комбинатов страны, выпускавший порядка 4 миллионов тонн стали в год, явно уступая только Криворожскому и двум мариупольским комбинатам, и явно превосходя, например, Донецкий или Енакиевский заводы. Интересна и его история: в 1895 году на фоне тотального засилия в Донбассе иностранного капитала его основал харьковский купец Алексей Алчевский как завод Донецко-Юрьевского металлургического общества, продержавшегося, впрочем, недолго - в 1901 Алчевский разорился и бросился под поезд, а ДЮМО входило сначала в "Продамет", а там и вовсе отошло французам. Ныне комбинат принадлежит "Индустриальному союзу Донбасса", контрольным пакетом акций которого владеет одна швейцарская компания, принадлежащая одному российскому олигарху, в свою очередь участвующему в "Евразе".

35.


Дымят лисьим хвостом одни из последних мартеновских печей на планете. Есть мнение, что остались такие вообще только на Украине (читай - нафиг всю эту индустрию!), но они и в России есть на нескольких заводах, и наверняка в каких-нибудь странах Азии, Африки и Латинской Америки.

36.


В целом комбинат бескрайний и чрезвычайно зрелищный, и тянется прямо вдоль железной дороги:

37.


Нависая и над станцией Коммунарск, отделяя её от города. Кадры с её перронов сняты утром другого дня, когда мы ездили сюда отдельно.

38.


Причём обратно в Луганск - на электричке, но вместо машины "Лугансктепловоза" нам подсунули банальную "эрку", снаружи облезлую, а внутри вполне чистенькую и современную:

39.


Станция открылась в 1878 году как Юрьевка, в 1903 году стала Алчевской, а в 1961 - Коммунарском, причём с переименованиями города её переименования не очень-то совпадают - город с 1990-х годов снова Алчевск. На позапрошлом кадре можно видеть новодельный кирпичный вокзал под старину, а вот какое-то старое здание, возможно заставшее Юрьевку:

40.


Сам же Алчевск - лишь часть огромной полицентрической агломерации. размером едва ли не крупнее Луганска: Артёмовск, Перевальск, Стаханов, Брянка, Первомайска и таки самый маленький ЛНРовский городо Алмазная - всё это тянется всторону от железной дороги к самой линии фронта.
Где-то между Алчевском и Луганском - в чистом поле ветряки. Украина пыталась развивать у себя "альтернативную энергетику", причём чаще всего подобные объекты встречаются в Крыму.

41.


А в ЛНР серьёзная проблема - энергетический голод. Если за ДНР остались две крупнейшие электростанции (Старобешевская и Зуевская), то крупнейшая в области Луганская ТЭС в городе Счастье работает сразу за фронтом. Ещё в 2014 году республика стала получать энергию из России, а вдоль железной дороги часто попадаются вагоны-генераторы

41а.


Очередная станция Славяносербск с унылым вокзальчком находится в посёлке Лозовский, до самого же Славяносербска (о происхождении такого названия я писал выше), старейшего города ЛНР (1753), не сохранившего впрочем никаких памятников Славяносербии, отсюда километров 20 и стоит он прямо у фронта, проходящего в ЛНР по Северскому Донцу. Возможно, где-то в Донбассе есть и станции, названные по городам, оказавшимся и вовсе на той стороне.

42.


Насыпь со старым мостом - как будто железную дорогу здесь чуть-чуть спрямили, оставив мостик в стороне, что и позволило ему пережить прошлую войну:

43.


Луганскую агломерацию открывает станция Родаково с внушительных размеров сортировкой, где оба раза я не видел ничего, кроме товарных вагонов с обеих сторон. А вот без остановок проходим какую-то платформу на окраине Луганска:

44.


Вот уже и центр ЛНРовской столицы показался да ждущие своего часа вагоны, которых не пускают сквозь свои границы ни враги, ни союзники.

44а.


И начав рассказ цитатой из "Хождения по мукам", другой цитатой оттуда же его и закончу:
Ни летописей, ни военных архивов не осталось от этой великой крестьянской войны в самарских степях, где еще помнились походы Емельяна Пугачева. Разве только в престольный праздник поспорят за ведром вина отец с сыном о былых боях, упрекая друг друга в стратегических ошибках.
- Помнишь, Яшка, - скажет отец, - начали вы в нас садить под Колдыбанью из орудия? Непременно, думаю, это мой Яшка, сукин сын... Вот ведь вовремя уши ему не оборвал... А здорово мы вас пуганули... Хорошо, ты мне тогда не попался...
- Хвастай, хвастай! А взяла наша...
- Ничего, придет случай - опять разойдемся.
- Что ж, и разойдемся... Как ты был кулак, так при своей кровавой точке зрения и остался.
- Выпьем, сынок!
- Выпьем, батя!


И готовый состав с углём на продажу по ту сторону фронта:

45.


В ЛНР я провёл всего три с половиной дня против недели с лишним в ДНР, и посетил по сути всего 3 города - Луганск, Алчевск и Краснодон. Стоило бы, конечно, съездить и куда-нибудь в прифронтовые города, например в Первомайск, порушенный, говорят, не меньше Дебальцева, или в глубоко-тыловой Свердловск (по украинским законам - Должанск), где можно сесть на 10-й маршрут до остановки СовБес, на которой жил Веня д'Ркин. Но я не знаю, понятно ли из моих постов, что здесь - страшно. Моих нервов хватило только на полторы недели, а из тёплой московской квартиры я конечно жалею, что уехал столь поспешно.

Но в следующей части снова выберемся на Украину - только теперь не в Киев, а в ближайший к Донбассу из мной посещённых городок Гуляйполе.

P.S.
Аналогичный пост от griphon, подмечен ряд упущенных мной деталей.

ДОНБАСС-2016
Обзор поездки и оглавление серии.
Дорога на Донбасс через Ростов-на-Дону.
История Донбасса.
Две стороны одной войны.
Реалии Новороссии.
Война с обеих сторон фронта.
Реалии новой Украины.
Памятники войне с обеих сторон.
Украина. Киев, география Майдана.
Украина. Межигорье.
Украина. Гуляйполе, глубинка для сравнения.
Донецкая Народная Республика
Донецк. Общее о городе.
Донецк. Улица Артёма.
Донецк. Севернее центра.
Донецк. Новый Свет.
Донецк. Английская колония и окрестности.
Донецк. Рабочие окраины.
Донецк. Разрушенный аэропорт.
Макеевка. Центр.
Макеевка. Колония.
Макеевка. МакНИИ и Гвардейка.
Саур-Могила и окрестные города.
Иловайск. Узел и котёл.
Новоазовск. Кривая коса.
Новоазовск и Седово.
Дебальцево и Углегорск.
Горловка.
Ясиноватая.
Из ДНР в ЛНР по железной дороге.
Луганская Народная Республика.
Луганск. О городе и ЛНР в целом.
Луганск. Старый город.
Луганск. Камброд и Гусиновка.
Луганск. Верхний город и окраины.
Луганск. Ближайшие окрестности.
Алчевск. Старый центр.
Алчевск. Два новых центра.
Краснодон.
Эпилог. Письма и комментарии.
Tags: "Зона заражения", "Молох", ДНР и ЛНР, дорожное, индустриальный гигант, транспорт, шахтёрское
Subscribe
promo varandej august 10, 02:01 28
Buy for 500 tokens
Между тем, пока я заканчивал свой космический цикл постами о Байконуре, считанные дни остались до вылета на малую родину Солнца. Планы, по сравнению с озвученными чуть раньше, слегка поменялись из-за традиционно августовской напряжёнки с билетами. 1. Почти всю вторую половину августа я буду…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 107 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →