varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Липецк.



Будучи географом, я не считаю понятия "исторический" и "интересный" синонимами. Да, эти понятия пересекаются процентов на 90%, но то, что попадает в оставшиеся 10%, меня влечет точно так же. Липецк - металлургический гигант, столица Курской магнитной аномалии, второй по значению город Черноземья с исторической точки зрения не интересен абсолютно. Но это не мешает ему быть городом красивым и колоритным. Ценителей прекрасного под кат прошу не заглядывать - всего 5 исторический построек!

Как известно, в советское время металлургия была флагманом отечественной промышленности. А следовательно, города при металлургических комбинатах часто становились местом реализации передовых идей советской архитектуры. Так возникли сталинские ансамбли Магнитогорска и Челябинска, однако это история 1930-50-х годов. В Липецке же Новолипецкий металлургический комбинат (3-й по величине в России после Магнитки и Северстали) строился в 1960-70-е годы. И Липецк превратился в один из самых интересных "заповедников" советского модернизма 70-80-х годов (из видимых мной городов аналогичен только Тольятти).

Например, вокзал, построенный в 1982 году архитектором Сывеньким - по-моему, лучший вокзал позднесоветского времени, который я знаю.



Как следует из стенда на самом вокзале, в 1990-е Сывенький уехал в Канаду, и по тому же самому проекту построил вокзал в Торонто. Правда, подтверждений этому я в Интернете так и не нашел.

В городе очень много нетривиальных брежневских и постбрежневских построек, в основном обычных жилых домов:







Сам же центр города очень невелик и компактен, расположен довольно далеко и от ЖД-вокзала, и от автовокзала, и является весьма необычными синтезом дореволюционной истории и современности.

"Центр центра" - площадь Ленина-Соборная (сейчас на картах ее название так и пишут), которая располагается на высокой горе. На площадь выходят две довольно скучные сталинки, и Христорождественский собор начала 19 века.



Почему-то подобные соборы очень часто строились в те времена именно в заводских городах - в Петрозаводске, в Ижевске, здесь... Но надо сказать, липецкий собор кажется мне интереснее своих "собратьев". Внутри красивое убранство в стиле классицизма, и поразивший меня контрастом с этим убранством притвор - фрески в стиле советских мультфильмов:



Не подумайте - не весь собор таков. Дальше - аутентичный и очень приятный классицизм.

Собор стоит на высокой горе, нависает над оврагом вдоль речки Липы:



С этой горы хорошо виден Новолипецкий металлургический комбинат, но его влияние никак не ощущается:



Вниз с горы ведет лестница с каскадом фонтанов - самое людное и оживленное "тусовочное" место в Липецке:



Слева от этой лестницы расположен Нижний парк. Хотя Липские Железные Заводы, давшие начало городу, известны аж с конца 17 века, это не помешало рядом с промышленными предприятиями возникнуть курорту: в Липецке имеются выходы минеральных вод. Курорт здесь был организован еще Петром Первым (второй в России после Марциальных Вод), и его остатки ныне и располагаются в Нижнем парке.



Из фонтанчиков течет минералка - на вкус довольно приятная, горькая, но пить ее я не рискнул. Рядом же на постменте стоят 4 пушки начала 18 века, отлитые на тех же петровских заводах. Петр Первый устроил вдоль реки Воронеж волноценный ТПК - на Липских Железных Заводах отливались корабельные пушки, ядра и металлические детали, сами же корабли строились на верфях в Воронеже, откуда их путь лежал в Дон, на покорение Приазовья.



Напротив Нижнего парка - пруд на Липе, из которого сделано вот что:



Красиво. А по пруду люди катаются на лодках - интересно, какие это ощущения, учитывая, что "разлапистых" фонтанов тут десяток.

Неподалеку стоит часовня Петра и Павла (2001 год). Обратите внимание на витраж с солярным знаком - такие в Липецкой области повсюду, и в Ельце, и в Липецке.





Здесь, в районе площади Революции, находится "пятачок" с сильным транспортным движением, а окрестные кварталы представляют собой замысловатую смесь советских, дореволюционных и современных зданий.

Дореволюционных - очень мало:







Современных много, и они довольно качественные:







А все вместе образуют впечатляющее нагромождение на склоне вдоль Липы:



Центр Липецка по комфортабельности - безусловно, один из лучших в России. Здесь приятно гулять, тут спокойно и даже, я бы сказал, "позитивно". В Липецкой области образовалось и свое "национальное блюдо" - пицца. В Ельце и Липецке я питался в трех пиццериях, и сей продукт везде очень достоин. В общем, от центра Липецка я получил довольно приятные впечатления.

Напоследок - об индастриале. Ведь Липецк - один из крупнейших индустриальных центров России, вполне достойный городов Урала. Здесь есть: 2 металлургических завода (чугунолитейный "Свободный Сокол" и полноцикловый Новолипецкий комбинат), тракторный завод, много других масштабных предприятий. Все это удивительным образом почти не сказывается на чистоте воздуха - дышать в Липецке легко. Основная же промзона располагается в районе Новолипецк, лежащим за речкой Воронеж. Там заводы занимают 4/5 площади, и с высокого берега Воронежа на них открываются хорошие виды. Я нашел смотровую площадку так: пошел от автовокзала в сторону моста, у моста достиг трамвайной остановки и спустился к гаражам. Оттуда и сняты следующие кадры:

Липецкий тракторный завод:



Новолипецкий металлургический комбинат - самый молодой, современный и экологически защищенный в бывшем СССР - в нынешнем виде сложился только в 1983 году.









Всего же на КМА два таких комбината - второй в городе Старый Оскол. Вместе с "Северсталью" они образуют Центральную металлургическую базу - вторую по величине после Уральской. На этих комбинатах и держится экономическое благополучие Черноземья. Им и обязаы своими "образцами исторического центра конца 20 - начала 21 века" Липецк и Белгород.
 
Tags: "Воля вольная", "Молох", "Путь на Юг", Русский Юг, дорожное, индустриальный гигант
Subscribe
promo varandej september 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments