varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Чернигов. Часть 3: Болдины горы



Я уже не раз сравнивал Чернигов с Владимиром - в обоих городах на тихую реку и луга глядит "фасад" зелёных холмов, увенчанных домонгольскими храмами, у которых даже расположение чем-то похоже, с той лишь разницей, что на Клязьме храмы сложнее, а на Десне - старше. Но дальше уместнее параллели с Киевом: за широким оврагом от показанного в прошлой части центра поднимаются зелёные Болдины горы, а в тех горах за воинским мемориалом два монастыря с пещерами и с колокольней, вероятная могила Ильи Муромца и даже основатель тот же, что у Киево-Печерской Лавры.

Для начала, как и в прошлой части, оглянемся назад - справа налево видны Екатерининская церковь (1715), в зелени Детинца старейший на Руси Спасо-Преображенский собор (1030-е годы) с парой шпилей (1756), синий купол башни Коллегиума (1700-04) и уже существенно ближе Елецкий монастырь с Петропавловской церковью келей (1861), Успенским собором (17 век, а в основе 11 век) и 36-метровой колокольней (1670-75). Это всё можно соотнести с Владимировым и Ярославовым городами Киева, а овраг на переднем плане - это примерно как Крещатик лет 200 или 300 назад. С той лишь разницей, что всё гораздо меньшего размера - овраг уже, склоны положе, горы ниже, храмы скромнее, да и узкая извилистая Десна никак не грандиозный Днепр: если бывают на свете Маленький Париж или Маленький Стамбул, то Чернигов 11 века был натурально Маленьким Киевом. Или Антикиевом: ведь в 1024 году Ярославм Мудрый и Мстислав Удалой, предварительно повоевав, разделили Русь по-братски по Днепру, и видимо превзойти правобережную столицу было идеей-фикс не одного из черниговских князей:

2.


Но если из Болдиных гор "свой Печерск" лепили сознательно, то воинский мемориал рядом поставили так же как в Киеве скорее просто по совпадению. Но в каком ещё городе бок о бок с красноармейцами стоит здоровяк Илья Муромец?

3.


Обелиск на холме поставлен в 1967 году, а нижняя часть мемориала открылась в 1986-м. Тут особенно впечатляют пять плит с барельефами. Открывает ряд сюжет буквально пронизывающего эти края "Слова о полку Игореве" да с первым дыханием Перестройки и религиозного возрождения - ещё не с крестом, но уже с нимбом:

4.


Вторая пара - о Гражданской войне, третья - о Великой Отечественной, и будённовки красноармейцев похожи на остроконечные "черниговские шлемы"... впрочем, вы их уже не увидите:

5.


Ну а место для мемориала выбрано было совсем не случайно - на холме за обелиском не насыпанный Курган Славы, а подлинные тысячелетние курганы Безымянный (ближе) и Гульбище (дальше). Как и Чёрная могила из прошлой части, они были раскопаны в 1872 году археологом Дмитрием Самоквасовым, и в Гульбище он обнаружил богатое захоронение кремированного воина. Причём - особенного: его меч был длиной 126см, примерно на четверть больше обычных русских мечей того времени, и свободно владеть им мог человек не ниже 215 сантиметров ростом. О гигантизме других вещей из Гульбища ничего не слышал, так что может быть гигантский меч был просто церемониальным, но если нет - то покоился там самый настоящий Богатырь. По одной из версий это, конечно же, Илья Муромец, тем более в Черниговское княжество входили и далёкий Муром, и куда более близкий Муромск. Но обычно былинного Илью Муромца  отождеставляют с Ильёй Чоботком в пещерах Киево-Печерской Лавры, а в Гульбище покоится как минимум язычник... может быть, это кто-то из Старших богатырей?

6.


А за двумя большими курганы - бесчисленное (не менее 200) количество маленьких, полноценное русское кладбище языческих времён, древнейшее городское кладбище Руси. Основания Гульбища обнесено валом (об устройстве здешних погребений - см. здесь), а вдали над курганами беседка для Николая II (1911), построенная к его визиту.

7.


Волны времени:

8.


И самое потрясающее в этом кладбище то, что оно как минимум до ХХ века оставалось действующим, а может быть кого-то в нём хоронят и сейчас:

9.


10.


Немало на нём и весьма иминитых могил - например, Михаил Коцюбинский (1913) под памятником 1955 года:

11.


Дальше в холмы врезается овраг, из которого неловко выглядывают Ильинская церковь и её колокольня (1910):

12.


Это пятый домонгольский храм Чернигова, построенный где-то на рубеже 11-12 веков, и первоначально выглядевший примерно так:

13а. отсюда.


При храме действовал то ли монастырь, то ли скит Елецкой обители, опустевший после монгольского нашествия. Впервые восстановили её под властью Москвы в 16 веке, ну а в нынешнем облике храм начал перестраиваться буквально в первые месяцы после освобождения от Речи Посполитой, в 1649 году на средства соратника Богдана Хмельницкого полковника Степана Пободайло.

13.


Как соотносятся эти три эпохи и осталось ли тут что-то заметно домонгольское или московское - судить не берусь, ныне о древнерусском происхождении сразу и не догадаться:

14.


Но барочные оконца чрезвычайно хороши:

14а.


Однако на поверхности земли лишь малая часть Ильинского монастыря:

15.


С Черниговщины родом, из Любеча, был Антоний Печерский, поселившейся в подземной келье под Киевом, вокруг которой вскоре сплотилась Киево-Печерская Лавра. Однако дальше он попал в немилость к киевскому князю Изяславу (поговаривают - за то, что слишком хорошо учил разумному-доброму-вечному его приближённых, коим по статусу полагалось быть жестокими подлецами), и черниговский князь Святослав Мстиславович от такого известия безусловно восхохотал да пригласил основателя Лавры в свой город. В 1069 году Антоний пришёл в Елецкий монастырь, и как в старые добрые времена обосновался в подземной келье за оврагом, но через пару лет и отсюда ушёл в родной Любеч, обжил там уже третью по счёту пещеру (все они были выкопаны кем-то до него), да пропал без вести в 1073 году. Черниговские пещеры же продолжили разрастаться, в домонгольские времена служа убежищем от грехов и соблазнов, а в "тёмные века" - от куда более прозаичных татарских набегов, пока в 17 веке пещерная обитель не возродилась вместе со всем Ильинским монастырём. Ныне протяжённость двух ярусов Антониевых пещер - около 350 метров, при этом читал так же про ещё два закрытых яруса или про частично заваленные Новоантониевы пещеры (200м), но одно и то же ли это или это, или "секретных локаций" здесь две - точно не знаю. Ныне это, пожалуй, самый доступный пещерный монастырь Руси - если в подземелья Псково-Печерского монастыря мне не удалось попасть дважды, в Китаевскую пустынь на окраине Киева ходят группки со свечкой, а в пещеры Киево-Печерской Лавры тоже со свечой, но индивидуально, то здесь - просто музей с электрическим освещением, табличками и кассой на входе. Тем не менее, гулял я здесь давно и какие-то объекты могу перепутать.

16.


Древнейшая в этих пещерах церковь Антония Печерского в бывшей келье святого - фактически 6-й домонгольский храм Чернигова. Интересно, что хотя церковь и под землёй - а с полноценным фасадом, правда уже 17-18 веков:

17.


Церковь Феодосия Тотемского (1789) - подземный образец украинского барокко, крупнейший и красивейший пещерный храм Украины:

18.


Коридоры:

18а.


Кельи:

19.


Глубже по пещерам - церковь Николы Святоши. Так звали в иночестве Святослава Давыдовича, луцкого князя, который в 1107 году, в возрасте 27 лет, предпочёл "игре престолов" монашество и первым из русских правителей принял постриг. Покоится он в Киево-Печерской Лавре, а здесь ему посвящён храм:

19а.


Вообще, Антониевы пещеры велики и запутаны, в них очень быстро теряешь направление, и кабы ни свет, указатели и периодически попадающиеся туристы - здесь легко было бы заблудиться. Я здесь ощущал какой-то иррациональный страх, тем более что в коридорах не так-то сложно повстречать мертвеца, или вернее груду усохших костей. Целый жанр Антониевых пещер - подземные могилы, как например огромная Часовня с гробницей (но без посвящения):

20.


А увидев в конце коридора красный свет, я вспомнил старые компьютерные игры с чудовищами за углом:

21.


На самом деле это огромная Костница, как где-нибудь в Кутной-Горе, с той лишь разницей, что там покоились жертвы чумы, а здесь - нашествия монголов.

21а.


А могильных ниш (некоторые с костями) да стихийных народных алтарей в здешних закоулках множество. Я бы сказал, что здесь самый впечатляющий комплекс православных пещер, что я видел.

22.


Глубина пещер от 2 до 12 метров от потолка до поверхности земли, и большая их часть держится за счёт грунта, лишь у самого входа устроены кирпичные стены и арки:

23.


Неподалёку есть ещё Антониев колодец, вырытый самим старцем, да могила Пободайло - но я их так и не приметил. Овраг, сужаясь, врезается в гору, заканчиваясь стрельбищем лучников:

24.


Я же поднялся на холм, пересёк парк и выбрался к всё той же улице Толстого, по которой спустился к мемориалу из прошлой части в эту. На неё глядит фасадом Троицкий монастырь с огромной колокольней, формально - лишь верхняя часть пронизывающего Болдины горы Троице-Ильинского монастыря, основанная тем же Антонием Печерским. Рискну предположить, что если монастырь здесь в те времена и был, то весьма условный - например, братия могла перебираться сюда, если пещеры заливало разливом Десны. С 1649 года, напротив, Нагорная часть стала развиваться как центр двойного монастыря, а Пещерная - как скит под горой. В 1679 году сюда перевели печатню из Новгорода-Северского, а дальше монастырь начал богатеть и строиться, конечно не без вкладов вездесущего Мазепы:

25.


...Но прежде, чем войти, я был окликнут бомжового вида дядькой. Дядька посетовал, что он недавно из тюрьмы освободился, там 4 года отсидел, а потом власть сменилась, устроили амнистию и его выпустили... "а в тюрьме щас ужин, макароны!". В общем, он стал упрашивать меня купить ему хлеба, колбасы и сока, что я и сделал в ближайшем к монастырю магазине, в который раз проклиная свою сердобольность. Подойдя к попрошайке, я спросил, не будет ли он против, если я сейчас открою сок и выпью немного. Тот сразу заволновался, начал говорить что-то в духе "я больной, мне после других нельзя", да с продуктами не стал возвращаться на то место, где сидел до моего прихода. В общем, не знаю, как работает эта "серая схема", но что в магазинах у храмов продают еду секонд-хэнд - думать очень не хочется...

26.


Вход в монастырь - не через саму звонницу, но через ворота рядом с ней, под приставной лесенкой у которых и обретались попрошайки. Колокольня построена в 1775-78 годах, и видимо тех же лет декоративные стены и башни. "На глаз" она кажется раза в полтора повыше, чем у того же Софийского собора, но на самом деле всё наоборот - в ней всего-то 58 метров.

27.


И именно с колокольни открывается лучший вид на огромный Троицкий собор (1677-95), достроенный на деньги Мазепы. У подножья собора - пара усыпальниц местных дворян конца 19 века:

28.


Архитектором собора здесь считают человека с мягко говоря не украинским именем Ян Батист Зауэр. Выходец из Кракова, он был личным архитектором литовских магнатов Пацев, построив например один из роскошнейших в Вильнюсе Петропавловский костёл на Антакальнисе или Пажайслисский монастырь под Каунасом. Википедия (в том числе польская) утверждает, что его след теряется в 1675 году, а вот местные источники (не академические, разумеется) предполагают, что оставшись без работы на родине, Зауэр подался в Чернигов строить православный храм, вот только запомнили его здесь по первым двум именам как Ивана Баптиста. Скажем прямо, черниговский храм не очень-то похож на два собора по ссылкам... но и храмы Московского кремля вряд ли похожи на то, что строил Фиораванти в Италии. В итоге получился очень странный синтез украинского барокко с чем-то более западным:

29.


Причём на виленские костёлы он изнутри похож пожалуй даже больше, чем снаружи:

30.


А его главная реликвия хранится теперь в музее, который в Детинце - это роскошнейшний оклад Черниговской иконы Богоматери, написанной для возрождённого монастыря в 1658 году. Подарил его, конечно же, Мазепа в 1695-м. Сама икона (см. здесь) цела и находится в соборе, но её фотографировать я не стал.

31.


32.


33.


Рядом - Введенская церковь с трапезной (1677-79):

34.


Другие монастырские постройки:

35.


И глядя на эти ворота, мне сложно поверить, что они не остались с "московского" 16 века... но конкретно здесь тогда точно ничего не было:

36.


Ныне монастырь не действует, Троицкий собор - кафедральный, в стоящем напротив Архиерейском доме (1750-е годы) ныне Духовное училище, в длинных корпуса - его общежитие, а на колокольню вход по билетам:

37.


Подъём довольно зрелищен:

38а.


А количество выцарапанных на стенах надписей верхней площадки как бы намекает, что сюда водят много школьных экскурсий:

38б.


В завершение рассказа полюбуемся с колокольни на окрестности. Я помню, как моя украинская знакомая, приехав в благословенном далёком году на полдня в Тверь, удивлялась: "Там рядом с городом леса и болота!". А в Чернигове всё точно так же:

39.


Железнодорожный мост через Десну (1925-27) удивляет тем, что у всех его пролётов разные фермы, словно насобирали их с других мостов, недоломанных войной:

40.


Поодаль мрачнейшая чёрная ТЭЦ чуть ли не на масте древнерусской Священной рощи, где молились те, кто покоятся ныне в курганах. Не нашёл, какой высоты её труба, но кажется пугающе высокой:

41.


Вид на север (монастырский двор строго за спиной). В основном Чернигов какой-то такой - утопающие в зелени частный сектор и многоэтажки, да редкие, но мощные микрорайоны тут и там:

42.


Красная башни в той стороне - весьма необычный вокзал послевоенной постройки:

43.


Вид на восток - внизу длинные жилые корпуса монастыря, справа в зелени можно отыскать главку Ильинской церкви, а у левого края Елецкий монастырь и Детинец:

44.


Далёкие микрорайоны... Это всегда звучит немного странно - микрорайоны в Чернигове, химический завод в Новгороде, автовокзал в Суздале и прочее, но время идёт для всех. От Древней Руси по всей её огромной территории сохранилось полсотни зданий, 3/5 из которых сосредоточены в Новгороде, Киеве, Владимире и Чернигове. Но по сравнению с Киевом здесь больше памятников если не подлинных, то хотя бы возвращённых к древнерусскому облику. В других городах Украины (Овруч, Канев, Остёр, Переяслав, Галич, Владимир-Волынский) и Беларуси (Полоцк, Витебск, Гродно) сохранилось от 0,5 до 2 домонгольских зданий. То есть Чернигов - крупнейший заповедник древнерусской архитектуры в Западной Руси... потому что собственно он и не Западная Русь, а колыбель Руси Восточной.

45.


Но не Древней Русью единой... В следующей части - сборная солянка черниговских предместий и окраин.

УКРАИНА и ДОНБАСС-2016
Разорванная карта. Обзор и оглавление.
Две стороны одной войны - см. оглавление.
ДНР и ЛНР - см. оглавление.
Винница, Запорожье, Днепр - см. оглавление.
Киевская Русь - см. оглавление.
Малоросское кольцо - посты будут.
Чернигов. Детинец.
Чернигов. Окольный град, Третьяк и Предградье.
Чернигов. Болдины горы.
Чернигов. Разное.
Новгород-Северский. Монастырь.
Новгород-Северский. Город.
Путивль. Город горюнов.
Ромны. Альтернативная геометрия.
Сумы. Центр.
Сумы. Севернее центра.
Сумы. Южнее центра.
Тростянец. Последний замок Украины.
Ахтырка.
Полтава. Центр.
Полтава. Восточнее центра.
Полтава. Западнее центра.
Полтава. По следам Полтавской битвы.
Кременчуг. Медианный город.
Чигирин и Субботов. Колыбель незалежности.
Кировоград (ныне Кропивницкий). Центр.
Кировоград (ныне Кропивницкий). Разное.
Прощание с Украиной.
Киев до и после Майдана - посты будут.
Tags: Центральная Украина, дорожное, древнерусское
Subscribe
promo varandej ноябрь 18, 10:35 110
Buy for 500 tokens
Думая о планах на 2018-й год, лишь один пункт я пока ощущаю константой, своеобразным ДОЛГОМ - это Байконур. После того, как я побывал на Семипалатинском ядерном полигоне, он остаётся моим последним крупным пробелом в Казахстане. Я уже не помню, какая по счёту это будет попытка. Кажется,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments