varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Полтава. Часть 3: разное



Погуляв в прошлых частях по главной улице Полтавы и окрестным кварталам губернского города, теперь осмотрим несколько мест за пределами центра: два вокзала на востоке и западе, местный Подол с натуральным домом-кольцом, знаменитый Авиагородок с музеем, в который я не попал, Крестовоздвиженский монастырь на севере и весьма колоритный автовокзал на юге.

Моё знакомство с Полтавой началось вот в этом месте - сюда, на задворки привокзальной площади, нас привезла маршрутка из Ахтырки, державшая путь из Сум в Днепропетровск. Круглое здание на заднем плане - одна из городских автостанций, вроде бы новодел, неплохо стилизованный под конструктивизм:

2.


За ней - привокзальная площадь Славы, на которой я сделал всего пару кадров - в маршрутке я разговорился с ехавшим в Полтаву мужичком, который вызвался проводить меня до хостела, а тут как раз подкатил автобус. На площади, справа налево - Южный вокзал (1937), рынок со звучным названием Саланг (это, на минуточку, перевал перед Кабулом!) и Дворец культуры железнодорожников (1947):

3.


Фасад ДКЖД:

4.


Но изначальное его здание (1926) в исправно пережившем революцию стиле украинского модерна было куда самобытнее:

4а.


Вокзал же хоть и называется Южным, а стоит на восточной окраине города, и название своё получил от государственной Южной железной дороги Харьков-Николаев, пришедшей сюда в 1870 году со стороны Кременчуга. На кадре ниже - старый вокзал (1880), и как ни странно, его здание не было разрушено войной - нынешний вокзал открыт в 1937 году, и отчётливо узнаётся на фотографиях Полтавы времён оккупации.

4б.


Всего же в Полтаве целых два сравнимых по размеру вокзала, относительно центра симметрично расположенные на востоке и западе, соединяясь почти прямой осью улиц Небесной Сотни и Соборности (на момент поездки - Ленина и Октябрьской). От Полтавы-Южной к Полтаве-Киевской и пойдём дальше. Южный вокзал, мощная промзона старого локомотиворемонтного завода за путями и несколько массивов частного сектора образуют полтавское Заречье. Узкую тихую Ворсклу я пересекал лишь на автобусе в первый день и даже её не сфотографировал, ну а за Ворсклой по дороге в центр встречают многоэтажечные районы Подол и Левада:

5.


Подол - потому что как в Киеве, зажат в низине между рекой и Ивановой горой. Левада - потому что во время крупнейших в Малороссии Ильинский ярмарок, переведённых в Полтаву в 1852 году из Ромен, здесь располагался едва ли не крупнейший в Российской империи конный базар. Полтавский Подол - конечно же, не чета киевскому, но и тут есть, на что посмотреть - например, такая редкая штука, как Дом-кольцо:

6.


Причём в отличие от Запорожья, здесь кольцо вполне замкнутое, но и построено на полвека позже. Мне подобные кольца известны ещё в Москве, ну а в Полтаве кольца на плане города вообще популярны, будь то Корпусный сад, Берёзовый сквер или двор этого дома:

7.


От Старого Подола же сохранился разве что элеватор и несколько приземистых домиков у его подножья:

8.


Церковь Рождества Богородицы на Подоле (1899) разрушена в 1930-е годы:

8а.


Завершает Подол внушительный дом с орнаментами, фасадом глядящий на зелёное подножье Ивановой горы:

9.


Где-то здесь я сел на троллейбус, чтобы пересечь на нём центр без остановок. Троллейбус впечатлил меня патриотичной надписью над стеклом, а на площадке рядом со мной устроились двое хлопцев в вышиванках - как уже говорилось в прошлой части, мне они в Полтаве встречались строго по двое. Эти двое представляли собой весьма неприглядное зрелище - грязные (но вышиванки на обоих белоснежные!) да нагловатые, один всю дорогу сиплым голосом напевал себе под нос какие-то песни то на украинском, то на русском, а другой, хотя была середина дня, клевал носом, повиснув на поручне.

9а.


Полтавский троллейбус работает с 1962 года, и ныне представлен в основном машинами с Южмаша (вы, надеюсь, в курсе, что там давно уже делают не столько ракеты, сколько троллейбусы?), работающими здесь с начала 1990-х. А вот трамвай в Полтаве хоть и начинали строить трижды (1910, 1924 и 1939), но так в итоге и не построили.

10.


На кадре выше улица Небесной Сотни взбирается на городские холмы у подножья увенчанной собором Ивановой горки. Где-то здесь до войны стояла Школа имени Ивана Котляревского (1903) - исходный образец "украинского модерна". Выше по склону и показанный в первой части шедевр этого стиля - дом Земства. Скромная Полтава была самым украинским по этническому составу из губернских городов Российской империи, и к тому же в ней было сильное и деятельное земство, поэтому и породила собственный архитектурный стиль, распространившийся по всей Украине. Показательно, что и в австро-венгерской Галиции первые образцы "гуцульской сецессии" были построены в том же 1903 году, а идеи этих стилей с 19 века витали по обе стороны границы:

10а.


Улица Небесной Сотни обрывается в кварталах центра, а улица 1100-летия Полтвы передаёт роль главной городской оси улице Соборности, бывшей Октябрьской, через круглый Корпусный сад - всё это я показывал в первой части.

11.


Полтавские автобусы - списанные "Вольво", причём не припомню конкретно такой модели более нигде в бывшем СССР. В двухсекционных машинах больше всего впечатляет сочленение секций:

12.


С троллейбуса я слез примерно там. докуда мы доходили в первой части - на улице Соборности сразу за площадью Независимости у перекрёстка с Сенной улицей, кварталом южнее по которой стоит знакомая по прошлой части новодельная мечеть. Название Сенная напоминает о том, что когда-то именно на месте площади Независимости располагался торг Ильинской ярмарки. Не знаю, были ли на ней капитальные строения, но если и были - то теперь от них не осталось следа:

13.


Бывшая Октябрьская с этого места превращается в широкий бульвар, или вернее Каштановую аллею:

14.


Здесь Полтава - в основном советский город: я уже не раз писал, что война прошлась по ней очень неравномерно, и если юго-восточная часть центра в основном довольно целостная, то в западной сохранившийся довоенный дом увидишь не чаще, чем в бывшем Сталинграде.

14а.


Из всего этого, совсем как в областных центрах России, тут и там торчат "свечки" точечной застройки - Полтава по меркам Украины весьма зажиточна, и болезни роста те же.
Справа от бульвара - концертный зал "Листопад" ("Ноябрь") с ротондой кафе "Каштановая Аллея":

15.


Слева - бывший ДК Тектильщиков (1960), ныне центр эстетическом воспитания молодёжи:

16.


Но ДК - лишь выходящий на бульвар фасад небольшого жилгородка за параллельной улицей Зыгина:

17.


Последний устроен весьма оригинально - один квартал, окружённый практически замкнутым домом:

18.


Фабрика построена в 1934-36 годах, и дом видимо тех же лет:

19.


Сама фабрика расположена где-то довольно далеко, и ныне полностью заброшена.

20.


Дальний угол дома:

21.


К которому прилагается столь же конструктивистский детский сад:

22.


Идём дальше по Каштановой аллее, хотя вдоль неё глазу и не за что зацепиться. Раньше в этом районе стояли ещё две церкви - Троицкая (1893-94):

23а.


И чуть в стороне Покровская на Павленках (1902-04), на месте которой теперь Павленский парк:

23б.


В конце аллеи - памятник Алексею Зыгину (1957), впечатляющий не скульптурой, а пояском барельефов. Зыгин - это красноармейский генерал, освободивший Полтаву в 1943-м году, а через несколько дней подорвавшийся на мине:

24.


От площади Зыгина улица Соборности распадается на улицы Маршала Бирюзова и Зеньковскую. Первая ведёт в Авиагародок, вторая - к Шведской могиле, которую я оставил для следующей части. Вокруг площади очередной базар, а за домами в углу развилки скрывается тихий Киевский вокзал:

25.


Он действительно расположен со стороны Киева, а название получил по частной железной дороге Киев-Воронеж-Москва, пришедшей сюда в 1901 году. Два года спустя её продлили до Лозовой, соединив две станции Полтавы по северным окраинам. В получившейся конфигурации путей Полтава-Южная - узел 4 направлений, на одном из которых стоит Полтава-Киевская. Я увидел вокзал совершенно пустым, даже таксистов на площади не наблюдалось:

26.


Старый вокзал начала ХХ века:

26а.


Нынешний построен, как я понимаю, уже после войны. На привокзальной площади набирают пассажиров маршрутки на Киев и Харьков.

26б.


Если Полтава-Южная стоит практически на краю города, то от Полтавы-Киевской до выезда едва ли не дальше, чем до центра, а зажелезнодоржная часть с этой стороны - вполне цивильные советские районы. Интереснейший из них - безусловно, Авиагородок, в советское время носивший конспиративное название "Полтава-4". Я покинул автобус у деревянной церкви Иоанна Воина (2008), словно в готовом виде заказанной и привезённой из России:

27.


По соседству с которым - памятник операции "Франтик". Авиабаза стратегических бомбардировщиков близ Полтавы была создана в 1936 году, а в 1944-м здесь первый и единственный раз на территории Украины базировалась американская авиация, и ни что-нибудь, а знаменитые "Летающие крепости". Операция "Франтик" заключалась в массированных бомбардировках Германии и её сателлитов англосаксонской авиацией, перемещавшейся по огромному кругу между СССР, Италией и Англией, каждый вылет начиная на одном аэродроме и заканчивая на другом. Полтава и Миргород оказались идеальными авиабазами в восточной части кольца. В 4-ю годовщину начала войны немцы сами нанесли ответный удар, разбомбив в Полтаве и Миргороде 43 американских самолёта, но аэродром быстро восстановили, и налёты продолжились. Всего американцы взлетали отсюда 7 раз, а важнейший целью их ударов были румынские Плоешти - основной источникв нефти для Третьего Рейха. Памятник поставили, видимо, в 1994 году, когда американские ВВС на несколько дней вернулись сюда для празднования 50-летия той операции:

28.


Ну а в дальнейшем Полтава значила для стратегической авиации СССР примерно то же, что Псков для десантников, Камчатка для подводников или Кубинка для танкистов - здесь базировалась 13-я гвардеская Днепропетровско-Будапештская авиадивизия (вернее, находилось её управление - дивизия занимала несколько аэродромов), первой получавшая новые машины типа Ту-4, а в 1957 году, например, впервые в СССР осуществившая дозаправку в воздухе. Войдя в состав ВВС Украины, до 2006 года Полтава оставалась её единственной базой дальней авиации, ну а фронтовые самолёты базируются здесь по сей день. Чуть дальше по главной в авиагородке улице Петра Юрченко - стела-памятник (1983) с макетом обитавшего здесь большую часть советской эпохи Ту-22М и маленький мемориальный камень 10 лётчикам-"девятаевцам", в феврале 1945 года вырвавшимся из немецкого концлагеря на угнанном самолёте. Точно такой же камень я видел месяцем ранее в донбасском Шахтёрске. Но так и не разобрался, летали ли из из Полтавы на настоящую войну за время от Великой Отечественной до нынешней:

29.


Дальше по улице мемориальная доска Герою Советского Союза Петру Юрченко (в войну он более 200 раз летал бомбить германский тыл, а дожил до 1995 года) и типовые малоэтажные сталинки - внешне Авиагородок довольно невзрачен:

30.


Самый внушительный дом 1930-х годов постройки у проходной авиабазы:

31.


В которую я уткнулся, идя по указателям на Музей дальней и стратегической авиации. В принципе авиамузеев в мире много, большинство из них, оказавшись в соответствующем городе, я игнорировал, но дальняя авиация - всё ж таки особый случай. Те многотонные, немногим уступающий гражданским авиалайнером в размерах, но обладающие грозным благородным силуэтом машины в эстетическом смысле вполне достойны парусных военных кораблей, но только - нашего времени. Хотя и сами "стратеги" в большинстве своём немолоды и каждый из них много видел на своём веку - по цене такой самолёт со всеми разработками и начинкой сравним с аналогичной массой золота.
Да и просто из технических музеев я люблю не те, что обо всём на свете, а специализированные на каком-то узком семействе машин. Но здесь меня ждал облом: в ответ на мой вопрос "Где здесь музей?", женщина на остановке нервно махнула рукой в сторону воинской части, и набравшись смелости ткнуться в проходную, я услышал от недовольного тощего солдата с обветренным лицом, что музей работает только два дня в неделю (кажется, по выходным). Так я и побрёл ни с чем назад к остановке:

31а.


...Итак, мы пересекли большую часть Полтавы с востока на запад, а теперь стало быть пройдёмся с севера на юг. В северной части Полтавы - не какая-нибудь малоизвестная "фишка" советских времён, а одна из главных достопримечательностей города - Крестовоздвиженский монастырь, которым мы любовались с Ивановой горки в обоих прошлых частях. Нависая над центром, монастырь на самом деле от него довольно далеко, так как стоит он натурально посреди леса, единственный вход туда - со стороны, противоположной центру, а по единственной прилегающей улице маршрутка или автобус проезжает раз в пару часов. Я прибыл сюда на такси, которым возвращался со Шведской могилы, и дружелюбный водитель, подъезжая к монастырю, как-то помрачнел, и вспомнил, что раньше ходил в здешний храм, а теперь не ходит: батюшка тут, мол, отказался молиться за погибших в зоне АТО солдат, а на возмущения прихожан "Да то ж всё равно люди!", ответил - "то не люди, а фашисты!". Я не знаю, правда ли это и видел ли водитель эту сцену своими глазами, или же узнал из грамотно запущенных СМИ и соцсетями слухов, но обидно, если священнослужители с обеих сторон своими проповедями подстрекают войну.
В общем, с таким мрачным вступлением я покинул машину на маленькой тесной площадке, "кармане" уходящей вниз по склону дороги, у подножья высоченной монастырской колокольни:

32.


Крестовоздвиженский монастырь близ Полтавы построил в 1650-х годах полковник Мартын Пушкарь, а крупнейшим фундатором был не привычный на Украине Мазепа, а "антимазепа" Василий Кочубей, впоследствии казнённый за донос на готовившегося переметнуться гетмана. В 1709 году обитель стала резиденцией так и не сумевшего взять Полтавскую крепость Карла XII, но в остальном история монастыря была не богата на знаковые события. В 1922 году монастырь был закрыт, а в 1943-м возрождён уже как женский, и к повтороному закрытию в 1960 году в нём жило 80 монахинь. Женским монастырь открылся и в третий раз, в 1991-м, а его стоявший на отшибе ансамбль на удивление неплохо пережил ХХ век.

33.


Типично украинская мега-колокольня, закоченная в 1786 году, на самом деле не так уж высока - в ней всего 47 метров, хотя на глаз я бы дал и все 80. Но не меньше масштабов впечатляют детали - в Полтаве как ни в одном украинском городе часто можно увидеть русских двуглавых орлов:

33а.


В глубине монастырского двора кажущийся столь же непостижимо огромным 7-главый Крестовоздвиженский собор. Он строился полвека (1699-1756), начатый на деньги Кочубея, единственный здесь помнит шведов, и как и колокольня - на самом деле не так уж и велик, всего 33 метра высотой.

34.


Что этот собор, что Успенский в центре Полтавы не имеют никакого отношения к фундациям Мазепы, но увидев прежде несколько мазепинских соборов, догадаться об этом сложно. Я бы сказал, что это единственные образцы "мазепинской" ветви украинского барокко, построенные без участия амбициозного гетмана.

35.


Отдельным впечатлением от монастыря стало то, что КАЖДАЯ из сестёр, увидев меня, считала своим долгом предупредить, что у них запрещено фотографировать в храмах, и ладно хоть к съёмке во дворе они относились спокойно. Так нервно, как священнослужители некоторых храмов Московского патриархата на фотоаппарат в постмайданной Украине не реагируют даже военные. "У нас можно фотографировать в храме, а у московских нельзя" - было предметом гордости многих украинцев ещё в мирные времена. Само собой, это относится далеко не всем церквям Московского патриархата (заходил я в ту поездку в десятки храмов, с фотоапаранойей сталкивался лишь в нескольких), но в домайданные времена у меня было ощущение, что на меня смотрят так, будто я пришёл с глупостями, а теперь - так, будто я пришёл со злом. А обоснована ли эта подозрительность - я, увы, так и не разобрался.

36.


На кадрах выше и ниже - реплика (1994-99) зимней Троицкой церкви (1750), разрушенной в войну:

37.


Ещё ниже - Симеоновская церковь (1887), построенная иркутским (!) купцом Котельниковым в память умершего сына Семёна, который незадолго до смерти побывал в Полтаве и так влюбился в этот город, что (ещё не думая о смерти) сказал, что хотел бы быть здесь похороненным.

38.


Я надеялся найти смотровую площадку, с которой открывался бы вид на город, но монастырь со всех сторон окружает ограда и высокие деревья. Я направился к выходу, и у ворот собора ко мне подошла пожилая монахиня с очень выразительными глазами, и сказала, что хотела бы со мной поговорить. Мы сели на лавочку у входа в собор, и говорили долго - и не о политике, не о каких-то врагах, а о вере и её поисках. Я сетовал, что мне ходить в храм да соблюдать посты не хватает усидчивости, но видимо произвёл впечатление человека, который уже немного что-то понимает. Здесь я получил своеобразный квест: монахиня сказала, что несколько лет назад у них тоже служил москвич, миссионер отец Николай, в Москве служивший в том храме, где когда-то убили Даниила (Сысоева), и вот к этому-то Николаю, которого начала надо найти, она мне посоветовала обратиться с моими сомнения. Она подарила мне пару семинарийских учебников - не проповедей, не богословских книг, а именно учебников, раскрывающих особенности православия, которые я читал до отъезда в Среднюю Азию, а дальше как-то позабыл. И вот с тех пор я периодически думаю о том, что мне надо пойти в ту церковь, где когда-то убили Сысоева, спросить там отца Николая, а дальше будет видно... Да только нет у меня пока ощущения, что я к этому готов.

39.


Монастырь стоит посреди леса, лишь рядом небольшой памятник разрушенному большевиками кладбищу:

40.


По извилистой дороге я спустился в долину незаметной речки со смешным названием Тарапаунька да пересёк железную дорогу, связующую Южный и Киевский вокзалы. За долиной - Иванова гора, отсюда она смотрится особенно эффектно:

41.


Позади - монастырь, его холм чуть ниже:

42.


По длинной Монастырской улице я шёл, наверное, полчаса, и хотя в какой-то момент мимо стали проезжать маршрутки, я понял, что интереснее идти пешком.

43.


Вот например самый резной на Украине деревянный дом, что я видел (даже если это и мазанка, обшитая досками):

44.


Домики Старой Полтавы:

45.


Коттедж в стиле украинского модерна, построенный наверное каким-нибудь НЭПманом 1920-х годов:

46.


К центру я вышел приерно на тот перекрёсток, где в 1908-43 годах стояла деревянная Покровская церковь 18 века, привезённая в Полтаву из уездных Ромен (подробнее см. там) и уже здесь сгоревшая в войну. Но главным впечатлением того перекрёстка стал голубь, возомнивший себя дятлом:

46а.


В завершение рассказа сходим и на юг от центра. Уже знакомая Сенная улица приводит на автовокзал, поворот к которому отмечен таким вот необычным зданием начала ХХ века. Ныне здесь школа для детей с задержкой развития, а мемориальная доска гласит, что в этом здании в 1941 году формировались отряды добровольцев. Было ли их здесь много - не знаю: говорят, немцев Полтава встречала цветами и песнями.

47.


Сам же автовокзал примечателен тем, что это сталинка, столь редкая в автовокзальном жанре. Я могу такие вспомнить разве что в соседних Ромнах, в Харькове и других городах крымской трассы типа Орла или Тулы, в Пятигорске да Бишкеке:

48.


Внутри запомнилась облицовка:

49.


А на стенах перронов забавные граффити:

50.


Здесь же я узнал телефон частного перевозчика, каждую пару часов отправляющегося в Кременчуг, и понимая, что увидел в Полтаве почти всё, чем интересовался, решил уезжать тем же вечером. Но частные маршрутки отправляются не с автовокзала, а от торгового центра "Конкорд" ещё южнее по Европейской улице (на тот момент - Фрунзе). Рядом с "Конкордом", на месте дореволюционного кладбища - Поле Солдатской Славы (1969) со множеством могил да красноармейцем, похожим на рыцаря:

51.


Вид на перекрёсток с верхнего этажа "Конкорда":

52.


Да кафе с потрясающим своей эпичностью названием неподалёку:

52а.


Но прежде, чем покинуть Полтаву, расскажу о памятниках, связанных с известнейшим событием её истории - Полтавской битвой.

УКРАИНА и ДОНБАСС-2016
Разорванная карта. Обзор и оглавление.
Две стороны одной войны - см. оглавление.
ДНР и ЛНР - см. оглавление.
Винница, Запорожье, Днепр - см. оглавление.
Киевская Русь - см. оглавление.
Малоросское кольцо - посты будут.
Чернигов. Детинец.
Чернигов. Окольный град, Третьяк и Предградье.
Чернигов. Болдины горы.
Чернигов. Разное.
Новгород-Северский. Город.
Новгород-Северский. Монастырь.
Путивль. Земля горюнов.
Сумы. Центр.
Сумы. Севернее центра.
Сумы. Южнее центра.
Ромны. Город со странной геометрией.
Тростянец. Последний замок Украины.
Ахтырка.
Полтава. Улица Соборности.
Полтава. Центр.
Полтава. Окраины.
Полтава. По следам Полтавской битвы.
Кременчуг. Город на двух берегах.
Чигирин и Субботов. С чего всё начиналось...
Кировоград (ныне Кропивницкий). Центр.
Кировоград (ныне Кропивницкий). Разное.
Прощание с Украиной.
Киев до и после Майдана - посты будут.
Tags: Центральная Украина, деревянное, дорожное, транспорт
Subscribe
promo varandej november 18, 10:35 95
Buy for 500 tokens
Думая о планах на 2018-й год, лишь один пункт я пока ощущаю константой, своеобразным ДОЛГОМ - это Байконур. После того, как я побывал на Семипалатинском ядерном полигоне, он остаётся моим последним крупным пробелом в Казахстане. Я уже не помню, какая по счёту это будет попытка. Кажется,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments