varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Сор из избы на вынос

Во-первых, я умышленно не даю ссылку на текст, с которым здесь попытаюсь поспорить - пост написан в первую очередь для той небольшой части аудитории, которая у меня общая с авторами исходного текста. Рассказывая о путешествии на Вайгач, я старался представить своих попутчиков в наилучшем свете, демонстрировал им всяческую благодарность, а наши с Олей ошибки не скрывал и разбирал по полочкам. Что ж, взаимности я не дождался, так что рискну сказать несколько слов в свою защиту.

1. В некоторой части претензий мне возразить нечего. Это всё, что касается подходов и заброски, а непосредственно на маршруте - то, что мы забыли купить табак на подарки островитянам (но нам и без табака было, что дарить - продукты, газовые баллоны, блёсны и снасти..... последние мы купили по просьбе ребят, которые ими так и не воспользовались).

2. Постоянные наезды на мою внешность, речь, мимику и прочее вызывают только один вопрос: а что ожидалось? Ребята знали меня несколько лет, и вполне представляли, что я не умею тереть по пацански, у меня тревожное выражение лица, и я часто шумно вздыхаю. И если пол-текста посвящено жалобам на то, что я здесь нелепо мямлил, там невразумительно мычал, а тут сидел с серьёзной рожей - у меня это вызывает как минимум удивление. Ну не нравится человек одним своим видом - не берите его с собой, какие проблемы?

3. Аналогично - претензии, что я испугался волнения на море или поломки мотора, что я некудышно гребу на байдарке, или что одежда моя оказалась непригодна для того, чтобы сидеть в заливающейся через борт луже. Хозяева лодки были в курсе, что мой опыт в дикой природе околонулевой, а опыт водных походов - абсолютно нулевой. Раздражает наличие новичка - не берите его с собой, или чего ещё ожидать было? Я свои возможности оценивал трезво, и когда за полгода до поездки напрашивался в попутчики - был уверен, что мне откажут. Когда меня всё-таки взяли - я уже исходил из того, что хозяева лодки готовы принять на борт новичка, который ничего не умеет. Я не требовал, при этом, чтобы всё делалось за меня, и каждый раз, садясь в байдарку, просил дать мне весло - но весло мне более не доверяли. Странно думать, что впервые взявшись, я буду владеть этим на том же уровне, что и профессионалы.

4. Совсем уж неадекватной мне видится претензия, что с нами ребята чувствовали себя какими-то гидами-проводниками. Ни в один пункт лодка не заходила специально ради нас; не было заметных отклонений от маршрута - ни на 20 километров к нефтяному терминалу на Варандее, ни на пару километров к лежбищу моржей на Карповом Становье. Если говорить о пеших радиалках по острову, то радиалок было 7, их общая продолжительность составляла 9,5 дней, а протяжённость - порядка 150 киломтеров. Из них ребята сопровождали нас в двух радиалках общей продолжительностью 1,5 дня и общей протяжённостью чуть более 30 километров, и в ещё одной, трёхдневной, речь шла об их возможном участии. Вглубь острова из бухты Лямчина мы ходили одни, походы вокруг Варнека и на Карское море и вовсе были после того, как мы отстыковались от лодки. Единственный большой (40км в один конец) крюк, который ребятам пришлось ради нас сделать - это заброска в Варнек, потому что без лодки мы бы элементарно не смогли донести туда свои вещи, разве что в реверсном режиме, что заняло бы наверное пару недель. Но эта заброска была оговорена в самом начале, задолго до того, как мы начали готовить поездку. Сюда добавим и то, что я оплатил весь бензин (изначально речь шла только о половине) и ещё кое-что по мелочи, и что мы не ходили на север Вайгача, хотя изначально он значился в планах.
При этом я не утверждаю, что мне типа все должны - нет, не должны, и у невозможности куда-либо свернуть были чаще всего объективные причины. На мои слова о дополнительных расходах и непосещённых пунктах вполне справедлив ответ "скажи спасибо, что тебя вообще взяли". Заплатил бы я не только за бензин, но и ещё дважды по столько же сверху - это всё равно было бы намного дешевле любого другого пути на Вайгач. Поэтому когда мне говорили "туда не едем", я почти не настаивал. Но говорить, что мы относились к хозяевам лодки как к своим гидам - несправедливо.

5. Ещё страннее - про "горы непонятной еды". Учитывая, что этой едой мы охотно делились и она шла неплохо.

6. То же про щепочницу - да, мы с Олей доделывали её уже на Вайгаче, используя инструменты ненца-отшельника Андрея из бухты Лямчина. Андрей же и сделал первые несколько дырок в днище, показывая мне, как надо, но большую их часть пробивал уже я сам. В дальнейшем эта щепочница верой и правдой служила нам и на Вайгаче, и на Алтае, и последующие дни вся горячая еда, которую мы с Олей ели, делалась на этой щепочнице. Это правда хоть и капризная, но чрезвычайно удобная вещь.

Вообще, можно рассказать подробнее о роли Ольги для меня.

7. Ну и последнее. У меня тоже накопилось за время поездки много мелких претензий. Но я не могу их вывалить в ответ, потому что большую их часть я элементарно ЗАБЫЛ. Так скрупулёзно коллекционировать все мои косяки вплоть до уровня "не то выражение лица", "не тем тоном ответил", "не тот вопрос задал" и т.д., а потом ещё и выставить их на всеобщее обозрение - такое поведение наводит на мысль, что повод на нас взъесться всё равно был бы найден, как бы мы себя ни вели.

Так же, в качестве приложения - мнение моряков-научников Баренцева моря (коллектив ВНИИРО) о лодке, на которой мы ходили. В своём посте по возвращении я писал о её достоинствах и "фишках", а вскоре получил письмо о недостатках, которое и процитирую тут.
1. Отсутствие связи с берегом (категорически запрещено). Должен быть хотя бы аварийный SOS
2. Самодел, пусть и по чертежам. Должна быть сертификация. подозреваю. что в любой инспекции дали бы не больше 2-3 миль от берега
(позже оказалось, что так оно и есть).
3. очень слабый мотор. 6 лс это для озера, но никак не для Баренцева моря.
4. Отсутствие запасного мотора. Как и подозревал, он заглох. Слава Богу дело оказалось в карбюраторе (скорее всего). Но вы же могли словить подтопленное бревно или еще что-то в этом роде. Тогда бы полетел редуктор и вам бы наступил пипец (см. п.1).
5. Отсутсвие факса приема погоды. Повезло, что дождались штиля
.

Разводить дальше хайп на эту тему мне бы не хотелось. Всё вышесказанное было между нами четырьми, то есть сторонних незаинтересованных наблюдателей тут в принципе не существует. Там высказали своё видение ситуации, я высказал здесь своё. Кому от этого обмена стало лучше - понятия не имею. В любом случае все остаются при своих, поэтому комментарии отключаю.

Ну и да, приношу авторам исходного текста извинения за доставленные неудобства.
Tags: Крайний Север, дорожное
Subscribe
promo varandej august 10, 02:01 28
Buy for 500 tokens
Между тем, пока я заканчивал свой космический цикл постами о Байконуре, считанные дни остались до вылета на малую родину Солнца. Планы, по сравнению с озвученными чуть раньше, слегка поменялись из-за традиционно августовской напряжёнки с билетами. 1. Почти всю вторую половину августа я буду…
Comments for this post were disabled by the author