В прошлых частях я показывал Старый Саратов, а задним планом его улиц неизменно оставалась Соколовая гора. Далеко не самая высокая среди городских яров, она вынесена к Волге, и потому господствует в пейзаже, как Ай-Петри над Южным берегом Крыма. Соколовая гора - это и есть Саратов, ведь её отождествляют с Жёлтой горой Сары-тау, к которой восходит название города. С горы открываются отличные виды, показанные в первой части, но интересна она и сама по себе - фактически, на её вершине находится большой музей различной техники от бронепоездов до мелиораторских насосов.
Сейчас сложно поверить, что на памяти ещё совсем не старых людей вершина этой длинной горы была пустынна. Лишь в 1955-60 годах её засадили деревьями, так что из Жёлтой гора окончательно стала Зелёной. В 1975 году в Саратове решили создать Парк Победы, и вот кому-то пришла в голову идея разместить его над городом. К 1982 году вершину Соколовой горы украсили "Журавли" - 40-метровая стела с вечным сюжетом из песни Расула Гамзатова, видимая буквально из любой точки города. С площади у Вечного огня, на которую я вышел мелкими улочками да лесенками со стороны Глебучева оврага, к "Журавлям" ведёт каскад с названиями освобождённых городов, а у его начала - Фонтан Слёз, где из чёрного куба вода медленно-медленно сочится мелкими печальными каплями:
2.
Из динамиков лилась музыка, и с пейзаже Соколовой горы как-то очень совпал, прости боже, Олег Газманов:
Над дорогой Родины моей
В вышине орлуют два орла
И один из них ночи черней,
У другого белыя крыла.
Если воин бреется -
Значит, он надеется,
На любовь надеется,
Значит - будет жить.
2а. 2008
Площадка впечатляет концентрическими кругами пробившейся сквозь брусчатку травы. Всего на Соколовой я насчитал как минимум пять смотровых, и эта по открывающимся видам как бы не худшая из них. Сами виды, как уже говорилось, я показывал в первой части.
3. 2008
Соколовая выглядит горой только со стороны Волги. При высоте 165 метров над уровнем моря (то есть метров 120 над городом) она почти вдвое ниже окрестных яров (до 286 метров), и с "материковой" стороны, мимо татарского кладбища, сюда ведёт не подъём, а спуск:
4.
Там - аэропорт, порой оглашающий Парк Победы гулом самолётов, новый армянский храм на краю обрыва, завод космических гироскопов "Корпус" и немаленький жилой район. Поэтому парадный вход на гору - не по крутому склону из центра, а от автобусных остановок на другой стороне горы. У ворот встречает палубный истребитель Як-38, изделие покойного Саратовского авиазавода, в историю вошедший как первый в СССР серийный самолёт с вертикальным взлётом и посадкой (стоял на вооружении в 1977-2004 годах).
5. 2008
Ближе к "Журавлям" - самый ценный экспонат музея военной техники. И речь в данном случае не про реплики бронепоезда (на базе паровоза "Э") и зенитного катера (на базе послевоенной посудины), охранявшего железнодорожный мост от вражеских авианалётов, а про вон тот зелёный вагон между ними:
6.
Построенный в 1930-х годах в Калинине (Твери), это последний сохранившийся санитарный вагон времён Великой Отечественной войны. Такие возили раненных с фронтов в эвакогоспитали глубокого тыла, мемориальными досками которых буквально увешаны волго-уральские города, и одна только Рязано-Уральская железная дорога выставила в войну три санитарных эшелона. Медпоезда часто погибали под бомбами, в мирное время в них практически не было надобности, и потому это действительно чудо, что аутентичный санитарный вагон уцелел до 1990-х годов в каком-то глухом депо Приволжской железной дороги . В 1999 году его перевезли на Соколовую гору, и теперь здесь небольшой музей. Скучающая смотрительница рассказала мне историю вагона да для надёжности включила то же в аудиозаписи, но я всё равно половину забыл.
7.
В санитарных поездах вагоны имели разную специализацию, одни служили в чистом виде палатами, другие - операционными и реанимациями. Этот вагон - аптека-перевязочная, и как я понимаю, непосредственно медпомощь оказывалась раненным в помещении с кадра выше. Дальше - автоклавная, где хранился инструмент и проводилась в его стерилазция - вон в том котле, разогретым до 300 градусов плотным паром:
8.
Не раз слышал, что при всей примитивность средств и неизбежной в условиях войны антисанитарии, процент удачных операций в полевых госпиталях Красной Армии был довольно высок.
8а.
В коридоре - койки. Как я понимаю, сюда раненых помещали ненадолго, а роль основной палаты выполнял другой вагон:
9.
В дальней части - пара купе бригады:
10.
А на стене - заполненная карточка раненого, впечатляющая своей простотой и продуманностью:
11.
Як-38 и санитарный поезд от "Журавлей", если встать к ним спиной, расположены слева, а справа - большая часть Парка Победы, превратившегося со временем, как и в Москве, в музей военной техники.
12. 2008
Как обычно, подлинная техника времён Великой Отечественной стоит вперемешку с машинами и орудиями 1950-60-х годов - обыватель всё равно "Катюшу" от "Града" не отличит, а для заинтересовавшихся есть таблички. Бывают и более хитрые сочетания - скажем, 125-миллтметровая пушка 1960-х годов на довоенном лафете:
13.
Экспозиция здесь реально велика, по сути дела это полноценный технический музей, как в Верхней Пышме, парке "Патриот" или Тольятти, и показать все его экспонаты я не буду даже пытаться. Вот зато дизайнерская "фишка" - урны в виде снарядов, и кидая туда мусор, ты как бы говоришь "будь проклята война!".
13а. 2008
Между военных машин стоят памятники, как например "Молчащий колокол" (2010) на площади у "Журавлей" или стела в честь Советский войск в Германии (2017)...
14.
...у павильонов Боевой и Трудовой Славы (2015), внутрь которых я не пошёл. На склоне - ещё две смотровые: "Платформа" (на неё глядят пушки с позапрошлого кадра) и "Домики", которую я бы назвал скорее "Пагоды". Вид с "Домиков" похож на вид от "Журавлей", но как-то интереснее - длинные многоэтажки на параллельных склону горы улицах отсюда как бы поворачиваются ребром, открывая глазу крыши старых домов и церкви.
15.
За музеем - самый зрелищный сектор, инсталляция поля битвы:
16.
На кадре выше выглядывает жёлтое дуло аутентичной немецкой самоходки "Stug-40". Остальная "фрицевская" техника "переодета" из советских машин, и самый актуальный здесь - безусловно, самолёт "Люфтваффе": ведь во время Сталинградской битвы случались локальные налёты на расположенные ниже по Волге заводы. И этот хвост олицетворят, видимо, сбитый самолёт, выставленный на площади как знак уязвимости врага, и по крайней в 2008 году он был не удивлюсь если сознательно отдан на глумление вандалам:
17. 2008
В апреле из блиндажей откачивали талую воду:
18.
Но я ходил по ним в прошлый приезд:
19. 2008
И в отличие от гламурной Партизанской деревни в подмосковном парке "Патриот", здесь всё куда убедительнее. Разум подсказывает, что вряд ли блиндажи обшивали тёсанной доской и тем более вряд ли её красили, но всё-таки увидев танк за стеблями травы, непроизвольно пригибаешь голову:
20. 2008
На краю Поля Битвы - самый пронзительный в Парке Победы памятник "Малолетним узникам фашизма" (2003), а за ним продолжается экспозиция техники, по мере удаления от здания музея всё более и более необычной.
21.
На кадре выше видна сверхмалая подлодка "Тритон" (1972, всего было построено 32 штуки), на кадре ниже - комплексы ПВО "Куб" и "Круг" конца 1960-х:
22. 2008
Здесь и самолёты вплоть до стратегического бомбардировщика Ту-22: такие стояли на вооружении в 1969-94 годах, продавались Ираку и бомбили в составе его вооружённых сил Иран, были в общем не самой удачной машиной - но неоценимым опытом для дальней авиации последующих поколений. Последние Ту-22 Советской Армии базировались в Беларуси, в Энгельс прилетели в 1994 году на утилизацию, но пара машин сохранилась в музеях по обе стороны Волги.
23. 2008
И конечно могло ли в Саратове не быть спускаемых аппаратов космических кораблей? Думаю, будь у местных организаторов возможность, здесь бы собрали крупнейшую их коллекцию, но - что есть. Дальняя капсула принадлежала "Союзу", и в 1977 году в ней вернулся из космоса Владимир Ковалёнок, а площадка наверху как бы намекает, что когда-то посетителей пускали и внутрь неё. Ближняя, конечно, намекает на Гагаринский шарик - но подлинные "Востоки" и "Восходы" разобраны по ведомственным музеям, и куда легче увидеть в общедоступных музеях капсулы их беспилотных модификаций. На Гагаринском поле стоит "Фотон", возивший вместо космонавта подопытных животных, а здесь - спутник-шпион "Ресурс-Ф2" (1987-95), вмещавший фототехнику. Жили такие спутники всего месяц, дальше у них тупо заканчивалась плёнка - это к в поросу о том, почему в 1980-х у СССР было под сотню запусков в год, а у РФ даже в лучшие времена едва набиралось три десятка.
24.
На смену военной технике постепенно приходит инженерная и спасательная - вот например машина БТМ-1 для быстрого рытья траншей:
25..
Что это - я точно не знаю, а на заднем плане, как видите, целое небольшое судно, подойти к которому поближе я забыл:
26.
Замыкает МЧСовский ряд первый в России пожарный автомобиль Петра Фрезе, построенный в 1904 году в Петербурге. Существовал он в единственном экземпляре, и это, конечно же, довольно грубая реплика.
27.
У спасателей - свои памятники. Только надпись "Защитившим от атома" смотрится как-то нелепо, ибо лучшее средство от атомов - это антиматерия:
28.
Чуть дальше - ещё одна россыпь памятников:
29.
Группирующихся у строящейся церкви Александра Невского:
30.
А напротив неё - парашютная вышка, в 2008 оглашавшая парк криками сигавших посетителей. В Лётном городке Энгельса, между прочим, сохранилась парашютная вышка, на которой тренировался Гагарин, но мне её найти, увы, не удалось.
31.
С другой стороны Трудовая слава окончательно вытесняет Боевую, и как память о более хлебных временах, представляет её музей сельскохозяйственной техники. На краю площадки - Полевой стан, символизирующий хрущёвское освоение Целины, затронувшее и восточные районы Саратовской области. Смотрится по меньшей мере убедительно, и мне легко представить здесь что глазастых романтиков 1950-х, сытых и согретых голым энтузиазмом, что смуглого щетинистого дядю Васю, у которого перегар давно превратился в естественный запах:
32.
Несамоходная техника вроде сохи, конной косилки, плуга "Труженик" (жёлтый слева) или прицепного комбайна "Сталинец-6" конца 1940-х годов (серый справа):
33.
Трактора разных эпох и заводов:
34.
Зерновые комбайны 1960-х годов, неизменные бороздившие золотые поля с тускловатых советских фотографий:
35.
Но не зря одно из первых слов, приходящих на ум в советском контексте - это слово "мелиорация", то есть преобразование земель под нужды сельского хозяйства. Вот грейдеры и скреперы для насыпания плотин:
36.
Экскаватор, машина для бурения скважин и вместительная "техпомощь", внешне похожая на бронефургон чикагского гангстера:
37.
Насосы скважин, поливалок и каналов:
38.
Колесо для рытья траншей и дождевальная машина "Волжанка",. Я бы сказал, что именно эта экспозиция на Соколовой горе самая интересная после санитарного поезда - потому что "Катюш" и "Сушек" и в других музеях полно, а вот такую технику если и можно где-то ещё увидеть (кроме как в работе на полях), то не столь системно.
39.
Замыкают Трудовую славу стоящие поодаль трамвай "Х" 1930-х годов (вроде "Семёна" с Волжской) и позднесоветский троллейбус из Энгельса:
40.
В 1996-2003 годах на горе появился и третий сектор - Национальная деревня. Теоретически, она тут безусловно уместна - Поволжье край многонациональный, да и вся сотня с лишним народов бывшего СССР представлена в любом регионе России по принципу "всё есть везде". Идея небольшого скансена непохожих друг на друга народов сама по себе очень красива...
41.
...но вот исполнение! Всего здесь 14 подворий, и если мордовские да чувашские избушки смотрятся вполне убедительно:
42. 2008
43. 2008
То на башкирской юрте уже начинают одолевать сомнения:
44. 2008
А на большинство подворий не взглянуть без смеха и стыда. За их фотографиями отсылаю за ними в свой старый наивный пост, лучшим комментарием к которому было "Дагестанский дворец добил, так и представляю подобные дома в окрестностях Махачкалы", но и тот затмила "вайнахская башня", при виде которой представляется бьющий по столу перстнястым кулаком Рамзан. Всё это могло бы себя оправдать разве что как зона кафе с национальной кухней, но и те есть от силы в паре-тройке подворий и работают не пойми как. В общем, в нынешнем виде Национальная деревня Саратова выглядит жалко, а ту же самую идею несравнимо лучше воплотили в казахстанском Усть-Каменогорске.
45.
"Если он уйдёт, я уйду под суд,
Так что просто не дай ему уйти..." - пограничник, видать, олицетворяет границу Парка Победы:
46а.
Гребень горы здесь сужается, провал за деревьями видишь уже с обеих сторон, и со стороны города можно выйти к руинам павильонов Дальней смотровой площадки. Виды с неё совсем иные, чем с "Журавлей", "Платформы" и "Домиков", и только отсюда просматривается Троицкий собор, от всех площадок Парка Победы скрытый домами.
46.
У откоса с другой стороны горы - небольшой Музей нефти и газа. Он уже не к Парку Победы относится, а был собственным проектом компании "Сартэк". Создание его началось в 2005 году, но дальше что-то пошло не так (даже догадываюсь, что именно), и теперь три экспоната, павильоны и памятник выглядят просто заброшенными. Турбина, не знаю точно от какой системы:
47.
Передвижная разведывательная буровая и штанговый насос, по сей день в заволжских степях нередкий:
48.
Ниже по склону со стороны города, за красивым дырявым забором...
49а.
...стоят заброшенные Английские фильтры (1875), когда-то снабжавшие водой губернский город. Написано о них немало, а я предпочёл не лезть куда не положено.
49.
Отсюда зато лучше видна длина Моста (1958-65, 2235м) и высота "Елены" (2009-14, 135м). Удивительно, как у меня прошло то дикое отторжение, которое поначалу вызывал единственный саратовский небоскрёб. А теперь ничего, и с мостом неплохую пару образуют, и в конце длинной горы как маяк смотрится, и на фоне волжских далей интересные сюжеты даёт.
50.
Здесь бы я и спустился в город, но чуть раньше я вышел к последней смотровой площадке на торце горы, у её обрыва прямо к Волге, в тихих протоках которой в середине апреля ещё стоял лёд. Район у подножья остальному Саратову известен как Затон, потому и площадка - Затонская:
51.
На берегу - пляж-солярий, где запрещено купаться, но полно раздевалок и мест для кафе. Рядом - порт бакенщиков со старым дебаркадером:
52.
На причудливых островах подпёртой Волгоградским водохранилищем Волги - бесчисленные лодочные стоянки и турбазы:
53.
Я увидел лавочку с видом на Волгу да присел на неё отдохнуть, и вдруг мой взгляд зацепился за зубастую скалу прямо на склоне. Это вполне природный останец Три Монаха, и хотя высотой он с деревенский дом, а с набережной почти не виден, всё же именно к нему я и решил спускаться. Волжская сторона Трёх Монахов - на заглавном кадре, я же, крутыми улицами по колено в грязи, спустился к дороге и вскоре поймал маршрутку. Такой вот траверс горы в почти что домашних условиях...
54.
В следующей части, на этот раз последней о Саратове - о немногочисленных достопримечательностях за пределами центра, в основном под горами с другой от него стороны.
ВОЛГО-УРАЛ-2018
Обзор поездки и оглавление серии.
Моя космическая программа. Контекст.
Саратовская область
Гагаринское поле и Лётный городок (Энгельс).
Саратов. Общее.
Саратов. Московская улица.
Саратов. Проспект Кирова.
Саратов. Набережная и улица Рахова.
Саратов. Дома и улицы.
Саратов. Соколовая гора.
Саратов. Западные районы.
Юг области. Красноармейск.
Юг области. Усть-Золиха, Каменка, Золотое.
Самарская область.
Сызрань. Советская улица.
Сызрань. Всё остальное.
Самара. От Хлебной площади до площади Революции.
Самара. От площади Революции до площади Куйбышева.
Самара. От площади Кубйышева до площади Славы.
Самара. Дворы и детали Старого города.
Самара. Запасная столица.
Самара. Непарадный восток центра.
Самара. Север города.
Самара. Безымянка.
Самара. Юнгородок и Управленческий.
Чапаевск.
Челябинская область.
Пензенская область.