varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Саратов. Часть 7: внешний город



Хотя большая часть саратовских достопримечательностей сосредоточена в центре, кое-что интересное здесь можно найти и вне его. За горами и оврагами к центру примыкает несколько огромных районов, обособленных примерно в той же степени, что и заречный Энгельс: у каждого из них есть свой центр и свои окраины, а жители одного района редко знают, как напрямую проехать в другой. В прошлой части я показывал Соколовую гору с её техническим музеем, нависающую над центром с востока. Теперь же, напоследок, отправимся в Заводской и Ленинский районы у Кумысной поляны и Лысой горы, нависающих над Саратовом с запада.

Центры внешних районов Саратова, словно под действием гравитации, стремятся к общегородскому центру, от которого их отделяют в основном вполне материальные преграды. В Энгельсе главная площадь почти что у Волги, а в Заводском и Ленинском районах "малые центры" зажаты на узкой полосе от гор до железной дороги. По этой полосе и пойдём, постепенно удаляясь от Волги. Со склонов Лысой горы и лесистой Кумысной поляны Ленинский район спускается в степь, а Заводской - к Волге, и прямо из центра туда ведёт уже знакомая нам по рассказу о набережной неимоверно длинная улица Чернышевского. Там, где заканчиваются гигантские старые мельницы дореволюционных купцов с немецкими фамилиями, ещё попадаются образцы советской архитектуры:

2.


Александр из Энгельса вёз меня на юг, к когда-то немецким сёлам с руинами кирх, но рассказ про этот маршрут в двух частях я оставлю на лето, пока ограничившись его "внутригородской" частью.

3.


Этой же улицей мы ехали через Саратов на далёкий Мангышлак в 2017 году, но нормально заснять я тогда сумел лишь Казанскую церковь в Улешах:

4. 2017


При всей новодельности облика, в основе она вполне историческая (1905), и раньше была явно куда как изящнее. Тем более на фоне горы Увек, где в 13-14 веках стоял ордынский город.

4а.


До Увека теперь и тянется Заводской район, и название своё он вполне оправдывает - индустриальные гиганты в Саратове строились ниже по Волге вместе с мостом через реку (1928-35) и железной дорогой к нему. Улица Чернышевского здесь превращается в улицу Орджоникидзе, вдоль которой встречают компактные старые ТЭЦ, мебельная фабрика, первый в СССР завод аккумуляторов (1933)...

5.


Большие начинаются дальше, и центр Заводского района тяготел к самому высокотехнологичному и экологически чистому из его предприятий - Саратовскому авиазаводу. Его бывшие владения открывают Первый жилой участок (1930-31, на заднем плане) и Заводской сквер, до 2014 года Сквер Кривохижина (это фамилия заводского директора), на опушке которого стоит странная скульптура "Диалоги о Саратове" (2015):

6.


К диалогом о своём городе саратовцы правда склонны, как мало где в России, но только вот текст на статуе какой-то непривычный. Настоящие диалоги о Саратове у местных жителей обычно звучат как-то:
-Что с нами стало?!
-Всё скупили москвичи, а Аяцков разграбил нашу область!
-Когда же в Саратов наконец приедет Варламов? Оставил бы уже свой Омск в покое! У нас тут столько грязи для него!
-Наша грязь - самая грязная грязь в России! Высшей пробы грязь!
-Они закрыли авиазавод! Где ещё такое видано?
-И всё-таки глушь мы дрожащая или право имеем?

7.


Центр авиазаводских владений на карте отмечен как Комбайн - и это тоже не случайно: на заре пятилеток в Поволжье, которое только-только оправилось от голода, а до него было главной житницей страны, куда актуальнее самолётов была сельскохозяйственная техника. В 1929-31 годах здесь был построен Саратовский завод комбайнов, и за несколько лет он успел наклепать под 40 000 различных машин для уборки хлеба. Однако не дожидаясь войны и экстренной эвакуаций предприятий, в 1937 году, после жестокой репрессивной чистки в руководстве, СЗК был перепрофилирован в САЗ. Поначалу здесь выпускали мелкими сериями всякие малоизвестные самолёты вроде Р-1, а к 1940 году остановились на самолётах Александра Яковлева, ставших основной специализацией Саратовского авиазавода до самого конца его существования. Но со времён завода комбайнов остались Первый жилучасток и пара общественных зданий в конце улицы Орджоникидзе - некогда лучший во всём Саратове кинотеатр "Темп" (1931), ныне занятый Новым драматическим театром "Версия":

8.


И целая фабрика-кухня (1930), образец чистого конструктивизма:

9.


За ней виднеется бывший ДК "Авиастроитель" 1980-х годов, ныне Городской дворец национального творчества, и я даже не знаю, для какой политической ориентации хорошим поводом пошуметь была бы такая метаморфоза - кто против многонациональности, тот обычно и СССР ненавидит ещё больше. Ещё дальше в той стороне - длинный сквер Дружбы Народов, и в конце него - администрация Заводского района да послевоенные сталинки на продолжающем ось Чернышевского и Орджоникидзе проспекте Энтузиастов.

10.


Ну, а собственно Саратовский авиазавод ныне выглядит так. Хотя многие авиазаводы бывшего СССР находятся фактически в состоянии комы без перспективы ожить, где-то (Москва) сжавшись до пары зданий, а где-то перепрофилировавшись на выпуск сковородок и дверных замков (Ташкент), только в Саратове власти решились на эвтаназию. То есть, официально авиазавода в Саратове больше нет, он ликвидирован в 2012 году, а площадка его теперь ожидает застройки. И для саратовцев это трагедия, примерно как смерть человека.

11.


На углу Орджоникидзе и Энтузиастов с 1977 года стоит "Памятник героям фронта и тыла" - стела и (макет в натуральную величину) тот самый "Як-истребитель" из песни Высоцкого. Правда, не Як-1, встречавший врага в 1941-м, а работавший по Берлину Як-3, самый лёгкий истребитель Второй Мировой (без топлива - 2,1 тонны), на котором летали многие асы и даже французы из "Нормандии-Неман". Ещё пару местных изделий я показывал в прошлых частях - учебный Як-18 Юрия Гагарина в краеведческом музее и палубный Як-38 с вертикальным взлётом на Соколовой горе.

12.


Заводской цех за ним переделали в торговый центр, и слава богу, что его хозяевам хватило ума обойтись без кощунственных в данном контексте авиационных названий. Этот молл - просто "Оранжевый", и вмещает всё на свете от фермерского рынка до концертного зала. Внутри неплохо, хотя знаю людей, которые сюда стараются не ходить из принципа.

13.


А напротив центрального входа - Памятник погибшему авиазаводу (2013) с датами жизни и краткими некрологом. При этом надо пояснить, что само ОКБ Яковлева с головным офисом в Москве вполне себе живо, и даже новый российский авиалайнер МС-21 - ни что иное, как доработанный Як-242.

14.


Дальше будет развилка - направо по горам уходит Новоастраханское шоссе к Великому Арбузному пути Р-228 "Волгоград-Сызрань", налево вдоль Волги стелится всё тот же проспект Энтузаистов. Мы ездили только по первому, но и районы вдоль второго неплохо просматриваются с гор. Зелёная высотка - контора Саратовского подшипникового завода, построенного в 1938-41 годах, и как ни странно для сочетания депрессивной отрасли с депрессивным городом - вполне себе живого с почти тремя тысячами сотрудников. Рядом - довольно необычный храм Всех Святых Российских (1999), а пустырь до Волги - это аэродром Саратов-Южный, принадлежавший авиазаводу. За рекой, что типично - Энгельс:

15.


В самой же дальней части Заводского района дымит и пылает факелом Крекинг, как в обиходе называют Саратовский нефтеперерабатывающий завод. В принципе, он не так уж и велик, среди нефтезаводов России по сути дела середняк, но нефтезаводы - это всегда и грандиозное зрелище, и большие поступления в бюджет. Пущенный в 1934 году как Саратовский крекинговый завод №4, в войну он пережил разовую бомбардировку немецкой авиацией, с распадом СССР чуть не умер, раздав слишком много продукции будущим банкротам без предоплаты, а в 1994-2013 годах принадлежал последовательно поглощавшим друг друга компаниям "Сиданко", "ТНК" и наконец "Роснефть".

16. 2012


Крекинг - не только сам нефтезавод, но и его посёлок, самый дальний и неблагополучный район Саратова. Его первый квартал ещё при Советах расселили и снесли, сочтя, что жить там опасно для здоровья, но всё же близ проходной сохранилось несколько довоенных зданий. С юга промзоны Крекинга упираются в гору Увек, а за горой - железнодорожный мост через Волгу, по которому идут поезда до Уральска и Астрахани. Железные дороги в Заводском районе образуют хитрую фигуру в виде треугольника с несколькими соединительными ветками внутри - помимо магистрали к мосту, в 1943 году через Саратов прошла Волжская рокада.

17. 2017


Вершиной "железнодорожного треугольника" служат грузовые станции Саратов-3 и Саратов-2, образующие фактическую границу Заводского района. С моей стороны было ошибкой пытаться объединить Заводской и Ленинский районы в один маршрут - и там, и там до общегородского центра через Крытый рынок весь ассортимент саратовского общественного транспорта идёт машина за машиной, а вот "малые центры" двух внешних районов связывает, как оказалось, единственный маршрут автобуса, который можно прождать и полчаса, и больше. Если бы я в один вечер решил поехать в Заводской район, а в другой - в Ленинский, то сэкономил бы суммарно часа полтора режимного времени и наснимал бы соответственно чуть больше... но зато хоть один пост о Саратове меньше 50 фотографий.

18. 2017


Вышло, что я оба района оставил на последний вечер, а сутками ранее гулял между ними. Это тоже довольно странная местность, официально относящаяся к тем же Фрунзенскому и Октябрьскому району, что охватывают Старый Саратов. Здесь даже названия улиц знакомые - Московская, Кутякова, Рабочая, Вторая Садовая, Большая Горная: железная дорога пришла сюда в 1871 году, но до Лысой горы Саратов дорос ещё раньше, и тупики этих улиц со сквозной нумерацией оказались отрезаны от центра. Саратовское Завозкалье - это узкая полоса между железнодорожной промзоной и крутыми склонами Кумысной поляны и Лысой горы, глубокие лесистые овраги которых здесь даже официально называются "ущелья". В самом крупном из них Октябрьском ущелье даже санаторий стоит, причём с живописными довоенными корпусами - пара его фотографий есть здесь в самом конце, и я бы тоже до него добрался, если бы построил маршрут чуть более по уму. И хотя формально железную дорогу здесь пересекает десяток улиц, физически переездов всего два - севернее Рабочая улица ныряет под пути, а южнее над ними проходит живописно изогнутая эстакада от улицы Степана Разина, по которой я и приехал сюда из центра на старом гремящем трамвае.

19.


За путями встречает небольшая церковь Рождества Христова (1896) - мы пока ещё в пределах дореволюционного города:

20.


Хотя на месте его деревянных предместий теперь многоэтажки и сталинки:

21.


А по разные стороны уже знакомой нам Второй Садовой - пожалуй, самые интересные здания Внешнего Саратова. Слева - Саратовский государственный технический университет, хоть и в другую эпоху построенный, но зрелищностью своего кампуса вполне достойный университетского квартала на Московской. В посте о саратовских домах и улицах я упоминал, что этот город весьма богат конструктивизмом, но СГТУ - безусловно, лучший здешний его образец:

22.


И если там же, на Московской, есть Дом с автомобилем, то здесь, в Завокзалье - Дом с трактором, вполне может быть, от того же скульптора:

23.


СГТУ открылся в 1930 году (то есть эти здания вообще 1920-х), поначалу как Саратовский автодорожный институт, и барельефы намекают на специализацию, бывшую основной в те годы - здесь готовили специалистов дорожно-строительной техники и её применения, причём судя по масштабу и качеству архитектуры - как бы не на весь СССР. С 1946 года институт прирос ещё несколькими факультета и расширился до полноценного политеха.

24.


Главный корпус отличает неимоверно мудрёная форма - на прошлых трёх и следующем кадре всё одно здание. Между его крыльев - небольшой Пушкинский скверик, названный так видимо не в честь Александра Сергеевича, а потому что пушка в нём стоит - зенитная С-60. Ещё - МиГ-21 и тонкая ракета С-25, в общем целый филиал Соколовой горы. По оружию при мне увлечённо прыгали дети - вход в кампус абсолютный свободный:

25.


Напротив за Политехнической - ещё один корпус:

26.


А мой взгляд ещё по дороге привлекло явно дореволюционное здание на другой стороне Второй Садовой, у Т-образного перекрёста с Политехнической:

27.


Это 3-я Советская больница, или, официально - Клининческая больница имени Сергея Миротворцева. Вход в неё обнаружился с другой стороны - Вторая Садовая пересекается с Большой Садовой, которая, вполне оправдывая своё название, служит главной осью завокзальных районов. Что самое смешное, обе Садовые как бы параллельны, поскольку начинаются перпендикулярно Волге, но геометрия саратовского центра такова, что пересечением двух параллельных улиц под прямым углом здесь никого не удивишь. У перекрёстка - целая станция трамваев с десятком магазинов и ларьков, куда и студент может за шаурмой сбегать, и посетитель шоколадку для родственника-пациента прихватить.

27а.


На главных воротах - Мировой Змей, но вход в них совершенно свободный. За воротами - византийский храм Святителя Луки (2009), который я бы принял за дореволюционный:

28.


Тем более больница была основана ещё до революции, и большинство её корпусов строились в 1912-24 годах:

29.


Тот, что виден со Второй Садовой, сохранил на фасаде надпись "Клиника горловыхъ, носовыхъ и ушныхъ болезней имени академика проф. Н.П. Симановскага". Это, как ни странно, актуально до сих пор - здесь находится отоларингологическое отделение, вокруг которого так и вились семейки с простуженными детьми. Я забыл сфотографировать крупным планом вон ту скульптуру женщины со змеёй...

30.


...потому что мой взгляд привлекли корпуса на другой стороне больницы. Все они по виду - тех же лет:

31.


И эта больница в углу двух Садовых улиц за железной дорогой для меня стала одним из ключевых памятников Саратова:

32.


По очень простой причине - здесь лучше всего можно прочувствовать его былой масштаб. Крытый рынок, Дом с автомобилем, Консерватория на Кирова - все они могли возникуть в принципе в любом крупном и богатом городе империи. А вот дореволюционная больница, размером не уступающая современным, могла появиться только в городе, который сам уже тогда был современного масштаба.

33.


Здесь жило 230 тысяч жителей, и согласитесь, такого размера больницу нетрудно представить в 200-тысячном городе и в наши дни? А такое сочетание размера и архитектуры - в австрийском Львове или довоенном Кёнигсберге, или других европейских городах сопоставимого масштаба: эти два я упоминаю из поста в пост лишь потому, что лучше всего с ними знаком.

34.


...На следующий день я проезжал этот район на автобусе без остановок. Понимая, что успею дотемна немногое, я решил просто залезать на Лысую гору да пофотографировать город с неё на закате. В итоге слегка прогадал - для этой цели лучше слезать в конце Московской улицы, то есть прямо за Саратовом-1, несколько севернее больницы и Политеха. У подножья там ещё и старообрядческое кладбище с Поморской моленной 1840-х годов, но самое главное - вид оттуда открывался бы точно на центр. Однако я промахнулся, и пока весь автобус обсуждал, где же мне выйти, чтобы удобнее было сделать пересадку обратно, я соскочил на очередной остановке да через микрорайоны и утопающий в грязи частный сектор поспешил наверх. Виды с Лысой горы я показывал в первой части - центр оказался наполовину скрыт соседним яром, но зато за Волгой просматривалась авиабаза в Энгельсе.

35.


Лысая гора в Саратове не чета своей киевской тёзке (хотя ведь булгаковская Маргарита, вернее её прообраз Татьяна Лаппа, родом именно отсюда!), и на её северо-восточных склонах пристроилась пара монастырей. Мужской Спасо-Преображенский монастырь представлял собой весьма внушительный ансамбль, но собор (1814-22, арх. Луиджи Руска) и храм-колокольню Иакима и Анны (1903-17) снесли в 1930-х годах при обустройстве Химдыма - Саратовского военного института радиационной, химической и биологической защиты.

36а.


А единственная церковь Дмитрия Солунского (1814-22), вернее тогда лишь ротонда её задней части, оказалась в его глубине. К 2008 году колесо истории сделало полный оборот, и конец пришёл уже СВИРХБЗу. Церковь неплохо видна с горы, но сейчас к ней и подойти не проблема.

36.


В 1848 году выше по склону, у святого источника на Вишнёвой горе, появился ещё и Алексеевский скит, в 1997 году возрождённый после советских времён в качестве женского монастыря. Одигитриевская церковь (1995-2008) на склоне прекрасно видна с Соколовой горы:

37.


Рядом зато вполне дореволюционный Алексеевский храм 1890-х. А улица, ведущая к монастырю, называется внезапно Замковая, и хотя скорее всего она, конечно же, ЗамкОвая, на кручах саратовских гор несложно представить и зАмок.

38.


Главная ось Ленинского района - это проспект 50-летия Октября, продолжение Большой Горной улицы. С одной его стороны - цепочка скверов, а с другой - стратегического вида массив из трёх приборостроительных заводов, между которыми как-то хитро затесался ещё и Саратовский жиркомбинат, к которому, быть может, для непосвящённых при Советах относилась вся промзона. Потому что делают здесь автоматику для самолётов и кораблей, само собой - в первую очередь для военных, в том числе системы разведки, оповещения и целеуказания. Некоторые их изделия, как и "Корпуса" с Соколовой горы, я впрочем показывал в посте о Гагаринском поле, куда на 12 апреля приехала небольшая выставка. Центральное предприятие из трёх - "Тантал", к одноимённому цветному металлу (который плавят в Усть-Каменогорске) имеющий отношение разве что как потребитель. Как дела на этих заводах идут сейчас - точно не знаю, но "Танталовский" ДК крепко оккупирован арендаторами.

39.


Чуть дальше - удивительно красивый корпус 1920-30-х годов:

40.


По другую сторону сквера - дома для работников этих заводов со столь характерными для Саратова закругленными углами и балконами на них:

41.


А непосредственно в скверах - детские площадки, лавочки с весёлыми компаниями да потрёпанные вандалами реплики архитектурных памятников Саратова. Это, например, часовня "Утоли мои печали" у Липок:

42.


Но вот "попробовать это в мечети (с)" не решился ни один вандал. Настоящая мечеть, имевшаяся в виду, кстати, не сохранилась:

43.


Со стороны промзоны - трамвайные пути, в какой-то момент перепрыгивающие через проспект по страшно гремящей эстакаде:

44.


Да приводящее прямо на рынок:

45.


Базар, десяток торговых комплексов, какие-то офисы, банки, учреждения - полное ощущение, что попал в центр города. Это и есть весьма наглядная иллюстрация устройства Саратова: фактически эти районы, как и Энгельс, являются пригородами, и зачем их жителям ехать в центр Саратова через эстакады и пробки, если можно поехать сюда? А потому площадь Ленина здесь похожа на площадь Ленина в Энгельсе... или на окрестности станций метро московских и петербургских окраин.

46.


Тем более Ленинский район крупнее Энгельса - там дальше живёт 270 тысяч человек, и под вечер на идущем из центра автобусе здесь садится больше людей, чем выходит.

47.


Петропавловский храм и огромный ДК "Россия" (1961) неплохо видны и с поездов - линия, причудливо змеясь по оврагам, к центру Саратова подходит по ту сторону "Тантала" и соседних с ним заводов.

48.


Так выглядит город, ставший точкой отсчёта Космической эры...

49.


И если я приеду сюда вновь, то наскребу материала ещё хотя бы на один пост - упущенные уголки центра, 300-летний дом за Глебучевым оврагом, виды с Лысой горы, далёкий Крекинг и наверное ещё что-нибудь, но на этот раз у меня по Саратову всё. В следующей части могли бы быть Красноармейск и окрестные сёла - экс-немецкие Усть-Золиха и Каменка и разгульное русское Золотое, но их я отложу до лета. Пока что времени мало, а в приоритетах - тема космоса, и в следующих частях мы отправимся в соседнюю Самарскую область.

ВОЛГО-УРАЛ-2018
Обзор поездки и оглавление серии.
Моя космическая программа. Контекст.
Саратовская область
Гагаринское поле и Лётный городок (Энгельс).
Саратов. Общее.
Саратов. Московская улица.
Саратов. Проспект Кирова.
Саратов. Набережная и улица Рахова.
Саратов. Дома и улицы.
Саратов. Соколовая гора.
Саратов. Западные районы.
Юг области. Красноармейск.
Юг области. Усть-Золиха, Каменка, Золотое.
Самарская область.
Сызрань. Советская улица.
Сызрань. Всё остальное.
Самара. От Хлебной площади до площади Революции.
Самара. От площади Революции до площади Куйбышева.
Самара. От площади Кубйышева до площади Славы.
Самара. Дворы и детали Старого города.
Самара. Запасная столица.
Самара. Непарадный восток центра.
Самара. Север города.
Самара. Безымянка.
Самара. Юнгородок и Управленческий.
Чапаевск.
Челябинская область.
Пензенская область.
Tags: Космос, Поволжье, дорожное, индустриальный гигант
Subscribe
promo varandej november 18, 10:35 110
Buy for 500 tokens
Думая о планах на 2018-й год, лишь один пункт я пока ощущаю константой, своеобразным ДОЛГОМ - это Байконур. После того, как я побывал на Семипалатинском ядерном полигоне, он остаётся моим последним крупным пробелом в Казахстане. Я уже не помню, какая по счёту это будет попытка. Кажется,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 73 comments