varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Сатка. Часть 2: Магнезит



На "уральском Диснелейнде", что построил "Кит Китыч XXI века", сюрпризы горнозаводской Сатки только начинаются. Осмотрев в прошлой части Старый город у чугуноплавильного завода, отправимся теперь в Магнезит - советскую половину Сатки на другой стороне индустриальной пустыни.

В основном Сатка выглядит так: в уральские горы вклинивается массив перекопанной земли, настоящая пустыня километров 10 в поперечнике, где вместо впадин - бездонные карьеры, вместо барханов - уходящие к небу отвалы, а каждая из трёх промзон превосходит по размеру жилую часть города. Над всей этой величественной жутью - хребет Зюраткуль (1175м) в виде спящей красавицы, а на склонах его одноимённые озеро и национальный парк c геоглифом в виде лося на горе и превращающимся зимой в Шива-лингам природным фонтаном: в прошлой части я уже писал, что Зюраткуль - это второе имя Сатки. Ну в городе с 1901 добывают магнезит - не слишком распространённый минерал, из которого делаются огнеупорные материалы:

2.


Магнезит, а в обиходе просто Посёлок - это западная часть Сатки, построенная в советское время "с нуля" за Карагайским карьером от Старого города. Почти одинаковые по размеру, друг от друга Посёлок и Старая Сатка не видны, ибо над карьером вырос ещё и отвал, и в общем каждый из них выглядит полностью самодостаточным. Над Посёлком господствуют Серп и Молот на вершине голой сопки:

3.


Въехав в Посёлок, мы с vedmed1969 сначала долго петляли по нему, узнав, что знакомые ждут нас "на Пролетарской улице, где красные фонари". Что в Сатке за квартал красных фонарей, ни я, ни Константин не представляли, и потому конечно же у нас глаза на лоб полезли, когда на действительно донельзя пролетарской улице нашим взглядам открылось ТАКОЕ:

4.


Говорят, особенно потрясающе эти красные железные деревья (главный минус которых - в том, что посажены взамен настоящих зелёных) смотрятся зимой, на свежем белом снегу. Улицу оформлял московский скульптор Иван Коржев в рамках федеральноцй программы "Развитие городской среды":

4а.


Сатка, как и Верхняя Пышма - это маленький городок с большой промышленной компанией: "Магнезит" - один из мировых лидеров в своём профиле, владеющ й десятком заводов по всему миру от Словакии до Китая. И Сатка, дающая "Магнезиту" 40% добычи - не далёкая колония, а вотчина.

5.


Ночная Сатка - странное зрелище. Ярко освещённые чистые улицы с обилием иллюминации заставляют вспомнить Москву, но только уже в 8 вечера пустынны они, как и полагается малому городу.

5а.


Фактически, Сатка - это ни что иное, как современная реинкарнация столь любимых мной "купеческих республик" царской России. С одной стороны, капитал тут сильнее государственной власти, с другой - сохраняет верность своей почве. И может быть поэтому приоритетом Сатки стало развитие малого бизнеса. Об этих реалиях неплохо писал "Коммерсант" ещё 5 лет назад, а на саткинских домах попадаются порой вот такие таблички:

6а.


К тому же, Сатка входит в программу развития моногородов, и здесь эта программа, не в пример многим другим моногородам, даёт видимые не вооружённым глазом результаты. Поэтому и Центр туризма и гостеприимства, который занимает небольшой офис на первом этаже пятиэтажки у тех самых красных фонарей, свои задачи выполняет исправно. Люди здесь работают замечательные, а нас с Ведмедом как блоггеров ещё и снабдили гидом по городу и в Пороги. Гидом оказался Олег Борисович Волков, по совместительству хозяин гостиницы "Саттурн", где я вечером и остановился на ночлег.

6.


В туринфоцентре - импровизированный музейчик, где представлен в том числе новый бренд местной культуры: "айлинская роспись", зародившаяся в селе Айлино Саткинского района. Там в 1986 году открылась школа народной культуры, и молодой преподаватель Борис Абрамов с учениками за несколько лет выработали свой неповторимый стиль. Лаковая роспись наподобие хохлому и палеха - для Урала действительно что-то новое:

7.


И в общем... нет, даже не зажиточность, а какая-то удовлетворённость жизнью в Сатке ощущается неуловимо. Квалифицированные кадры, в том числе в сферах культуры и туризма, переехавшие сюда из областного Челябинска - в Сатке обычное дело.

7а.


Весь этот современный колорит в Посёлке впечатляет больше всякой архитектуры, но и она тут есть - среди "ободранных сталинок" и хрущёвок попадаются как редкие образцы "высокого сталианса"...

8.


...так и явная довоенка с пережитками конструктивизма:

9.


10.


Главная площадь Посёлка - Сквер Славы, с разных сторон которого друг на друга глядят горно-керамический колледж:

11.


И администрация города, которую я принял бы ну максимум за школу:

12.


В самом сквере Славы, конечно же, воинский памятник:

13.


А за ним виден и архитектурный центр Посёлка - ДК "Магнезит" (1946-59):

14.


Слышал, что в год своего открытия он был признан лучшим Дворцом культуры в Советском Союзе. И если со стороны Сквера Славы Дворец весьма обычен, то на площадь и спускающийся в промзону каскад обращён удивительный фасад-ротонда:

15.


Причём в отличие от большинства домов культуры, у "Магнезита" фасад не спереди, а на боку, по сути как пристройка к зрительному залу:

16.


В ДК в это время что-то происходило, поэтому до самого зрительного зала я не дошёл, но даже на лестнице интерьеры впечатляют:

17.


Со стороны Сквера Славы притаился ещё один сюрприз - пара скульптур, одна из которых подозрительно напоминает Псоглавца:

18.


Думаю, не я один узнал в них творения Огюста Родена - "Мыслитель" и "Тень". Это даже не совсем реплики, а "оригиналы второго литья", созданные после смерти автора, но в той же самой мастерской Вальзуани и по авторским чертежам и формам. Всего в мире таких "Мыслителей" второго литья около 20, и потому конечно главный вопрос - как они попали в Сатку?! А вот так - взяли и попали. В 2011 году в горнозаводском городке проходила одна из крупнейших в постсоветской России скульптурная выставка "Творцы миров", и два Роденовских изваяния остались на Урале. Логотип "Магнезита" над ними (кадр выше) весьма красноречив:

19.


На другом конце Пролетарской - контора "Магнезита", более солидная, чем администрация, но тоже не грандиозная:

20.


Лишь на торце её - авангард: один смысл этого слова намекает применительно к "Магнезиту" на другой.

21.


Олег Борисович предложил нам посетить ведомственный музей "Магнезита", и в первый момент меня от этих слов взяла тоска: письмо на имя начальника, список группы с полными паспортными данными и моделями фотоаппаратов, строгое "представьтесь, пожалуйста!" в телефонном разговоре, очередь на проходной под злыми взглядами охраны, "что это ваши про нас понаписали?!" - всё то, что было мне знакомо по музеям космических предприятий Подмосковья. Но Сатка и тут смогла удивить: ведомственный музей со входом через фойе абсолютно общедоступен и абсолютно бесплатен. Основанный в 1967 году, буквально за несколько месяцев до моей поездки он открылся после капитальной реконструкции:

22.


Музей ещё и оснащён по последнему слову техники и отделан по последнему писку дизайна. Начали мы с лектория, лёгкие деревянные стулья которого легко трансформируются в тумбочки, а планшетный экран реагирует на специальный пульт-указку. Здесь - вступление с рассказом о предприятии, его истории и современной мощи, да интерактив для гостей, которым можно, скажем, примерить каску:

23.


Главное не пробовать на зуб брикеты магнезита, пугающе похожие на конфеты. Делаются из него самые разные материалы, но наиболее распространённый - жаропрочные кирпичи, например для облицовки плавильных печей изнутри.

24.


Музей всё же рассчитан на школьников, поэтому в его стильных тёмных коридорах на стенах рисунки различных машин и зданий - в основном "самые-самые", но при этом, как заметила экскурсовод, в них специально заложено 3 небольшие ошибки - как проверка на кругозор. Тут, мне кажется, создатели переборщили - не нашёл этих ошибок даже я:

25.


В левом зале - история: макеты машин, снаряжение горнорабочих да документы и фотографии в ящиках.

26.


Саткинский металлургический завод в 18 веке и "Магнезит", каким его построили в 1898-1901 годах:

27.


Правый зал - о производственных цепочках и работе комбината, с макетами техники и образцами продукции разных этапов:

28.


Отдельно стоит сказать об электровозе. Тут немного личного: однажды, когда я много мечтал и мало путешествовал, мне снился сон о некой узкоколейке, на которой работают "фашистские локомотивы", то есть - попавшие в СССР из поверженной Германии. Технический дизайн Третьего Рейха реально не спутаешь ни с чем, и каково же было моё удивление, когда изучая сайт Сергея Болашенко я вдруг наткнулся на узкоколейку в Сатке и узнал на тусклых плёночных фотографиях (сам тогда снимал не лучше) машины из своего сна. Не фашистские они, правда, оказались, а ГДРовские - EL2 и EL3 1950-х годов. 14-километровая узкоколейка в промзонах Сатки, ближе к Старому городу, действует до сих пор, а помимо техники нетипична для России в ней ещё и колея: построенные в 1929 году на стандартных 750мм, в 1936 её пути были перешиты на метровые.

28а. фото Зальбергерц Печокин, с сайта ЭМБ.
20080212_13754

Со стильными тёмными коридорами и залами основной части музея здорово контрастирует белый выставочный зал. В нём обнаружились две выставки - одна о Великой Отечественной, что логично было в конце апреля, другая - эпоксидные творения молодой екатеринбургской художницы Маяны Насыбулловой. Интересная в общем идея.

29.


Ну а впечатления о вотчине "Магнезита" останется, конечно же, неполным без самого главного - его индустрии. Сатка своей планировкой здорово напоминает Семипалатинский полигон или космодром Байконур, где группа обособленных площадок разбросана по многократно большему, чем они сами, пространству.

30.


С холмов Посёлка дорога со звучным названием улица 100-летия Комбината "Магнзит" спускается в низину всяких мелких промзон, работающих на городские нужды. Но посреди них - так называемый Первый квАртал, от которого остался полуразрушенный ДК Строителей за высоким забором.

31.


Геометрический центр Сатки - это Карагайский карьер, вырытый в ХХ веке на месте одноимённой деревни, полностью погребённой под его отвалами. Он разросся до вполне грандиозных масштабов - 1,5 километра ширины и 370 метров глубины, и ещё не так давно на отвале была даже официальная смотровая площадка. Она и сейчас есть, вот только дорогу к ней во время каких-то работ перепахали, так что на машине туда не заехать, а пешком в пыли и дыму идти не менее получаса. Поэтому рассудив, что карьеры Сатки (фото есть здесь) вряд ли выглядят сильно иначе, чем карьеры Алмалыка или соседнего Коркино, восхождением на отвал я пренебрёг.
В восточной части Сатки, за Старым городом, есть и другие карьеры (поменьше) да отвалы (побольше), шахты и обогатительные фабрики, а в целом промзона Сатки такая же двойственная, как и жилая часть. На кадре №2 под отвалом видны трубы Старого завода, а с другой стороны, в северо-западном углу Саткинской пустыни, стоит Новый завод. Из Посёлка виднеются трубы, слегка дымящие из-за холмов, а ближе показываются и цеха, грандиозные, как небоскрёбы:

32.


Через холмы к ним идёт грузовая канатная дорога:

33.


К которой я и направился - действующие промышленные канатки мне видеть уже доводилось (см. Стерлитамак), но не так близко! Терять бдительность там, куда я поднялся сквозь давно истлевшую "колючку", впрочем, не стоит - можно и вагонеткой по голове получить (а движутся они быстрее бегущего человека), и плечо разодрать периодически спускающимся стальным канатом.

33а.


Но моя любовь к промышленным пейзажам стоила того, чтобы поискать безопасную точку. На востоке канатка начинается с дробильно-обогатительной фабрики, которая по своместительству и конечная станция узкоколейки:

34.


С запада же на 2 километра раскинулся Новый завод, абсолютно господствующий над видимым отсюда пространством:

35.


Вагонетки везут обогащённую (то есть мелко раздробленную и очищенную от примесей) руду в пасти цехов:

36.


Ниже медленно поворачиваются вращающиеся печи - не знаю, относится ли магнезитная промышленность к цветной металлургии, но внешне эти заводы ближе всего к цементным (см. Вольск).

37.


Только от цементных заводов - плотная белая пыль, а здесь - резкий сладковатый запах, примерно как от жжёных карандашей:

38.


Не знаю, с каких пор этот завод Новый, цеха с кадров выше по виду потянут на 1980-е, однако вон на том конце площадки видны корпуса чуть ли не сталинской эпохи:

39.


Но как промзона в Сатке не исчерпывается Старым и Новым заводами, так и жилые районы не ограничиваются Старой Саткой и Посёлком. Здесь много деревенек да каких-то предместий с названиями типа Шанхай или Цыганка. Но даже у изб в Сатке есть характерная деталь - треугольное окно чердака:

40.


В Посёлке нет своей церкви, зато вот при больнице очаровательная деревянная часовенка Антонины Великомученицы (2003):

41.


У пруда между Посёлком и Старой Саткой - что-то ни то католическое. ни то протестантское, а может и баптистское, например:

42.


А между Посёлком и Западным - мечеть. Вокруг Сатки немало татарских сёл, да и до Башкирии рукой подать:

43.


Западный - это третий жилой сегмент Сатки, построенный среди лесов за пределами Магнезитовой пустыни. Беглым взглядом он симпатичен, как ЗАТО или атомград:

44.


И даже многоэтажечный микрорайон в этом чудо-городе не разочаровывает. В 2014 году "Магнезит" притащил в Сатку ещё и фестиваль стрит-арта, и три команды тогда расписали хоть и самый комфортный, но и самый невзрачный район городка. Россияне Петр Герасименко и Илья Блинов сделали два абстрактных панно о переплетении индустрии с природой (о чём без пояснения не догадаться):

45.


Самый дальний угол Западного у маршруточного "гнезда" оживили итальянцы. Стефано Бианджотти нарисовал женское лицо в окружении лебедей, а Флавио Карбонара - космонавта, ибо у них помнят, кто человечеству путь в космос проложил. А вот что справа в Златоусте и Миассе делают ракеты, а слева в Усть-Катаве - космические двигатели и агрегаты, итальянцы вряд ли знали, да и не положено им:

46.


А на полноценный новый символ Сатки потянет грандиозный Медведь от швейцарцев Кристиана Ребеччи и Пабло Тогни.

47.


И олицетворяет он вовсе не пробуждающуюся Красную Русь, а Природу, гнев которой людям лучше не будить:

47а.


Последней неожиданностью Сатки стали похожие на старых рокеров водители маршруток:

48.


И конечно же, у городка в сердце гор не может не быть красивых окрестностей. Но для природных красот апрель - не лучшее время, зато как хлещет талая вода через плотину в Порогах! О которых - в следующей части.

ВОЛГО-УРАЛ-2018
Обзор поездки и оглавление серии.
Моя космическая программа. Контекст.
Саратовская область - см. оглавление!
Самарская область - см. оглавление!.
Челябинская область.
Кыштым.
Касли.
Миасс. Старый Город.
Миасс (Автозавод и Машгородок) и Златоуст (Машзавод).
Сатка. Старая Сатка.
Сатка. Магнезит.
Пороги.
Катав-Ивановск.
Усть-Катав.
Пензенская область - ещё не написана.
Tags: "Зона заражения", "Молох", Урал, дорожное, злободневное, индустриальный гигант
Subscribe
promo varandej november 18, 10:35 110
Buy for 500 tokens
Думая о планах на 2018-й год, лишь один пункт я пока ощущаю константой, своеобразным ДОЛГОМ - это Байконур. После того, как я побывал на Семипалатинском ядерном полигоне, он остаётся моим последним крупным пробелом в Казахстане. Я уже не помню, какая по счёту это будет попытка. Кажется,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →